Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

В Токио продолжился диалог Его Святейшества Далай-ламы с японскими учеными

9 ноября 2012 | Версия для печати
| Еще
Токио, Япония, 7 ноября 2012 г. — 7 ноября в Токио продолжился первый многодневный диалог Его Святейшества Далай-ламы с японскими учеными. Масаси Янагисава из университета Цукуба выступил с докладом «Загадка сна и бодрствования». Профессор отметил, что во сне мозг отдыхает, но это не означает, что в это время его электрическая активность прекращается. Мозг переходит в состояние экономии энергии. Продолжительность сна у разных животных может отличаться — от 4 часов в день у овец до 17 часов у сусликов, — но не существует животных, которые бы вовсе не нуждались в сне. «Почему же нам приходится треть своей жизни проводить в бессознательном состоянии?» — задал вопрос профессор Янагисава. Далее он привел примеры многочисленных экспериментов, в том числе с мышами, а также описал случаи нарколепсии.

В Токио продолжился диалог Его Святейшества Далай-ламы с японскими учеными

По окончании доклада Его Святейшество поинтересовался, могут ли растения спать? На это ученый ответил, что в его области исследований понятие сна имеет очень четкое определение. «Если наличествует хорошо развитая нервная система, тогда существо способно ко сну. Даже плодовые мушки и рыбы спят. А вот растения, хотя и могут отдыхать какое-то время, но это состояние не похоже на сон».

«Я думаю, что сон имеет отношение к уму», — отметил Далай-лама. — Современная наука имеет дело с физическими явлениями, поддающими измерению. А вот ум остается загадкой». Прилетев в Японию и сменив 9 часовых поясов, Далай-лама легко смог перестроить свои циклы сна, а вот телу приспособиться к такой перемене было гораздо сложнее. Это говорит о том, что сон определяется умом. В действительности во время сна сознание, связанное с сенсорным восприятием, ослабевает, что дает нам возможность исследовать ментальное сознание.

Затем выступил Наоки Яхаги, доктор медицинских наук из Токийского университета. Он описал несколько случаев из личного опыта. В первом случае речь шла о 26-летней женщине, поступившей в отделение скорой помощи после того, как под действием депрессии она выбросилась из окна 10-го этажа. Каким-то чудом она выжила, а после рассказывала, что видела яркий свет, а затем внезапно ощутила, что обязана жить. Сам Наоки Яхаги тоже пережил несколько падений. Два из них произошли во время восхождения в Японских Альпах. Он тогда услышал голос, который сказал, что ему не следует больше ходить в горы, и это заставило его отказаться от мечты стать альпинистом. Также он поведал о встрече с целителем.

«Вы столкнулись с загадочными явлениями», — сказал Далай-лама, когда доктор Яхаги закончил свой рассказ. Он отметил, что не стал бы делать из этой истории обобщений, поскольку сам не сильно верит в целительные силы и прочие подобные вещи, хотя в некоторых случаях (здесь он кивнул в сторону доктора Яхкги) такое возможно. Случается так, что люди приходят послушать его, потому что верят, будто Далай-лама обладает магической силой, что у него есть целительские способности. «Это полная ерунда! Если здесь есть кто-то, кто на 100% процентов обладает способностями к целительству, я с удовольствием проконсультировался бы с ним по поводу боли в колене, которая меня беспокоит в последнее время!», — пошутил Его Святейшество.

Нори Каваи, доктор медицинских наук из университета Васеда, выступила с докладом, озаглавленным «Можно ли измерить счастье, ощущаемое человеческим мозгом?». Десять лет она изучала жителей балийской деревни и установила с ними настолько доверительные отношения, что ей позволили поместить электроды на голову исполнителей ритуальных танцев, чтобы измерить мозговую активность в состоянии транса. Еще три года ушло на сбор данных, и в конце концов она выяснила, что у танцоров в состоянии транса в мозге значительно повышался уровень содержания норадреналина, дофамина и бета-эндорфина, а не слышные ухом высокочастотные звуки музыки традиционного оркестра гамелан способны вызывать ощущение счастья.

«Мне часто приходится иметь дело с оракулами, — сказал Его Святейшество. — Некоторые из моих друзей всегда хотели узнать, как меняется физическое состояние человека, находящегося в трансе. Но пока что им не представилась такая возможность. Так что ваше исследование очень полезно.

С буддийской точки зрения духи — это просто еще одна форма жизни. К ним не надо относиться как к чему-то священному или важному. Они просто разновидность чувствующих существ. Так же, как и среди людей, среди них попадаются добрые, нейтральные и злые духи. Но нам не следует впадать в заблуждение и думать, что это особые существа. Если вы слишком много внимания уделяете таким духам, если обращаетесь к ним за прибежищем, то вы не можете более называться буддистом.

Мы не должны говорить, что эти духи пришли к нам из рая. Обитатели рая должны обладать действительно особыми духовными качествами. Подлинная радость или умиротворение приходят в результате тренировки ума. В этом и заключается истинная цель духовной практики».

В Токио продолжился диалог Его Святейшества Далай-ламы с японскими учеными

Затем в заседании последовал обеденный перерыв, после которого состоялось обсуждение и подведение итогов полутора дней работы. Первым был поднят вопрос о том, есть ли сознание у растений. По словам Его Святейшества, он часто размышляет о том, что Будда появился на свет не во дворце, а под деревом. Он достиг просветления под деревом Бодхи и умер тоже под деревьями. Тем не менее, Далай-лама подчеркнул, что в буддизме считается, что растения не обладают сознанием. Джайны и последователи некоторых других религий приписывают растениям сознание, однако буддисты придерживаются в этом вопросе другого мнения.

Далее профессор религиоведения рассказал о трех уровнях жизненного опыта, доступных человеку: видимый уровень, или уровень молитвы и медитации; «полупрозрачный» или наполовину скрытый; и высший уровень, принадлежащий вечности. Его Святейшество Далай-лама не согласился с этим утверждением, отметив при этом, что в буддизме тоже говорится о трех уровнях: видимом, скрытом и тайном. «Но здесь мы должны вернуться к традиции древнего монастыря-университета Наланда, — подчеркнул он. — К трудам, написанным учителями Наланды, такими как Нагарджуна. Иначе, когда буддизм смешивается с верой в местных духов, подлинное учение размывается и приходит в упадок».

Далай-лама повторил мысль, высказанную им на встрече нобелевских лауреатов премии мира в Хиросиме: мир не создашь одними молитвами, для этого необходимы действия. Чтобы помочь другим, мы должны, прежде всего, достичь внутреннего умиротворения. Не существует всеобщей, универсальной религии. Единственное, что доступно всем без исключения семи миллиардам людей, - это здравый смысл, «опирающийся на научные открытия».

На вопрос о жизни после смерти и о Тибетской книге мертвых, Далай-лама ответил, что гораздо важнее думать об этой жизни и о том, как наполнить ее смыслом и сделать более созидательной. «Уделяйте больше внимания практике сострадания. Также как и у смеха, — заметил он, смеясь и обращаясь к профессору Мураками, который говорил об этом накануне, — у сострадания нет побочных эффектов!»

В завершение встречи Его Святейшество сказал, что очень счастлив, что такое обсуждение состоялось в Японии. «У вашей страны небольшая территория, но люди очень умные и трудолюбивые. После Второй мировой войны ваша страна лежала в руинах, но вы сумели буквально возродить ее из пепла, благодаря своей решимости и упорному труду. Прошу вас, уделяйте внимание внутренним ценностям».

На выходе из переполненного зала, в котором два дня велись дискуссии и обмен богатым научным опытом, Далай-ламу остановила телевизионная группа, и репортер задал ему вопрос, о впечатлениях от встречи. Его Святейшество ответил: «Я много лет мечтал о диалоге между древней и современной наукой. Такой диалог полезен для обеих сторон. Вот уже более 30 лет я принимаю участие в подобных встречах на Западе. И я очень доволен и счастлив, что наконец-то и Япония, великая буддийская нация, подключилась к этому процессу, проведя у себя такую двухдневную встречу. Я верю, что это лишь начало. И надеюсь, что в будущем нам предстоит еще много подобных встреч».

Фото: Tibet Office Japan
dalailama.ru
Просмотров: 4086  |  Тэги: Далай-лама, Япония, Токио, буддизм и наука

Комментарии:

Jeki (Посетители) | 9 ноября 2012 16:45  
Спасибо, очень интересное интервью! И вот что мне хотелось бы отметить. Очень часто, к сожалению, в последнее время люди обращаются к непонятным "духам", "оракулам", и прочим невидимым "помощникам", не понимая - с какими силами связываются. Она просят помощи там, где ее нет и быть не может, ведь всем этим "духам" самим нужна помощь! А еще они могут НАВРЕДИТЬ и ввести в заблуждение! Мало кто из простолюдинов об этом задумывается, когда изображает из себя эдакого шамана-призывателя "элементалей", "духов" и прочей нечести.

Когда мы понимаем, что не справляемся, когда понимаем что нам нужна помощь, то единственная наша опора и помощь - Будда. Ибо он ПОЛНОСТЬЮ ПРОСВЕТЛЕННОЕ, освобожденное от омрачений и невежеств, реализованное существо, обладающее абсолютным видением, любовью и состраданием. Выше сознание Будды нет ничего, и обращаться к заблудшим "духам" бессмысленно и глупо, а порой и очень вредно. Желаю всем бдительности! :)
Jeki (Посетители) | 9 ноября 2012 17:50  
И раз пошла такая байка, то хотелось бы сказать несколько слов о т.н. "целителях". Есть 2 вида их - "целители" и целители. Первые, даже обладая какими-то способностями, даже если и обладают поверхностным знанием о вашей проблеме, видят какие-то блоки в чакрах, энергетических каналах и т.п., и даже если что-то вам "нашептывают", "заговаривают", и вроде бы даже болезнь отступила (ура!), но на самом деле это НЕ ТАК! Она отступила временно, т.к. вы не осознали ПРИЧИНЫ этой болезни. Целитель "поработал" за вас, исцелил на время от следствия, но причина осталась. К таким целителям часто народ возвращается и возвращается за очередной "дозой" псевдо-исцеления. И самое плохое, что эти горе-целители не понимают, что творят зло. Они мнят себя богами, которые обладают "волшебным даром", которые все могут и всех исцелят. Но никого они не исцеляют. Второй тип целителей - люди, обладающие настоящим духовным видением, видением причинно-следственных связей нашего Ума. Эти люди В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ расскажут вам о ПРИЧИНАХ, которые привели к тому, что ваш Ум создал для Вас болезнь. И расскажут, что Вы должны в себе изменить, какие ошибки Ума должны проработать, от каких неверных воззрений должны избавиться. Тогда и болезнь навсегда пройдет (если только вы не возьметесь за старое). Конечно, второстепенные способы, как молитвы и пр. они так же применяют как правило, но суть их целительства - открыть вам глаза на причину вашего страдания, болезни, помочь вам избавиться от заблуждений Ума, наставить человека на созидательный путь.

Таким образом, большинство людей верят, что целитель это - дядя или тётя с волшебной палочкой, и одним взмахом руки или наговором, или еще чем - их проблемы решатся раз и навсегда. Но ребята... Мы бесчисленные жизни нарабатывали нашу негативную карму - сами, не кто-то другой за нас это делал. Именно мы творили неблагие деяния - сами. Именно наши заблуждения и неверные воззрения Ума являются причиной наших страданий и болезней - мы сами выбрали этот путь. Так ПОЧЕМУ люди ищут волшебных дядь и тёть, которые что-то сделают ЗА НИХ? Все ответы заключены в нашем Уме - и исцеление тоже начинается ТАМ! Любой настоящий целитель знает это. Все остальное - шарлатанство и колдовство.
Jeki (Посетители) | 9 ноября 2012 18:55  
А еще я считаю, что нам несказанно повезло! Да, мы сами виноваты в наших болезнях. И если мы не захотим избавиться от омрачений нашего Ума, очистить наш Ум от неведения и заблуждений, от причин страданий - то никто не захочет этого за нас. Но есть одна проблема - человек существо весьма забывчивое, и не помнит тысячи ошибок, фатальных ошибок Ума и неправильного поведения, которые он совершил хотя-бы в этой жизни! Чего говорить о предыдущих жизнях? Мы не способны видеть их, очень немногие могут видеть. Но у нас есть сильное намерение сойти с этого неблагого пути, очистить наш Ум, осознать ошибки. И повезло нам в том, что тут нам может помочь Будда! Например, если повторять мантру Будды Медицины (Будда Бхайшаджьягуру) и просить о благословении и очищении Ума от всех омрачений, негативных эмоций и проявлений, и об осознании причин страданий и болезней - то Будда Медицины не просто поможет вам избавиться от негативной кармы, но вы так же сможете постепенно вспомнить все свои плохие деяния в этой жизни и попросить прощения у всех людей, например, которым вы когда-либо сделали что-то плохое, и породили тем самым многие причины для болезней. Так что это очень хорошая практика для повышения осознанности, избавления от причин страданий и болезней. Я бы даже сказал, что это Великое Чудо, что у нас есть такой помощник и такая возможность!

Желаю всем живым существам счастья и здоровья! Всем болеющим - найти целителя - в виде человека или Будды, и исцелить свой Ум и тело! Всех люблю! :)

P.S. Пришлось разделить на 3 части, камент не помещался. :)

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Ноябрь 2012    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru