Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Далай-лама побеседовал с монахами из Шри-Ланки

22 марта 2015 | Версия для печати
| Еще
Нью-Дели, Индия, 19 марта 2015 года - Уже почти неделю в Дхарамсале держится очень холодная и влажная погода. Тем приятнее было Его Святейшеству Далай-ламе прилететь в теплый Дели. Сегодня утром он побеседовал с делегацией старших монахов из Шри-Ланки. Во время встречи среди прочих вопросов затронули и тему винаи, или монашеской дисциплины.

Далай-лама побеседовал с монахами из Шри-Ланки
Его Святейшество Далай-лама и буддийские монахи из Шри-Ланки.
Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Сердечно поприветствовав монахов, Его Святейшество сказал: «Мы все последователи одного учителя – Будды. В наши дни, когда приверженцы научного подхода выражают определенные сомнения относительно религии, многие из них, одновременно, питают живой интерес к некоторым аспектам учения Будды. Он учил не только о будущих жизнях, но и о том, как нам стать счастливыми в этой жизни, вот почему его учение сообразуется со светской этикой. Как говорят некоторые ученые-философы, буддизм можно рассматривать как одно из направлений гуманизма».

Его Святейшество объяснил, что когда он беседует с другими людьми, не важно, с кем и откуда, он чувствует себя таким же человеком, как все остальные. Считать себя особенным, отличающимся от других, значит отдаляться и возводить стену между собой и другими, что ведет к изоляции и одиночеству. Со своей стороны, монахи из Шри-Ланки отметили, что в состав их делегации входят три главы трех основных буддийских школ Шри-Ланки – Рамания-никаи, Амарапура-никаи и Сиам-никаи, а также члены монашеского ордена Асгирия и президент «Общества Махабодхи».

Один из членов группы сказал: «Вчера мы целый день посвятили обсуждению винаи. Мы сравнивали традиции тхеравада и муласарвастивада, которые являются традициями винаи соответственно на Шри-Ланке и в Тибете, и не обнаружили между ними существенных различий».

Монахи выразили единодушное желание огромного числа жителей Шри-Ланки принять Его Святейшество Далай-ламу у себя в стране. Он ответил, что не только с большим удовольствием примет приглашение, но также будет очень счастлив, если монахи Шри-Ланки приедут, чтобы обменяться взглядами с тибетскими монахами. Он заметил, что в целом находится в добром здравии, единственное, что его беспокоит – это колени, из-за них ему трудно спускаться и подниматься по лестницам, но добавил, что если понадобится, он будет говорить и сидя в инвалидном кресле.

Что касается путешествий за границу, Его Святейшество сказал: «Я никогда не стремлюсь распространять буддизм в небуддийских странах, одна из причин тому – уважение, которое я питаю к другим религиям, другая – желание способствовать межрелигиозной гармонии. Будучи буддистами 21-го века, мы все должны знать, что такое нравственность, сосредоточение и мудрость. Мы обязаны понимать, как буддийское учение о бессамостности соотносится с воззрениями квантовой физики».

Далай-лама побеседовал с монахами из Шри-Ланки
Его Святейшество Далай-лама дарит члену шриланкийской делега-
ции статую Будды. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
Его Святейшество упомянул, что для подготовки к экзамену на степень геше ему понадобилось лишь 13 лет, тогда как многие тратят на это около 20 лет, а в прошлом в Тибете обучение нередко занимало 20-30 лет, и только потом монахи допускались до сдачи экзамена. Шри-ланкийские монахи ответили, что согласно их системе титулы и степени присваиваются сходным образом – после 10 лет обучения ставира становится теро, а затем по прошествии еще 20-30 лет монах удостаивается степени махатеро. Все собравшиеся дружно согласились, что необходимо встречаться и обмениваться мнениями чаще.

Его Святейшество рассказал, что хотел бы найти способы, чтобы просвещать обычных людей о том, что в действительности настоящий источник счастья находится у нас внутри, что внутренние ценности питают покой ума. Затем он отдал должное мудрости Четырех благородных истин и тому, как в санскритском каноне объясняются их 16 характеристик. Старейший из шриланкийских монахов одобрительно отозвался о нынешнем обмене взглядами и заметил, что если бы каждые два месяца монахи неукоснительно проводили ритуалы покаяния и очищения, то это пошло бы на пользу монашескому сообществу.

На вопрос Его Святейшества о конкретном произведении, на которое буддисты Шри-Ланки опираются, чтобы развить мудрость, они упомянули «Висуддхимаггу» или «Путь очищения» Буддхагхоши. Его Святейшество заметил: «Мы духовные братья, последователи Будды Шакьямуни, но вы его старшие ученики. Я часто говорю, что китайцы тоже старшие ученики Будды, а тибетцы младшие. Однако тибетцы восполнили разницу в возрасте глубиной изучения и понимания. Я убежден, что нам есть чему поучиться друг у друга, и мы положили тому хорошее начало».

Члены делегация из индийского штата Гуджарат попросили Его Святейшество и верховных монахов Шри-Ланки высказать свои взгляды о проекте возрождения древних буддийский мест паломничества. Его Святейшество ответил: «Поскольку это священные места буддизма, было бы хорошо, чтобы в них были представлены современные буддийские страны. Вы можете продемонстрировать, что даже через 2 600 лет после того, как Будда жил и проповедовал в Индии, его учение продолжает процветать во многих уголках мира. Но нужно не просто возрождать достопримечательности для паломников и туристов, намного важнее создавать возможности для обучения, образовательные центры, где люди могли бы узнать больше о санскритском и палийском канонах буддизма».

Далай-лама побеседовал с монахами из Шри-Ланки
Его Святейшество Далай-лама на встрече с американскими дипло-
матами. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
На встрече с дипломатами США, работающими в восьми разных странах, которые собрались в Нью-Дели на семинар, Его Святейшество сказал: «Я часто говорю о том, что США – ведущая держава свободного мира. Однажды во время перелета из Европы в Америку мне попалась на глаза статья в газете о том, что экономика США приходит в упадок, тогда как экономика Китая бурно развивается. На встрече с президентом Обамой я упомянул о своем беспокойстве по поводу последствий, которые это может вызвать в странах свободного мира. Он меня успокоил, сказав, что экономика США намного крепче, чем это представляется некоторым, и намного мощнее китайской экономики. Я почувствовал некоторое облегчение после его слов.

Значение Индии, самой густонаселенной демократической страны мира, также трудно переоценить. Эта многосоставная страна доказала, что межрелигиозная гармония вполне осуществима на практике. И наконец, Япония – самая технологически развитая азиатская демократия. Отношения между этими тремя странами крайне важны. Я говорю это не для того, чтобы очернить Китай. Я искренне верю, что Китай в конце концов станет страной свободного мира, но на это уйдут десятилетия».

Отвечая на вопросы участников встречи, Его Святейшество объяснил, что китайские коммунисты, по всей видимости, больше заинтересованы в вопросе о его следующей реинкарнации, чем он сам. Их интерес был бы более убедительным, если бы они сперва нашли реинкарнации Мао Цзэдуна и Дэна Сяопина, а уж потом беспокоились о следующем Далай-ламе. Он повторил заявление, сделанное еще в 1969 году, что существование Пятнадцатого Далай-ламы будет зависеть от пожеланий тибетского народа.

В том, что касается влияния, которое оказали последние события на жителей Тибета и их традиции, Его Святейшество заметил, что пока еще рано судить. Однако он предупредил, что не стоит слишком привязываться к родным традициям, ведь это может привести к фанатичному делению на своих и чужих, что, как правило, кончается весьма плачевно. Он предложил своим слушателям поразмышлять над конфликтом между суннитами и шиитами в нескольких мусульманских странах. C улыбкой Его Святейшество заметил, что даже среди тибетских буддистов происходят некоторые трения, например сторонники поклонения Шугдену называют его «фальшивым» Далай-ламой. Он рассказал, что они потрясают плакатами с его фотографией, на которой он изображен в мусульманской тюбетейке, и заявляют, что это свидетельство тому, что Далай-лама мусульманин, а не буддист. А он сам объясняет это тем, что любит посещать священные места последователей других вероисповеданий и покрыть свою голову при посещении мечети – это дань уважения обычаям другой веры.

Его Святейшество сказал: «Я сам по неведению совершал практики поклонения Долгьялу (Шугдену) с 1951 по 1970 годы. Затем я предпринял расследование и обнаружил, что Пятый Далай-лама называл Шугдена злым духом. Я понял, что если буду идти тем же путем, что и сторонники Шугдена, то и вправду сделаюсь фальшивым Далай-ламой, выполняющим практики, которые противоречат традициям моим предшественников».

Далай-лама побеседовал с монахами из Шри-Ланки
Его Святейшество Далай-лама с американскими дипломатами.
Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ)
На вопрос об отношениях между сторонниками подхода Срединного пути и приверженцами полной независимости Тибета, Его Святейшество сказал, что большинство молодых, образованных тибетцев, реалистично воспринимающих происходящее, поддерживают подход Срединного пути, а сторонников полной независимости назвал идеалистами. Он добавил, что в 7-9 веках на Востоке существовало три великих империи: китайская, монгольская и тибетская. В прошлом веке сторонники жесткой линии в руководстве Китая заявили, что Тибет стал частью Китая в результате политического союза, заключенного еще в те давние времена. Затем, они сделали абсурдное заявление о том, что Тибет стал частью Китая, когда обе эти державы попали под монгольское влияние в 13-м веке. Таким образом, по словам Цзян Цзэминя, можно считать Тибет частью Китая с древних времен.

«Вполне возможно, что остаться частью Китая будет в интересах Тибета, если Китай обеспечит его материальное развитие. Но только при условии, что китайцы предоставят Тибету свободу сохранить родную культуру, которая может принести пользу всему земному шару как культура мира и сострадания».

Его Святейшество рассказал о беседе, которая состоялась у него с одним из сторонников независимости Тибета. Пусть Китай не собирается просто так даровать Тибету независимость – это ясно. Тибетцы должны за нее сражаться. Тогда встает вопрос о покупке оружия, но даже если тибетцы смогут найти желающих его продать, как они будут расплачиваться? Решив эту проблему, оружие надо будет доставить в Тибет. Как это сделать? Определенно не через Индию или Непал, и скорее всего, не через Бутан. И даже если они найдут путь для поставок оружия, как быть с потерями: ведь даже тысяча убитых для тибетцев уже слишком много, тогда как для Китая и сто тысяч будут едва ощутимы. Его Святейшество сказал, что его собеседник покинул комнату в слезах.

На вопрос, возможно ли способствовать примирению в спорах других людей, Его Святейшество ответил, что вместо того, чтобы сосредотачиваться на различиях между нами, мы должны делать упор на том, что нас объединяет как людей. Он подчеркнул необходимость оставаться реалистичными и полагаться на здравый смысл, еще раз повторив, что США и другие развитые страны обязаны вести весь остальной мир в сторону демократии.

Перевод: Ольга Селезнева
Просмотров: 2345  |  Тэги: Далай-лама, Индия

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Март 2015    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru