Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Якутская карма Дандар-ламы11 октября 2009 | Версия для печати
«Счастья в этой жизни нет». Это утверждение относительно также, как и все в мире. Вот представьте, идет путник по пустыне, умирает от жажды. Для него счастье - глоток воды. И вот на пятый день он встречает караван, и ему дают ведро воды. Он думает: «Вот оно, счастье!». Он выпивает стакан, второй, третий, и вот уже вода в него просто не лезет. А ему говорят: «Пей, ты же так хотел этого!». И он понимает, что вода перестала быть счастьем, счастье в чем-то другом». Все в мире относительно - таков один из основных постулатов буддизма.
Загадочная и мистическая религия. Что мы знаем о ней? Далай-лама, тибетская медицина, карма и тантрическая музыка - эти стереотипы приходят на ум в первую очередь, когда речь заходит о буддизме. Сегодня «НВ» в гостях у главного буддиста Якутии Дандар-ламы. Мы говорим о религии, о жизни, счастье и любви. «НВ»: Дандар-лама, скажите, что означает ваше имя? Д.: Полное имя звучит как Еши-Дандар, его мне дал на третьем курсе мой учитель Еше Лодой Ринпоче. Еши половина его имени. Еши означает мудрость, а полностью Еши-Дандар значит «мудрость, распространяющая учение». Имя мне подошло, ведь я как раз и занимаюсь распространением учения здесь, в Якутске. «НВ»: У вас есть «мирское» имя? Д.: Конечно. По паспорту я Жалсараев Дмитрий Константинович. «НВ»: Русские имя и отчество? Д.: Это имя мне дали еще в советские времена. А вообще, у меня шесть имен. «НВ»: Так много? Почему? Д.: Дедушка с бабушкой звали одним именем, мама записала в свидетельстве Дмитрием. До Еши-Дандара у меня было еще одно имя. Есть и тайные тантрические имена, которые знают только мой учитель и я. Вообще, раньше, в дореволюционные времена, у нас, у бурят, была высокая детская смертность, и поэтому мальчиков часто называли девичьими именами, девочек - мальчиковыми. Или, к примеру. давали имена неблагозвучные. Это делалось для того, чтобы запутать смерть. «НВ»: Кто к вам обращается? С какими вопросами, проблемами? Д.: В основном верующие буряты. В последнее время ходит очень много русских, якутов. «НВ»: То есть тех, кто не исповедует буддизм? Д.: Да. Они обращаются за помощью: у кого-то бытовые проблемы, у кого-то личные, кто-то заболел. Вы знаете, что буддизм взял на вооружение медицину и астрологию? Это было сделано для того, чтобы помочь как можно большему количеству людей. Мы объясняем, из-за чего с человеком может произойти та или иная неприятность или болезнь. «НВ»: И из-за чего все людские болезни и неприятности? Д.: В основном это кармическое. «НВ»: Судьба то есть? Д.: Нет, судьба и карма - это совершенно разные понятия. Слово «карма» в русском языке имеет не совсем правильную трактовку. Карма - это то, что мы накопили за все свои жизни. Мы перерождались бесчисленное множество раз, и за все эти жизни мы совершали три вида поступков: негативные, благие и нейтральные. Все это за несколько перерождений накапливается и влияет на нашу нынешнюю жизнь. Как-то к Будде подошел один из его учеников и спросил: «Скажите, кем я был в прошлой жизни?». Будда сказал ему: «Посмотри на себя, и ты найдешь в этом ответ». Тогда ученик спросил у него: «Кем я буду в следующей жизни». И Будда ответил: «Посмотри, что ты делаешь, и ты узнаешь, кем ты будешь». Это есть карма. В буддизме самое главное - взаимозависимые возникновения. Понимаете, о чем я? «НВ»: В общем, да. И вы помогаете? Даете советы? Д.: Стараюсь. Я молюсь за этих людей своим божествам, чтобы они их оберегали, защитили. «НВ»: А нет такого, что люди надеются на вас как на экстрасенса? Или как на ясновидящего? Д.: Я сразу объясняю, что я не ясновидящий и не экстрасенс. «НВ»: Вы говорили, что к вам приходят люди разного вероисповедания… Д.: Да. Некоторые православные спрашивают у меня, можно ли им ходить ко мне. На что я им отвечаю вопросом: когда вы идете к врачу, вы спрашиваете у него, какой он веры? «НВ»: Вы смотрите телевизор? Д.: Конечно. Мой любимый канал - «National geographic». «НВ»: А как вам передача «Битва экстрасенсов»? Как вы вообще относитесь вообще к экстрасенсорике? Д.: Мне кажется, что «Битва экстрасенсов» - это все же шоу. Да, есть люди, обладающие экстрасенсорными способностями, но среди них много нехороших людей, которые используют свой дар ради наживы. Вот это, по-моему, неправильно. «НВ»: А в порчу, сглаз и прочую магию вы верите? Д.: По-нашему это называется грязь, ей подвержены все люди. В этом мире невозможно быть чистым. Буддийские монахи, дающие 253 обета, дважды в месяц проходят ритуал очищения. От сглаза, порчи и проклятий нет защиты, надо просто время от времени очищаться. Православные для этого ходят в храмы, мусульмане в мечеть, буддисты - в дацан. Скажу образно: даже серебряных дел мастер моется. «НВ»: Когда к вам приходит тот или иной человек, вы можете определить, хороший это человек или… не очень? Д.: Я не гадалка и не волшебник, поэтому сказать, какой передо мной человек, не могу. И вообще, для кого-то хороший человек может быть плохим и наоборот - плохой кому-то кажется хорошим. Мы все постоянно сталкиваемся с двойственностью и страдаем от этого, от того, что постоянно чего-то хотим или не хотим. Например, хотим быть здоровыми и не хотим болеть, быть богатыми и не быть нищими и т.д. А надо стремиться к срединности, о которой говорил Будда. Не надо привязываться к тому или иному человеку. Врага надо приблизить, а друга отдалить так, чтобы они были примерно на одном уровне. Вот тогда в сознании будет гармония. «НВ»: А как же любовь? Это ведь тоже привязанность? Д.: Конечно. Но любовь должна быть разумной. Вот, кстати, подумайте и скажите, что означают два чайника - один вскипевший, только что снятый с плиты, и второй с холодной водой, только поставленный на плиту? «НВ»: … Д.: Великий Конфуций сравнивал два чайника с любовью. У нас часто пары женятся по любви, пылкой, горячей. Но проходит время, и чувства угасают. Это первый чайник. А в Индии, например, пары обручают еще в детстве. Поженившись, они ничего друг к другу не испытывают, чувства появляются потом, приходят уважение и любовь. Вот вам и второй чайник. «НВ»: Буддизм очень сильно отличается от других религий. Можно назвать буддизм практичным? Д.: Я спрошу у вас, что бы вы пожелали своему только что родившемуся ребенку? «НВ»: Быть здоровым, умным, счастливым… Д.: А в буддизме эти пожелания стоят на последних местах. Ум вообще из семи пожеланий на седьмом месте. «НВ»: А что на первом? Д.: Самое первое, что должен желать родитель своему ребенку, - быть духовно богатым: человечным, сострадательным, добрым, вежливым, уважительным. Гитлер и Сталин тоже были умными людьми, а что они сделали? Автомат, пушку, пулемет тоже придумали неглупые люди… «НВ»: На это можно возразить: добрых людей все обижают… Д.: Весь мир должен быть духовно богатым. Все родители должны желать своим детям быть добрыми и воспитывать их именно так. «НВ»: Быть духовным - значит быть религиозным? Д.: Эти качества, конечно, должны совмещаться, но духовность все же важнее. Религиозность без духовности опасна и ведет к фанатизму. Пример этого - вахаббизм на Кавказе. Наш учитель Далай-лама говорил: «Лучше быть неверующим, но духовным человеком, чем верующим, но бездуховным». «НВ»: В Якутске несколько православных храмов. Есть мечеть. Когда у буддистов появится дацан? Д.: В этом году начато строительство. Сейчас уже готово свайное поле. Думаю, к 2011 году строительство закончится. Храм будет большой, с пятью-шестью ламами. Там будут медики, астрологи, массажисты. «НВ»: Богатые буряты помогают? Д.: Да, и не только буряты. Пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем, кто хочет и может помочь в строительстве храма. «НВ»: В свое время вы приехали в Якутск в командировку всего на два года. Но это было давно. Нет ничего постояннее временного? Д.: В 1998 году меня вызвали на Высший совет лам и сказали: «Ты едешь в Якутск». В совет обратилась бурятская община Якутска с просьбой отправить ламу. Признаюсь честно, это был для меня шок: совершенно незнакомый город, далеко на севере. И вот я до сих пор здесь. Сейчас моя цель - закончить строительство дацана. «НВ»: Ваша семья живет с вами? Д.: Да. «НВ»: Чем занимаются ваши дети? Жена? Д.: У меня две дочери. Старшая учится в Даляньском университете на четвертом курсе, младшая - в саха-корейской школе. А супруга моя - помощница, моя правая рука. «НВ»: Когда ваша миссия в Якутии закончится, вы вернетесь домой, в Бурятию? Д.: Всем сердцем и душой я стремлюсь на родину, к своим учителям, хочу продолжать самообразование и самосовершенствование. Но наш учитель Будда более двух тысяч лет тому назад говорил, что наше учение будет распространяться не на юг, а на север. Его пророчества начинают сбываться. Я надеюсь, что буддийские храмы появятся и в Якутске, и других городах республики. Марина Сантаева Наше время Просмотров: 6107
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |