Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Дом для Лотоса

15 ноября 2006 | Версия для печати
| Еще
Песчаная мандала - это дворец Будды сострадания. Его строят, чтобы получить благословение божества, и разрушают, чтобы показать бренность всего сущего.

Тибетские монахи говорят: «Самое трудное – построить первую мандалу, дальше проще». Создание мандалы из разноцветного песка, возведение Дворца Будды – искусство кропотливое и фантастическое. Дворцов существует великое множество, и все они посвящены просветленным существам, буддам (будда – существо, достигшее просветления; в более узком смысле эпитет Сиддхартхи Гаутамы. – «НГР»).

C 15 по 22 октября в Музее Рериха прошел Международный фестиваль «Тибет-2006». Буддийские монахи строили здесь мандалу из цветного мраморного песка, посвященную Будде Сострадания.

День накануне закрытия фестиваля посвящается созерцанию уже достроенной мандалы. На следующий день ее должны были разрушить. Благословленный многодневными ритуалами песок будет разметан, искусно созданное великолепие исчезнет. Все в этом мире бренно, и разрушение мандалы свидетельствует о том, что на пути к истинному виденью даже самая красивая картинка – только символ, прах, в конечном счете – ничто. Люди приходят попрощаться с обителью божества, и число их все растет.

А пока в зале царствует почтительная тишина. Народ безмолвствует: некоторые истово и молча кладут поклоны, стоя на коленях, кто-то благоговейно созерцает, кто-то просто глазеет: эзотерика – это же так интересно... В зал, где таится сокровище, люди проходят молча, многие снимают у стены обувь из уважения к возведенному Дому божества. Некоторые так и не сняли ботинки, и от этого возникает ощущение, что все участники этой мистерии делятся на посвященных и невежд: одни босые, другие обутые. Присутствующие обходят мандалу круг за кругом и тихо переговариваются.

– Маня, ну что, полегче тебе?
– Как рукой сняло.
– Я же тебе говорила! Надо будет Валю сюда привести, пока они все это не разрушили, пусть посмотрит, а то у нее голова часто болит…

Рядом немыслимой красоты алтарь, на нем семь чаш с водой, цветами, благовониями, свечами и сладостями. Божествам наши подношения не нужны, они нужны в первую очередь самим ищущим просветления. Так накапливаются заслуги и мудрость…

Играет ненавязчивая восточная музыка. Монахи из буддийского монастыря Дрепунг Гоман Дацан уходят в соседний зал отдохнуть и попить кофе из пластиковых стаканчиков. Монастырь находится в Индии, в штате Карнатака, но Россия для многих совсем не чуждый край. Кое-кто из них прекрасно говорит по-русски: это Эрдем Инкеев из Бурятии, учившийся когда-то русскому языку в школе. Все они прошли многолетний курс обучения буддийской философии. Для постройки мандалы их тщательно отбирали: ведь ее возводят по памяти, и работа эта безмерно ответственна. Монах Эрдем Инкеев, один их «зодчих», объясняет, что специального курса возведения дворца Будды в монастыре нет, это особое искусство, ему учатся отдельно.

Расположенная на полу мандала прекрасна. В сердцевине – восьмилепестковый цветок лотоса, несущий в себе будд. Лотос – трон для божеств. Пусть болотная вода мутна и грязна, цветок для просветленных существ – незапятнан и чист. Его восемь лепестков символизируют восемь спиц сердечной чакры, «колеса ума». Сердцевина мандалы – трон Просветления.

Четыре диагональные линии, разделяющие дворец, это – четыре покоя для четырех будд, преобразующих зависть, гордость, гнев и неведение. В мандале – четыре входа, это большой дворец. Южный, желтый вход таит драгоценность – восьмигранный камень, представленный на мандале шестью разноцветными точками. Это восемь сторон света и Благородный Восьмеричный Путь. По обе стороны от каждого входа – сияющие сосуды, в которых растут чудесные деревья, исполняющие желания всех существ. Их корни – в царстве полубогов, а кроны и плоды – в небесах божеств.

Когда-то в древнем Тибете мандалы строились из яшмы, кораллов, бирюзы и жемчуга: ведь они – подношение просветленным существам. Теперь материал для построения Дома Будды – мраморная крошка, похожая на песок. Ее просеивают и окрашивают гуашью или акварелью, так что «песчаными» мандалы называют условно. Кажется, что сияют они не хуже прежних яшмовых и жемчужных чертогов, тех, что строили когда-то монахи в Тибете.

Сложная архитектура Дома Будды, его удивительные символы и яркие краски – отражение внутреннего дома души, созидающегося трудами и стремлением к просветлению. В России монахи строят дворцы-мандалы, чтобы показать людям то, что на самом деле есть и в душе человеческой, и в буддийской культуре.

Эрдем Инкеев сетует, что нынче пышным цветом цветет так называемая «эзотерическая литература», прививающая российским читателям ложный взгляд на буддийское учение. Так что создание мандалы – это попытка просветить народы, довольно смутно представляющие себе, что такое иная традиция и для чего она нужна.

Народ начинает уставать. Но некоторые все так же благоговейно продолжают ходить по кругу, не отрывая глаз от яркого дворца на полу. Кто-то по-прежнему неутомимо бьет поклоны. Вышедший к людям монах в красном одеянии начинает проповедь почему-то о вреде чревоугодия. Народ слушает почтительно, неясно, для чего все это затеяно, зато зрелище необычное. Завтра, перед разрушением мандалы, населяющих ее божеств попросят вернуться в небесные обители. Освященный молитвами мраморный песок сметут в большую чашу. Часть его раздадут участникам ритуала – это целебная память о Доме, в котором жили будды.

Благословение будет испрошено, мандала создана и рассеяна. Учение о непостоянстве и непривязанности проиллюстрировано самым наилучшим способом. Будда Сострадания освятит российскую действительность, которая явно в этом нуждается.

Монахи все так же пьют кофе и отрывисто беседуют между собой. Кто-то из зрителей исподтишка фотографирует обреченный на разрушение дворец. Это будет только завтра. Пока он нетронут. По сути дела, он и не может быть разрушен, даже если его сметут… Его место – внутри души, а не снаружи. История исчезновения и возрождения мира продолжается.

Народ расходится по домам. На сегодня мистерия окончена.

Источник:

Надежда Муравьева
Фото: Арсения Максимова
НГ Религии
Просмотров: 4260  |  Тэги: буддизм, буддийский

Комментарии:

Рыгдылон (Гости) | 17 ноября 2006 10:18  
"Эрдем Инкеев из Бурятии, учившийся когда-то русскому языку в школе" LOL
Да большинство бурят русский с детства знает, ещё до школы!

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Ноябрь 2006    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru