Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Режиссер Виталий Манский увидел далай-ламу XIV очень близко21 сентября 2009 | Версия для печати
Города, где можно посмотреть «Рассвет/Закат. Далай-лама XIV»
О прокате в Элисте В очень сильно ограниченный российский прокат вышел фильм «Рассвет/Закат» — документальный отчет о встрече режиссера Виталия Манского с далай-ламой XIV и последствиях этой встречи. Идет себе без шума и без пыли, хотя имел все шансы стать одним из самых громких событий. Посудите сами. Виталий Манский — самый громкий, успешный и почти единственный российский документалист, чье имя на родине известно за пределами цеха, — умеет даже из довольно невинной, на замыленный взгляд обывателя, темы раздуть большой общественный скандал. Ну вспомнить хотя бы его фильм о «Тату» в Поднебесной». В фильме же «Рассвет/Закат» Манский снимал не каких-нибудь несчастных подростков, а самого далай-ламу. Человека, который разделил мир на две части: одна возлагает на него надежды на спасение цивилизации, дает Нобелевскую премию и почитает как святого, а другая считает «волком в овечьей шкуре» и охотится, как за политическим преступником. Как известно, официальное отношение нашей страны к далай-ламе лежит где-то посередине: преступником его здесь прямо не называют, но и в дом не пускают. Вот совсем прямо недавно в очередной раз не дали визу. Да одно только это обстоятельство делает фильм Манского невероятно интересным. Тем более что неофициальные россияне, напротив, как-то очень прикипели к буддизму. И хоть многие толком и не понимают как это, но считают себя «буддистами» по состоянию души, а слово «карма» стало таким же родным, как «авось». Он видел далай-ламуТем более что, как мы узнаем из фильма «Рассвет/Закат», даже попасть на публичную лекцию к далай-ламе XIV это большое везение, а уж добиться личной аудиенции — вообще чудо. Каким образом удалось договориться, что съемочная группа проживет с далай-ламой целые сутки, вместе с ним будет чистить зубы, гулять по резиденции, принимать паломников, смотреть телевизор и пить тибетский чай — это даже и помыслить невозможно. Но тем не менее, это случилось. Говорят, это первый в истории фильм, где далай-лама показан так близко. Фильм разделен на две неравные по времени и по эмоциям части. Первая, которая длится почти час, — скрупулезный отчет о дне, проведенном с великим человеком. Вторая — короткая, но яркая — показывает последствия этих бесед, когда по дороге домой режиссеру Виталию Манскому открываются глаза на истинное положение дел. Сказать, что в этом фильме важнее, сложно. Но ближе к концу становится понятно, почему у нас так скромно проходит этот фильм (который снят еще в 2008 году, участвовал во многих фестивалях, в том числе на прошлом ММКФ в конкурсе «Перспективы»; и уже известно, что «Рассвет/Закат» номинирован на «Оскар-2010»). Но недаром буддистская мудрость гласит, что у всего есть причина. От рассвета до закатаИтак, в три часа утра Будда начинает свой день. И режиссер вместе с ним. Надо сказать, что быт и трудовые будни далай-ламы Манский снимает довольно-таки беспристрастно. За исключением, может быть, некоторых чудесных деталей, которые он как человек визуально невероятно талантливый не мог пропустить. Ну, например, камера подчеркнуто долго останавливается на охране далай-ламы — довольно жутких типах в индийских мохеровых свитерах и с оружием наготове. Для тех, кто не понял идеи, закадровый голос Манского говорит: человек, провозглашающий ненасилие, круглосуточно окружен вооруженными до зубов людьми. Или же камера фиксирует мартышек, которые ловко перемахивают через колючую проволоку. Тысячи снятых ботинок, разных размеров и стоимости, а также чудесные лица паломников, которые слушают учение Будды. Некоторые из них явно борются со сном, а для того чтобы зритель понял, насколько это тяжелый многочасовой труд, Манский предлагает хотя бы пять минут попытаться сконцентрироваться и включает запись. Действительно, непросто. Но в частной беседе далай-лама оказывается очень милым, озорным дедушкой. С таким хорошим смехом, который бывает только у очень добрых и очень мудрых стариков. Он говорит какие-то очень внятные вещи. Например, что общечеловеческие ценности первичны, а религии вторичны. И что вообще неважно, станете вы верующим или нет, но если в результате познания вы станете добросердечными, это главное. Ведь любовь и добро заложены в природе человека, и этому учат все религии. Порой упоминает и весьма провокационные темы — например, о том, что проблему перенаселения планеты можно решить, если станет больше монахов и монахинь. Но тут же хитро смеется: дескать, ну что со старика взять, имею право почудить немного. Особое наслаждение от этой беседы доставляет то, что Виталий Манский, задающий ему вопросы, тоже человек непростой, с ярко выраженной жизненной позицией. Судя по его работам и высказываниям, эта позиция звучит примерно так: «добро должно быть с кулаками», что только наполовину соответствует буддисткой философии. Но по крайней мере в бездействии его обвинить никак нельзя. Уложив Будду спать, съемочная группа начала свой путь домой. Но теперь они смотрели на мир совсем другими глазами. Далай-лама говорил о пропасти между богатыми и бедными — вот вам, пожалуйста, жуткие индийские трущобы, где живут неприкасаемые. А вот дельтаплан, на котором летят богатые туристы, — час аренды его мог бы прокормить не одну семью. Потом Китай — вот она, проблема перенаселения. Звучат страшные цифры, из которых вытекают какие-то жуткие демографические последствия. Они, кстати, уже заметны — даже в поезде, куда садится группа. Народу там очень много. И вот поезд переезжает границу с Россией: заканчивается людской муравейник, пейзаж, где обработан или застроен каждый клочок земли. Начинаются великие российские просторы, где ничего не напоминает о том, что здесь живут люди. И дальше начинается самое интересное. Манский, глядя на это, как бы вспоминает рассуждения далай-ламы XIV о том, как это недоразумение исправить. Казалось бы, что проще: вот Китай, где много людей, вот Россия, где их не хватает. Так что ж думать-то, задачка для детского сада: взять из одной кучки и переместить в другую. Ну для начала, предлагает он, надо объединить вооруженные силы России, Китая, Монголии — тогда бояться людям будет нечего. Воцарятся доверие, и мир, и равновесие, и все будут страшно счастливы и богаты. Тут железная логика видного политика разбилась о жизненный опыт режиссера. Смогут ли воспринять правильно эти идеи наши соотечественники, засомневался он. Не смогут, конечно, тут и к далай-ламе не ходи. У буддистов на исправление ошибок предусмотрено еще несколько жизней. А у нас это не гарантировано. Поэтому постарайтесь, пожалуйста, найти, где идет фильм «Рассвет/Закат» в вашем городе (например, в Москве он пока идет в «Художественном»), и посмотрите его. Потому как после него становится очевидно, что российской визы далай-ламе не видать. По крайней мере в этой жизни. А человек-то он действительно великий и значимый, с каким бы знаком его ни воспринимали. Глупо не воспользоваться редким случаем и не увидеть его так близко. Наталья Афанасьева фото: Студия «Вертов. Реальное кино» www.Infox.ru Просмотров: 3147 | Тэги: Далай-лама и Россия
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |