Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Eше Лодой Ринпоче о добросердечии и сострадании

27 ноября 2006 | Версия для печати
| Еще
"Добросердечие и сострадание как общечеловеческие ценности, ведущие к возникновению и укреплению взаимопонимания и согласия между людьми"

Выступление профессора Еше Лодоя Ринпоче, председателя Буддийского Центра "Ринпоче-багша" на круглом столе «Вечные ценности как путь к согласию и взаимопониманию» в Культурном центре "Новый Акрополь"

Я хочу выразить свою благодарность Культурному центру «Новый Акрополь» за то, что меня сегодня сюда пригласили, спасибо Вам. Так же я хочу выразить свое огромное уважение всем, кто присутствует в президиуме, представителям религиозных конфессий, больших ученых, которые рассказали нам сегодня так много нового, интересного и важного. Спасибо Вам. Я был очень рад и вдохновлен услышать те великие истины, о которых Вы говорили.

Тема, о которой мы сегодня говорим – это тема о взаимопонимании и согласии между людьми, между различными религиозными конфессиями. Пришло время говорить об этом, пришло время для осознания этих вещей в нашем обществе. Мы все являемся свидетелями тому, что во всем мире происходит очень быстрый научный, материальный прогресс. В тоже время, вместе с этим научным, материальным прогрессом очень важно, чтобы наш внутренний духовный мир так же двигался вперед. Духовное развитие является важным для всех нас на сегодняшний день, потому что материальное не может принести нам желаемого счастья, не сможет принести того, что все мы в глубине своей души желаем.

Случается, что люди достигают многих материальных благ, обретают хорошую пищу, удобную одежду, комфортное жилище, но в то же время это не приносит полного завершенного счастья в их сознание, в их сердца. Ум людей, обладающих всеми этими материальными благами, заполнен заботами, сомнениями, страданиями и т.д.

В нашем мире часто возникают конфликты между различными нациями, различными религиозными верованиями и т.д. Это возникает вследствие недопонимания между представителями разных религий, наций и т.д. Я думаю, что один из способов решения этих вопрос являются такого рода собрания, где представители разных национальностей, религиозных конфессий могут собираться и находить общее взаимопонимание друг с другом так, чтобы жить в согласии, чтобы найти общие основы, духовные ценности. Это станет тем самым путем, который приведет нас к взаимопониманию и миру.

Существует очень много религий, но, я думаю, что цель всех религий одна и та же – принесение счастья всему человечеству. Основой, на которой зиждутся все религиозные учения, является взаимопонимание между людьми и братско-сестринские отношение между людьми. Если у нас появляются какие-то проблемы, я думаю, надо попытаться их всех решить вместе, чтобы представители одной религиозной конфессии помогали представителям другой религиозной конфессии. Мы все являемся людьми, мы все являемся одной большой семьей. И не важно к какой религиозной конфессии мы принадлежим. Мы все должны постараться найти общий язык, найти взаимопонимание.

Если в наших сердцах есть желание принести пользу окружающим нас, то это является той основой, той причиной, с помощью которой мы сможем добиться взаимопонимания. Какие же важнейшие аспекты в этом желании принести пользу другим? Главным является любовь и сострадание по отношению ко всем. Хорошо, если бы верующие и не верующие люди могли бы действовать в соответствии с этими принципами любви и сострадания и так же вместе с теми принципами, которые были проповедованы их религиозными учителями, основоположниками их религии. И те, кто верует, кто принадлежит к религиозной конфессии должны развивать в себе любовь и сострадание. Это относится и к тем, кто не принадлежит к религиозной конфессии. Всем нам необходимо развивать любовь и сострадание по отношению друг к другу.

Я думаю, что нет таких людей, кто не любил бы эти чувства – любовь и сострадание.

Любовь и сострадание необходимы не только людям, но и животным. Мы часто являемся свидетелями того, как хищные животные, такие как тигры и пр. проявляют любовь и сострадание по отношению к собственным детенышам и, нередко, по отношению к детенышам и не своего вида, то есть по отношению к детенышам других животных.

Любовь и сострадание являются очень важными аспектами. Если вдуматься: смогли бы мы выжить без любви и сострадания? Я думаю, что нет. Когда мы были маленькими, мы полагались на любовь и сострадание наших собственных родителей. Когда мы становимся старше, когда мы стареем, мы также полагаемся на доброту и сострадание тех, кто нас окружает, наших детей и родственников. В возрасте между детством и старостью, некоторые могут подумать, что нам не нужны любовь и сострадание других. Но на самом деле, все мы, будучи человеческими существами, будучи людьми, нуждаемся в любви и сострадании.

Существует много разных видов любви и сострадания. Бывает любовь и сострадание по отношению к нашим близким: нашим родственникам, детям, родителям и т.д. Но если мы будем проявлять только этот вид сострадания и любви, мы не сможем достичь счастья всего человечества в этом мире. Поэтому нам надо расширить рамки любви и сострадания, необходимо объять в эти рамки всех тех, кто нас окружает. Если взять пример какого-нибудь маленького городка, нам необходимо, чтобы все были бы объяты любовью и состраданием.

Если мы будем развивать любовь и сострадание, то я уверен в том, что мы сможем развить в своих сердцах эти чувства. Многие думают, что хорошо бы если в наших сердцах были любовь и сострадание, доброта. Но они думают, что эти вещи трудно развить в наших сердцах, трудно культивировать их. Это не так. Многие думают, что все эти разговоры о любви и сострадании являются бессмысленными. Но это не так. Если мы вновь и вновь прилагаем свои усилия к тому, чтобы развивать в наших сердцах любовь, доброту, сострадание по отношению к другим, если мы постоянно прилагаем к этому свои усилия, то у нас появляется привычка. Мы привыкаем реагировать на все, что происходит с нами именно с любовью, состраданием, добротой.

Таким образом, это не только возможно, но и не очень трудно.

Я верю в то, что любовь и сострадание – такие вещи, по отношению к которым если мы вновь и вновь прикладываем усилия, если мы стараемся развивать и углублять наше понимание любви, сострадания и доброты, то мы можем развивать эти состояния в наших сердцах. Любовь и сострадание – то, что необходимо культивировать, необходимо развивать, потому что это является основой желания принести пользу тем, кто нас окружает. С этой точки зрения, очень важно, чтобы мы все постарались найти взаимопонимание, согласие, чтобы улучшить наше общество, наш мир. Для этого, я думаю, очень необходимо развить в себе любовь и сострадание.

Я хочу обратиться к молодым людям, которые учатся в университетах. Вместе с теми огромными знаниями, которые вы получаете, очень важно развивать в себе и внутренние качества, о которых мы говорили. Почему я об этом говорю? Необходимо, чтобы помимо знаний в ваших сердцах присутствовали любовь, сострадание и доброта. Также необходимо, чтобы вы постарались просто быть хорошими людьми. Если люди, которые обладают знаниями, не являются хорошими людьми, если они не развивают хорошие помыслы, они могут принести очень много вреда обществу, очень много вреда миру. В то же время, если эти же люди с такого рода знаниями развивают в себе любовь и сострадание, развивают в себе хорошие помыслы, то они смогут принести очень много пользы.

Очень важно чтобы любовь и доброта обсуждались также и в семьях, чтобы родители прививали детям это знание, это понимание. Еще очень важно, чтобы учителя (особенно младших классов) постарались привить это понимание маленьким детям. Ведь из этих детей вырастает наше общество.

Большое спасибо за предоставленную возможность, большое спасибо!

Вопрос: Достопочтенный Ринпоче, в отличие от мировых авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама), буддизм не имеет идеи личностного Бога. Буддой может стать любой человек потенциально, и даже любое существо. Вопрос в следующем: является ли буддизм религией или это великое этическое учение? И в этом плане, может ли быть не религиозный буддизм? Не является ли религия понятием чисто западной культуры, где само вот это противопоставление религий в буддизме не работает. Что есть сущность религии?

Относительно того, является ли буддизм религией или нет. Среди нас, тибетцев, большинство придерживается такого мнения, что буддизм является религиозной традицией, то есть в какой-то мере буддизм является религией. Насколько я знаю, на Западе существуют исследователи, которые придерживаются такого мнения, что буддизм не является религией, а скорее является каким-то философским учением, в какой-то мере философией.

В принципе, я думаю, что нет разницы, является ли буддизм религией или нет. Важным является: приносит ли пользу? Является ли важным, полезным как для людей, для общества, так и для всего мира то, о чем повествует, о чем говорит, о чем проповедует буддизм, то, о чем говорил Будда, то, о чем говорится в буддийских текстах, сутрах и комментариях на эти тексты. Я думаю, что это важно.

И на самом деле я бы хотел сказать, что слово "религия" в принципе является для меня иностранным словом, и я не до конца понимаю смысл слова "религия". С буддийской же точки зрения, то, чему мы следуем, то учение, которому мы следуем, то учение, которое мы исповедуем, оно называется по-тибетски "че", это перевод с санскритского слова "дхарма". "Дхарма" на санскрите означает: "то, что держит, то, что обладает своей собственной характеристикой", или "то, что удерживает свою собственную характеристику". Вообще слово "дхарма" имеет 10 значений, но в данном случае то, что здесь подразумевается – это "то, что удерживает свою характеристику", "то, что обладает своей собственной характеристикой". И каков же смысл этой фразы, что же это значит? Дхарма, или учение Будды – это то, что удерживает нас от плохого и ведет к хорошему.

Вопрос: Спасибо вам огромное. Так как формат нашей встречи ограничен, есть одна просьба, если можно, очень коротко ответить на один вопрос. Вы говорите о любви и сострадании, а мы видим в мире огромное количество обратного. Можете ли вы вкратце, я не скажу, что дать совет, но как Вы, как человек, видя это несовершенство, вмещаете это в своем сердце и как Вы поступаете? Спасибо.

Сегодня я уже рассказал вам о любви и сострадании, о том, как я их вижу и как я их понимаю. И продолжая эту тему, я хотел бы сказать, что все люди и вообще все живые желают счастья. И, конечно же, все не желают несчастья. И точно так же, как мы желаем счастья, все те, кто нас окружает, - все люди и живые существа также желают счастья. И когда нам кто-то приносит пользу, когда по отношению к нам кто-то поступает хорошо, кто-то проявляет любовь и сострадание по отношению к нам, мы радуемся. И точно так же, когда мы приносим пользу, проявляем любовь и сострадание по отношению к другим, другие люди, живые существа также счастливы. И поэтому я думаю, что если мы все будем поступать с любовью и состраданием по отношению друг к другу, то даже враги могут стать друзьями. Поэтому я думаю, что любовь и сострадание очень важны, и если мы развиваем любовь и сострадание, то вместе с этим к нам приходит также и терпимость по отношению друг к другу, терпимость ко всем живым существам. И это один из тех факторов, который помогает нам в свою очередь развивать любовь и сострадание.

Источник:
Культурный центр «Новый Акрополь»
Просмотров: 7412  |  Тэги: буддизм, буддийский

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Ноябрь 2006    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru