Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

В Эрмитаже открылась выставка «Сакральный дар божеству»

19 февраля 2016 | Версия для печати
| Еще
В Эрмитаже открылась выставка «Сакральный дар божеству»
Впечатление от созерцания скульптуры усиливают
фотографии и мультимедиа. Фото Александра Дроздова
В Эрмитаже открылась выставка «Сакральный дар божеству». Для нее музей выбрал еще мало освоенный, просторный, с высокими кирпичными сводами зал – Манеж Малого Эрмитажа. Первое впечатление: выставка предназначена для вдумчивого созерцания, что немаловажно в наше время.

Манеж вместил больше двухсот экспонатов – скульптуру Юго-Восточной Азии VII–XX веков, фотографии религиозной архитектуры, для которой эти памятники создавались. Атмосферу дополняют кадры религиозных церемоний, нон-стоп демонстрирующиеся на экранах.

Перед посетителями предстает история и культура огромного региона, на территории которого размещается одиннадцать государств. Скульптура пяти из них – Таиланда, Бирмы, Лаоса, Вьетнама и Индонезии есть в собрании Эрмитажа.

– Это первая масштабная выставка скульптуры Юго-Восточной Азии, – рассказывает куратор, ведущий научный сотрудник Эрмитажа Ольга Дешпанде. – Предыдущая проходила почти 20 лет назад, в 1997 году. Она была посвящена 100-летию визита короля Сиама в Петербург. Но там была представлена только тайская скульптура. По сути, в таком объеме это первый показ самой большой в нашей стране коллекции скульптуры Юго-Восточной Азии.

В коллекции свыше трехсот пятидесяти памятников. Первые вещи (правда, в их числе не было скульптур) получил в подарок от короля Сиама (Таиланда) Рамы V будущий император Николай II во время путешествия на Восток в 1891 году. Основа музейного собрания – коллекция буддийской скульптуры – принадлежала видному дипломату начала прошлого века чрезвычайному посланнику России в Сиаме Георгию Плансону. В Эрмитаж ее передали в 1931 году из Русского музея. После окончания Второй мировой войны коллекцию пополнили несколько десятков памятников из берлинского Музея этнологии. Около четырехсот произведений индонезийского искусства, в том числе десятки скульптур из камня и терракоты, поступили в музей в 1969 – 1970 годах.

Особенность искусства Юго-Восточной Азии в том, что вплоть до начала ХХ века оно носило сакральный, культовый характер, создавалось для украшения религиозных построек или как личное подношение в них. Поэтому организаторы выставки и включили в ее пространство так много снимков религиозной архитектуры.

На выставке в основном буддийские памятники. Особенно много изображений Будды: сидящий, стоящий, коронованный, в монашеской одежде... Будда характерным движением рук – ладонями наружу – успокаивает воды, океан, примиряет родственников. Присутствуют и изображения верующих, поклоняющихся божеству, просящих его о помощи, монахов, фантастических существ... В числе последних особое место занимает образ Гаруды – «солнечного орла» индийской мифологии. Он наделен магической силой и охранительными качествами и даже помещен на герб Таиланда и Индонезии.

В ХХ веке в Юго-Восточной Азии стало развиваться новое, современное искусство. Культовое утратило исключительность, но не перестало быть важным в жизни людей. Храм в буддийских странах остается одним из культурных и образовательных центров. Люди приходят туда молиться и просто сидеть в окружении многочисленных изображений.

Людмила Леусская

С.-Петербургские ведомости

Подробнее о выставке на сайте Эрмитажа

Некоторые экспонаты выставки:


Бодхисаттва Манджушри. Индонезия, Восточная Ява. Период Сингасари, э. ш. 1265 (1343/1344). Известняк; резьбаБодхисаттва Манджушри. Индонезия, Восточная Ява. Период Сингасари, э. ш. 1265 (1343/1344). Известняк; резьбаБудда, сидящий в позе маравиджайя. Таиланд, Ланна. Конец XV – начало XVI в. Бронза, перламутр; литье, гравировка, черный и красный лак, позолотаБудда, сидящий в позе маравиджайя. Таиланд, Ланна. Конец XV – начало XVI в. Бронза, перламутр; литье, гравировка, черный и красный лак, позолотаКоронованный Будда, сидящий в позе маравиджайя. Таиланд, Ланна. Конец XV – первая половина XVI в. Бронза; литье, гравировка, позолотаКоронованный Будда, сидящий в позе маравиджайя. Таиланд, Ланна. Конец XV – первая половина XVI в. Бронза; литье, гравировка, позолота

Усмирение Буддой слона Налагири. Храм Нагайон. Бирма, Паган. Конец XI в. Известняк; черный лак, позолотаУсмирение Буддой слона Налагири. Храм Нагайон. Бирма, Паган. Конец XI в. Известняк; черный лак, позолотаКоронованный Будда, сидящий в позе бхумиспарша-мудра. Бирма, период Ава, штаты Шан. XVIIXVIII вв. Бронза; литье, гравировка, красный лак, позолотаКоронованный Будда, сидящий в позе бхумиспарша-мудра. Бирма, период Ава, штаты Шан. XVIIXVIII вв. Бронза; литье, гравировка, красный лак, позолотаГолова Будды. Таиланд,Дваравати. VII в. Серый песчаник; резьбаГолова Будды. Таиланд,Дваравати. VII в. Серый песчаник; резьба

Фото: www.hermitagemuseum.org
Просмотров: 3443  |  Тэги: искусство

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Февраль 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru