Халха Джецун Дамба Богдо-геген Ринпоче IX после встречи с Его Святейшеством Далай-ламой XIV в Монголии, ноябрь 2011. Фото: mahayana.ru
Его Святейшество Далай-лама, завершивший сегодня свой визит в столицу Монголии, Улан-Батор, убежден в том, что глава монгольских буддистов Халха Джецун Дамба Богдо-геген Ринпоче переродился в Монголии. Об этом он заявил, отвечая на вопросы журналистов на заключительной пресс-конференции 23 ноября 2016 г.
«Я убежден, что его новое воплощение родилось в Монголии», ‒ заявил Его Святейшество Далай-лама, чьи слова приводит официальный англоязычный сайт духовного лидера dalailama.com.
Его Святейшество Далай-лама рассказал, что «предыдущие воплощения Джецун Дампы в прошлом были очень близки к Далай-ламам».
«Я знал Девятого Джецун Дампу с детства, ‒ пояснил он. ‒ Накануне своей кончины он спросил меня, где ему надлежит умереть, чем немного меня удивил. Однако во время нашей последней встречи, когда его здоровье уже пошатнулось, я сказал ему, что для него было бы важно переродиться в Монголии. Учитывая значимость его реинкарнации и памятуя о том, что он мой личный друг, я чувствую ответственность за то, чтобы позаботиться о его [новом] воплощении».
При этом Далай-лама отметил, что «мальчик сейчас еще очень мал, и нет нужды спешить с обнародованием [его имени]. Когда ему исполнится три, четыре или пять лет, мы посмотрим, как будут обстоять дела. Возвести маленького ребенка на высокий трон ‒ не самое важное. Куда важнее предоставить ему возможность учиться, стать образованным, чтобы он мог вносить свой вклад в процветание буддийской Дхармы».
Духовный лидер монгольских народов Халха Джецун Дамба Богдо-геген Ринпоче IX ушел из жизни 1 марта 2012 года, после чего в течение пяти дней находился в состоянии посмертной медитации тукдам.
Тукдам (тиб. святой ум) ‒ посмертное состояние, в котором опытный тантрический практик, при жизни занимавшийся медитациями стадии завершения анутарайога-тантры, способен распознать наитончайшее сознание ясного света, которое становится для него объектом медитации. Несмотря на то, что факт смерти уже зафиксирован, а сердцебиение и кровообращение остановились, тело такого практика сохраняет свежесть вплоть до момента окончательного выхода тонкого сознания из тела. Это состояние пока не имеет научного обоснования.Его Святейшество Далай-лама неоднократно рассказывал о кончине духовного лидера буддистов и его пребывании в состоянии посмертной медитации.
Его Святейшество Богдо-гэгэн IX Джебцзундамба-хутухта (1932 г. – 1 марта 2012 г.)
1 марта 2012 г., на восьмидесятом году жизни, после тяжелой и продолжительной болезни, оставил этот мир Его Святейшество Богдо-гэгэн IX Джебцзундамба-хутухта (Джецун Дамба Халха Ринпоче) – духовный лидер монгольских народов, глава и Учитель буддистов Монголии и многих буддистов других стран, выдающийся религиозный ученый и практик.
Джецун Дампа Халха Ринпоче родился в районе Лхасы в 1932 г. в семье фермеров. Когда ему было 4 года, регент Ретинг Ринпоче и оракул Нэчунг признали его как перерождение Богдо-гэгэна VIII – последнего теократического монарха Монголии. В Тибете и Монголии ситуация для объявления этого была неблагоприятной, поэтому интронизация не проводилась. Дилова-хутухта (Тэло Ринпоче) XI Жамсранжав, ранее встречавшийся с Богдо-гэгэном VIII, приехал в Лхасу и встретился с ребенком.
Приняв обеты послушника, мальчик получил имя Джампел Намдол Чокьи Гьялцен (Жамбалнамдолчойжижалцан). В 7 лет поступил в монастырь Дрепунг, 14 лет изучал там философию, получил ученую степень геше лхарампа, практиковал в затворничестве. Посетил монастырь Тактен Пунцоглинг, где занимался религиозными и организационными делами. В 1959 г. эмигрировал в Индию. Там получил учения от высоких лам школ Гэлуг, Ньингма, Кагью и Сакья. С конца 1960-х гг. до 1970-х работал на радио и в Тибетском доме в Дели. В 1981 г. поселился в Манипате, Индия. В 1986 и 1994 гг. посещал Тибет. Позже неоднократно выезжал в другие страны, где даровал учения и основал ряд буддийских центров: в Россию, США, Канаду, Сингапур, Швейцарию, Венгрию и др.
В 1991 г. официальные лица и ламы Монголии выразили желание пригласить Джебцзундамбу. 20 сентября 1991 г. Далай-лама письменно подтвердил подлинность его девятого перерождения. Интронизация была проведена в Дхарамсале в 1992 г.
В 1995 г. Джебцзундамба-хутухта основал резиденцию Тактен для сохранения буддийской Дхармы. Он учил многим темам, особенно – практике Чод. В 1997 г. Далай-лама передал ему, как главе Джонанг, монастырь Джонанг Тактен Пунцог Чойлинг в Симле, Индия.
В 1999 г. Богдо-гэгэн неофициально посетил Монголию. В 2009 г. он был официально приглашен в главный монастырь Монголии – Гандантэгчэнлин. Снова приехал в Монголию в 2010 г. и получил монгольское гражданство. 2 ноября 2011 г. был официально провозглашен главой буддистов Монголии и Ассоциации буддистов Монголии.
Те, кто общался с Его Святейшеством Богдо-гэгэном IX, помнят не только глубокие учения, которые он даровал, не только мудрые наставления и ответы на вопросы – всегда точные и понятные, будь то по философии или жизненным проблемам. Стремясь делать всем добро, Его Святейшество буквально излучал душевную теплоту и заботу, которые невозможно забыть. Следует молиться, чтобы Его Святейшество Джебцзундамба-хутухта скоро вернулся в Монголию в своем новом перерождении.
Фрагмент диалога Его Святейшества Далай-ламы с учеными в университете Лозанны в рамках конференции по вопросам старения и умирания, где, описывая состояние посмертной медитации (тугдам), Далай-лама рассказывает об уходе из жизни Богдо-гэгэна IX. 15 апреля 2013 г.
Расшифровка видео:
...Вот еще один довольно интересный случай, произошедший в прошлом году с одним тибетским ламой, который исторически является верховным ламой в Монголии. Пока этот лама был здоров, и тело его было полно сил, монгольское правительство не разрешало ему ни жить в Монголии, ни даже приезжать в страну. Когда же наконец монгольское правительство дало разрешение, то тело ламы стало уже немощным, он почти не мог разговаривать. Он считается величайшим духовным лидером, но старость не пощадила и его. Он уже умер, не помню точно дату… В любом случае, в конце прошлого года по тибетскому календарю, он позвонил мне и сообщил, когда и где он умрет. Я попросил его не умирать прямо сейчас, в конце года по тибетскому календарю, поскольку это считается неблагоприятным. Я просил его подождать до начала нового года и обязательно умереть в Монголии. И вот его смерть произошла в точности согласно моим пожеланиям. Несмотря на то, что физически он был очень слаб, он прожил еще около восьми дней.
В тот самый день, когда он умер, я получил известие из Монголии, что он умер, но тело остается свежим. Я немедленно отправил своего посланника с хадаком, белым шарфом. До Монголии добраться не так-то просто. Из Индии нужно лететь в Корею, затем из Кореи в Монголию. Не близкий путь, многочасовой перелет. Из Монголии мне сообщили, что тело остается свежим, и я сказал им, что пока до вас не доберется мой посланник, не беспокойте тело. На четвертый или пятый день из носа умершего ламы вышла какая-то жидкость, меня спросили, является ли это показателем начала разложения и спросили, что делать. Я сказал, что это не имеет значения, продолжайте сохранять тело. В тот же день вечером до них добрался мой посыльный. Как только он положил посланный мной хадак на тело, немедленно началось разложение. Все это выглядит очень странно. Его смерть в Монголии контролировалась из Индии (смеется). Все это очень странные явления. Загадочные вещи. Подобные вещи очень трудно объяснить без привлечения понятия о существовании разных уровней сознания. Ну и в данном случае, конечно, должна была быть какая-то связь на мистическом уровне. Вот так. Когда я умру, кто будет меня контролировать? Я не знаю...
11:30 (Улан-Удэ) – Храм Тубтен Шедруб Линг. Каджог Ринпоче. Практика «Мигзем» накопление 100 тысяч восхвалений Чже Цонкапы ко дню празднования «Чула байырлалы». Очно в Туве.