Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Лама Еше: Как сохранить ясность ума в момент смерти?30 марта 2011 | Версия для печати
Лама Еше дает учения в Женеве, Швейцария. Сентябрь, 1983. Первоэлемент ветра призван оберегать нашу жизнь, но если он выйдет из равновесия, мы можем умереть. То же и с первоэлементом огня ― в нормальном состоянии он защищает нашу жизнь, но если происходит тепловой взрыв, он может нас убить. А как обстоит дело с водой? Вода необходима, но если ее слишком много, то мы погибаем. Если наши элементы правильно сбалансированы, все идет хорошо, но когда один из них выходит из равновесия, мы погибаем. Такова реальность. Некоторые из вас, возможно, читали Бардо Тёдрол [Тибетскую книгу мертвых]. В ней есть описания ужасающих видений, которые появляются у некоторых умирающих людей: они видят, будто кто-то нападает на них с ножом, и тому подобные вещи. С одной стороны, это кажется преувеличением: «Как такое возможно?» Кажется ― это уж слишком. С другой стороны, думаю, это может оказаться правдой. Мы накопили столько слоев негатива, и не только в этой жизни, но с безначальных предыдущих воплощений, ― одно наслоение поверх другого. Я слышал по телевизору, что один певец продал столько своих записей, что, если их собрать в стопку, то она станет выше горы Эверест. Тяжелые покрывала наших омрачений — это то же самое: если вы сложите их вместе, то они станут ещё выше... в два или три раза выше горы Эверест. Так, из-за отпечатков, оставленных омрачениями, во время умирания возможно появление любых видений. Например, мы видим, как сильно страдают люди на последней стадии развития злокачественной опухоли, то приходя в сознание, то теряя его. По-моему, это, как ад. Когда я смотрю на людей в онкологическом отделении, то мне надо объяснять, что такое ад. Конечно, у нас есть детальные описания ада, но для меня довольно онкологического отделения. Это необычные страдания, ― они хуже, чем страдания животных. Эти люди сначала в сознании, потом они впадают в бессознательное состояние, начинается процесс умирания, но затем они снова приходят в себя. Вы видели, как они страдают? По-моему, они переживают сущий ад. Поэтому я говорю, что их переживания — это то же самое, что описано в Бардо Тёдрол, когда к нам подступают громадные рогатые ямы, которые так и норовят нас сожрать. В Сан-Франциско, в 1978 году, я посещал больных раком. В ту ночь я не мог уснуть; видеть этих людей было страшно. Это было похоже на ад. Вот почему так важно всегда сохранять ясность ума. Каждый день будьте как можно сознательнее. Не создавайте запутанных ситуаций телом, речью или умом. Это просто. Тогда у вас не возникнет проблем. Вы будете сохранять равновесие как внутреннее, так и внешнее, и не спровоцируете серьезную болезнь. Когда мы медитируем, и возникают негативные омрачающие силы, мы признаем их такими и говорим: омрачение, иллюзия и неправда. Это позволяет затем, в процессе умирания, удержать понимание бессамостности и недвойственности. У вас появляется более стабильное понимание реальности. И это самым существенным образом сказывается на том, как вы справитесь с тем, что будет происходить в момент смерти. Если вас слишком потрясают появляющиеся видения, то у вас нет контроля, но, когда при этом сохраняется ясность ума, то контроль можно удержать. Если у вас серьезная прогрессирующая болезнь и колоссальная запутанность, то вам не справиться. Вам не сохранить ясность ума из-за ошеломляющей силы омрачений. Но, если вы умираете более естественной смертью, без тяжелого заболевания или запутанности, то сумеете справиться и сохраните ясность ума. Когда наступают различные стадии смерти, вы сможете их себе объяснить: «Теперь это происходит, теперь то...», и при этом наблюдать за происходящим, как будто все происходит вне вас. Таким образом, сохранение ясности ума и контроля во время умирания во многом зависит от того, свободен ли ваш ум от трех ядов. Таков вывод. ... Счастливы те люди, которые умирают естественным образом, без тяжелых заболеваний или запутанности, уходя из жизни очень спокойно. Их преимущество заключается в ясном контроле над умом. Даже если некоторая запутанность и появляется во время растворения элементов, умирающий может распознать в разнообразных всплывающих образах галлюцинации и понять, что нет самосущей земли, воды, огня и так далее, и таким образом удержать контроль. Затем, медленно, медленно, по мере растворения элементов, сознание естественным образом становится все яснее и яснее и достигает переживания бессамостности, или недвойственности, единства всего сущего, неспешно продвигаясь к ступени совершенного ясного света. Тогда в процессе умирания человек вместо запутанности может прикоснуться к реальности. Итак, смерть может приносить как плохие переживания, так и хорошие; сейчас я говорил о хороших. Однако не следует беспокоиться о том, что смерть будет трудной, а перерождение ещё хуже; что можно переродиться в низших мирах: тигром, ослом, обезьяной или кем-то еще. Говорю вам ― не беспокойтесь об этом. Пусть у нас нет великой мудрости, но все же есть определенная степень любящей доброты. А тем, кто умирает с любящей добротой в сердце, нет нужды переживать из-за плохого перерождения. С любящей добротой в сердце нет пути в низшие воплощения. Лама Еше дал это учение в Женеве, Швейцария, в сентябре 1983 года, это было его последнее учение на Западе. Статья из Архива мудрости ламы Еше, под редакцией Николаса Рибуша. Отрывок из "Жизнь, смерть и после смерти" (LYWA, октябрь 2010). Lama Yeshe Wisdom Archive Перевод Дмитрия Петренко Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |