Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Видео. Священный буддийский месяц в Калмыкии

| Еще


Тэло Тулку Ринпоче о священном буддийском месяце

14 мая в жизни буддистов всего мира начался священный период - в течение месяца будут чествоваться духовные подвиги основоположника буддийской религии Будды Шакьямуни - Рождение, Просветление и Уход в Паринирвану. Несмотря на то, что эти события произошли более 2500 лет назад, а точнее в полнолуние лунного месяца, соответствующего апрелю-маю 542 года до н. э., для буддистов сам Будда и его деяния - живая реальность. Пока ученые продолжают спо­рить о том, действительно ли отра­жают те или иные детали раз­личных традиционных жизнеописаний реальные события, для тех, кто идет по стопам Будды, факты его жизни как таковые имеют второстепен­ное значение: главный же их смысл в том, что они являются вехами духовного пути.

Праздник, о котором идет речь, называют «трижды священным», и для этого, разумеется, есть причина. Соглас­но историческим источникам, 15 лунный день 4 лунного месяца - годовщина не одного, а трех событий: рождения Будды, достижения Просветления, а также его окончательного ухода, или Паринирваны. Считается, что все они произошли в один день - конечно, в разные годы, но, по удивительному совпадению, в тот же самый день полнолуния. Однако необходимо отме­тить, что эта традиция трижды священного дня основывается на гораздо более поздней традиции, которая возникла в Шри-Ланке и оттуда распространилась в другие страны.

По словам служителя главного хурула Калмыкии доктора буддийской философии Геше Джампы, из 12-ти деяний Будды наиболее значимым является Просветление, поэтому празднование этого события длится целый месяц: пробуждение Будды рождалось или расцветало постепенно, но было достигнуто в один миг - в ночь полнолуния (15-ый лунный день) на восходе солнца.

В этом году 15-лунный день совпадает с днем 27 мая по григорианскому календарю. В главном хуруле Калмыкии по этому случаю состоятся большие молебны, включающие в себя обширное перечисление 12-ти деяний Будды и чтение его полной биографии. «В этот текст включено множество других разнообразных смыслов и восхвалений - жизнеописание великих деятелей буддизма, которые продолжили развивать Учение Будды», - рассказывает Геше.

В разных частях света буддисты отмечают этот праздник (калм. Ур Сар, тиб. Сага дава, инд. Весак) в соот­ветствии с разными национальными традициями. В Шри-Ланке и Бирме люди зажигают свечи и подносят их в память о Будде. В Тибете это будут 108 или 1008 масляных светильников. Во многих буддий­ских странах вы услышите, как верующие целыми сутками распевают стихи, восхваляющие Будду. В других местах устраивают лекции и обсуждения, многие буддисты, конечно же, будут просто медитировать. Для монахов устраивают угощение: в таких слу­чаях щедрость не знает границ. На Запа­де буддисты, конечно, тоже соблюдают эти старые обычаи, но многие разрабатывают и собственные культурные тради­ции празднования.

img_9316В калмыцком календаре Ур Сар занимает особое место. Калмыки отмечают его уже несколько веков, и хотя мотивация празднования кочевого народа во многом была связана с сезонными изменениями - переходом с весенних пастбищ на летние - молитвенные церемонии занимали существенное место в этот священный период. Вывешивались изображения божеств, особым образом располагались хурулы-кибитки: «Рядом с молельными кибитками были размещены согласно строгой иерархии ряды жилых кибиток духовенства, знати, затем простого народа», - пишет этнограф-религиовед Эльза Бакаева. Монахи освящали животных, кропя смесью молока и топленого масла.

В наши дни характер этих церемоний сильно изменился: религиозная составляющая вышла на первый план. Буддисты республики уделяют большое внимание духовным практикам - приходят в хурул, чтобы слушать буддийские лекции, принять краткосрочные обеты Махаяны, обновить обеты Прибежища или обеты Бодхисаттвы, садятся в затворничество для начитывания мантр и молитв. Праздник Просветления Будды Шакьямуни обязывает верующих вести особо нравственную жизнь, наложить максимальный контроль на поведение и образ мыслей.

Благие поступки дают богатый результат. «Нельзя сказать, что плоды нашего поведения увеличивается в конкретное количество раз - тысячу или 100 тысяч, но в любом случае приобретают большую силу - как положительную, так и отрицательную», - говорит Геше Джампа. При этом, по словам ламы, согласно буддийской философии под совершением блага подразумеваются не только определенные добрые действия; благом является уже избегание отрицательного поведения.

Калмыцкий народ в последнее время все больше сосредотачивается на практическом применении буддийских знаний в повседневной жизни, перестает опираться только лишь на ритуальные методы. Как пишет Его Святейшество Далай-лама XIV, «разве не показатель­но, что Будде потребовалось три великих неисчисляемых зона для того, чтобы достичь Высшего Просветле­ния?.. Утверждать, что можно достичь состояния Будды за три года, лишь позвякивая колокольчиком, как это ино­гда случается, несерьезно».

Праздничная программа в буддийских храмах республики обычно выстроена так, чтобы задействовать человека в различных полезных мероприятиях - подарить вдохновение на дальнейший духовный путь, наделить новыми познаниями и укрепить веру. Это мероприятия, позволяющие практиковаться в трех больших этапах буддийского пути - нравственности, медитации и мудрости.

На каком бы уровне и как именно ни праздновали бы Ур Сар буддисты, всех их объединяет одна главная тема и цель - торжество по случаю появления Будды в нашем мире. Впервые в истории непросветленное существо, человек, превратился в просветленного, окончательно освободился от всех человеческих не­свобод, чтобы стать живым воплощением высшей истины.

«На одном особенно впечатляющем изображении Будда в символическом облике восседает на троне, - пишет современный буддийский наставник Сангхаракшита в книге «Кто такой Будда?». - Его окружают монахи, монахини и миряне. Сложив руки над головой, все они делают подношения: гирлянды, фрукты, шарфы - самые разнообразные дары. Что особенно примечательно в этой сце­не, так это несомненная радость на лицах и в позах всех людей, поклоняющихся и делающих подношения Будде. Со­здается впечатление, что так восторженно и торжественно могли праздновать только событие безграничной, поистине космической важности. Едва ли будет преувеличением ска­зать, древний художник изобразил верующих так, будто они обезумели от радости, - если можно представить, что будди­сты способны обезуметь от чего бы то ни было. Но, похоже, с ними случилось именно это - они просто потеряли голову от радости». Эти сведения подтверждают слова Геше Джампы о том, что в самой Индии довольно быстро, еще при жизни Будды, уже появилась традиция праздновать Просветление.

img_5642Между тем, как отмечают этот праздник миряне и монахи, есть лишь небольшие отличия. Монахи обязаны находиться на территории собственного монастыря в связи с началом проведения многочисленных крупных ритуалов и молебнов. «Миряне могут присоединяться к этим молебнам, - рассказывает Геше Джампа, - накапливать благие заслуги путем подношений, простираний, молитв, возжигания лампад, обходов вокруг священных объектов, но нет абсолютно никакой разницы в силе преумножения благодетелей, совершаемых в этот благословенный период, для тех, кто обладает монашескими обетами, и тех, кто ими не обладает».

Самая главная заслуга человека, практикующего буддизм, в период месяца Ур Сар связана с отказом от употребления в пищу мяса и алкоголя. В традиции буддийской религии это зовется тем, что «необходимо отбросить». «Если вы исключите мясо из своего рациона, то косвенно будете способствовать предотвращению совершаемых в мире убийств животных, - говорит Геше Джампа. - Это, а также отказ от алкоголя, служит причиной накопления благих заслуг. Однако не у всех нас есть сила воли и стремление вести такой образ жизни, поэтому говорится, что хорошо было бы выдержать без мяса с 1 по 15 лунный день или, по крайней мере, с утра до вечера в день Просветления Будды».

«Соблюдение поста во время Ур Сара является, в первую очередь, духовной практикой, развивающей нравственность и усиливающей власть сознания над плотью, - говорит Санал-эмчи, врач тибетской медицины Центрального хурула «Бурхн Багшин Алтн Сюме». - Одним из главных обетов является ограничение в принятии пищи, что является частью практики, ведущей, в конечном итоге, к уменьшению привязанности к чувственным объектам».

«Но, кроме того, этот пост благотворно влияет на организм, т.к. происходит его очищение в буквальном смысле, улучшается обмен веществ, появляется легкость в теле, повышается работоспособность, возникает своевременное чувство голода, нормализуется пищеварение», - добавляет он.

В течение тысячелетий калмыки были скотоводами. Время отёла скота приходилось как раз на сезон роста растений, что совпадает с месяцем Ур Сар, поэтому в это время забоя скота не производили и, соответственно, не употребляли мясо. Но зато в избытке были молочные продукты, которые в основном и употреблялись в этот период. Таким образом, происходило поразительное соответствие биоритмов кочевников с религиозным постом.

Из праздников буддисты всегда извлекают практическую пользу: отмечая просветление Будды не просто радуются по поводу события, случившегося в дале­ком прошлом, но напоминают себе: если мы еще не начали думать о собственном просветлении, пора это сделать, а если уже начали, нужно думать о нем настойчивее, серьезнее и глубже.

Праздник Рождения, Просветления и ухода в Паринирвану Будды Шакьямуни, конечно, неразрывно связан с поклонением, которое наряду с другими духовными практиками служит источником накопления благих заслуг. Буддисты почитают своих духовных учителей, потому что их учителя - это символ того, чем они могут стать, чем хотят стать и чем непременно станут, если прило­жат необходимые усилия. Если мы не чтим свои идеалы, во­площенные в людях, нам вряд ли удастся эти идеалы осуществить. Однако само слово «поклонение» или «почитание» в буддийской традиции имеет особенный смысл. Когда буддисты склоняются перед образом Будды или Бодхисаттвы и подносят ему воду, цветы, свечи и благовония, они чтят Будду как просветленное существо, а не поклоняются ему как богу, однако из этого вовсе не следует, что поклоне­ние играет в буддизме второстепенную роль. Выра­жение признательности, уважения, восхищения - очень важный элемент буддизма.

На вопрос, какие мантры целесообразнее всего начитывать в священный период, досточтимый Геше Джампа отвечает, что поскольку все известные бодхисатвы являются аспектами Будды, ограничений и специальных рекомендаций здесь не существует.

Ур Сар продлится в этом году с 14 мая по 12 июня. Одним из важнейших событий этого священного периода, в котором Шаджин-лама Калмыкии усматривает весьма символичный момент, станет визит известного буддийского наставника, глава школы Сакья Его Святейшества Сакья Тризина Ринпоче. С 22 мая Учитель приступит к чтению вступительных лекций в Центральном доме литераторов в Москве, а также даст посвящение Хеваджры (главного йидама линии Сакья) и краткие комментарии на практику Хеваджры в ретритном центре Кунпэнлинг в Подмосковье. Затем Его Святейшество Сакья Тризин направится в главный хурул Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни», где с 28 по 30 мая даст вступительные учения, благословение Ваджрайогини и посвящение Хаягривы.

Буддизм в Калмыкии
Просмотров: 2860  |  Тэги: Калмыкия, калмыцкий

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Май 2010    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru