Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Анонсы Статьи О центре О фонде
 

Его Святейшество Далай-лама о войне и мире

12 марта 2022 | Версия для печати
| Еще
Эти темы – война, мир, примирение – я всегда рассматриваю с точки зрения намерений, а когда мы говорим о намерениях, на первый план выходит личность, отдельный человек.

Что такое мир? И война? Мне кажется, что мир – это не просто отсутствие насилия, но нечто гораздо большее. Мир тесно связан с нашим внутренним отношением, с мотивацией, с состраданием. Любое движение, любое действие, совершаемое нами из сострадания, по сути, несет в себе мир. А любое действие, совершаемое под влиянием отрицательных эмоций – ненависти, гнева, зависти, – по сути, представляет собой насилие.

Его Святейшество Далай-лама о войне и мире

И еще одно объяснение: мир – это созидание, возникновение. Война же – разрушение, исчезновение.

Мы все – живые существа, включая деревья и травы. Растения – тоже живые. Хотя у них нет сознания, по своим химическим и биологическим свойствам они обладают способностью рождаться и существовать. Все те факторы, что способствуют росту и продолжению жизни, – положительные. Те же, что несут в себе разрушение, – отрицательные.

Поэтому, когда наступает весна, деревья и травы начинают бурно расти, когда восходит солнце, возвещая новое начало, мы чувствуем счастье. Птицы, звери пребывают в мире, ухаживают друг за другом – мы счастливы.

Потом приходит осень. Листья меняют свой цвет, и в конце концов опадают. И вот остаются лишь голые деревья. В сравнении с нашими весенними настроениями, здесь мы испытываем внутренний дискомфорт. Без воды цветы стоят несколько дней, а затем увядают. Нам становится немного не по себе – нам больше нравится свежесть.

Другой пример, более серьезный. Рождение – всем нравится праздновать дни рождения. Мы поздравляем друг друга с этим праздником и чувствуем счастье. Смерть – никто не празднует день смерти, всем грустно.

Такова наша основополагающая природа. Существование, возникновение – счастье. Разрушение – грусть.

Война – это разрушение. Если нам не по душе даже естественная смерть, то что же говорить об убийствах? Убийство – весьма прискорбный поступок. Война же – насилие в широком масштабе. Когда человек убивает кого-то, мы называем его «убийцей». Но стоит нам увеличить масштаб, привести к гибели тысячи и тысячи людей, и тех, кто участвует в этом, мы называем «героями». Имеет смысл поразмышлять об этом.

В современном мире, государственные границы перестают иметь определяющее значение. В мировой экономике, в вопросах охраны окружающей среды и других областях они уже не так важны. Северная Америка нуждается в Европе, Европа нуждается в Африке, Африка нуждается в Европе, Европа – в Азии. Всё взаимозависимо. В этих условиях сами понятия «свои» и «чужие» перестают иметь значение. Весь мир, вся планета – это «свои». Поэтому разрушение другой страны – по сути, самоуничтожение. Такова новая реальность – сама концепция «уничтожения врага» устарела. Само понятие «война» теперь под вопросом. Оно уже не соотносится с современным миром.

Конфликты будут оставаться всегда, но нам нужны ненасильственные методы для их разрешения в духе диалога и примирения. Это соответствует времени. Однако для такого разрешения конфликтов нужны воля, решимость, искренность и правдивость.

Обычно я говорю о двух вещах: «внешнем разоружении» и «внутреннем разоружении». Они тесно связаны. Внешнее разоружение – это сокращение оружия. Но для того, чтобы оно стало возможным, необходимо также внутреннее разоружение. Здесь нам нужно заглянуть в мир эмоций, чтобы точно представлять себе, какая эмоция для нас полезна, а какая разрушительна.

Возьмем омрачающие эмоции, например, гнев. Одно из его наиболее разрушительных свойств в том, что он препятствует ясному восприятию действительности. Научные исследования показали, что когда нами овладевает гнев, то предмет, его вызвавший, представляется нам на 100 процентов отрицательным. На самом же деле 90 процентов этой отрицательности – всего лишь проекция нашего ума, не соответствующая действительности.

Омрачающие эмоции скрывают от нас истинное положение дел. Поэтому действия, совершаемые под их влиянием, зачастую не имеют ничего общего с реальностью. А методы, не имеющие ничего общего с реальностью, не решат наших проблем. Применив их, мы не получим того, к чему стремимся.

С моей точки зрения, основная цель образования состоит в том, чтобы сократить разрыв между иллюзией и реальностью. Чем больше знаний мы приобретаем, чем глубже постигаем реальность, тем более реалистичным становится наше восприятие. При недостатке знаний мы вынуждены целиком основываться на иллюзорных представлениях. А между иллюзией и реальностью всегда остается разрыв. Каким бы образованным и мудрым ни был человек, когда он целиком попадает под влияние отрицательных эмоций, его разум отказывает, а полученные прежде знания перестают ему помогать. В этом огромная опасность омрачающих эмоций.

С другой стороны, у нас есть две эмоции, которые обладают силой удерживать вместе человеческое общество, да и просто добрых друзей – сострадание и привязанность. Привязанность – это ощущение близости к ограниченному кругу друзей и забота о них. Под «друзьями» мы понимаем людей, которые сделали для нас что-то хорошее. Это чувство близости в значительной степени обусловлено. Привязанность всегда омрачена предвзятостью, всегда связана с неведением.

Истинное же сострадание непредвзято, потому что основывается на признании того факта, что другие – такие же, как и я сам. У них тоже есть право преодолеть страдание и обрести счастье. Признавая этот факт, мы начинаем проявлять заботу о других, которую затем можем распространить и на своих врагов.

Сострадание – это не просто жалость. Оно рождается из понимания равного положения всех существ и уважения к ним. Взяв его за основу, мы приучаем себя заботиться о других. Такое сострадание наделяет нас внутренней силой, уверенностью в себе и ощущением благости всего окружающего нас мира. Оно ослабляет в нас страх, стресс и одиночество. Так мы приходим к внутреннему разоружению.

Думайте, максимально используйте свой разум, изучайте мир эмоций. Те эмоции, что полезны для нас, намеренно развивайте, а отрицательные – старайтесь уменьшить. Это тренировка ума, полезная и для нашего здоровья.

Истинный мир, мир, в основе которого сострадание, берет начало в сердце отдельного человека. Мир в моем сердце влечет за собой мир в моей семье; мир в семье – мир в обществе. Это дает нам возможность решать проблемы в духе диалога, в духе примирения. Только так можно прийти к миру и счастью на Земле.

Фрагменты лекции в университете Ратгерс, 27 сентября 2005 г.

Читать полностью
Просмотров: 4073  |  Тэги: мир, Далай-лама

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Март 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2022   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru