Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Анонсы Статьи О центре О фонде
 

Эдвард Хеннинг. Символизм монограммы Калачакры

19 марта 2020 | Версия для печати
| Еще
Эдвард Хеннинг. Символизм монограммы Калачакры

«Десятисильная»


Один из наиболее известных символов системы Калачакры, а в действительности всей ваджраяны, – изображение семенного слога (тиб. snying po), или монограммы, Калачакры (тиб. rnam bcu dbang ldan) (см. рис. 1). Оно состоит из семи отдельных слогов, объединенных вместе в стилизованном варианте букв индийского письма ланца [2] (надпись вязью или письмом Ранджана).

Кроме того, есть три других компонента, доводящих количество элементов на изображении в общей сложности до десяти – это полумесяц (обычно красный), известный как висарга (санскр. visarga); диск, или бублик (обычно белый), известный как бинду (санскр. bindu) или анусвара (санскр. anusvāra); и темно-синяя нада (тиб. nāda), или волосок с тремя изгибами, на самом верху.

Существует менее известная, но, возможно, не менее важная форма монограммы Калачакры: описание этой версии монограммы Калачакры, связанной с медитацией стадии порождения можно найти на сайте [3] Эдварда Хеннинга [4].

Ниже объединенный слог разбит на составные части, чтобы показать форму каждого из составляющих слогов. Показанные отдельные части объединенного слога – это не обычные формы, которые они имеют, а формы, необходимые для объединения в общую фигуру.

Нижеследующее описание основано, главным образом, на работе Банда Гелека (тиб. 'ba' mda' dge legs) [5], которая называется: «Объяснение Десятисильной [монограммы] – сущности Великолепного Калачакры, называемое “Драгоценный светильник”» (тиб. dpal dus kyi 'khor lo'i yang snying rnam bcu dbang ldan gyi don bshad pa rin chen sgron me).

Этот текст начинается с обсуждения основного описания и символизма монограммы, приведенной в Вималапрабхе (санскр. Vimalaprabhā),в качестве комментария к пятой строфе первой главы Калачакра-тантры. Некоторые дополнительные материалы были взяты из Вималапрабхи. Кроме того, поскольку есть некоторые различия между тибетскими традициями, также был использован великий комментарий к Вималапрабхе, написанный гелугпинским автором Кхедруп Дже (тиб. mkhas grub rje) [6]: «Обширное толкование Великого комментария Великолепной Калачакра-тантры “Совершенно чистый свет”, именующегося “Прояснение таковости”» (тиб. dpal dus kyi 'khor lo'i 'grel chen dri ma med pa'i 'od kyi rgya cher bshad pa de kho na nyid snang bar byed pa).

Банда Гелек объясняет, что висарга и анусвара являются частями букв, как, на самом деле, и в письменностях индийских языков. Он объясняет, что нада на вершине обозначает гласный «а», который присущ всем буквам, но правильно произносить его только с последним «Я». Анусвара указывает на то, что последнее «Я» назализировано, как, например, в произношении таких слогов, как «oṃ» и «hūṃ». Это означает, что приблизительное произношение будет звучать так: «ХА ЧА [7] МА ЛА ВА РА ЯМ», а не «ХАМ ЧА МА ЛА ВА РА Я». (Многие тибетцы ошибочно произносят последним способом, но Банда Гелек приводит здесь произношение в соответствии с правильным индийским произношением санскрита). Висарга, которая обычно изображается в виде двух маленьких кружков рядом с буквой, означает, что произношение аспирировано – то есть подразумевает более сильный выдох.

НадаНадаАнусвараАнусвараВисаргаВисаргаХАХАКШАКША

МАМАЛАЛАВАВАРАРАЯЯ
Рис. 2

Такое использование термина висарга для полумесяца необычно и, кажется, применяется исключительно в контексте Калачакры. Здесь может подразумеваться сочетание формы капли и полумесяца как варианта обычной анусвары (санскр. anusvāra), известной как анунасика (санскр. anunāsika). В своей книге по грамматике [8] Артур Макдонелл (Arthur Macdonell) описывает анусвару как неизмененный носовой звук, следующий после гласного, а анунасику как его вариант, обозначающий назализированный гласный. Это похоже на толкование Банда Гелека – комбинация назализации и аспирации, то есть использования как носа, так и рта.

При описании символического значения [монограммы Калачакры] в Вималапрабхе главным образом раскрывается происхождение десяти букв (точнее, букв и частей букв). Это объяснение основано на пятой строфе Калачакра-тантры: «Из ваджракайи, описанной как десять существований, тело, высшая мудрость, пространство, ветер, огонь, вода, земля, устойчивое, движущееся и боги, невидимые и несотворенные, возникает место создания мантр и Повелитель Людей. Там они снова освобождаются. Таким образом, тот, кто правильно это понимает, не животное, и его разум свободен от концептуализации».

В этой строфе ваджракайя, чистый аспект тела, описывается в терминах десяти аспектов существования, и говорится, что они по существу (связаны с) местами артикуляции различных звуков. Вималапрабха заявляет, что «тело — это Луна, свободная от завес; высшая мудрость – это Солнце, свободное от завес; пространство – это элемент пространства, свободный от завес, точно так же элементы ветра, огня, воды и земли. “Устойчивое” — это сфера стабильности, свободная от завес, которая имеет природу пяти элементов; “движущееся” — это сфера личностей, свободная от завес, которая имеет природу шести элементов; “боги, невидимые и несотворенные” – значит, что эти боги не видны и не созданы, обладая в сфере без форм лишь индивидуальностью сознания ...»

В этом описании «устойчивая» сфера относится к внешнему физическому миру, состоящему из пяти элементов, а «движущееся», или «индивидуальная сфера», относится к миру живых существ, обладающих шестым элементом осознания. Считается, что мир живых существ включает в себя сферы желания и форм.

Затем Вималапрабха описывает, как из этих различных аспектов существования возникают определенные основные звуки или слоги:

БИНДУ – луна;
ВИСАРГА – солнце;
НАДА – пространство;
i – ветер;
ṛi – огонь;
u – вода;
ḷi – земля;
ma – неодушевленный;
kṣa – одушевленный;
ha – бесформенное царство.

Обратите внимание, что висарга в форме полумесяца связана здесь с солнцем и поэтому обычно красного цвета, а круглая бинду (анусвара) связана с луной и поэтому обычно белая. Их иногда называют соответственно луной (из-за формы в виде полумесяца) и солнцем, и эти названия явно неверны, и они должны быть обозначены наоборот. В более ранней версии веб-страницы они были названы так ошибочно, и часто можно увидеть полумесяц, нарисованный белым цветом, как будто это луна, и кружок, окрашенный в красный цвет, как солнце. Я не смог найти никакого описания ни монограммы, ни ее символизма, где цвета действительно описывались бы таким образом.

Некоторые из этих соответствий происходят непосредственно из грамматики санскрита. Например, место артикуляции согласного или гласного связано с элементом, а из вышеперечисленных велярный «а» (обозначенный «надой») будет ассоциироваться с пространством, небное «i» с ветром, церебральное «ṛi» с огнем, губное «u» с водой и зубной «ḷi» с землей. Происхождение других ассоциаций не так ясно.

Вималапрабха объясняет, что эти буквы должны быть написаны одна над другой и «усилены» [9], чтобы буквы «ḷi», «u», «ṛi» и «i» стали «la», «va», «ra» и «ya». Затем они образуют монограмму Калачакры, «hkṣmlvryaṃ» [10], где «kṣa» пишется ниже и слева от «ha», затем «ma» ниже и слева от «kṣa» и так далее.

Структура монограммы и ее основной символизм с точки зрения внешнего физического мира и внутренней ваджракайи описываются в этой строфе из Калачакра-тантры. В последующих строфах, описывающих медитации стадии порождения, эти же слоги также связаны с мандалой и другими аспектами медитации, и поэтому символизм монограммы охватывает все три аспекта внешней, внутренней и другой Калачакры.

Символизм монограммы Калачакры


Эдвард Хеннинг. Символизм монограммы Калачакры
Внешняя Калачакра, физический мир

Относительно цветов этой монограммы, см. изображение Таранатхи [11]. Это единственный случай, когда согласно символическому значению монограммы, слог «ХА» должен быть белым, как в современной цветной версии изображения Таранатхи (см. рис. 3).

Я
– черный, диск элемента ветра;
РА – красный, диск элемента огня;
ВА – белый, диск элемента воды;
ЛА – желтый, диск элемента земли;
МА – разноцветный, гора Меру и мир желаний;
КША – зеленый, мир форм;
ХА – синий, мир без форм;
ВИСАРГА – красный, солнце;
БИНДУ – белый, луна;
НАДА – темно-синий, с тройным изгибом, пространство.

То, как Банда Гелек связывает три мира здесь немного отличается от того, что приведено в Вималапрабхе. Объяснение Кхедруп Дже также отличается. Его объяснение, как и следовало ожидать:

МА – гора Меру;
КША – мир желаний и форм.

Но еще удивительнее, что у него «ЛА» символизирует разноцветный лотос. Причина этого не ясна.

Внутренняя Калачакра, ваджракая

Я – для всех существ, подошвы ног, ветер;
РА – голени, огонь;
ВА – колени, вода;
ЛА – бедра, земля;
МА – позвоночник и тело, подразумевающие пять элементов;
КША – промежуток между горлом и лбом, элемент высшей мудрости [12];
ХА – корона, пространство;
ВИСАРГА – канал расана (справа) и красный элемент;
БИНДУ – канал лалана (слева) и белый элемент;
НАДА – центральный канал и ветер.

Также:

Я – центр второстепенных каналов на лбу;
РА – горловой центр;
ВА – сердечный центр;
ЛА – пупочный центр;
МА – второстепенные каналы в суставах тела;
КША – тайный центр;
ХА – центр на макушке;
ВИСАРГА – канал расана;
БИНДУ – канал лалана;
НАДА – центральный канал.

Кхедруп Дже придерживается второго толкования символизма ваджракайи, но со следующими отличиями:

МА – от пупа до тайного места или позвоночник;
КША – тайный лотос, где соединяются три основных канала;
ХА – центральный канал;
НАДА – блаженство осознания четвертого состояния.

Еще один вариант, представленный Мипхамом (mi pham rgya mtsho), явно следующим комментарию Бутона (bu ston rin chen grub):

МА – от пупа до тайного места;
КША – тайный лотос;
ХА – канал фекалий, по которому движется ветер апана;
ВИСАРГА – канал мочи, по которому движется ветер апана;
БИНДУ – канал семени, по которому движется ветер апана;
НАДА – не упоминается.

Другая Калачакра: 1. стадия порождения, дворец


Я – чистота элемента ветра, сущность диска ветра, возникшего из высшей мудрости Калачакры;
РА – чистота элемента огня, сущность диска огня, возникшего из высшей мудрости Калачакры;
ВА – чистота элемента воды, сущность диска воды, возникшего из высшей мудрости Калачакры;
ЛА – чистота элемента земли, сущность диска земли, возникшего из высшей мудрости Калачакры;
МА – чистота горы Меру, природа пяти элементов;
КША – над Меру, чистота четырех видов места рождения, лотоса, рожденного из воды;
ХА – над лотосом, чистота внешней луны, диск луны;
ВИСАРГА – над луной, чистота внешнего солнца, диск солнца;
БИНДУ – над солнцем, чистота внешнего Раху (узла), диска Раху;
НАДА – чистота элемента пространства, который полностью окружает и пронизывает всю мандалу, сущность пространства, обозначающий дхармодаю.

[Объяснение] Кхедруп Дже здесь отличается в последнем пункте. Поскольку вся структура является опорой, эквивалентной дворцу, «НАДА» представляет собой «опирающихся» – божество Калачакру, – а также подразумевает всех божеств мандалы.

Другая Калачакра: 2. стадия порождения, сам дворец


Я – периметр ветра, возникающий из свершающей высшей мудрости Калачакры;
РА – периметр огня, возникший из высшей мудрости равностности Калачакры;
ВА – периметр воды, возникший из высшей мудрости различения Калачакры;
ЛА – периметр земли, возникший из высшей мудрости дхармадхату Калачакры;
ХА – периметр пространства, возникший из зерцалоподобной высшей мудрости Калачакры;
МА – гирлянда света и пятислойные стены, которые имеют природу пяти элементов;
КША – божественные лотосы на подиумах во дворцах, возникшие из высшей мудрости блаженства и пустоты ума Калачакры;
БИНДУ – дворец тела, возникший из ваджры тела Калачакры, обладающий всеми положительными качествами;
ВИСАРГА – дворец речи, возникший из ваджры речи Калачакры, неизмеримой речи;
НАДА – дворец ума, возникший из ваджры ума Калачакры, (высшей мудрости) блаженства и пустоты.

Другая Калачакра: 3. стадия порождения, божества


Я – сущность ста шести божеств класса ветра, таких как Амогхасиддхи, проявленных из Калачакры;
РА – сущность ста шести божеств класса огня, таких как Ратнасамбхава, проявленных из Калачакры;
ВА – сущность ста шести божеств класса воды, таких как Амитабха, проявленных из Калачакры;
ЛА – сущность ста шести божеств класса земли, таких как Вайрочана, проявленных из Калачакры;
ХА – сущность ста шести божеств класса пространства, таких как Ваджрасаттва, проявленных из Калачакры;
МА – проникновение во все пять элементов и элемент высшей мудрости, природа шести элементов, Ваджрадхара и главное божество Калачакра;
КША – в тексте Банда Гелека, использованный для этих заметок, к сожалению, пропускает этот слог, вероятно, из-за ошибки писца. Возможно, он символизирует тайный лотос супруги или саму супругу Вишвамату. Или же он может символизировать Будду Акшобхью, украшающего голову Калачакры. Он зеленого цвета и подходит к этой ситуации;
БИНДУ – тело высшей мудрости (ваджра тела) Калачакры;
ВИСАРГА – форма проявления звуков и речи, ваджра речи;
НАДА – ум Калачакры, ваджра ума блаженства и пустоты, обладающая десятью силами, четырьмя видами бесстрашия и так далее.

Другая Калачакра: 4. стадия завершения, шесть йог


Прежде чем приступить к обсуждению символизма стадии завершения, Банда Гелек сначала объясняет связь между пятью путями и двумя стадиями. До начала практики шест йог необходимо заняться практикой стадии порождения и пройти путь накопления (тиб. tshogs lam). Затем, с помощью первых пяти из шести йог необходимо пройти путь применения (тиб. sbyor lam), а с помощью последней йоги – пути видения (тиб. mthong lam) и медитации (тиб. sgom lam). После доведения до совершенства стадии порождения, одновременно с достижением пути применения ваджраяны обретается высшая мудрость второй йоги, дхьяны.

КША – сущность пратьяхары, высшей мудрости блаженства и пустоты, развиваемой путем созерцания пустотности видимостей и введения ветров действия в центральный канал, при этом создается переживание пустых форм. Это десять признаков, таких как дым и так далее.
ХА – сущность дхьяны, высшей мудрости блаженства и пустоты, погруженной в пустотности видимостей пустых форм, которые возникают благодаря совершенствованию и усилению проявлений пустых форм десяти признаков.
Я – сущность пранаямы, высшей мудрости блаженства и пустоты, возникающей, когда развита способность направлять пустые формы в такие места, как центры и каналы, заставлять их оставаться там без движения и, после достижения устойчивости, связывать ветры и растворять десять ветров сердечного центра в центральном канале.
РА – сущность дхараны, высшей мудрости блаженства и пустоты, которая развивается благодаря устойчивости растворения десяти ветров в центральном канале; они растворяются в каплях (бинду) в шести центрах, ветры и капли сливаются, и капли связываются без таяния (испускания).
ВА – сущность анусмрити, высшей мудрости блаженства и пустоты, которая развивается, когда достигнута устойчивость в смешении ветров и капель и связывании капель; с помощью подходящей из трех мудр, происходит разжигание и таяние; в центральном канале из шести центров возникает высшая мудрость излучения всех различных божественных пустых форм (классов божеств в мандале).
ЛА – сущность самадхи, достижение пути видения ваджраяны и реализация воплощения высшей мудрости Калачакры, «тела созревания». Это самадхи представляет собой медитативное сосредоточение на такой форме и высшей мудрости. Здесь отбрасываются эмоциональные и концептуальные омрачения, а также осуществляется прохождение пути видения и медитации и десяти уровней.
МА – сущность пяти высших мудростей путей, схожих с пятью пробужденными мудростями.
БИНДУ – сущность ваджры тела.
ВИСАРГА – ваджра речи.
НАДА – ваджра ума.

Кхедруп Дже явно не нравится такой анализ, он считает его искусственным. Он пишет: «Как было объяснено ранее, четыре буквы (ЛА, ВА, РА и Я) обозначают четыре главных центра, а «КША» символизирует тайный лотос. Когда приобретается мастерство в связанных с ними практиках, в тайном месте вспыхивает чандали; оно расплавляет белый элемент на темени, который спускается вниз и смешивается с чандали, создавая сущность великого блаженства. Висарга обозначает пылающее (красное) чандали, бинду – белое нисходящее семя, а нада – сущность блаженства, развиваемое в уме».

Он также говорит, что в целом эти десять букв символизируют десять знаков, которые возникают в пратьяхаре и дхьяне, связывание десяти ветров в пупе в пранаяме и дхаране, десять ситуаций желания в анусмити и в самадхи, подавление движения десяти ветров, пяти скандх и пяти элементов (чье общее количество равно десяти), освобожденных от омрачения.

Другая Калачакра: 5. Цель, природа просветления


Я – сущность божеств класса ветра, таких как Амогасиддхи, природа очищения от скандхи формирующих факторов;
РА – сущность божеств класса огня, таких как Ратнасамбхава, природа очищения скандхи ощущений;
ВА – сущность божеств класса воды, таких как Амитабха, природа очищения скандхи различения;
ЛА – сущность божеств класса земли, таких как Вайрочана, природа очищения скандхи формы;
КША – сущность божеств класса высшей мудрости, таких как Акшобхья, природа очищения скандхи высшей мудрости;
ХА – сущность божеств класса пространства, таких как Ваджрасаттва, природа очищения скандхи сознания;
МА – Калачакра, охватывающий все классы;
БИНДУ – нирманакая Калачакры;
ВИСАРГА – самбхогакайя Калачакры;
НАДА – сущность дхармакайи: свабхавакайя и высшая мудрость-дхармакайя Калачакры.

Здесь Кхедруп Дже приводит только два пункта: буквы «ХАМ» и «КША» представляют собой пять и шесть букв великой пустотности; «ХАМ» означает высшую мудрость великого блаженства, а «КША» – тайный лотос махамудры. Находясь в неразрывном союзе, они очищают от омрачений все шесть элементов, и это обозначено пятью и шестью буквами великой пустотности.

То же самое можно сказать и о двух слогах «Э» и «ВАМ». Они обычно изображены с обеих сторон от монограммы Калачакры.

Последнее обновление: 29 марта 2014 г.
Перевод: Ачарья Бем Митруев.


Оригинал статьи

Примечания


[1] Примечание к наименованию статьи: http://www.kalacakra.org/namcu/namcu.htm
[2] Ланджа (санскр. Lañja) – название индийского письма («письмо с хвостами»), которое впервые появилось во времена династии Пала, использовалось для написания санскритских буддийских текстов, мантр и дхарани. Это название используется в Тибете для письма Ранджаны (санскр. Rañjanā). – Прим. пер.
[3] http://www.kalacakra.org/namcu/namcu2.htm
[4] Edward Henning (1949–2016).
[5] Банда Гелек (тиб. 'ba' mda' thub bstan dge legs rgya mtsho, 1844–1904). Важный современный учитель школы джонанг. Ученик Джамгона Конгтрула Лодро Тайе и Дзогчена Палтрула Ринпоче. Ему принадлежат сочинения не только по Калачакре и школе джонанг, но и по праджняпарамите, учениям шангпа кагью, строительству мандалы и шести йогам Наропы. Собрание его сочинений составляет 22 тома.
[6] Кхедруп Дже (тиб. mkhas grub rje, 1385–1438) – важный иерарх школы гелук, один из важнейших учеников Ламы Цонкапы.
[7] На самом деле этот санскритский слог kṣa должен произноситься «кша». – Прим. пер.
[8] Arthur Macdonell. A Sanskrit Grammar for Students. London: Oxford University Press, 1927. – Прим. пер.
[9] То есть вридхи (санскр. vṛiddhi), сильная ступень огласовки. – Прим. пер.
[10] В своем переводе «Гуру-йоги Калачакры, выполняемой во время шести сессий» (Kalachakra Six-Session Guru-Yoga) Алекс Берзин дает такое же прочтение этих слогов в мантре Калачакры: OM AH HUM HO HKSHMLVRYAM HUM PHAT. – Прим. пер.
[11] http://www.kalacakra.org/namcu/namcu2.htm
[12] Тиб. ye shes. – Прим. пер.
Просмотров: 5966  |  Тэги: Калачакра

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Март 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!» | 2005-2020
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Сайт: http://savetibet.ru