Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Статьи О центре О фонде
 
Locations of visitors to this page

Один день в «Золотой обители Будды Шакьямуни»

| Еще
Чтобы спасать других, человек сам должен быть спасенным. Полнолуние Четвёртного лунного месяца (в этом году оно выпало на 31 мая) – день очень важный и ответственный для буддистов всего мира. В этот день восхваляют Будду Шакьямуни, Великого Татхагату, Полностью Совершенного Будду, его рождение, Просветление и уход в Паринирвану.

Просветление (нирвану) можно описать как полное озарение, достижение высшей мудрости при жизни, когда у Будды все еще оставалось материальное тело. Паринирвана же – это полное угасание, смерть. Но смерть Будды – вовсе не смерть в обычном смысле, иначе бы это событие не было для буддистов таким великим праздником. Это его «последняя смерть», когда Будда окончательно покинул колесо перерождений, сансару.

Важность этого события в истории буддизма в том, что к нему приурочено начало буддийской эры – год первый. Буддисты измеряют время со дня кончины своего духовного учителя в отличие от христиан, которые измеряют время со дня рождения Иисуса Христа.

Но на смерти «в последний раз» биография Будды Шакьямуни не остановилась: она продолжилась в его учении, в общине и реликвиях, которые остались после кремации его тела.

«Все мы, человеческие существа, пребываем в вечном поиске любви, сострадания и доброты, – заметил в своем поздравлении по случаю праздника Верховный лама Калмыкии Тело Тулку Ринпоче. – Все мы стремимся к счастью, но счастье не падает с неба; чтобы обрести его, мы должны постигать те учения, которые оставил нам Будда, и применять их в своей повседневной жизни».

На рассвете в элистинском храме «Золотая обитель Будды Шакьямуни» буддисты Калмыкии и гости принимали восемь однодневных обетов Махаяны. Считается, что именно в такой священный день духовные заслуги, связанные с сохранением в чистоте принятых обетов, растут неизмеримо, становясь необъятными, как пространство.

Досточтимый геше-лхарамба Тензин Дугда объяснил, что в этот день следует отказаться от умышленного убийства, пусть даже самого маленького существа, от воровства, вступления в соитие, лжи, развлечений, алкоголя и любых других одурманивающих средств. Также не разрешается восседать на высоком троне (выше локтя) и принимать пищу в послеобеденное время.

В чем корень обетов Махаяны? Прежде всего, в правильной мотивации − чистом намерения, без которого попытка сохранить обеты превращается в пустую трату времени. Размышляя о мотивации, мы задаемся вопросом: «Зачем в этот день мы принимаем обеты?» Как минимум затем, что хотим перестать думать о себе и начать беспокоиться о других.

Большинству из нас обеты дались нелегко. Многие приехали издалека, и не спав в дороге, попали на серьезную очистительную процедуру: голодали, старались не думать о повседневных проблемах, боролись со своим эгоизмом и гордостью. Оказалось, что для накопления положительных заслуг приходится приложить массу физических и нравственных усилий. Понимая всю сложность соблюдения обетов для простых мирян, организаторы праздника и монашеская община постарались наполнить наш день множеством светлых и радостных событий, одарить каждого чистой энергией и добротой. Благодаря их состраданию и помощи этот день заметно отличался от остальных − примитивных, проведенных на диване у телевизора или в погоне за материальным комфортом. На фоне этого великого праздника обычная жизнь, оставшаяся за спиной, выглядела совершенно бессмысленной и пустой.

В 6 часов утра все мы уже были озадачены «махаянским» испытанием и внимательно отслеживали свои мысли, слова и действия. Нам невероятно повезло: сохранению взятых обетов помогла утренняя церемония начала возведения песочной мандалы Авалокитешвары. Это красивейшее сооружение, создающее необыкновенно чистую атмосферу миролюбия и мудрости, помогает очиститься от негативной кармы.

Строительство мандалы вели опытные монахи из тибетского тантрического монастыря Гьюдмед в Индии, которые с 2000 года путешествуют по всему миру. Монахи, сотрудничая, излучают миролюбие и дружбу. Будда Авалокитешвара является едва ли не самым известным и почитаемым божеством буддизма. Он, воплощение сокровища сострадания, способен быстро привести к освобождению из океана сансары. Выбор строительства именно этой мандалы продиктован также и тем, что нынешний год Свиньи является годом духовного лидера буддистов Его Святейшества Далай-Ламы XIV, земного воплощения Будды Авалокитешвары. Считается, что год, совпадающий по знаку с годом вашего рождения, является весьма активным в энергетическом плане. Калмыки, например, относятся к своему году с большой осторожностью, ожидая от него самых неожиданных поворотов, как хороших, так и плохих.

Прежде мандалы строились исключительно в монастырях, и только лет 40 назад, когда тибетские монахи оказались в изгнании, распоряжением Далай-ламы XIV мандалы пришли в мир, даруя людям благословение, привлекая своей красотой и неопознанностью. Удивительно, что, вдали от Тибета, на территории современной России, у нас есть возможность созерцать поистине чудесный дворец для приглашения божества, составленный из толченого мрамора и песка, выполненный в идеальных пропорциях и красках. По представлениям буддистов, присутствие на ритуале строительства мандалы в высшей степени полезно, поскольку избавляет нас от присущего нам неведения и запутанности.

Под руководством мастера пения Дамчо Нима монахи Гьюдмед поют. Чисто и грозно. Эти звуки не похожи на лирические молитвы школы Ньингма, будто бы доносящиеся из Чистых Стран. Молебны Гелуг сродни устрашающему рыку Ямы… Прибывшие по приглашению Верховного ламы Калмыкии тибетские монахи являются одними из самых одаренных в монастыре, воспитывающем около 500 учеников; они изучили искусство строительства мандал, в совершенстве знают тантрические ритуалы, обычно владеют разговорным английским и превосходно поют в специфическом стиле горлового пения «гюке».

До 14.00 мы успеваем поесть и узнаем от геше Дугда, как выполнять простирания – почтительные поклоны перед Буддой, его учением и духовной общиной. Верное их выполнение продвинет нас на пути к Просветлению, неверное же - отправит в низшие миры.

Мы осторожно касаемся сложенными ладонями «четырех врат» − макушки, лба, горла и сердца и тем самым закладываем причины того, чтобы в будущем обладать всеми признаками Будды.

Касаясь горла, например, мы думаем о том, что сможем в следующих рождениях овладеть голосом Будды, речь которого одинаково слышна всем – и находящимся рядом, и находящимся очень далеко. Если сто человек одновременно зададут ему разные вопросы, то Просветленный сможет в одно мгновение понять смысл всех вопросов и одним словом ответить на каждый. Cкладывая ладони в кристалл у сердца, мы сможем обрести обрести мудрость и сострадание Будды. Сейчас больше всего на свете мы любим себя, но любовь Будды к живым существам во много тысяч раз превосходит даже эту нашу любовь к себе.

Поддержать в тонусе наши обеты помогает и участие в еще одном важном событии. Праздничный день завершился освящением 12-метровой танки − живописного изображения Будды Шакьямуни, переданной в дар калмыцкому народу в 1992 году Его Святейшеством Далай-ламой XIV.

Вечером, когда жаркое солнце начало ослабевать, у меня уже не было сил стоять без опоры, я обернулась назад и увидела людей, которые неустанно держали руки сложенными у сердца… Мне оставалось только радоваться, удивляться и брать с них пример. Они, вероятно, лучше меня понимали вселенскую важность великого буддийского праздника.

Подготовленная «Золотой обителью Будды Шакьямуни» праздничная программа закончились, но благословенный день продолжался, и нам предстояло, начитывая мантры, совершая простирания и размышляя, держать обеты Махаяны до утра следующего дня, а в лучшем случае − на протяжении всей жизни…

Валентина Головкина
Просмотров: 2184  |  Тэги: Калмыкия, калмыцкий

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Июнь 2007    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!» | 2005-2015
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Сайт: http://savetibet.ru
Rambler's Top100