Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Новая книга. Маргарита Кожевникова. Беседы о жизни и смерти

| Еще
Дорогие друзья!

На протяжении многих лет мы путешествовали по российским буддийским республикам с выдающимися наставниками тибетского буддизма (геше Лхакдором, Барри Керзиным, Тензином Приядарши, профессором Робертом Турманом). Эти учителя, рекомендованные Его Святейшеством Далай-ламой для чтения лекций по буддизму и светской этики в школах и университетах, встречались с преподавателями, школьниками и студентами. В процессе общения очевидной стала проблема детских и юношеских самоубийств, остро стоящая не только в России в целом, но и в буддийских республиках, где казалось бы само буддийское миропонимание должно удерживать людей от непоправимой ошибки. Преподаватели, ученики, а также родители неизменно спрашивали у буддийских наставников совета о том, как помочь человеку, оказавшемуся в безвыходной ситуации, что предпринять, если видишь, что он угнетен, подавлен, перестает общаться с внешним миром, какие слова подобрать в разговоре с ребенком о вечных темах жизни и смерти.

Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» обратился с просьбой к Маргарите Николаевне Кожевниковой (кандидату философских наук, востоковеду-буддологу, автору десятков книг и статей по буддизму и философии образования) с просьбой написать книгу, которая бы помогла читателям осознать ценность человеческой жизни и сформировать правильное отношение к смерти.

Новая книга. Маргарита Кожевникова. Беседы о жизни и смерти

Хотя мы предполагали, что книга будет в первую очередь полезна для преподавателей, родителей, студентов и школьников, ее аудитория оказалась значительно шире – она будет интересна и полезна любому человеку, желающему познакомиться с буддийскими представлениями о жизни и смерти и, возможно, найти в них точку опоры. Книга содержит тщательно подобранные автором цитаты из книг и устных поучений известных буддийских учителей: исторических личностей (Шантидевы, Арьяшуры, Чандрогомина, Падампы Сангье, Чже Цонкапы, Ловсана Чокьи Гьялцена) и наших современников (Его Святейшества Далай-ламы, Кирти Цэншаба Ринпоче, ламы Тубтэна Еше, ламы Сопы Ринпоче, Патрула Ринпоче), а также удивительные по глубине буддийские притчи и истории.

Прекрасные иллюстрации художника Антона Нефёдова превратили эту полезную «Беседы о жизни и смерти» в красочный альбом, который очень приятно держать в руках и дарить близким.

Аннотация


Беседы о жизни и смерти (сборник буддийских текстов); автор-составитель М. Кожевникова; художник-иллюстратор А. Нефёдов. – М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2017. – 132 с.
Беседы о жизни и смерти
(Сборник буддийских текстов)

ISBN 978-5-905792-20-5

Автор-составитель М. Кожевникова
Художник-иллюстратор А.Нефёдов
Кураторы проекта А. Мельников, Г. Кубарева
Общая редакция Ю. Жиронкина
Администратор Н. Иноземцева
Корректор И. Москаленко
Макет, дизайн обложки И. Сердюков
Идея обложки Е. Саламашенко

Фонд «Сохраним Тибет» выражает признательность Людмиле Ивановне Жуковой за бескорыстную помощь в подготовке этого издания.
Иллюстрации выполнены при поддержке Ирины Ященко.



Новая книга. Маргарита Кожевникова. Беседы о жизни и смертиНовая книга. Маргарита Кожевникова. Беседы о жизни и смертиНовая книга. Маргарита Кожевникова. Беседы о жизни и смерти

Новая книга. Маргарита Кожевникова. Беседы о жизни и смертиНовая книга. Маргарита Кожевникова. Беседы о жизни и смертиНовая книга. Маргарита Кожевникова. Беседы о жизни и смерти

Книга «Беседы о жизни и смерти: буддийские тексты» посвящена важнейшим ценностным, этическим, духовным вопросам, возникающим у человека при размышлении о жизни и смерти, и ориентирована прежде всего на юношество, поскольку именно в этом возрасте такие вопросы встают и переживаются во всей своей остроте и серьёзности, а отсутствие проясняющих ориентиров и психологические возрастные особенности нередко толкают молодых людей к максималистским действиям «сведения счётов» с жизнью и даже к выбору смерти. Книга представляет буддийскую традицию интерпретаций вопросов жизни и смерти и построена как беседы, опирающиеся на осмысление избранных буддийских текстов.

Книга снабжена красочными иллюстрациями и может быть использована не только для чтения, но и как учебно-методическое пособие по образовательным программам духовно-нравственного развития, этики и в целом может быть полезна для юношества – старшеклассников и студентов, для специалистов гуманитарных дисциплин, связанных с изучением буддизма и этики, для всех читателей, интересующихся буддийской культурной традицией.

Рекомендована к изданию Министерством образования и науки Республики Тыва.

Выдержки из книги:


***
Когда закрадываются мысли о самоубийстве, очень важно вспомнить о существовании перерождений и кармы. Приходит смерть, распадается тело, но поток ума не остановить. У него нет начала, и он продолжит свой путь. А поскольку есть карма, то вы переродитесь: либо в низших, либо в высших мирах. И даже если вы богаты, даже если вы миллионер или миллиардер, владелец несметных богатств и в этой жизни не знаете нужды, вы всё равно переродитесь. Вы будете рождаться снова и снова. И никто не знает, какими окажутся ваши новые рождения.

Думать об этом полезно. Ведь эти мысли станут для вас напоминанием важности духовной практики: а это накопление добрых деяний (кармы), отказ от дурных деяний, упорствование в этом всеми силами.

Такое памятование возвращает ум к духовной практике – Дхарме, что замечательно, ведь тогда оно служит прекращению мыслей о самоубийстве, и это чрезвычайно важно!

Лама Сопа Ринпоче. Москва, 2015

***
…Люди обычно не говорят о смерти. Все живут, занимаются своими делами и развлекаются так, как будто смерти и не существует. Многие люди объясняют это так же, как древнегреческий философ Эпикур:

«Пока мы живы − смерти нет, когда мы мёртвые − нет жизни».

Многие современные молодые люди, которые играют в компьютерные игры, привыкают к тому, что смерть, наступающая в результате ряда событий игры, неокончательна. После этой смерти наступает следующая «попытка», и можно всё начать сначала – так же, как это случается и с героями фильмов, которые погибают, но потом как-то воскресают и на протяжении длительного сериала демонстрируют нам неистребимую живучесть человека. Получается, если мы видим это в фильме или нас самих убивают много-много раз в игре, мы привыкаем, что смерть – это не по-настоящему. В Петербурге был такой случай пару лет назад, когда девушка, с которой случился приступ болезни, вышла из вагона поезда метро на пустынную платформу и упала на рельсы вниз между вагонами, а две девушки, оказавшиеся на перроне рядом, вместо того чтобы закричать, привлечь внимание машиниста, других людей, просто смотрели на неё пару минут, пока поезд не поехал и не задавил её насмерть. Когда этот случай расследовался, они не могли объяснить своё поведение. Но, возможно, это как раз результат неосознанно сложившейся привычки смотреть на смерть, как в фильме или в игре, как на ненастоящую.

А есть религиозные люди, которые верят, что смерти нет, потому что есть «вечная жизнь». Они представляют себе, что душа, то наше внутреннее начало, которое чувствует, мыслит, надеется и любит, в момент смерти просто покинет тело и отправится своим путём, куда ей суждено: в ад, в рай или в чистилище. В этом смысле для души жизнь не кончается, и если человек жил добродетельно и его ожидает рай, то душе смерть не страшна: добродетельная душа со смертью не только ничего ценного не потеряет, но даже выиграет – ведь при жизни душа человека страдала, а теперь её ждёт вечное блаженство.

Если люди по тем или иным причинам не думают о смерти как о реальной, тогда приход смерти как реальности окажется для них потрясением. Правильно ли не думать о смерти? Про отказ думать о страшном говорят: «Как страус, который прячет голову в песок». И хотя страусы по-настоящему никогда этого не делают, сами люди как раз-таки бывают склонны так поступать. Дети попросту зажмуривают глаза, чтобы не увидеть чего-то опасного. А взрослые «закрывают глаза» в образном смысле.

Мы все склонны не вспоминать и не думать о том, что неприятно и страшно. Ведь так мы предпочитаем не думать даже о таких неприятностях и испытаниях, как визит к зубному врачу или экзамен. А смерть – наихудшее испытание и наибольшая неприятность из всех возможных. Наверное, поэтому о ней мы почти не вспоминаем, ведь думать о смерти труднее всего.

И только когда мы наталкиваемся на реальность смерти – в связи с уходом из жизни знакомых и близких людей или в связи с собственной болезнью, – мы вспоминаем о ней и начинаем с ужасом догадываться о её власти над нами самими. Но долго терпеть такую мысль мы не можем, поэтому быстро переводим мысль на других, кто умер: «Как это с ними случилось?!» Как будто перед нами не стоит именно эта самая перспектива: смерть.

***
…Буддисты придают особое значение опыту смерти. Поэтому обсуждение темы смерти означает для людей в буддийских странах две вещи: достойное завершение, представляющее «проверку» того, как была прожита сама эта жизнь, и уникальный невероятный опыт, который буддийские йогины стремились использовать полностью. И для того, и для другого требуется подготовка.
В Изречениях Будды (сутрах) и других буддийских текстах встречаются объяснения: как возможно размышлять, памятовать о смерти и соответственно вести себя и как тренироваться, чтобы быть готовым в момент, когда смерть нас настигнет.

Изречение — притча о горах

Однажды Пробуждённый находился в Саваттхи. Тогда царь Косалы Пасенади приблизился к Блаженному в середине дня и, поклонившись, сел в стороне. Будда Блаженный спросил его:

– Ну что, великий царь, откуда ты пришёл в середине этого дня?

– Прямо сейчас, о Владыка, я занимался некоторыми царскими делами, обычными для всех царей из рода благородных воинов, кто бывает помазан на царство, опьянённых вином своей верховной власти, жадных до удовольствий, тех, кто заполучил твёрдый контроль над своей страной и правит большой частью территории на земле.

– А что ты думаешь, великий царь, вот о чём… Представь себе человека, который заслуживает доверия и который пришёл бы к тебе с востока с такими словами: «Если это порадует ваше величество, то вам следует знать, что я пришёл с востока и там видел великую гору, высокую, до облаков, подвигающуюся сюда, сокрушающую всех живых на своём пути. Так что делайте то, что вы посчитаете нужным».
Затем второй человек пришёл бы к тебе с запада со словами: «Если это порадует ваше величество, то вам следует знать, что я пришёл с запада и там видел великую гору, высокую, до облаков, подвигающуюся сюда, сокрушающую всех живых на своём пути. Так что делайте то, что вы посчитаете нужным». Затем третий человек пришёл бы к тебе с севера с подобными словами. И четвёртый человек пришёл бы к тебе с юга с такими же словами. Если бы, ваше величество, появилась такая великая опасность и такое страшное разрушение человеческих жизней и трудно было бы надеяться сохранить жизнь человека, что тогда следовало бы делать?»

– Если бы, о Владыка, появилась бы такая великая опасность и такое страшное разрушение человеческих жизней и трудно было бы надеяться сохранить жизнь человека, тогда что ещё следовало бы делать, кроме как следовать духовному учению и вести себя добродетельно, предпринимая такие искусные действия, которые создают благие заслуги?!

– Так сообщаю тебе, о великий царь, объявляю тебе, о великий царь: старость и смерть подвигаются, накатывают на тебя. Когда старение и смерть надвигаются, великий царь, тогда что следует делать?

– Когда старость и смерть надвигаются на меня, о Владыка, что же ещё следует делать, кроме как следовать духовному учению и вести себя добродетельно, предпринимая такие искусные действия, которые создают благие заслуги?!

Существуют, Владыка, битвы слонов, которые ведут цари из рода благородных воинов, кто бывает помазан на царство, опьянённые вином своей верховной власти, жадные до удовольствий, те, кто заполучил твёрдый контроль над своей страной и правит большой частью территории на земле. Но здесь нет пользы от этих слоновых битв, здесь нет им поля действий, если накатывают старость и смерть.

Существуют, Владыка, битвы кавалерии, которые ведут цари из рода благородных воинов, кто бывает помазан на царство, опьянённые вином своей верховной власти, жадные до удовольствий, те, кто заполучил твёрдый контроль над своей страной и правит большой частью территории на земле. Но здесь нет пользы от этих битв кавалерии, здесь нет им поля действий, если накатывают старость и смерть.

Существуют, Владыка, сражения пехотинцев, которые ведут цари из рода благородных воинов, кто бывает помазан на царство, опьянённые вином своей верховной власти, жадные до удовольствий, те, кто заполучил твёрдый контроль над своей страной и правит большой частью территории на земле. Но здесь нет пользы от этих сражений пехотинцев, здесь нет им поля действий, если накатывают старость и смерть.

При царском дворе есть советники, которые благодаря силе своего ума, когда появляются враги, умеют посеять рознь между ними, но нет пользы от этой битвы умов, нет им поля действий, если накатывают старость и смерть.

При царском дворе есть в изобилии слитки золота и серебра, сложенные в подвалах и сокровищницах, и с этим богатством мы можем подкупить врагов, когда те придут, но нет пользы от этой битвы богатства, нет им поля действий, если накатывают старость и смерть.
Если старость и смерть накатывают на меня, о Владыка, что ещё будет нужно, кроме как следовать духовному учению и вести себя добродетельно, предпринимая такие искусные действия, которые создают благие заслуги?!

– Да, это так, о великий царь! Да, это так, о великий царь! Когда старость и смерть накатывают на тебя, что ещё нужно, кроме как следовать духовному учению и вести себя добродетельно, предпринимая такие искусные действия, которые создают благие заслуги?!

Вот что сказал Блаженный. Сказав так, затем Во-благе-прошедший Учитель произнёс стихи:
Как гигантские громады-валуны,
горы, достающие до неба,
закрывающие четыре стороны,
подвигающиеся, всё круша,
надвигаются старение и смерть,

так же катятся на всех живущих –
благородных воинов, жрецов,
на торговцев и мастеровых,
на уборщиков, общественных изгоев, –
не щадя, растаптывают их.

Здесь стада слонов не устоят,
колесницы, армия пехоты.
В этой битве даже ум, богатство
поражения не отвратят.

Потому разумный человек,
тот, кто благо осознал своё,
к Пробуждённому, Учению, Общине
в жизни как к прибежищу идёт.

Этот, кто Ученье воплощает
в мыслях, слове и во всех делах,
на земле признанье обретает,
после смерти – радость в небесах.



***
…Когда мы начинаем задумываться над тем, что есть в нашей человеческой природе такого особенного, отличающего нас от всех других живых существ, наверное, все мы быстро приходим к выводу, что это наш ум, сознание, разум. Однако в действительности обычно мы живём, чувствуем и поступаем так, как будто бы и ведать не ведаем об этой особенности своей человеческой природы.

В итоге с нами может случиться так, что мы проживём свою жизнь, какой бы она ни оказалась, и так и не узнаем по-настоящему, чем мы владели!

Точнее даже, чем мы сами являлись. Разве это не самая обидная глупость, неудача, ошибка этой жизни?!

Если вернуться к притче о человеке, в одежду которого было зашито бесценное сокровище, – этой аналогии из «Лотосовой сутры», которую так любили в буддийском мире, то ведь судьба бедняка, мёрзнущего, голодающего, вынужденного довольствоваться вещами дурного качества, и сама по себе печальна. Но как подумаешь, что этот бедняк, который, скорее всего, мог умереть от измождения, всю свою жизнь носил с собой богатство, благодаря которому был способен не только не бедствовать, но и наслаждаться многими красотами и радостями мира, – его судьба начинает казаться непереносимо трагичной!

Ведь, вместо того чтобы прикрываться рогожей и просить подаяния, он мог путешествовать по разным странам, созывать на пиры прекрасных женщин, музыкантов, актёров, мог бы осуществить свои мечты и замыслы, например, основать процветающее предприятие, мог бы сам помогать голодным и нуждающимся.

Лама Тубтэн Еше:

Наблюдать и исследовать собственный ум так просто, чрезвычайно просто. Постоянно, куда бы вы ни шли, в любое время вы можете почувствовать присутствие этой энергии. Она постоянно с вами. А шоколад не всегда под рукой, когда вы его захотите...

Радость переживания молчания происходит из вашего собственного ума. Поэтому радость всегда с вами. Когда бы она вам ни понадобилась, – она всегда здесь.

Как достигается просветление? Где его обретают? Лишь обращаясь к собственному уму. Лишь познавая природу собственного сознания.
Просмотров: 3545  |  Тэги: книга

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Май 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru