Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Возрождение утраченных традиций: настоятель Лаганского хурула Виталий Манкиров17 мая 2011 | Версия для печати
В 2007 году впервые из Калмыкии в Индию выехала большая группа паломников, чтобы принять участие в подношении пуджи долгой жизни Его Святейшеству Далай-ламе. После завершения этого ритуала, в котором приняли участие буддисты Монголии, Тывы, Бурятии, Калмыкии, и других регионов России, калмыки отправились в паломничество по святым местам буддизма.
Почти сто человек сопровождали молодые монахи ― выпускники буддийского университета Дрепунг Гоманг, имеющие сан полностью посвященных монахов (калм.гелюнгов): Анджа Харцхаев и Виталий Манкиров. Их, выпускников буддийского университета, Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче назначил настоятелями. Анджа Харцхаев стал настоятелем центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни», а Виталий возглавил буддийский храм в городе Лагани. Буддийский храм в Лагани был первым культовым сооружением в Калмыкии, возведенным по всем буддийским канонам. На его открытие приехали люди из всех районов республики и из Астраханской области. Тогда он казался всем каким-то чудом и был по тогдашним меркам очень большим. Нам не с чем было сравнивать этот храм, так как по республике открывались молельные дома, переделанные из жилых домов, заброшенных детских садиков и прочих, оказавшихся не у дел, строений. Виталий в это время учился в монастырском университете Дрепунг Гоманга и был одним из лучших не только среди студентов своего монастыря. Он всегда принимал участие в олимпиадах монастырей традиции Гелуг и был победителем. Им по праву гордились в университете, его исключительные способности не давали другим никаких шансов на победу. Сам же Виталий об этом ничего не рассказывает, наоборот, говорит, что ему необходимо еще много учиться. Оба, и Виталий и Анджа, очень скромные молодые люди. Несмотря на то, что занимают довольно высокие посты, всегда стараются оставаться в тени. Вот почему наша большая толпа, впервые в 2007 году отправившаяся по святым местам, довольно смутно представляла себе, кто же перед нами. Для молодых монахов это путешествие стало потрясающей школой выдержки, терпения, сострадания к неопытным паломникам, к мирянам, мало что знающим о святых местах. В Лагани: буддолог Александр Берзин, монахи Виталий Манкиров, Отхон Хонинов, Наванг Лодой Когда мы добрались до Бодхгаи, то лишь оставив вещи в гостиницах, сразу же отправились к месту Просветления Будды. Оно произвело на всех огромное впечатление, кто-то совершал обходы, кто-то простирался, кто-то молился. Уже стемнело, когда мы направились к выходу. Вот тут-то в темноте и стали теряться паломники. Отстала от группы и я. Но не огорчилась, я запомнила место, где стоял наш автобус, и отправилась туда. Каково же было мое потрясение, когда автобуса я не нашла. Ночи в Бодхгае темные. От фонаря на столбе четко очерчивается светлый круг, за которым темным-темно. Без знания языка, не помня название гостиницы, совершенно не представляя себе куда идти, я побрела к освещенному фонарем столбу. И какова же была моя радость, когда я увидела стоящего там Виталия. ― Я потерялась! Даже не представляла себе что делать, ― сказала я ему, чувствуя, как с моих плеч сваливается гора страхов и тревоги. ― Постоим здесь, сейчас еще заблудившиеся паломники подойдут, ― сказал он. И, правда, не прошло и десяти минут, как из темноты с воплем облегчения, чуть не падая Виталию на грудь, врывались в круг под фонарем перепуганные путешественники. Потерявшихся оказалось довольно много. Вскоре, разбившись на несколько групп, одни отправились в тибетские кафе на ужин, другие остались с Виталием поджидать остальных, потерявшихся в Бодхгае. Во время путешествия мы самым разным образом испытывали их терпение. Одни ссорились друг с другом, другие непрестанно жаловались то на одно, то на другое, третьи требовали к себе особого внимания. Как молодым монахам удавалось сохранять спокойствие, ровное отношение ко всем, стойко перенося истерики, недоразумения, которые то и дело возникали с постоянной периодичностью, я тогда понять не могла. Но в итоге их терпение было вознаграждено: разношерстная толпа вскоре все же превратилась в настоящих странствующих пилигримов, умиротворенных, набожных, великодушных. Сейчас я понимаю, что их сердца были наполнены состраданием к нам. Нельзя не заметить, что у монахов развито необыкновенное чувство любви к матери. Здесь нет ни слов, ни других открытых проявлений, но это чувствуется, эту любовь можно даже ощутить, настолько она чиста и нежна. Как удается их преподавателям ― монахам, аскетам так культивировать это чувство у юношей и обращать его ко всем живым существам? Первое большое путешествие по святым местам Индии было своеобразным экзаменом для буддийских монахов, недавних студентов буддийского университета Дрепунг Гоманг. А для паломников оно стало незабываемым, исключительным событием жизни. После паломничества досточтимый Лобсан Цунду (Виталий Манкиров) с головой ушел в работу. Быть настоятелем буддийского храма далеко не просто. Помимо того что сюда идут за помощью и советом миряне, все заботы о хуруле, вся деятельность на плечах настоятеля. ― С момента открытия хурула прошло достаточно времени. Храм обветшал, стала протекать крыша, нужен был капитальный ремонт и реконструкция. На пожертвования верующих, опираясь на помощь организаций Лаганского района, мы отремонтировали крышу, заменили окна, двери. Уложили плитку во дворе, ― рассказывает Виталий, ― работы было много. Храм преобразился. Здесь чисто, ухожено, в молельном зале очень красиво и уютно. Здесь бережно хранится танка, на обратной стороне которой Его Святейшество Далай-лама по буддийской традиции оставил отпечатки своих ладоней. Это произошло во время первого визита нашего духовного лидера и учителя в 1991 году. Тогда на вертолете он прилетел на встречу с жителями Лаганского района, освятил храм, благословил мирян. ― До меня в хуруле работал ген Наванг Лодой, ― говорит Виталий. ― Он много сделал для возрождения буддизма в районе. Мне досталось, можно сказать, хорошее наследство. При нем здесь у храма была возведена ступа Просветления. Сейчас у нас в районе уже несколько ступ. Возводятся в селе Красинском и на Сухой Торге. В центре города скоро торжественно откроется Лотосовая ступа. Почему Лотосовая? Лаганский район ― край лотосов, а лотос ― символ Пробуждения Будды. Когда Будда родился и сделал свои первые семь шагов, то там, где он оставил отпечатки своих ног, выросли лотосы. Лаганцы знают о главном назначении буддийской ступы, о том, что даже тень субургана, упавшая на живое существо, дарует ему заслугу. Те, кто обходит ее, кто совершает подношения, очищаются от негативных впечатлений в уме, вследствие чего возрастает заслуга и мудрость. Энергия, исходящая от ступы, во благо, дарит мир, гармонию, умиротворяет людей и очищает местность. Хотя о всестороннем интересе к буддийскому Учению говорить пока не приходится. Убранство Лаганского хурула (храма) ― У нас в районе есть люди, интересующиеся философией буддизма, есть и те, которые серьезно занимаются духовной практикой, стараются ездить в Элисту на учения. Но их мало. То поколение, которое не только верило, но и знало Учение, ушло. Остались современные бабушки и дедушки, которые мало что знают о Дхарме. Я убежден, если у человека сильное желание изучать буддизм, заниматься духовной практикой, он будет это делать. Как, к примеру, в старину, у многих людей было желание практиковать Дхарму, они многое изучали. Они практиковали. Они отправлялись в Тибет к Его Святейшеству Далай-ламе. Они преодолевали огромные расстояния, переходили снежные перевалы, шли через пустыни и дикие места. Они погибали в пути, терпели тяготы труднейшего путешествия, но они шли, и ничто не могло их остановить. Они знали, что буддизм ― Учение о нашем уме. Они знали, что все наши болезни, страдания, проблемы ― в нашем уме. Буддийская Дхарма учит человека избавляться от страданий, быть счастливым, помогает понять, в чем смысл нашей жизни. Оно учит тому, чтобы человек не страдал. У настоятеля Лаганского хурула мало свободного времени. Он молод, но к нему за советом и помощью идут люди намного старше его. И это не случайно. Монашеская община в буддизме занимает важное место и является объектом Прибежища и почитания. Лобсан Цунду (Виталий Манкиров) ― гелюнг, соблюдающий 253 обета, имеющий полный монашеский сан, мудрый и сострадательный человек. Свою жизнь он посвятил служению своему народу. Он следует по буддийскому пути отречения и по праву снискал уважение лаганцев. Я пишу эти строки и вижу, как он машет рукой и не соглашается с моими словами. И хотя это совсем не пафосные строки, они ему не нравятся. Скромный, сдержанный, истинный буддийский монах, настоятель Лаганского хурула, наш земляк Виталий Манкиров. Инна Джураева, фото автора и Виктора Москвича Буддизм в Калмыкии Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |