Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Его Святейшество Далай-лама. Прямая трансляция. Учения по сочинению «Выдуманные слова узнавания матери “Мелодия эха”»1 февраля 2021 | Версия для печати
8 февраля 2021 г. Его Святейшество Далай-лама даровал учения по сочинению Чангкья Ролпе Дордже «Выдуманные слова узнавания матери “Мелодия эха”». После основной части учений состоялась сессия ответов на вопросы. Учения даруются по просьбе Ламы Сопы Ринпоче и Фонда поддержания махаянской традиции (ФПМТ). Скачать текст на русском языке: Отрывок из труда Панчен-ламы Лобсанг Чойки Гьялцена «Обличение цепляния за “я”», зачитанный Его Святейшеством Далай-ламой во время учений по сочинению Чангкья Ролпе Дордже «Выдуманные слова узнавания матери “Мелодия эха”» 8 февраля 2021 г.: Запись прямой трансляции из Дхарамсалы. Синхронный перевод на русский язык: ачарья Бем Митруев (фонд «Сохраним Тибет»). Чангкья Ролпе Дордже III (тиб. lcang skya 03 rol pa'i rdo rje) родился в 1717 году в области Драккар, где расположен монастырь Нуб Падмо Де (тиб. nub padmo'i sde dgon), близ Лянчжоу (тиб. lang gru), современного Увэя. Нуб Падмо Де был одним из четырех монастырей, основанных в этой области в XIII веке Сакья-пандитой Кунга Гьелценом (тиб. sa skya paN + Di ta kun dga 'rgyal mtshan; 1182–1251) и Пакпа Лодро Гьелценом (тиб. ' phags pa blo gros rgyal mtshan; 1235–1280). Его отцом был Цангпа Гуру Тензин (тиб. tshangs pa gu ru bstan 'dzin; даты жизни не известны), а мать звали Букьи (bu skyid). По происхождению члены семьи Чангкья Ролпе Дордже были монгорами. В 1720 году Ролпе Дордже был признан перерождением Чангкья II Нгаванг Лобсанг Чодена (тиб. lcang skya 02 ngag dbang blo bzang chos ldan; 1642–1714) и доставлен в его резиденцию – монастырь Гонлунг Джампа Линг (тиб. dgon lung byams pa gling), один из четырех важнейших гелугпинских монастырей в Амдо. В 1724 году, после того как в ответ на восстание под предводительством Лобсанг Даньцзиня (blo bzang dan jin; даты жизни не известны) родной монастырь Ролпе Дордже был разрушен цинскими войсками, его доставили ко двору императора Юнчжэна. Позже Ролпе Дордже также признали перевоплощением великого сакьяпинского ученого и государственного деятеля Пакпы Лодро Гьелцена (тиб. 'phags pa blo gros rgyal mtshan; 1235–1280). При дворе императора Юнчжэна Ролпе Дордже учился бок о бок с принцем, который спустя годы стал императором Цяньлуном (кит. 乾隆; годы правления 1735–1796). Их общение оказалось чрезвычайно важным. Чангкья стал главным буддийским наставником и советником Цяньлуна по всем вопросам, связанным с буддизмом, включая искусство, литературу, религиозные посвящения и практики, а также по дипломатическим вопросам. Его образование включало в себя обучение большинству языков, используемых в империи Цин, включая маньчжурский, китайский, монгольский и тибетский, а также различные буддийские предметы, которые положено было преподавать ламе. В 1734 году Чангкья Ролпе Дордже совершил свое первое путешествие в Лхасу. Тогда император Юнчжэн разрешил ему сопровождать в столицу Тибета Седьмого Далай-ламу Келсанг Гьяцо (тиб. tA la'i bla ma bskal bzang rgya mtsho; 1708–1757). Эта поездка дала Чангкья Ролпе возможность поучиться у Далай-ламы, а также сделать подношения в основные монастыри Лхасы и преподнести дары от цинского императора. В 1735 году Чангкья отправился в Шигаце, где посетил монастырь Ташилунпо и встретился с Панчен-ламой V Лобсангом Еше (тиб. paN chen bla ma 05 blo bzang ye shes; 1663–1737). Ролпе Дордже принял у Панчен-ламы обеты послушника и получил от него имя Еше Тенпа Дронме (ye shes bstan pa'i sgron me). Несколько дней спустя в присутствии Панчен-ламы и других высоких лам он принял полные монашеские обеты. В 1736 году, когда император Юнчжэн умер, Чангкья был вынужден отказаться от обучения у Панчен-ламы и вернулся в Пекин. На прощание Далай-лама и Панчен-лама преподнесли ему религиозные статуи и другие ценные подарки. Когда Чангкья Ролпе Дордже прибыл в Пекин, вступивший на престол император Цяньлун, с которым он рос и учился, назначил его главным управляющим ламой столицы. Получив эту должность, Чангкья призвал Цяньлуна передать Далай-ламе спорные приграничные земли. Хотя император отклонил эту просьбу, он частично последовал совету Ролпе Дордже, выделив Далай-ламе значительное ежегодное пособие. После того, как в 1751 году в Лхасе был казнен светский лидер Гьюрме Намгьел (тиб. 'gyur med rnam rgyal) и внутриполитическая напряженность достигла там высшей точки, Цяньлун официально объявил Далай-ламу политическим и духовным лидером Тибета. Тукван III Лобсанг Чокьи Ньима (тиб. thu'u bkwan 03 blo bzang chos kyi nyi ma; 1737–1802), ученик и биограф Ролпе Дордже, утверждает, что это важное решение было принято во многом благодаря совету Ролпе Дордже. Очевидно, что император Цяньлун, разгневанный убийством своих амбаней (представителей) в Лхасе, готовился передать полную административную власть в Тибете маньчжурским представителям. Встав на колени перед императором, Чангкья начал умолять его воздержаться от такого шага и вместо этого наделить политической властью Далай-ламу. После смерти Далай-ламы VII Цяньлун отправил Ролпе Дордже в Лхасу со второй миссией. Среди тибетских официальных лиц велись споры по поводу того, будет ли регент нового Далай-ламы иметь одновременно духовную и светскую власть. Калоны (тиб. bka' blon), или члены кабинета министров, стремились завладеть светской властью, а в ведение Далай-ламы передать только духовные вопросы. Чангкья посоветовал императору наделить регента полной духовной и светской властью, чтобы избежать конфликта между членами кабинета министров. Император предоставил регенту полномочия духовного лидера и опирался на амбаней (послов империи Цин в Лхасе), которые помогали ему ограничить власть светской элиты из кабинета министров. В 1757 году Чангкья снова отправился в Лхасу. На этот раз он был окружен большой свитой, включая министра, нескольких чиновников и двух императорских лекарей. Во время пребывания в Лхасе Ролпе Дордже выполнял различные поручения императора, связанные с духовностью и политикой, и оповещал Цяньлуна о происходящем в регионах Внутренней Азии, вплоть до Ладакха на западе. Он принял непосредственное участие в поиске Далай-ламы VIII Джампел Гьяцо (тиб. ta lai bla ma 08 'jam dpal rgya mtshо; 1758–1604) и написал биографию Далай-ламы VII. В то же время Чангкья учился у высоких лам, в первую очередь у Панчен-ламы VI Лобсанга Пелдена Еше (тиб. paN chen bla ma 06 blo bzang dpal ldan ye shes; 1738–1780). В 1779 году Ролпе Дордже организовал для Панчен-ламы поездку в Пекин на день рождения императора Цяньлуна. В честь этого визита в Жэхэ по образцу Ташилунпо был построен новый монастырь. Тогда Чангкья Ролпе Дордже выполнял религиозные и дипломатические функции, объяснял Панчен-ламе, как принято представляться императору, и переводил их беседы о Дхарме. Во время этого визита в Пекин Панчен-лама заболел оспой и скончался. Среди главных учителей Ролпе Дордже были Лобсанг Еше (тиб. blo bzang ye shes; 1663–1737), Нгаванг Джампа (тиб. ngag dbang byams pa; 1682–1762) и Лобсанг Чодзин (тиб. blo bzang chos 'dzin; 1717–1786). Помимо Цяньлуна и Туквана III среди учеников Ролпе Дордже были Кончок Джигме Вангпо (тиб. dkon mchog 'jigs med dbang po; 1728–1791) и Келсанг Тубтен Джигме Гьяцо (тиб. skal bzang thub bstan' jigs med rgya mtsho; 1743–1811). Его собрание сочинений насчитывает более двухсот работ. Работа Чангкья Ролпе Дордже в качестве переводчика никоим образом не ограничивалась устными переводами, хотя это была одна из его основных обязанностей при императорском дворе. Он также курировал создание (монгольского, тибетского, маньчжурского, китайского и чагатайского) словарей и письменные переводы буддийских учений. Будучи управляющим ламой Пекина, он сыграл важную роль в основании Юнхэгуна, монастырского колледжа для монгольских, маньчжурских и китайских монахов. Как и Утайшань (тиб. ri bo rtse lnga; кит. 清凉山), этот колледж представлял собой целый комплекс, включавший в себя императорский дворец и тибетский буддийский монастырь. Чангкья Ролпе Дордже также сыграл ключевую роль в разработке систем иконографии, каталогизации и надписей, которые оказались невероятно важными для проектов императора Цяньлуна в области буддийского искусства. treasuryoflives.org Перевод биографии: Инна Балтырева Просмотров: 6627 | Тэги: Далай-лама, прямая трансляция
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |