Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Роберт Бир примет участие в юбилейных торжествах, посвященных 10-летию главного храма Калмыкии18 августа 2015 | Версия для печати
В сентябре Калмыкию посетит британский художник, авторитет в области тибетского и непальского буддийского искусства, Роберт Бир, сообщает официальный сайт Буддизм в Калмыкии. Художник, изучающий и практикующий тибетскую тханка-живопись более сорока лет, Роберт Бир примет участие в сентябрьских юбилейных торжествах, посвященных 10-летию главного храма Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» и в работе научной конференции «Буддизм в диалоге культур Востока и Запада: прошлое, настоящее и будущее». Конференция посвящена тибетологическим и буддологическим исследованиям, где ученые будут также говорить о буддийских ценностях, культуре и искусстве, вопросах образования, воспитания, этики.
Роберт Бир — один из главных гостей юбилейных торжеств, приглашенных почетным представителем Его Святейшества Далай-ламы в России и Монголии, верховным ламой Калыкии Тэло Тулку Ринпоче и администрацией «Золотой обители Будды Шакьямуни». Роберт Бир — признанный авторитет в области тибетского и непальского буддийского искусства, замечательный художник, исследователь и энтузиаст, посвятивший всю свою энергию и творчество сакральной буддийской живописи. Его книга «Энциклопедия тибетских символов и орнаментов» — это первая фундаментальная и чрезвычайно детализированная работа, исследующая невероятно обширную и насыщенную глубоким символизмом иконографию тибетского буддизма ваджраяны. Для художников и дизайнеров, для буддистов, стремящихся постичь всю глубину символизма этой духовной традиции, для всех тех, кто интересуется восточным искусством и искусством вообще, — это первая исчерпывающая энциклопедия, систематизировавшая кажущееся бесконечным многообразие символов, встречающихся в тибетском изобразительном искусстве. Роберт Бир изучал и практиковал тибетскую тханка-живопись на протяжении тридцати лет, включая пять лет обучения с мастерами-художниками Джампой (личный художник Его Святейшества Далай-ламы XIV) из Дхарамсалы и Кхамтрулом Ринпоче из Ташиджонга. Бир — один из первых европейцев, посвятивших свою жизнь глубокому изучению и освоению данной формы искусства. Сам о себе Бир говорит, что, в сущности, он — самоучка. Он начал рисовать ещё в детстве и, решив стать профессиональным художником, в шестнадцать лет подал документы на поступление в колледж искусств, но ему было отказано, поскольку он был дальтоником. Бир продолжал свои занятия и к 1969 году, когда ему исполнилось двадцать один год, он уже обладал довольно обширными познаниями как в восточных, так и в западных эзотерических традициях, и увлечённо рисовал сакральные образы Востока. Основным средством его самовыражения стали образы гневных буддийских божеств. Стремление рисовать их не было сознательным волевым решением, продиктованным философским или академическим интересом, но явилось инстинктивным, интуитивным и спонтанным позывом. В 1970 году он отправился в Индию и прожил там следующие пять лет, проведя один год в Непале. В Дхарамсале он обучался у мастера Джампы из Лхасы, личного художника Его Святейшества Далай-ламы XIV. Наброски Джампы дали ему основополагающие представления об иконографии центрально-тибетского стиля. Это была необходимая подготовка к более глубокому погружению в предмет на протяжении следующих лет. В Непале Бир изучал структуры иконографических сеток (тиб. thig tshad) основных божеств, составленных Гомченом Олеше из Солу Кхумбу. И хотя Бир никогда не встречался с Олеше лично, его художественная чёткость и аккуратность определили собственный стиль Роберта Бира. После смерти Олеше в 70-х он почувствовал, что должен принять его художественную эстафетную палочку и закончить рисунки, начатые мастером. Последний год в Индии Бир провел в Тибетской Общине Ремесел Ташиджонга в долине Кангра. Здесь он был принят в обучение своим главным тибетским учителем Кхамтрулом Ринпоче. Бир работал для него на протяжении года, создавая расширенную серию маленьких рисунков, известных как цакли, которые используются во время посвящений. Кхамтрул Ринпоче был олицетворением того, что многие люди называют «Тибетский Мастер». Знаток и мастер всех тибетских искусств — тханка-живописи, скульптуры, священного танца, архитектуры и прочих — Ринпоче был высоко реализованным духовным наставником, воплощением мудрости и сострадания. В 1976 году, вернувшись в Англию, Роберт Бир начал объединять технику аэрографии с тибетским искусством. Некоторые из его нововведений были скорее нетрадиционными и созданные образы предназначались для иллюстрации книг. В 1980 году Бир приступил к масштабному проекту создания цикла иконографических рисунков, и вот тогда-то и начались настоящие обучение и работа. На протяжении послед-них двадцати лет художник был сосредоточен на создании развернутых серий иконографических рисунков, изображающих основных божеств ваджраяны, держателей линий и символов, которые встречаются в тибетском искусстве. Книги Роберта Бира:В книге «Буддийские мастера-маги» собраны 54 жизнеописания наиболее известных махасиддхов Индии. Авторство легенд приписывается индийскому йогину Абхаядатте (XII в.), который надиктовал их тибетскому переводчику Мондубу Шерабу. Великолепные иллюстрации выполнил современный британский художник Роберт Бир, автор «Энциклопедии тибетских символов и орнаментов», вышедшей ранее издательстве "Ориенталия". В период между IX и XII веками Восточной Индией управляла династия Пала – королей, которые поддерживали развитие тантрического буддизма. Под их покровительством Тантра стала доминирующей духовной системой Индии. Ее практиковали и передавали йогины-махасиддхи, «великие совершенные» – буддийские отшельники, верные идеалам свободы, мятежники, восставшие против лицемерия и шарлатанства, лживого философствования, кастовой системы и ритуальной чистоты брахманов. Многие из них были музыкантами и поэтами, их постижение отразилось в чудесных мистических песнях, написанных просторечным языком, использующим такие метафоры, как дом и семья, скотоводство и ремесла, а также любовь и чувственная близость. Вот что пишет сам художник о работе над иллюстрациями книги: «В создании рисунков использовалась гуашь; обводка и декоративные детали нарисованы чистым золотом. Для обводки и золотых деталей я использовал кисточку 000 из собольего волоса, стертую до толщины иглы. В этой технике тханкописи не допускается рисовать поверх уже созданного изображения, поэтому ошибки нелегко исправлять…» «Над каждым рисунком я работал в среднем по 24 часа, а над цветными — от 80 до 120 часов. Таким образом, для выполнения всей графики для этой книги мне понадобилось более 4000 часов…» «В отличие от Будда-форм, изображения которых подчиняются строгим правилам иконографии, представление махасиддхов как исторических персонажей подобно их жизненному пути будет всегда оставаться свободным самовыражением и энергией чистого наслаждения…» Энциклопедия тибетских символов и орнаментовВ энциклопедии охвачен весь спектр символов и атрибутов тибетского буддизма, а материал, использованный автором при написании этой работы, имеет высочайшую культурологическую ценность, представляя из себя оригинальные изображения, обнаруженные и систематизированные автором в ходе многолетнего исследования. Эта книга — не просто подробная и авторитетная энциклопедия, она воспринимается читателем, как увлекательное путешествие по различным уровням и категориям глубочайшей символики тибетского буддизма. На её страницах вы найдёте более двухсот детализированных авторских иллюстраций, выполненных традиционными тонкими кистями и тушью с невероятной точностью и тщательностью, и тематически сгруппированных в оригинальном размере. На выполнение каждого из рисунков у автора ушло от 50 до 200 часов. В целом работа над книгой заняла восемь лет. Рисунки сопровождаются исключительно подробным объяснением возможных источников происхождения символов, их внешнего, внутреннего и тайного значения. Автор рассказывает об источниках происхождения символов тибетского буддизма и о процессе интеграции древнеиндийской и мировой символики в традиции буддизма махаяны и ваджраяны, с присущими им эзотерической многозначительностью и многоуровневой интерпретацией. Также в книге рассказывается и о канонах изображения различных символов в тибетской тханка-живописи. Статьи по теме:Искусство, создающее художника Я бы сказал, скорее искусство создаёт меня, чем я искусство. В этой работе присутствует некоторый элемент принуждения. Словно что-то направляет меня, как будто это занятие ― моё предназначение... Чистые миры Роберта Бира Искусство – очень узкое слово по сравнению с огромным разнообразием смыслов и функций, которые можно к нему прмиенить. У меня возникает ощущение, что современное концептуальное искусство данного поколения зависит от неврозов и одержимости, например, «шок нового» (“shock of the new”) и все эти хирургические, клинические, болезненные, бездушные и жестокие образы, столь часто содержащиеся в нем. ... Таким образом эксплуатируется истина о страдании, первая из четырех благородных истин. Три другие могли бы стать источником большего вдохновения как способ преодоления страдания. Как я уже говорил, искусство снаружи, сердце внутри, и для меня истинная функция искусства заключается в преображении самого человеческого сердца в произведение величайшей красоты. Просмотров: 2271 | Тэги: Роберт Бир, Калмыкия
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |