Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Буряты получили буддизм не из Тибета – хамбо-лама Бурятии Дамба Аюшеев

26 марта 2008 | Версия для печати
| Еще
Хамбо-лама Дамба Аюшеев об отношении бурятских буддистов к конфликту в Тибете, ситуации в российском и бурятском буддизме и работе в Общественной палате РФ.

- Досточтимый пандито хамбо-лама, прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию вокруг Тибета.

— Мы поддерживаем наших братьев - тибетских буддистов, сочувствуем им в их борьбе и желаем скорейшей стабилизации ситуации в Тибете. Российские буддисты выступают за мирный диалог, цель которого - найти решение тибетского вопроса, устраивающее обе стороны. При этом как китайские власти, так и демонстранты должны проявить больше сдержанности, чтобы не допустить кровопролития.

— Хамбо-лама, вспомним многотысячную «революцию буддийских монахов» в конце прошлого года в Бирме, когда Всебирманский альянс буддистских монахов назвал военных правителей страны «врагами народа» и призвал «выдавить военную диктатуру из страны». Выступления в Тибете также начались с акций буддийских монахов. В чем, на ваш взгляд, состоит сила буддийского духовенства?

— Монахи выступали бескровно, но яростно. Монахи это элита общества и они выражают ее интересы и идеи, они не могут быть в стороне от страданий народа. Вы, наверное, помните ситуацию у нас вокруг Атласа тибетской медицины? (Конфликт между Буддийской сангхой и правительством Леонида Потапова в 1998 г. - Авт.). Тогда мы не стали призывать народ к сопротивлению, а выступили сами. Мы не хотели, чтобы люди страдали из-за нас. В Бирме и Тибете есть свои особенности, но и там ламы жертвуют собой ради других. Это и есть нормальное состояние буддиста - если погибаешь, погибай сам, не подставляя других. В океане страданий это не самый худший выход. Все зависит от конкретной ситуации, если народ придет к нам - мы скажем свое слово. В какой форме? Например, Его Святейшество Далай-лама объявил, что готов сложить с себя полномочия и «уйти», если ситуация в Тибете станет «неконтролируемой».

— Как это понять? Ведь он и так уже не возглавляет тибетское правительство в изгнании. Можно ли это понять как отказ от «божественной» роли Далай-ламы?

— Далай-лама может отказаться от роли их представителя.

— Мирянину это, конечно, сложно понять. Учитывая неоднозначную ситуацию в Тибете, неясность с будущим воплощением и вообще институтом Далай-ламы, можно ли считать предопределенным снижение влияния тибетских иерархов на умы бурятских буддистов?


— Бурятский буддизм вполне самодостаточен на протяжении столетий и достиг небывалых высот. Пример хамбо-ламы Итигэлова и других наших великих лам говорит сам за себя. Не надо чувствовать себя людьми второго сорта.

— Досточтимый пандито хамбо-лама, вы хотите сказать, что это проявление своего рода культурного или религиозного колониализма - предпочтения импортных идеалов перед своими родными? Но ведь буддизм пришел в Бурятию с юга - через Тибет и Монголию?

— Буряты получили буддизм от Дамба-Доржи Заяева, а он, в свою очередь, получил его в первом своем рождении от Будды Кашьяпы, а во втором - от Будды Шакъямуни! Запомните это.

— В таком случае, наверное, нужно быть последовательными до конца и проводить молебны в дацанах на бурятском, а не на тибетском языке.

— Решение о переводе молебнов на бурятский язык было принято еще в 1923 году, и этого решения никто не отменял.

— Однако я сам слышал от некоторых лам, что чтение молитв на тибетском языке прибавляет им значительности в глазах прихожан.

— Я перевел несколько книг с тибетского языка на бурятский язык и знаю, что в буддийских текстах на бурятском языке есть немало терминов, непонятных большинству мирян. Сами тибетцы не понимают того, что читают их ламы - настолько изменился язык с тех пор, как были написаны эти тексты.

— Можно ли провести аналогии с латинским языком для католиков или старославянским для православных?

— Возможно. Но для нас главный принцип не запретительный, все идет своим естественным путем. У нас в Иволгинском дацане в университете «Дашичайнхорлин» преподают 15 выпускников Гоман-дацана в Индии, и каждый из них живет в отдельном доме. Уровень знаний наших студентов-хувараков растет с каждым годом.

— А сколько человек поступает в университет ежегодно?

— Около 60-70 человек.

— Сколько лам насчитывается в целом по Бурятии?

— Около тысячи.

— Досточтимый пандито хамбо-лама, перейдем к вашей общественной деятельности. Вы единственный член Общественной палаты (ОП) России из Бурятии. Как известно, состав палаты существенно изменился, внесло ли это коррективы на характер его деятельности?

— В новом составе ОП много представителей различных правозащитных организаций и это в определенной степени влияет на его деятельность.

— В Бурятии также формируется республиканская ОП. Нужна ли она здесь?

— Да, нужна. Хотелось бы, чтобы в ней было больше представителей от общественных, независимых организаций, а не представителей чиновников. Ведь у них будут проблемы с федеральными и местными структурами - они должны защищать людей, ущемленных в своих правах.

Владимир Владимирович Путин сразу предупредил, что членов Общественной палаты никто и нигде не ждет, имея в виду государственные структуры. Так что особой выгоды членство в палате не сулит, кроме благодарности и признания тех, кому они смогут чем-то помочь.

— А как у вас обстоит ситуация с известным домом ветеранов на ул. Ермаковского?

— С республиканскими властями вопрос решается в пользу жильцов. А вот городские власти пока не повернулись к ним лицом.

— Досточтимый пандито хамбо-лама, на 26-27 апреля намечен сугунды (съезд) Буддийской традиционной сангхи России. Можете ли рассказать о его целях и задачах?


— За период пребывания на посту руководителя сангхи прошло три съезда. Это будет четвертый. Предыдущий сугунды состоялся в 2003 году, сейчас снова пришло время подвести итоги и наметить планы на будущее. Приедет около 160 делегатов из дацанов всей этнической Бурятии, Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов России. Каждый дацан будут представлять трое лам и два мирянина.

— Имеет ли право сугунды вновь утвердить вас на пост руководителя сангхи или же избрать нового лидера буддистов?

— Да, может, но по рекомендации совета ширээтэ-лам (глав) дацанов, которые могут предложить сугунды одну кандидатуру. Я говорю: «Плох тот ширээтэ-лама, который не мечтает стать хамбо-ламой!». Но у нас в бурятском буддизме никогда не приветствовались те ламы, которые любым путем хотели добиться этого поста или же сохранить его! Так повелось еще с 1764 года, со времен 1-го хамбо-ламы Заяева.

— Досточтимый пандито хамбо-лама, что вы пожелаете нашим читателям?

— Занимайтесь духовной практикой и совершенствуйтесь.

Да будет благо!

Александр Махачкеев
Хамбо-лама Дамба Аюшев: Мы поддерживаем наших братьев - тибетских буддистов
«МК в Бурятии», 26.03.2008
Просмотров: 20564  |  Тэги: буддийский, буддизм

Комментарии:

Мира (Гости) | 27 марта 2008 17:52  
Думаю,что Дамба некий небольшой игрок в политике -- марионетка, и совершенно не понимает о чем говорит. А говорит он нечто противопложное логике. Если взять Будду Кашьяпу, то на тот период моей нации бурятов не существовало. К сожалению наш Хамбо -- какой есть, такой есть. Не гневайтесь на него, он у нас такой...
Артур (Гости) | 31 марта 2008 03:17  
политикой попахивает. вообще я думаю этот институт хамбо лам изначально предназначался для удержания бурят в составе России, чтобы не возникало сепаратистских настроений, а если и возникало, то их должен был подавлять хамбо лама своими словами ведь религия имела огромное значение для нашего народа(бурят).
Tonal (Посетители) | 6 апреля 2008 18:51  
Зря так удивляетесь словам чиновника, ведь влияние государства на религиозные институты никто не отменял.
А сейчас такая политика.
Ранее озвучивалось в прессе, что "китайские друзья" на встрече с представителями РФ были возмущены влиянием тибетских лам в буддийских республиках России.

Сожалею, что должность Хамбо ламы позволяет ему говорить от имени буддистов целой республики.
helen (Гости) | 19 апреля 2008 13:14  
«Мы, буддисты Бурятии, российского региона, издавна связанного с Тибетом общностью культурно-исторических корней и духовных традиций, не можем снимать себя историческую ответственность за судьбу Тибета. Что бы ни заявляли некоторые малообразованные люди о якобы самостоятельном историческом возникновении буддизма в Бурятии, исторические факты таковы, что не было и нет «бурятского буддизма», как, впрочем, «монгольского буддизма» и даже «тибетского буддизма». А есть Учение Будды, всё ещё передающееся по непрерывной линии преемственности со времен самого Будды до наших дней. И в этой линии передачи тибетские Ламы исторически играли и всё ещё играют важнейшую роль для всех последователей Махаяны, в том числе, бурятских буддистов. Если погибнет буддийская цивилизация Тибета, закатится солнце, источник духовного тепла для всего мира» -из интервью Тензин Чойдрон см. «В столице Бурятии состоялся пикет…»
gen.x (Гости) | 8 мая 2008 16:09  
уважаемые чатники что вам делать нечего развели здесь деммагогию лучше делайте что то полезное чем сидеть пустословить я совершенно уверен если наступит гонения вашего и запаха здесь не будет, наши предки разрушили монастыри предали все и наша участь видеть разрушеных монахов разрушеные традиции, вместо того что бы поднимать и поддерживать своё мы ищем пророка в чужом отечестве, если говорим тибетский буддизм бурятский, монгольский, японский и т д. подумайте всё развитие зависит от менталитета нации характера и стремлении отличить лукавство от истины но и нато существует анализ логика практика и возрение народа,
каждый понимает по своему но это не говорит о том что мы должны думать по тибетски что бы развивать буддизм на нашей родине как такового тибетский буддизм не существует есть истина который нам дал Будда а понимание и развитие зависит от самой нации что хотите сказать да что тибетцы сохранили нам буддизм и они у нас здесь проходили гонения и колыму и сохранили нашу веру, и назвали это тибетским буддизмом !? надо любить свой народ ! поднимать свою религию Именно понимание буддизма каждой нацией можно назвать своим буддизмом хоть мы далеки от идеалов проповеданные буддой но каждый стремится идти к этому,
gen.x (Гости) | 8 мая 2008 16:23  
Мира - во времена Будды Кашьяпы и тиветцов ДАЖЕ НЕ БЫЛО, речь идет о линии приемствености Учения,каков у нас ум так мы и понимаем,
rigzen (Посетители) | 14 июня 2008 05:34  
Проблема с "бурятским буддизмом" на самом деле существует...бурятам не надо искать оправданий, это лишне. Но и буддистам других направлений и национальностей, не стоит злорадствовать, это наша общая проблема, т.к. Хамбо лама Дамба Аюшеев и ваш представитель в федеральных органах,... и из его уст высшие чиновники получают информацию в целом по буддийскому вопросу в стране. Поэтому не надо сторонится от этой проблемы. Ведь в России также существуют "калмыцкий", "тувинский", "продвинутый еврейский" и иные буддизмы...незаметите, как и у вас появится свой "дамба". По моему единственный выход из этой ситуации создать буддийский равноправный союз, совет, сугунды, как хотите, чтобы туда входили авторитетные представители всех направлений буддизма и национальностей, в этом случае государственные органы будут получать информацию о реально существующей ситуации в буддийском мире. Главное, чтобы этот орган не стал только совещательным и информационым.
А насчет утверждения о передаче буддизма бурятам в третьем рождении Хамбо ламой Заяевым, то здесь для грамотных людей, просто нет темы для обсуждения.
калмык (Гости) | 10 октября 2008 20:21  
savetibet, а напрямую спросить у Хамбо-ламы Аюшеева вы не пробывали? вместо того, чтобы делать перепечатки с желтой прессы.
соёмбо (Гости) | 16 октября 2008 06:43  
да наш дамба вообще ушел наверно видимо до не нашел суть учения или был кем-то или чем-то обижен..... а махачкеев пишет что попало буддизм остался только на тибетском языке я слышал что еще есть на санскрите но поему наши ламы еще лет 50 надо что-бы перейти на бурятский язык терминов и то нехватит как там ни было пусть процветет буддизм где бы не был чистым и прозрачным ом мани бадмэ хум!
suriya (Гости) | 16 октября 2008 07:39  
– Нет, не думаю. Дело в том, что буддизм работает с главными человеческими проблемами: старостью, страданием, болезнями. А эти вопросы мучают богатых и бедных, в Европе и в Африке, сегодня точно так же, как и тысячи лет назад. Когда речь идет о религии, мы должны понимать, что есть два аспекта: культурный и собственно религиозный. Культурные параметры могут меняться в зависимости от страны, и тогда появляются тибетский буддизм, японский, китайский,бурятский,калмыцкий,тувинский. но основания учения остаются неизменными. Рано или поздно, конечно, появится западный буддизм, который будет отличаться какими-то культурными аспектами, но это не должно затрагивать сути. Нельзя путать аутентичные практики с Нью-Эйджем.
Александр (Гости) | 30 октября 2008 09:39  
Хамбо Лама Аюшеев -божественный герой на пути утверждения независимого от зарубежных религиозных центров, имеющего своё собственного достоинство, российского буддизма. У каждого человека есть природа Будды. И бурятский, российский буддизм ни чуть не уступает тибетского буддизму. Долгих лет жизни Пандито Хамбо ламе Дамба Аюшееву! Молодец!
Начикет (Гости) | 27 марта 2009 14:20  
Приятного может и мало, но у каждого свои ошибки, никто не совершенен. Лучше копаться в своих промахах, чем в чужих. Я не знаю точно, правду или неправду сказал ХЛ Аюшеев. Если ложь - ничего страшного, она не имеет под собой никакой реальной основы, сл-но она рано или поздно уйдет-разрушится. Всеведения Будды у меня нет, поэтому утверждать я ничего не буду.
А инциденты в истоиии всякие бывали - когда Хамбо-ламу Итигэлова на трон возводили, то он при въезде в дацан приказал проломить стену, потому что под воротами был сделан подкоп (он узрел его своим ясновидением). По кр. мере так в фильме о нем рассказывается (приобретен в питерском дацане). Так что удивляться всяческой возне не приходится. Идеализировать никого тоже не стоит. 70 лет прерванной традиции отрицательно сказались и на православии и на буддизме, следует это учитывать, это повод к милосердию, извините, что напоминаю. К тому же сейчас времена упадка Дхармы, если не ошибаюсь, поэтому не будем углублять его склоками, а хором пожелаем подлинного счастья всем живым существам - ОМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ. Собака лает - караван идет.

бурятский буддист (Гости) | 12 ноября 2009 18:09  
Хамбо Лама глава и лидер буддийской сангхи всей этнической Бурятии, а это 99% всех дацанов в Бурятии, Забайкальском крае, Иркутской области, Москвы, Питера и др. регионов. Буряты несколько веков являются буддистами, бурятский буддизм имеет свою бурятскую специфику, оставаясь при этом самым истинным буддизмом.
СК (Гости) | 13 ноября 2009 10:49  
Надо знать, что в Бурятии, Забайкальском крае, Москве и т.д. есть не только БТСР, но и другие буддийские общины. Упомянутый Хамбо-лама - глава одной только БТСР и не больше. Он не представляет даже всех бурятов. Буряты исповедуют именно тибетский буддизм.
Бурятский гость (Гости) | 30 апреля 2011 16:21  
Обидно,стыдно,жалко...........к сожалению факт!
Работа БТС РФ ,заменяет работу министерства физкультуры и спорта на территории
Бурятии.
А Пандит ?! Может лучше как было во времена СССР- Бандидо Хамбо Лама !
Holka (Посетители) | 28 июня 2011 14:33  
Вообще-то, Бандида или Пандита. Никакого -о на конце там быть не должно.

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Март 2008    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru