Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

В столице Тибета введены усиленные меры безопасности

10 ноября 2008 | Версия для печати
| Еще
Заявив, что продолжение переговоров на основе предложений, выдвинутых Далай-ламой, невозможно, власти тибетской столицы ввели на улицах Лхасы усиленные меры безопасности, сообщили Radio Free Asia (RFA) источники в индустрии туризма.

«В последние дни мы проводим очень серьезные проверки, - заявила RFA сотрудница небольшой гостиницы. – Если у гостя нет удостоверения личности, мы не имеем права позволить им оставаться здесь». Гестхаусы, нарушившие новые правила, подвергаются различным наказаниям. Проверкам подвергаются не только тибетцы, но и ханьцы, причем, по словам сотрудницы гестхауса, наиболее тщательно проверяются лица, прибывшие из-за пределов Лхасы. «Если позволим кому-то просочиться, нас оштрафуют на 500 юаней», - сказала она.

Посетивший в начале ноября Лхасу редактор Weekend Australian Кэмерон Стюарт (Cameron Stewart) лично убедился в том, что город находится на осадном положении. На перекрестках установлены посты; по ночам на улицы выходят патрули из 6 милиционеров: трое со щитами, трое с автоматами. Днем город вновь заполняется войсками вооруженной милиции, а на крышах зданий, окружающих монастырь Джоканг, размещены снайперы, которые внимательно следят за перемещением сотен паломников на площади Баркор.
Хотя после завершения олимпийских мероприятий прошло уже более месяца, никакого ослабления мер безопасности не наблюдается. Пекинские власти, стремясь подавить любые выступления протеста, неожиданно для них охватившие регион в марте, по-прежнему держат Тибет в ежовых рукавицах. Кэмерон Стюарт отмечает, что посетил Тибет со 2 по 5 ноября журналистом News Limited Стивом Льюисом и депутатом федерального парламента от либералов Майклом Джонсоном, заместителем председателя парламентской группы Australia-China Parliamentary Friendship, по приглашению китайского правительства, которое призывало рассказать населению Австралии правду о том, что они увидят и услышат в Тибете. После встреч с китайскими чиновниками Кэмерон Стюарт, первым из австралийских журналистов побывавший в Лхасе после мартовских протестов, пришел к выводу, что Пекин «потерял терпение» и занял по отношению к непокорным тибетцам позицию ‘нулевой толерантности’.

В беседе с редактором Weekend Australian заместитель председателя правительства Тибетского автономного района (ТАР) Падма Цэван (китайский вариант тибетского имени) заявил, что введенные теперь меры безопасности превосходят все, что было после марта в период Олимпиады. "С целью поддержания стабильности в Тибете и безопасности людей, в соответствии с пожеланием народа обеспечить порядок и безопасность, правительство прибегло к умеренному увеличению присутствия сил милиции на улицах", - сказал он.
Этот же чиновник во время встречи с членом палаты представителей парламента Австралии Майклом Джонсоном и сопровождающими его лицами заявил, что главный вопрос на переговорах в настоящее время «заключается в готовности Далай-ламы полностью отказаться от идеи провозглашения независимости Тибета, прекратить раскольническую и подрывную деятельность и открыто признать Тибет неотъемлемой частью Китая». «С 1959 года, после того как Далай-ламы предательски укрылся за границей, он в течение длительного времени занимался деятельностью, направленной на раскол Китая, сотрудничая с отечественными и зарубежными сторонниками независимости Тибета», - приводит его высказывания на встрече 4 ноября государственное агентство Синьхуа.

Находившиеся в это же время в Китае, чтобы добиться хоть какого-то продвижения на переговорах по тибетской проблеме, специальные посланники Далай-ламы Лоди Гьяри и Калсанг Гьялцен были отправлены в Нинся-Хуэйский автономный район, население которого на 35,76% (2,18 млн) состоит из этнической группы хуэй, в основном мусульман) и на 63,64% (3,96 млн) из ханьцев (прочих народов – 0,6%, или 40 тысяч). В конце сентября власти устроили торжественные мероприятия по случаю 50-летия учреждения автономного района, на которые приезжала делегация центрального правительства из Пекина (в подарок привезли ding – традиционный китайский треножник 5-метровой высоты), так что потенциальные возмутители спокойствия здесь наверняка были подавлены.

Тогда как в Тибетском автономном районе, где со 2 по 5 ноября принимали гостей из Австралии, местный чиновник уже объявил, что никакого прогресса на переговорах с посланниками Далай-ламы ожидать не приходится. «Позиция независимости Тибета угрожает государственной безопасности Китая, без отказа от нее, исчезают предпосылки и основа для переговоров», - подчеркнул, по сообщению Синьхуа, Падма Цэван, словно забыв, что Далай-лама предлагает подход ‘срединного пути’, в соответствии с которым исторический Тибет остается в составе Китая.

Власти опасаются повторения мартовских беспорядков, которые были работой живущего в изгнании Далай-ламы и его сторонников, отметил Падма Цэван. «После беспорядков 14 марта Далай-лама и его последователи усилили свою сепаратистскую деятельность», - цитирует его австралийская газета. «Образ Далай-ламы в умах тибетского народа уже исчез», - заявил он далее. Однако длинные очереди тибетцев, выстраивающиеся во дворце Потала, чтобы почтить деяния прежних Далай-лам, и тысячи выполняющих простирания у храма Джоканг паломников предполагают иное: едва ли образ Далай-ламы заменили в их умах лики председателей и других чиновников компартии.

В ходе поездки, продолжает редактор Weekend Australian, австралийской делегации обеспечили встречи с высокопоставленными чиновниками компартии, членами законодательного органа и главами местных правительств Лхасы, однако официальная программа не предусматривала никаких встреч со старшими буддийскими монахами. На просьбу журналиста посетить тюрьму Драпчи, где содержатся под стражей не менее 202 участников мартовских протестов, последовал отказ.

Только ночью, когда им удалось ускользнуть из отеля, журналисты смогли встретиться с тибетцами, осторожно выразившими взгляды, отличающиеся от официальной линии. Один из монахов сказал, пишет Кэмерон Стюарт, что в последние недели в Лхасе стало «больше китайцев и больше солдат». Но, отметил он, никто открыто не высказывается, опасаясь, что донесут. «Агенты прислушиваются к тому, что говорят, - сказал он. - Иногда площадь (Баркор) полна подслушивающих агентов». По его словам, тибетцы «очень страдают» от этого, но бессильны что-либо сделать. Еще один монах сказал, что китайские власти установили в главных туристических местах, где западные туристы могут общаться с тибетцами, подслушивающие устройства, так что никто не может чувствовать себя в безопасности, говоря с иностранцами о политической ситуации в Тибете.

В понедельник, 3 ноября, журналисты стали свидетелями того, как нескольких монахов затолкали в милицейский микроавтобус возле монастыря Джоканг, однако попытки получить какие-то объяснения по этому поводу оказались безуспешными. В процессе слежки за тибетцами китайские власти дошли до чрезвычайных мер, установив камеры CCTV на зданиях и разместив в городе одетых в штатское агентов общественной безопасности, а также многочисленные подразделения военных и милиции в униформе.

Местные китайские чиновники ощутимо не в состоянии понять, почему бодрые отчеты об экономических успехах не смогли заглушить требования большей автономии или независимости от Китая со стороны тибетцев, у которых могут быть иные приоритеты. Китайские власти влили миллиарды долларов в экономику Тибета, и валовой внутренний продукт на 75% обеспечивается государственными субсидиями. Результаты этого в Лхасе хорошо видны: новые дороги, магазины модной одежды и «белых» (то есть легальных) бытовых приборов с огромными телевизорами. Налицо растущий средний класс местных жителей в дорогих костюмах с мобильными телефонами и авто последних моделей.

Проблема в том, что этот средний класс в Лхасе почти полностью состоит из ханьских иммигрантов, а не из местных тибетцев, которые в основном заняты разведением скота и сельским трудом, оставаясь вне доступа к грамотности и образованию, необходимым, чтобы использовать преимущества, появившиеся вследствие китайских инвестиций. «Хотя меньшинство обеспечено работой в государственном секторе, большинство тибетцев, плохо подготовленных для того, чтобы воспользоваться новыми экономическими возможностями, остаются на обочине дороги», - считает эксперт по Тибету в Институте Китая Австралийского национального университета Бен Хиллман (Ben Hillman).

Так что разочарование местных тибетцев, отмечает Кэмерон Стюарт, выходит за рамки размывания культуры и традиций в условиях китайского правления: это проблема экономического роста, характерная для многих стран мира, где коренное население оттесняется в сторону более коммерчески успешными иммигрантами. Впрочем, есть признаки, что китайские чиновники понемногу начинают понимать свою ошибку, заключающуюся в фокусировании внимания на развитии инфраструктуры, а не на самих тибетцах. «Образовательные программы в Тибете все еще в неудовлетворительном состоянии, - отметил заместитель генерального директора Офиса информации госсовета КНР Ван Цзиньцзунь (Wang Jinjun). – Теперь политика должна быть направлена на лучшее удовлетворение нужд скотоводов и крестьян».

Разрешению экономических трудностей тибетцев едва ли помогли мартовские волнения, которые почти угробили туризм. Магазины и кафе пусты, иностранных туристов практически нет. Тибетцы сами в этом виноваты, поскольку большинство из них поддержали беспорядки, в ходе которых были арестованы 1317 человек, заявил чиновник постоянного комитета собрания народных представителей (ПК СНП) ТАР представитель собрания народных представителей ТАР Гэван (Wang). Эти беспорядки «были организованы тибетскими сепаратистами во главе с Далай-ламой и его последователями, не желающими видеть великий скачок вперед в развитии Тибета; они побудили (народ) к актам насилия, включая разгромы, захват и разграбление, а также поджоги магазинов, - заявил Гэван. По его словам, это привело к «хаосу в экономической ситуации и жизни тибетского народа», а нанесенный ущерб с марта составил 320 млн юаней (70 млн долларов США).

Заместитель председателя ПК СНП Тонга весьма осторожно отнесся к вопросу о задержанных после этих волнений, но заявил, что большинство тибетцев теперь сожалеют о своих действиях. «После нашей программы перевоспитания большинство из них пожалеют о том, что сделали», - сказал Тонга. Журналисты попросили пояснить, что он имеет в виду. «Соответствующий государственный чиновник разъясняет им, что хорошо и что плохо», - добавил он.

Тибетские чиновники старательно отрицали факты ущемления религиозной свободы, отмечает журналист. В частности, глава управления по религиозным делам ТАР Калсанг отрицал, что в рамках программы «патриотического воспитания» в монастырях тибетские монахи обязаны разоблачать авторитет Далай-ламы. Однако позднее Ван Цзиньцзунь заявил австралийской делегации, что в ходе занятий по «программе правовой информации» монахов учат не смешивать религию с политикой.

Самым поразительным аспектом этих встреч, отмечает Кэмерон Стюарт, оказался тот уровень враждебности, с которым китайские чиновники относятся к Далай-ламе. На вопрос о том, почему бы не предоставить Тибету большую автономию под властью Китая, Ван Цзиньцзунь безапелляционно заявил, что это означает возвращение Тибета к феодальным временам. «Тибет не вернется к отсталому обществу, характеризовавшемуся теократическим режимом», - сказал он.

Человеческое измерение этой враждебности, заключает Кэмерон Стюарт, очевидно на улицах Лхасы, где женщины с детьми гуляют под прицелами винтовок лежащих на крышах китайских снайперов.

Стив Льюис (Steve Lewis), еще один австралийский журналист, принимавший участие в этой поездке в Лхасу, на страницах The Courier-Mail подтверждает наличие снайперов и всеобщей слежки в городе. Однако он констатирует, что федеральный депутат Майкл Джонсон, которого члены парламента от лейбористов и зеленых считают симпатизирующим Пекину, высказался за то, чтобы Китай рассмотрел возможность приглашения Далай-ламы на родину, которую он вынужден был покинуть в 1959-м. «Как друг Китая, я хотел бы отметить, что между Пекином и Далай-ламой должно иметь место определенное доверие», - заявил он.

Валерий Никольский
Просмотров: 2241  |  Тэги: Валерий Никольский

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Ноябрь 2008    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru