Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Статьи О центре О фонде
 
Locations of visitors to this page

Далай-лама о гневе и терпении

30 ноября 2008 | Версия для печати
| Еще
Из учений по шестой главе «Бодхичарья-аватры» в Аризоне, США (осень, 1993 года)

- Вы говорите, что природа человека – мягкость и сострадание…

- Да.

- Тогда откуда берется ненависть?


- Это вопрос, который требует многочасовых дискуссий. Если дать односложный ответ с буддийской точки зрения, то она безначальна. Если отвечать подробно, то буддисты верят в существование множества разных уровней сознания. Самое тонкое сознание считается основой предшествующей жизни, этой жизни и будущих жизней. Это тонкое сознание – изменчивое явление, которое является следствием определенных причин и условий. Буддисты пришли к выводу, что материя не может породить сознание. И тогда остается единственная альтернатива – признать существование непрекращающегося потока сознания. В этом основа теории реинкарнации.

Там, где есть сознание, естественным образом возникает неведение и ненависть. Эти негативные эмоции, как и позитивные, существуют с безначальных времен. Все они являются частью нашего ума. Однако все эти негативные эмоции, в действительности, основаны на неведении, у которого нет прочного фундамента. Ни одна из негативных эмоций, сколь бы мощной она ни была, не имеет под собой прочной основы. Позитивные же эмоции, например, сострадание и мудрость, обладают прочным фундаментом. Необходимость в них можно обосновать с помощью логического анализа и размышления, что совершенно невозможно в случае таких омрачающих эмоций, как ненависть и гнев.

Основополагающая природа тонкого сознания сама по себе нейтральна. Поэтому очистить или искоренить все эти негативные эмоции возможно. Базовую природу мы именуем природой Будды. Ненависть и негативные эмоции безначальны; у них нет начала, но есть конец. В этом мы убеждены.

- Как нам определить, необходимо или нет применять жесткие контрмеры, и какими они должны быть? Не могли бы вы привести пример из вашей собственной жизни – какие меры принимаете вы в ответ на геноцид тибетского народа?

Жесткие контрмеры необходимы. Ведь, если человек причиняет вам вред, и вы оставляете это без внимания, то есть опасность, что он привыкнет к подобным негативным действиям, которые в конечном итоге приведут его к падению и окажутся крайне разрушительными для него самого. Поэтому встречные меры, принятые из сострадания и заботы о другом существе, необходимы. Если вы руководствуетесь подобным пониманием, то забота о другом существе заставит вас принять встречные меры.

В своем взаимодействии с китайским правительством мы всегда стараемся избегать негативных эмоций. Мы сознательно прилагаем усилия, чтобы не идти на поводу у собственных эмоций. Если в нас возникает пусть даже слабое подобие гнева, мы намеренно анализируем состояние своего ума, стараемся избавиться от гнева и взрастить сострадание к китайцам.

Необходимость в сострадании к преступнику или агрессору несложно обосновать. Совершая преступление, преступник или агрессор оказывается на причинной стадии, то есть создает причины и условия, которые в дальнейшем приведут к нежелательным последствиям. Если взглянуть на ситуацию под таким углом, то сострадание к агрессору становится вполне оправданным.

Опираясь на размышления подобного рода, мы вступаем во взаимодействие с китайской стороной. И, вы правы, это может служить примером тому, как нужно отвечать на ненависть и агрессию. В то же время мы никогда не забываем о том, что должны твердо придерживаться своих принципов и принимать жесткие встречные меры, если в том есть необходимость.

- Когда я пытаюсь принимать встречные меры против людской ненависти, то своими действиями лишь разжигаю ненависть в другом человеке, пусть даже сам я при этом не испытываю гнева. Как быть с этим?


Это очень хороший вопрос. В таких случаях нужно принимать решение на месте, действовать по обстоятельствам. Но здесь нужно правильно прочувствовать контекст и ситуацию.

Порой, вы правы, жесткие контрмеры, даже если в наших действиях нет ненависти, лишь разжигают гнев и ненависть в другом человеке. В этом случае, наверное, лучше дать всему остыть и не предпринимать никаких ответных действий.

Однако только вы сами можете решить, каким должен быть ваш ответ на те или иные обстоятельства. Если вы чувствуете, что данное развитие событий лишь укрепляет в другом человеке его дурную привычку, склонность к повторению тех же действий в будущем, и это в конечном итоге окажется для него губительным, то лучше принять жесткие меры. Но если ответные действия лишь усугубят положение вещей и приведут к дальнейшему разжиганию в нем гнева и ненависти, тогда лучше не вмешиваться, дать гневу остыть и не принимать жестких мер. Нужно уметь чувствовать ситуацию.

Здесь можно привести аналогию с буддийскими принципами. Когда речь идет о наших собственных потребностях, то идеально, чтобы их было как можно меньше - меньше обязательств, меньше дел, меньше занятости и так далее. Однако, если мы говорим об интересах целого сообщества, то здесь чем больше различных дел и проектов будет у вас, тем лучше.

- Почему гнев уничтожает столько заслуг? Логичнее было бы, если бы одно мгновение гнева уничтожало духовную заслугу, накапливаемую за одно мгновенье. Ведь целые кальпы добродетельных поступков требуются для того, чтобы породить одно мгновение счастья, а гнев лишает нас даже этой малости.

Очень трудно ответить на этот вопрос и объяснить, почему все обстоит именно так. Возможно, речь идет о категории явлений, которые буддисты называют «крайне скрытыми».

В целом, говоря о природе действительности и объектов нашего исследования, буддизм подразделяет явления на три категории. К первой относятся все явления и события, которые являются очевидными и доступными для восприятия нашими органами чувств. Вторая категория – это явления и события, которые не слишком очевидны и доступны для чувственного восприятия, но которые можно понять или осознать посредством логического анализа. Примером может служить постижение пустоты. Пустота не очевидна, но, если мы применим аналитические способности, то сможем проникнуть в пустотную природу всех явлений. К этой же категории относится и преходящая или непостоянная природа явлений, меняющихся в каждый последующий момент времени. Она также открывается нам в процессе анализа. К третьей категории принадлежат явление, которые, выражаясь буддийским языком, относятся к разряду «крайне скрытых».

Утверждается, что мгновенная вспышка гнева или ненависти в отношении Бодхисаттвы может уничтожить заслуги, которые накапливались на протяжении целых кальп. Правоту этого утверждения мы не можем доказать логически, или установить в ходе анализа. Это не очевидно и не доступно для чувственного восприятия. Согласиться с этим утверждением, можно лишь положившись на свидетельства, содержащиеся в священных текстах. Однако нужно понимать, что здесь речь идет не о любых свидетельствах или духовных авторитетах. Священные тексты, которые мы берем за основу, должны отвечать определенным критериям.

Здесь важно разобраться в том, каково отношение буддистов к авторитетным текстам и священным писаниям разного рода. Внутри буддийской традиции есть философская школа, которая носит название Вайбхашика. Она утверждает, что все священные писания буддизма являются достоверными текстами Будды Шакьямуни, исторического Будды, и мы можем принимать все, сказанное в них, за чистую монету. Таким образом, представители Вайбхашики не делают различия между текстами, которые можно понимать буквально, и теми, что нуждаются в интерпретации. Однако все школы Махаяны утверждают, что проводить такое различие крайне необходимо. Некоторые тексты можно понимать буквально, в то время как другие нуждаются в дополнительной интерпретации.

Тогда встает вопрос, как нам определить, какие тексты мы можем понимать буквально, а какие нуждаются в толковании? Если, чтобы установить это, нам нужно положиться на какой-либо иной письменный источник, то это будет процесс, уходящий в бесконечность. Ведь, прежде чем положиться на этот письменный источник, нам придется установить, к какой категории относится он на основе другого письменного источника, и так без конца. Поэтому право окончательного решения здесь отдается человеческому разуму и постижению. Применяя логический анализ и проводя исследование, мы устанавливаем разницу между теми текстами, которые можно понимать буквально, и теми, что нуждаются толковании или интерпретации.

Однако, если все обстоит так, как мы определяем достоверность текстов, которые описывают явления, относящиеся к третьей категории, «крайне скрытых»?

Как я указывал выше, установить их достоверность, можно лишь положившись на авторитетные источники или свидетельства Будды. А для этого, в свою очередь, необходимо определить авторитетность учителя – в нашем случае Будды. Устанавливая его авторитетность, мы опираемся не на письменные источники, но исследуем слова самого Будды, его учения о тех явлениях, которые мы можем понять на основе размышления и логического анализа. К таким учениям относится его изложение духовного пути, высшей природы реальности и так далее.

После того, как вы установили достоверность его учений по этим темам, в вас рождается убежденность в авторитетности учителя. В дополнение к этому необходимо также проанализировать и рассматриваемый текст, излагающий крайне скрытые явления, чтобы определить, нет ли в нем нестыковок, внутренних противоречий.

Итак, если мы установили, что Будда является авторитетным учителем, с одной стороны, а с другой – не нашли в рассматриваемом тексте внутренних противоречий, то в этом случае мы можем полагаться на свидетельство Будды по данному вопросу.

- Как нам научить терпению своих детей? Как реагировать на гнев, рождающийся в детском сердце?

Ребенку очень трудно объяснить на словах ценность и важность терпения. Здесь гораздо важнее подать детям правильный пример. Если вы сами очень вспыльчивый человек, и то и дело выходите из себя при малейшей провокации, но при этом то и дело повторяете детям: «Нужно быть терпеливым, терпение крайне необходимо», то от ваших слов не будет никакого толку.

Мне трудно ответить, как реагировать на гнев, рождающийся именно в детском сердце. Однако многие принципы, которые изложены в этом тексте, рассказывающем о развитии терпения, применимы и к детям.

- К каким методам можно прибегнуть для ослабления гнева и ненависти, когда они проявляются в нас?


Нужно проанализировать ситуацию и понять, какие факторы ведут проявлению гнева в данном конкретном случае. Ваша реакция и дальнейшее поведение определяются результатами этого анализа. Однако, здесь также важно, какие практики вы выполняете в своей повседневной жизни.

- Терпение в его крайнем проявлении – это слабость. Как тогда Бодхисаттва может быть способен на сильные поступки, жесткие контрмеры?

Возможно, вы не совсем понимаете значение слова «Бодхисаттва». У вас не должно складываться впечатление, будто Бодхисаттва – это очень слабый человек. На самом деле, Бодхисаттвы – это самые мужественные люди. Они очень решительны и твердо придерживаются собственных принципов. На обыденном уровне мы, как правило, считаем сильными тех людей, которые не станут терпеть, если кто-нибудь наступит им на ногу или выкажет пренебрежение. Такие люди сразу же пресекают любое неуважительное отношение к собственной персоне и твердо стоят на своем - мы говорим, у них есть характер. Если так, то Бодхисаттвы – это люди, которые дали обещание и развили в себе решимость победить всякое зло, какое существует в умах всех живых существ. В некотором смысле, это чувство сродни гордыне, однако в его основе лежит здравое рассуждение. Подобное мужество отдает высокомерием, но при этом не имеет негативной окраски.

Если мы почитаем молитвы-благопожелания, составленные Бодхисаттвами, например, 10-ю главу Бодхичарья-аватары (Посвящение [заслуг]), то увидим, что Бодхисаттвы делают множество благопожеланий, осуществить которые в реальности не представляется возможным. Однако они развивают в себе такой взгляд на вещи, такое устремление, и поэтому я считаю их героями. Это очень и очень мужественные существа, их никак не назовешь слабыми. Учитывая их взгляд на вещи, Бодхисаттвы, безусловно, способны на сильные поступки и жесткие контрмеры, если это необходимо.

- Если мы посвятим заслуги, накопленные в прошлом посредством выполнения духовных практик, то смогут ли ненависть и гнев их уничтожить?


Если посвящение заслуг сопровождается сильным желанием достичь освобождения, или Бодхичиттой, альтруистическим устремлением, или же постижением пустотной природы явлений, то тогда, конечно, такие заслуги не могут быть уничтожены и будут надежно защищены.

Посвящение заслуг – очень важный элемент буддийской духовной практики. В тексте «Украшение ясных постижений» Майтрейя описывает, как правильно совершать посвящение заслуг и говорит о важной роли сильной мотивации, в основе которой лежит Бодхичитта. Посвящая заслуги, вы должны руководствоваться очень сильной мотивацией, основанной на Бодхичитте, и посвящать заслуги всем живым существам. Кроме того, при посвящении заслуг необходимо ясное постижение пустотной, иллюзорной природы явлений. Посвятив заслуги, вы должны «запечатать» их осознаванием того, что субъект действия пуст по своей природе, объект действия и само действие также пусты. Это называется «запечатыванием тремя сферами». С помощью таких практик вы можете защитить заслуги.

Если мы хотим, чтобы наша практика Дхармы была успешной и эффективной, недостаточно сконцентрироваться на каком-то одном из ее аспектов. Необходимо множество дополнительных факторов, различные виды мудрости, посвящение заслуг и так далее. Это в особенности верно для того подхода, который применяется на пути Махаяны.

Продолжение следует


Перевод Юлии Жиронкиной
www.savetibet.ru - Сохраним Тибет!

Фото: AP Photo/Ashwini Bhatia


Смотрите также:

Далай-лама: размышление о десяти неблагих деяниях

Далай-лама о предписании «считать совершенным любое действие учителя»

Далай-лама о «своих» и «чужих» линиях преемственности

Тонкая нить, вплетаемая в полотно... Из бесед Далай-ламы о смерти




Вступительные лекции Его Святейшества Далай-ламы к учениям по тексту Ламы Цонкапы "Ламрим Ченмо"
(Большое руководство к этапам Пути Просветления ). День 7-й. Февраль-март 2005 года. Дхарамсала, Индия

День 1 - 7




Вступительные лекции Его Святейшества Далай-ламы к учениям по тексту Ламы Цонкапы "Ламрим Ченмо"
(Большое руководство к этапам Пути Просветления). День 8-й. Февраль-март 2005 года. Дхарамсала-Индия.

День 8-14
Просмотров: 7783  |  Тэги: Далай-лама, интервью

Комментарии:

northernsun (Гости) | 30 ноября 2008 23:44  
Огромное спасибо Вам за возможность вновь соприкоснуться с глубинной мудростью Величайшей Драгоценности, Его Святейшества!
Правда (Гости) | 1 декабря 2008 03:51  
Далай лама если бы действительно хотел вернуться в Китай, он бы уже вернулся. Вместо того, чтобы вернуться он ставит условия правительству КНР - вывести все войска (Чтобы впустить туда миротворцев НАТО?), провести этническиую чистку, т.е. вывести всех китайцев с Тибета ит.д. (Представьте, это как потребовать выселить из Бурятии всех русских. Это хорошо? Это национализм. В начале века за проникновение в Тибет иностранцу грозила смертная казнь). Нужно видимо выбирать либо ты царь, либо ты буддийский практик, который наравне со всеми пашет и совершенствуется в медитации. Одного слова и решения Далай ламы достаточно, чтобы усмирить этот конфликт. В 1980 году Дэн Сяопин предложил Далай ламе вернуться, но он не рискнул. Среди трёх своих задач в этой жизни возвращение в Тибет он поставил на последнее третье место. Первое - пропаганда общечеловеческих ценностей. Второе - межконфессиональный диалог. О чём это говорит? О том, что нет реального настоятельного желания сегодня возвращаться в Китай, где Далай лама стал бы не Императором, а простым рядовым монахом без апплодисментов. У него недостаточно терпения, чтобы стерпеть унижение, которое он бы испытал, возвратившись в Китай. Но это было бы ради пользы всех тибетцев и китайцев. Перестали бы гибнуть и страдать люди. А буддизм - практикуй пожалуйста - созданы все условия. Есть жильё, одежда, еда, коврик для медитации, монастырь. Что ещё надо настоящему практику? Вместо этого нагнетание напряжённости. Попросите сегодня США отдать Аляску индейцам, например. Будут они проводить переговоры на эту тему? А ведь это было бы их законное право. Всего 200 с небольшим лет беглые европейцы живут там. А индейцы - там исконные жители. Политикой пусть занимаются политики. А религией - священнослужители. Кесареву - кесарево. Богу - божье.
саяна (Гости) | 1 декабря 2008 08:58  
"он ставит условия правительству КНР - вывести все войска (Чтобы впустить туда миротворцев НАТО?), провести этническиую чистку". Где вы такое слышали? Вы посещаете лекции? Вы ездите за ним по миру? Вы лично задавали этот вопрос? Или вы способны проникать в чужие мысли? Как следствие вашего априори негативного отношения, абсолютно некорректные и ложные умозаключения: " это как потребовать выселить из Бурятии всех русских". Абсолютно алогичная попытка подкрепления собственных же домыслов: "у него недостаточно терпения, чтобы стерпеть унижение". У вас недостаточно не то чтобы знаний, а хотя бы информации об обсуждаемом. Не поленитесь, восполните пробел http://savetibet.ru/2008/04/02/dalai_lama_to_chinese.html- отпадет потребность в домыслах. "А буддизм - практикуй пожалуйста - созданы все условия. Есть жильё, одежда, еда, коврик для медитации, монастырь. Что ещё надо настоящему практику?"К тому же у вас очень упрощенное понимание практики. Не будете же вы настаивать на том, что из условий - если человек родился в России и его назвали Сашей, вытекает, что он обязательно должен быть мужчиной, русским и православным. Это может быть женщина, атеистка и та же бурятка. Ковриками и крышей на до головой практика не ограничивается, и не заключается в сидении и бормотании мантр. Потрудитесь узнать, что такое религиозная (не обязательно буддийская) практика. Это не часы и минуты, отведенные для ритуалов. "Попросите сегодня США отдать Аляску индейцам, например. Будут они проводить переговоры на эту тему? А ведь это было бы их законное право". Кто должен просить? Что означает "отдать Аляску"? Будьте поточнее в формулировках. Ведь речь наверняка идет не о проданных штанах, а о правах. И решение не в отгораживании территории и высылке кого либо. Создается впечталение, что этот популистский пример с индейцами всегда предлагают агентам или штатным сотрудникам использовать в качестве аргумента, при подготовке срыва встречи или дискуссий. Он давно устарел, придумайте для затравки что либо пооригинальнее. Если вы специалист по развенчиванию буддизма, то должны знать, что в этой философской системе людей не рассматривают по расам, нациям, территориальной принадлежности, поэтому права любого живого существа рассматриваются только с точки зрения прекращения его страданий. Если аборигены Канады и Америки от сложившегося положения испытывают страдания, они вправе настаивать и добиваться их прекращения. В комплексе всех мер и требований, который они посчитают нужным предъявить соответствующим органам власти собственной страны. Это не вопрос к буддизму. Это не пример для сравнения. "Политикой пусть занимаются политики. А религией - священнослужители" Действительно, и будет лучше всего, если вы донесете эту мысль до министерства образования РФ и правительства РФ, вводящего обязательное изучение православия во всех школах и добьетесь этой сегрегации на практике. Успехов вам.
kalmi4ka (Гости) | 1 декабря 2008 10:08  
"Правда" занимается провокацией и тренировкой нашего терпения. Надеюсь, что мотивацией этого существа было не уничтожением постредством нашего гнева нашей позитивной кармы)))
СК (Гости) | 1 декабря 2008 21:58  
Дорогой "Правда", проще сразу давать ссылки на "Жэньминь жибао-онлайн". А правда проста: Тибет - оккупированная страна, параллели с Бурятией и индейцами некорректны, Далай-лама никогда не был Императором, буддизм в Тибете подавляется, феодализм несомненно лучше маоизма.
Правда (Гости) | 2 декабря 2008 04:04  
Спасибо за критику. Я не говорю, что Его Святейшество плохой. Я им восхищаюсь. Нести ответственность за всех живых существ - это огромная ответственность и психологический груз. Но пора уже вернуться в Тибет. Это уже можно и нужно сделать. Просто взять и капитулировать без условий во благо всех живых существ. Смириться. Сейчас не времена Культурной революции. Пусть будет гармония и мир во всём мире. Китай стремится к миру, гармонии. Это прекрасная страна. Не надо из Китая делать монстра. Китай не тот, какой был в 1959 году. Дэн Сяопин сам чудом остался жив. Надо забыть и вернуться и всё будет хорошо. Китайцы такие же люди как и мы и у них есть и сострадание и чувство справедливости. Проблема не во вне, а в нас самих - это касается и тибетцев. И последнее: я вас всех уважаю и люблю.
СК (Гости) | 2 декабря 2008 10:39  
"Капитулировать без условий" - значит санкционировать упразднение тибетской культуры, религии и самоопределения. В Культурную революцию Тибет громили "в лоб", а сейчас подрывают изнутри. Но возрождают и некоторые методы Культурной революции: "критика", "перевоспитание", разрушение отдельных культовых сооружений, сокращение численности духовенства и т.д. Конечно, китайцы - такие же люди, как остальные, а Китай - прекрасная страна. Но Тибет - не часть Китая.
Зеленое Сердце (Гости) | 2 декабря 2008 21:41  
Уважаемые господа! Вы просто посмотрите на время, когда "Правда" оставляет свои комментарии и вам все станет ясно! Это нормальное время для китайского чиновника примерно +5-6 часов к московскому... приходит на работу, смотрит на портрет негодяя Мао и строчит-строчит. Свободу Тибету!!!!
kalmi4ka (Гости) | 3 декабря 2008 09:33  
Скажите, "Правда", если Его Святейшеству Далай-Ламе ничего не угрожает по возвращению в Тибет и Китай уже не тот, что был в 1959 , тогда где Панчен-Лама? Это и ответ на Ваши фантазии по поводу сегодняшнего Китая.
rigzen (Посетители) | 4 декабря 2008 05:14  
Однажды Его Святейшество, во время сунчой о важности практики терпения, рассказал этот анекдот..." как то сидит один монах в горах в позе лотоса, а мимо проходит второй монах и спрашивает сидящего монаха, что ты тут делаешь? Сидящий монах важно отвечает, - «практикую терпение!" Второй монах удивленно спрашивает сидящего монаха, - «как ты можешь практиковать терпение, если ты дурак ничего об этом не знаешь?» На что сидящий монах, тут же взрывается в гневе: « Как это я ничего не знаю, сам дурак!!!» ))))...Ом А Хум))).
правда (Гости) | 4 декабря 2008 05:46  
Ом а хум

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Ноябрь 2008    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!» | 2005-2015
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Сайт: http://savetibet.ru
Rambler's Top100