Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

О значении жестов в философских диспутах тибетского буддизма

24 ноября 2022 | Версия для печати
| Еще
О значении жестов в философских диспутах тибетского буддизма
Тибетские буддийские монахини во время философских диспутов. Фото: Olivier Adam.

Смотреть, как буддийские монахини и монахи проводят философские диспуты, весьма увлекательно. Наблюдая за выразительными движениями рук и тела, невольно задаешься вопросом, что же означают все эти жесты.

Во время диспутов в монастырях стоит шум и гам. Тому, кто попал на философский диспут впервые, по жестам, позам и голосам участников может показаться, что он присутствует на противоборстве. Однако на самом деле диспуты практикуют с уважением друг к другу и общим желанием глубже понять буддийскую философию.

Каждое движение рук и тела связано с мудростью и состраданием, союз которых необходим для того, чтобы достичь пробуждения.

Значение жестов в философских диспутах тибетского буддизма


Философские диспуты занимают важнейшее место в традиционной системе изучения буддизма в тибетских монастырях. С их помощью монахини и монахи проверяют и закрепляют полученные на занятиях знания и достигают полного понимания сути буддийских учений.

В повседневной практике участники диспутов разбиваются на пары. Вопрошающие выбирают тему из буддийских философских текстов, изученных ранее в тот же день. Они стоя задают вопросы отвечающим, которые сидят на земле. Иногда монахи и монахини проводят диспуты группами. Самым сильным считается тот, кто дает наибольшее количество правильных ответов. Во время диспутов слабые учатся у сильных.

Когда вопрошающие обращаются к оппонентам, они громко хлопают в ладоши, чтобы обозначить окончание вопроса.

О значении жестов в философских диспутах тибетского буддизма
Тибетские буддийские монахини во время философских диспутов. Фото: Olivier Adam.

В жестах диспутов правая рука олицетворяет сострадание, или метод. Левая символизирует мудрость. Громкий хлопок означает союз мудрости и сострадания.

Когда вопрошающие хлопают в ладоши, они одновременно топают левой ногой. Это символизирует закрытие двери к перерождению в низших мирах.

После хлопка и топанья вопрошающие вытягивают левую руку, которая олицетворяет мудрость. Этим движением они словно запирают дверь ко всякому перерождению.

Затем правой рукой они вешают четки себе на левую руку. Таким жестом они будто вызволяют всех страдающих существ из круговорота бытия.

Его Святейшество Далай-лама однажды сказал: «Корень страдания – необузданный ум, поэтому практика Дхармы заключается в преобразовании ума». Практика диспутов помогает развить навыки критического мышления, углубить понимание философии тибетского буддизма и взрастить мудрость и сострадание.

Если вопрошающие получают удовлетворительные ответы, они переходят к следующим вопросам. В противном случае они громко хлопают ладонями, совершая жест, похожий на смыкание челюстей аллигатора. Так они дают ответчикам понять, что ждут более подробных объяснений.

«Логика и эпистемология, на которые делали упор в древней Индии, в наше время утратили свое значение, но мы, тибетцы, сохранили их в своих монастырях, – заявил Его Святейшество Далай-лама на важных диспутах в Индии. – В постижении буддийской философии мы следуем строгой системе: запоминаем наизусть тексты, изучаем комментарии к ним и вступаем в диспуты, в ходе которых опровергаем чужие взгляды, отстаиваем свои воззрения и представляем аргументы в ответ на критику в наш адрес».

Диспуты побуждают всех изучать философию и стараться понять смысл буддийских сочинений.

О значении жестов в философских диспутах тибетского буддизма
Тибетские буддийские монахини во время философских диспутов. Фото: Tenzin Sangmo.

Обучение монахинь философским диспутам


Так сложилось, что буддийские монахини долгое время не имели возможности обучаться наравне с монахами, в том числе не могли в той же мере, что и монахи, оттачивать навыки ведения философских диспутов. В наши дни существуют различные организации и проекты по поддержке монахинь, например, Tibetan Nuns Project (Проект «Тибетские монахини»), цель которого состоит в том, чтобы обучать монахинь тибетской буддийской традиции и предоставлять им возможность становиться учителями и лидерами. Проект также направлен на создание новых и поддержку уже существующих образовательных учреждений для сохранения тибетской религии и культуры.

Сегодня монахини могут полноценно изучать буддийскую философию и ежедневно практиковать монастырские диспуты. В дополнение к регулярным ежедневным диспутам каждый год сотни тибетских буддийских монахинь из Индии и Непала участвуют в особых межмонастырских диспутах под названием Джанг гончо, длящихся один месяц.

До 1995 года монахини не участвовали в Джанг гончо, поскольку такие диспуты проводили только для монахов. Проект «Тибетские монахини» при поддержке Его Святейшества Далай-ламы сыграл решающую роль в том, чтобы женщинам предоставили такую возможность. Создание аналогичных межмонастырских диспутов для женщин было необходимо для того, чтобы монахини достигли нынешнего уровня в изучении буддийской философии.

Тибетские буддийские монахини во время философских диспутов. Фото: Olivier Adam.Тибетские буддийские монахини во время философских диспутов. Фото: Olivier Adam.Тибетские буддийские монахини во время философских диспутов. Фото: Olivier Adam.Тибетские буддийские монахини во время философских диспутов. Фото: Olivier Adam.Тибетские буддийские монахини во время философских диспутов. Фото: Olivier Adam.Тибетские буддийские монахини во время философских диспутов. Фото: Olivier Adam.

Тибетские буддийские монахини во время философских диспутов. Фото: Tibetan Nuns Project.Тибетские буддийские монахини во время философских диспутов. Фото: Tibetan Nuns Project.Тибетские буддийские монахини во время философских диспутов. Фото: Olivier Adam.Тибетские буддийские монахини во время философских диспутов. Фото: Olivier Adam.Тибетские буддийские монахини во время философских диспутов. Фото: Tibetan Nuns Project.Тибетские буддийские монахини во время философских диспутов. Фото: Tibetan Nuns Project.

Межмонастырские диспуты помогают монахиням достичь равенства с монахами с точки зрения возможностей обучения и продвижения по духовному пути. Для многих участие в Джанг гончо служит важным шагом на пути к высоким академическим степеням, таким как степень геше-ма – доктора буддийской философии.

Его Святейшество Далай-лама подчеркивает: «Сегодня традиция Наланды, согласно которой учения Будды постигают с опорой на логические доводы, распространена только среди тибетцев. Это ценная традиция – мы можем ею гордиться и должны стремиться ее сохранить».

По материалам Tibetan Nuns Project
Просмотров: 19086  |  Тэги: диспуты, буддизм

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Ноябрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru