Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Далай-лама приступил к учениям по тексту «Светоч на пути к пробуждению» во Фрайбурге14 апреля 2013 | Версия для печати
Фрайбург, Швейцария. 13 апреля 2013 г. – Солнечным утром Его Святейшество Далай-лама выехал из гостиницы на берегу озера Морат в сторону Фрайбурга по живописной дороге, вьющейся через зеленеющие поля с видом на заснеженные горные вершины. В центре «Фрайбург Форум» его встретили организаторы учений и проводили в зал, где уже собрались около восьми тысяч человек, чтобы послушать учения по тексту Атиши «Светоч на пути к пробуждению». На сцене для Его Святейшества установили высокий богато украшенный трон, но он предпочел сесть в кресло ближе к краю сцены, чтобы лучше видеть лица слушателей.
На учениях Далай-ламы во Фрайбурге в Швейцарии. 13 апреля 2013 г. Фото: Manuel Bauer Его Святейшество начал свое выступление словами: «Я очень рад вновь приехать в Швейцарию. В 1961-м году эта небольшая страна приютила примерно тысячу тибетских беженцев, которые прибыли из Индии, где они прежде трудились на строительстве дорог в предгорьях Гималаев. Я впервые посетил Швейцарию в 1973-м году. С тех пор прошло уже много лет. Время движется и ничто не в силах его остановить. Но как мы распорядимся отпущенным нам временем, как прожить жизнь с целью и осмысленно? Если постоянно отвлекаться на получение обычных удовольствий, связанных с органами чувств, то это будет напрасной тратой времени. Сегодня мы собрались здесь, чтобы подумать о том, как использовать время наилучшим образом». Его Святейшество пояснил, что все люди способны испытывать боль и удовольствие и все они стремятся к счастью. Переживание боли и удовольствия может быть связано с органами чувств, но оно также может быть связано с нашим сознанием. Если ум находится в покое, то никакие внешние обстоятельства не способны всерьез нарушить это состояние. Если же ум в смятении, то переживания, связанные с органами чувств не помогут его успокоить, и наоборот – спокойное состояние ума помогает нам легче справляться с чувством физической боли и усиливает чувство физического удовольствия. Таким образом покой ума помогает нам справляться с внешними трудностями подобно тому, как мать дает ребенку чувство защищенности и уверенности. Последователи теистических религий верят в существование бога-творца и это дает им надежду. Последователи нетеистических религий, таких как буддизм или джайнизм, верят в закон причинно-следственной связи, в то, что все вещи появляются в силу соответствующих причин и условий. Различные религии представляют разные философские воззрения, однако же все они признают, что любовь и сострадание приносят нам счастье. Они также сходятся во мнении, что делая счастливыми других, мы сами обретаем счастье, и напротив, если мы приносим другим вред, то это становится источником нашего собственного несчастья. А значит, мы должны стремиться к тому, чтобы стать лучше, взращивая любовь и сострадание. На учениях Далай-ламы во Фрайбурге в Швейцарии. 13 апреля 2013 г. Фото: Manuel Bauer Его Святейшество отметил, что на уровне каждого отдельно взятого человека идея одной религии и одной истины является верной. Однако на глобальном уровне необходимо придерживаться принципа разнообразия религий и разнообразия истин. На первый взгляд эти два принципа противоречат друг другу, но это не так. Его Святейшество пояснил, что нам необходимо питать твердую веру в свою религию, сохраняя при этом уважение ко всем другим религиям. Он сказал: «Я буддист, и буддист убежденный. Но это не мешает мне уважать другие духовные традиции и восхищаться ими». Далее Его Святейшество пояснил, что учения следует даровать только в том случае, если другие попросили вас об этом. Он также сказал, что не одобряет миссионерскую деятельность в странах с другой религиозной традицией. Сам Далай-лама всегда советует людям сохранять верность собственной религии, к которой они принадлежат от рождения. Конечно, если кто-то придет к убеждению, что именно буддизм наилучшим образом отвечает его потребностям, такой человек может заниматься буддийскими практиками, но при этом ему необходимо сохранять уважительное отношение к другим религиозным традициям. С другой стороны мы можем видеть, что многие люди, не причисляющие себя к верующим, полагают, что такие понятия как любовь, терпимость, сострадание – это религиозные понятия, и потому их можно не принимать в расчет. Поскольку эти люди тоже стремятся к счастью, для них необходимо выработать способ обучения методам достижения покоя ума, не основанный на религии, и здесь важную роль играет светский подход. Мы должны научиться говорить о важности внутренних ценностей в светском контексте. Его Святейшество Далай-лама вручает премию "Международной кампании в поддержку Тибета" Роберту Форду. Фрайбург, Швейцария. 13 апреля 2013 г. Фото: Manuel Bauer Во время перерыва на обед Его Святейшество Далай-лама встретился с теми, кому организация «Международная кампания в поддержку Тибета» (ICT) присудила премию «Пламя истины». Среди пяти лауреатов премии – Роберт Форд из Великобритании, который работал радиооператором в тибетском правительстве в Чамдо и был заключен в тюрьму во время китайской оккупации в 1950-м году; профессор Шварц-Шиллинг из Германии, отмеченный за поддержку, которую он оказывает Тибету в своей политической и академической деятельности; Сигрид Жосс-Арнд из Швейцарии, отмеченная за работу в Красном кресте; Тео ван-Бовен из Нидерландов, отмеченный за работу в области прав человека; Уайлдер Тайлер из Уругвая, генеральный секретарь Международной комиссии юристов, сделавшей чрезвычайно важные выводы в отношении Тибета. Его Святейшество поприветствовал каждого из лауреатов премии и вручил статуэтку, символизирующую пламя истины. Обращаясь к лауреатам он сказал: «Мы безмерно благодарны вам за многолетнюю поддержку, которую вы оказываете делу Тибета. Вы знаете, что дух тибетцев непоколебим, а сила истины непобедима». Продолжая начатое утром учение, Его Святейшество отметил, что страдание появляется в силу причин, а основная причина страданий – это необузданный ум. Поэтому мы нуждаемся в практиках укрощения ума. В учении Будды о Четырех благородных истинах говорится о том, что все вещи возникают в силу причин и условий, которые, в свою очередь тоже появляются в силу причин и условий. Всепроникающее страдание, которое мы стремимся преодолеть, возникает в силу кармы и неправильного воззрения, источник которых в неведении. Неведение может быть связано с непониманием закона причинно-следственной связи или с неверным пониманием реальности. Его Святейшество сказал: «Никому, если только он не пьян или не сумасшедший, не придет в голову причинять себе страдания, однако же именно так мы и поступаем. Почему? В силу неведения. Мы увлекаемся тем, какими вещи представляются, и забываем о том, что они не обладают самобытием. Если же мы хотим положить конец страданиям, то нам необходимо исследовать реальность». На учениях Далай-ламы во Фрайбурге в Швейцарии. 13 апреля 2013 г. Фото: Manuel Bauer Его Святейшество сказал, что основополагающая природа ума – это ясность и способность познавать, не замутненная разрушительными эмоциями, удерживающими нас в сансаре. А значит, мы можем достичь освобождения. Для этого нам необходимо слушать учения, думать, как можно применить эти учения на практике, медитировать о том, что мы поняли. Чтобы искоренить разрушительные эмоции, нам нужно развить мудрость постижения бессамостности, а для этого нам нужны нравственная дисциплина и сосредоточение. Нравственная дисциплина опирается на памятование, а бдительность способствует сосредоточению, что позволяет взращивать мудрость. Таким образом практика сводится к трем высшим тренировкам, говорим мы о винае, сутре или тантре. Для развития мудрости необходимо сосредоточение, а для развития сосредоточения – нравственность. В седьмом веке тибетский царь Сонгцен Гампо женился на китайской и непальской принцессах, которые, скорее всего, дали ему представление о буддизме. Но за буддийским учением Сонгцен Гампо обратился не в Китай, а в Индию, страну, в которой буддизм зародился. Трисонг Децен пригасил в Тибет Шантаракшиту, настоятеля монастыря-университета Наланда. Он был великим ученым-философом и основателем традиции йогачара-сватантрика-мадхъямака, в которой воззрения Нагарджуны и Асанги объединены с логикой и теорией познания Дхармакирти. Шантаракшита укрепил буддийское учение в Тибете и начал перевод на тибетский язык священных текстов. В одиннадцатом веке Тибет распался на отдельные княжества, и потомок тибетского царского рода Джангчуп О из западного Тибета пригласил Атишу, наставника из буддийского университета Викрамашила. По его просьбе Атиша сочинил текст «Светоч на пути к пробуждению», вобравший в себя основные моменты сутры и тантры. Триста томов Кангьюра и Тенгьюра содержат некоторые тексты по медицине, но все же большинство из них посвящены учению Будды. «Светоч на пути к пробуждению» рассказывает, как применить эти учения на практике, чтобы постепенно, шаг за шагом достичь пробуждения. Его Святейшество пояснил, что получил передачу этого текста с комментариями от Ценшапа Серконга Ринпоче, который знал его очень хорошо. Его Святейшество прокомментировал название текста и первые несколько строф, сказав, что продолжит чтение завтра, после чего дарует обеты буддиста-мирянина и посвящение Белой Тары, которое относится к «близкой линии» передачи и основано на чистом видении Пятого Далай-ламы. dalailama.ru Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |