Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Тензин Приядарши: «Монашество ‒ это не бегство от мира»

| Еще
Тензин Приядарши: «Монашество ‒ это не бегство от мира»
На лекциях по "Сутре сердца" в Кызыле. С председателем администрации Объединения буддистов Тувы
Буяном Башкы. Фото: Саяна Монгуш.


Маленькому мальчику с десяти лет снился один и тот же сон, в котором он находился в каком-то необычном месте, а спустя несколько месяцев он оказался в буддийском монастыре в Раджгире (что в переводе означает – гора грифов) вблизи древнеиндийского университета Наланда, и там монахи ему сказали: «Наконец-то ты пришел, мы тебя ждали». Потом он жил в Калькутте, путешествовал со своими учителями. Получил монашеское посвящение от Его Святейшества Далай-ламы, который является его духовным наставником. Сегодня этот мальчик известен не только в Индии, но и далеко за ее пределами. Тензин Приядерши – буддийский монах, основатель всемирной гуманитарной организации «Праджнопая», директор – учредитель действующего под эгидой Его Святейшества Далай-ламы «Центра за этику и ценности, ведущие к трансформации» при Массачусетском технологическом институте. Обучался в Центральном институте высшей тибетологии в Сарнатхе и санскритском университете в Варанаси. Он получил степень бакалавра в области философии, физики и религиоведения в Колледже Ле Мойен, где также изучал международные отношения и японский язык. В 2003 году окончил магистратуру по сравнительной философии религий в Гарвардском университете. Тензин Приядарши изучал индо-тибетскую традицию буддизма в Индии и Непале и японскую – в Японии. Он одновременно получил и светское, и традиционное буддийское образование.

В Туве досточтимый Тензин Приядарши побывал в начале мая в рамках своего большого визита в Россию. Во время приезда в нашу республику он выступил с лекциями перед многочисленными аудиториями города Кызыла, кожуунов республики. С особым интересом лекции столь именитого гостя слушали в образовательных учреждениях Тувы. В Тувинском государственном университете с большим успехом прошли встречи со студентами университета и Кызылского педагогического колледжа. Состоялся круглый стол и в Центре буддологии и тибетологии ТувГУ, официальное открытие которого состоялось в ноябре 2012 года.

– Досточтимый Тензин Приядарши, Ваша биография не совсем обычна. Вы из очень известной семьи, получили прекрасное светское образование, как Вы нашли свой путь?

– Да, мои родители – очень влиятельные люди и они не были в восторге от моего выбора, но поскольку ни они не могли убедить меня в том, что я не должен становиться монахом, ни я не мог убедить их в правильности своего выбора, то я предложил выступить перед всеми родными и убедить их в правильности своего решения. Родители сказали мне – мало того, что мы не понимаем твоего решения, оно остается непонятным и для всех членов нашей семьи. Так в 12 лет я прочитал свою первую публичную лекцию в защиту буддийского монашества. На лекции присутствовало около 150 человек, из них 60 – члены моей семьи, мои родственники, а остальные – просто любопытствующие. Наверное, эти было самое важное выступление в моей жизни. В глазах людей я не был буддийским монахом, а всего лишь 12-летним мальчиком. Многих присутствующих на моей лекции я убедил в важности монашеского пути, но при этом многие говорили, что своими действиями я доставляю своим родителям колоссальную боль.

В результате мне пришлось пойти на компромисс – помимо монашеского, я должен был также получать и светское образование. Кроме того, родители поставили мне условие не брить голову, как подобает монахам, и никогда не появляться с вместе ними на публике в монашеских одеждах.

Затем я учился в Гарварде, и родители надеялись, что моя учеба в США отвратит меня от монашества, но получилось наоборот. Потом, позднее, в Индии родители получили письмо от Его Святейшества Далай-ламы, в котором он просил их разрешить мне следовать своим путем.

Тензин Приядарши: «Монашество ‒ это не бегство от мира»
Молитва на руинах буддийского монастыря Устуу-Хурээ близ Чадана.

Родители приехали в Гарвард на вручение диплома и увидели, как мне в торжественной обстановке вручали диплом об окончании университета. На выпускной церемонии, поскольку я окончил Гарвард с отличием, меня попросили выступить перед огромной аудиторией в 15 тысяч человек. На мне была черная мантия, и когда я снял ее, под ней было монашеское одеяние. Родители впервые видели меня в монашеских одеждах, впервые увидели, как меня слушает огромная аудитория. Я говорил о важности академического образования, о том, что мы должны способствовать миру на Земле… Наверное, тогда родители поняли, что мое обращение в буддизм не было попыткой уйти от ответственности – я преследовал совсем другую цель... Ведь подчас люди думают, что буддийское монашество – это бегство от ответственности, хотя это совсем не так… После этого родители стали поддерживать меня на протяжении последующих лет. В целом моя семья до сих пор с трудом принимает выбор, отданный мной в пользу монашеской жизни, но все же принимает. В настоящее время отца уже нет в живых, в нашей семье осталась мама и две мои сестры.

– Как все же Вы сочетаете светскую и духовную жизнь?

– Мне постоянно приходится это делать. Кроме того, я – большой поклонник святого Франциска Ассизского, который говорил: «Монахи, вы должны носить свой монастырь в себе». Конечно, есть трудности, сопровождающие жизнь в светском обществе, но я их преодолеваю.

– В 1997 году Вы представляли буддийскую традицию на встрече с Папой Римским Иоанном Павлом II, участвовали в диалогах с архиепископом Десмондом Туту, Папой Римским Бенедиктом XVI, Гьялвангом Кармапой и другими религиозными лидерами. Какие у Вас отношения с нынешним Папой Римским?


– Я рыцарь ордена Франциска Ассизского и стараюсь принимать активное участие в межрелигиозных диалогах. Все, что делал Франциск Ассизский для людей, очень хорошо резонирует с буддизмом. В мире есть целая категория людей, которые принадлежат всем, независимо от их конфессиональной или национальной принадлежности. Это – мать Тереза, Его Святейшество Далай-Лама и другие. Та близость, которую я испытываю к Папе Римскому, связана с личностью Франциска Ассизского.

– Вы читаете лекции по буддийской философии и социально-политическим вопросам в разных странах мира, в том числе в Американской академии гуманитарных и точных наук. Как Вас воспринимают студенты?

– Достаточно хорошо, они понимают, что принципы, о которых я рассказываю, важны для всех. Как говорит Его Святейшество – в буддизме есть аспекты, которые полезны всем людям, не только буддистам. Буддийскую философию можно изучать и в светских образовательных учреждениях. Говорю своим слушателям, что мы не живем в изоляции друг от друга, мы излучаем свои эмоции и чувства в пространство, при этом они передаются другим, они «заразительны». Поэтому наша личная ответственность заключается в необходимости создания благоприятной обстановки вокруг нас. Кстати, сегодня выяснили, что отрицательное состояние ума негативно отражается на нашем здоровье. Так, гнев и страх ослабляет иммунную систему, и это – результаты научных исследований. Но если вы научитесь переводить свое негативное состояние в позитивное, то это повлияет на ваш творческий потенциал, вы откроете свои внутренние ресурсы, будете иметь возможность улучшить свою жизнь и жизнь окружающих. Мы все время стремимся к инновациям, желая улучшить мир вокруг себя, но надо изменить свой внутренний мир.

Тензин Приядарши: «Монашество ‒ это не бегство от мира»
Благословение места строительства статуи Будды Шакьямуни на вершине горы Догээ. Кызыл, Тува.
Фото: Саяна Монгуш.


– Вы получили степень бакалавра в области философии, физики и религиоведения, как это сочетается? И как Вы пришли к идее создания центра, который возглавляете?

– В университете я выбрал для изучения религиоведение, но физика меня тоже очень интересовала. Кроме того, я имел возможность изучать и западную философию, в том числе немецких философов – Гегеля, Канта, Шиллера, Шопенгауэра.

Его Святейшество Далай-лама – мой духовный наставник. Я учился под его руководством и в своей работе руководствуюсь его видением. «Центр за этику и ценности, ведущие к трансформации» при Массачусетском технологическом институте был основан с опорой на идею Его Святейшества о необходимости продвигать в обществе общечеловеческие ценности. Я попросил о содействии шесть лауреатов Нобелевской премии, они согласились. Потом встал вопрос – чье имя должен носить такой центр. Мы все договорились, что центр должен носить имя человека, который нас вдохновляет, в тот год французы проводили соцопрос, в попытке выяснить, кто самый популярный человек на Земле. И на первое место вышел Его Святейшество Далай-лама. Сегодня центр при Массачусетском университете – единственный центр в мире, который носит его имя.

– Вы говорите о формировании нравственного чиновника, насколько это возможно в современном мире, в средствах массовой информации разных стран постоянно публикуются сюжеты, связанные с коррупцией тех или иных высокопоставленных деятелей?

– Нравственный чиновник – я в это верю. Даже когда беседую с бюрократами. Почему? Бюрократия – это система. Но что такое бюрократия, как она возникает? Система не отделима от самих чиновников − хотя они ее не создавали, но они ее увековечили. Они тем самым оказывают медвежью услугу самим себе. Процесс воспитания нравственных чиновников – это длительный процесс, нельзя изменить все сразу. Но сейчас мы находимся на таком этапе человеческой истории, когда изменения необходимы. Сейчас такое переломное время, что очень важно не позволять себе цинизма. Я вижу, что часто даже люди образованные могут быть циничными. Но это – не решение проблемы, нужно воспитывать в себе духовное начало, все зависит от самих людей, стержень их развития – в них самих.

Беседу вела Хомушку О.М., д.филос.н.
Тувинский государственный университет


Сокращенная версия статьи опубликована в газете "Тувинская правда"


Видео по теме:




В России, по приглашению верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и фонда "Сохраним Тибет", находится с визитом буддийский монах и общественный деятель Тензин Приядарши, директор-учредитель действующего под эгидой Далай-ламы «Центра за этику и ценности, ведущие к трансформации» при Массачусетском технологическом институте. В интервью Роману Сухоставскому он рассказал о программе визита и ответил на вопросы о буддизме и индуизме.
Просмотров: 4825  |  Тэги: Тува, Тензин Приядарши

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Май 2013    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru