Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Обретение мифа: о трагедии одного народа и работе над фильмом «Рассвет/Закат» рассказывает режиссер картины Виталий Манский

6 февраля 2009 | Версия для печати
| Еще
Обретение мифа: о трагедии одного народа и работе над фильмом «Рассвет/Закат» рассказывает режиссер картины Виталий МанскийРежиссер Виталий Манский: «Рассвет/Закат» словно многослойный пирог, благодаря уникальности главного героя все его компоненты и ингредиенты раскрываются в полной мере самым необычайным образом. Я не хочу сейчас говорить о своей оценке фильма, это будет сбивать зрителя, который нехотя начнет искать подтверждения любых моих высказываний в картине. У него должно сложиться собственное восприятие преподнесенного материала. Вполне может статься, что оно возникнет намного позже просмотра. Но вообще, чтобы понять и почувствовать трагедию этого народа и его веры, нужно совершить настоящее большое путешествие. Наш фильм может стать «предпутешествием», которое приоткроет вход в этот мир…»

- Виталий, вы – опытный документалист, повидавший многое и снимавший в своих картинах самых разных людей, а каким образом вы пришли к идее сделать фильм о Далай-ламе?

-Я сейчас мог бы призвать в качестве ответа на этот вопрос некую красивую легенду, но на самом деле, мне просто позвонил человек с конкретным вопросом – не интересует ли меня предложение снять кино о Далай-ламе. Честно говоря, я к этому предложению отнесся весьма абстрактно. Этот вопрос я воспринял так же, как вопрос «Есть ли жизнь на Марсе?». Но потом этот звонок повторился, и со временем все обросло такими обстоятельствами, что сложился этот проект. Я не хочу сказать на этот счет мало, и не хочу сказать много. Потом приехал Тэло Тулку Ринпоче*, который живет в Америке и является духовным наставником буддистов Калмыкии, потом меня пригласили в резиденцию Далай-ламы встретиться с ним и поговорить. В общем, когда я отправлялся в свою первую поездку, я уже осознавал всю серьезность ситуации. Кроме всего прочего, эта тема была интересна лично мне – прежде всего, как человеку, а не как режиссеру.

- И что же конкретно вас заинтересовало в этом предложении. Фильмов о Далай-ламе снято уже не мало… Ради чего была поставлена цель довести проект до победного конца?

Тут все просто. Казалось бы, спроси у любого встречного-поперечного, знает ли он Далай-ламу – и сто из ста ответят, что, само собой, знают. Но дело в том, что все знают, кто такой Далай-лама. Но 95 человек из 100, я это проверял, убеждены, что он живет в Тибете. И это самые разные люди – от обыкновенных прохожих на улице до политиков и депутатов. Выходит так, что, будучи духовным лидером буддистов, человеком известным, почитаемым и влиятельным, в общественном сознании Далай-лама мало чем отличается от Мадонны или Майкла Джексона, к примеру. Его суть и его глубинные достоинства, которые его и сделали столь популярным человеком, затмеваются брэндом, так сказать. И когда я начал читать то, что он говорит, мне стало по-человечески очень любопытно. Наверное, сейчас я выскажу несколько нахальную мысль, но я просто поставил перед собой задачу открыть Далай-ламу для той аудитории, до сознания которой в будущем сможет достучаться мой фильм. Я не говорю: «Открыть Далай-ламу миру…» - это явно перебор. Но каждый человек, который посмотрит эту картину, выйдет из кинозала с пониманием, пусть и частичным, того, что предлагает миру Далай-лама. А я должен отметить, что предлагает он вещи весьма радикальные. Но все очевидное в нынешнем мире делается радикальным образом. Вот он предлагает совершенно очевидные вещи, которые спорят коренным образом с тем, что диктуют миру все современные политики. И в этом смысле фигура Далай-ламы особенно интересна.

Обретение мифа: о трагедии одного народа и работе над фильмом «Рассвет/Закат» рассказывает режиссер картины Виталий Манский- Открыть такого человека для потенциальной аудитории – дело одно, но ведь вам довелось пообщаться с ним лично. Каким образом перевернулось ваше представление о легендарном Далай-ламе как о человеке? какими словами вы могли бы охарактеризовать его как личность?


- Когда я снимаю выдающихся людей, я всегда стараюсь показать их, прежде всего, людьми, лишить их на мгновение фильма их «царственного» образа и предъявить их в человеческом обличии. Если следовать основам буддизма, Далай-лама все же не вполне человек, потому лишать его божественного статуса не совсем допустимо, поэтому в этот раз моя задача выглядела несколько иначе. Я не стремился представить зрителю человека, занимающего пост Далай-ламы (как человека, занимающего пост Президента Российской Федерации, или человека, занимающего «пост» великого виолончелиста, к примеру). Я хотел предъявить то ощущение, которое у меня сложилось в процессе общения с моим героем.

Кто-то ждал от моего фильма некоего разоблачения этого человека, ведь бытует же такое мнение, что любой политический или духовный предводитель – это в первую очередь умелый мошенник. Фильмов о Далай-ламе и вправду снято немало. Но стоит обратить на них пристальное внимание, становится понятно, что среди этого огромного количества антикитайских киноманифестов и исторических новелл, в которых обязательным атрибутом будут бесподобные тибетские пейзажи, службы в храмах, звон колокольчиков, ритуальные песнопения монахов и звучание труб, вы так и не увидите самого Далай-ламы.

- Но вы же тоже не отказались в свом фильме от завораживающего ритуального антуража…


Обретение мифа: о трагедии одного народа и работе над фильмом «Рассвет/Закат» рассказывает режиссер картины Виталий Манский-Да, но мы пошли дальше. Мы использовали этот самый антураж, чтобы раскрыть личность нашего героя. Специально для этого мы поприсутсвовали на службе Далай-ламы, которая, кстати, длится 6 часов (!). Из этого материала возник пятиминутный фрагмент речи самого Далай-ламы – мы озадачились прямым переводом того, что он говорит на службе своим прихожанам. Простые слова, обращенные к сердцам. Так приятная глазу картинка стала чем-то значительно большим. Мы не стремились проповедовать в кино – мы просто пытались познакомить зрителя с личностным феноменом, с фактом существования уникального человека. Это и стало нашей целью.

Вообще, фабула фильма проста: наша картина – это путешествие. Путешествие, благодаря которому приобретается опыт и достигается поставленная цель.

- Работая над картиной, вы предполагали, кому может оказаться интересным этот проект? Для кого вы его снимали?

-Вообще, работая над фильмами, я всегда представляю себе себя в качестве зрителя. А потому и пытаюсь донести в картине то, что искренне интересно мне самому. Конечно, этот фильм не простой, и навряд ли он предназначен для аудитории телепрограммы «Аншлаг»…

Но к нашему фильму проявляют необыкновенный интерес, что не может не радовать. В Москве картина уже была показана порядка десяти раз – и все это происходило при переполненных залах. Вы наверняка помните, как проходил пресс-показ на ММКФ в кинотеатре «Художественный» в этом году. Фактически, показ был почти сорван – все желающие просто не могли поместиться в зале, и что обидно, проекция была совершенно не настроена – дело доходило до того, что 60% изображения в кадре оказывалось за пределами экрана. Кто-то из «умелых» журналистов даже написал, что нашему оператору надо было руки оторвать. Но вы же понимаете, в чем тут дело… Если фестиваль с бюджетом в 6 млн. долларов не может обеспечить качественный показ киноленты, то зачем, спрашивается, вообще такой фестиваль нужен? На кинофестивале главное внимание должно уделяться кино, а не фуршетам, торжественным ужинам и тусовкам в загородных резиденциях. В общем, это было почти то же самое, что смотреть Рембрандта на спичечных коробках.

- Что уж и говорить… Ну а каково будущее картины, поступают ли какие-то предложения по поводу проката?


Обретение мифа: о трагедии одного народа и работе над фильмом «Рассвет/Закат» рассказывает режиссер картины Виталий Манский- Вы наверняка были. Так вот представьте себе, в неделю мы получаем порядка 15 писем с предложениями о покупке кинофильма – при том, что это всего-навсего маленькая веб-страничка, вы же видели…

- Видела, и это здорово. Конечно, тут еще работает и массовый интерес по отношению к вашему герою… Но давайте вернемся к тому, как проходила работа над фильмом. Вы тщательно готовились к поездкам, изучали материалы, читали труды Далай-ламы. И все же наверняка что-то вас искренне удивило. Повстречалось ли вам на пути нечто такое, чего вы совсем не ожидали?


- Скажу так: эта поездка оказалась неожиданной во всем и ни в чем одновременно. «Маленькая Лхаса» представлялась мне местом, совершенно оторванным от цивилизации, в сознании рисовались какие-то эфемерные образы, пасторальные картинки. В действительности все выглядело с точностью до наоборот. Сама Индия повергла меня в шок. И тут нужно учесть, что я человек, повидавший многое на своем веку. В своих путешествиях я никогда и ничего не опасаюсь – обязательно пройдусь ночью по Бродвею, потом поеду в Гарлем, несмотря на все увещевания и предупреждения об опасностях, в Мехико поплетусь в самые жалкие трущобы – я многое знаю, меня мало чем можно удивить. Но Индия – совсем другое дело. Ошеломляет степень бедности людей; то, насколько функционально они относятся к своему телу, своему заработку. Они с легкостью торгуют своим уродством. На улицах можно увидеть множество калек – есть в Индии такая практика, когда каким-то изощренным способом в детстве ломают кости, вот и получается, что у человека руки из жопы растут. Сильное впечатление, но, надеюсь, не самое главное…

Само место, где расположена «маленькая Лхаса» - Дарамсала, наполненная тибетцами и паломниками со всех концов света – японцами, европейцами, американцами. Там всего-то пять улочек типа нашего Арбата с сотней сувенирных лавочек на квадратный метр. Так вот получается, что Далай-лама кормит свой народ фактом своего существования…

- Виталий, а каким образом нужно смотреть ваш фильм? К чему зрителям следует приготовиться и о чем следует подумать заранее?


- Как смотреть мой фильм? Пусть мои слова прозвучат несколько затерто, но попробуйте снять с них налет этой затертости, и все станет понятно: чистым сердцем и открытой душой. Очень важно не накручивать себе что-то там заранее, отбросьте все мифы и ранее сложившиеся представления. Начните знакомство с чистого листа – совершите путешествие из мира, в котором мы живем, в мир, который подарит новый опыт, ощущения и знания. Другое дело, что каждый почерпнет ощущений и знаний ровно настолько, насколько ему позволит его собственная «ватерлиния»…

Беседовала Ирина Пушкарева

*Тэло Тулку Ринпроче – верховный лама Калмыкии - родился в семье калмыцких эмигрантов в США. В четырехлетнем возрасте будущий верховный лама Калмыкии заявил родителям о своем желании стать монахом, а когда ему исполнилось шесть лет, он получил возможность встретиться с его святейшеством Далай-ламой, который посоветовал отправить мальчика на обучение в тибетский монастырь Дрепунг Гоманг в Индии. Он провел там 13 лет, изучая буддийскую философию под руководством выдающихся тибетских учителей.

В монастыре он был признан новой реинкарнацией великого индийского святого Тилопы. В 1991 году Тэло Тулку Ринпоче впервые приехал в Калмыкию в составе делегации Его Святейшества Далай-ламы. За первой встречей с исторической родиной последовало приглашение возглавить процесс духовного возрождения степной республики, которая остро нуждалась в его знаниях и духовном опыте. Съемки в Дхарамсале проходили во время особых учений его Святейшества Далай-ламы для паломников из России и Монголии, которые были даны по просьбе Тэло Тулку Ринпоче.


Говорит режиссер:

Режиссер Виталий Манский:
«Меня как-то пригласили с лекцией о документальном кино во ВГИК, а она превратилась в разбор моего творчества. Было такое впечатление, что в аудитории сидели только Феллини, ну может, затесался еще один Антониони. А когда я езжу в западные киношколы и провожу там мастер-классы, то не успеваю воды глотнуть — меня просто засыпают вопросами, и я вынужден раскрывать все тайны своей работы. А у наших студентов зачастую слишком много апломба. Но каким-то загадочным образом в России все-таки появляются художники-документалисты высокого полета — доморощенные философы, способные анализировать общественные процессы. Их авторский взгляд держит Россию на первых позициях, а самым сильным в их документалистике является артначало».

«Человек всегда сам выбирает, какую книгу ему читать — Библию, «Майн Кампф» или порносборник. Телевидение же, появившись, сразу стало диктовать людям, что им смотреть, а из-за пресловутого рейтинга не хочет признать, что каждый канал должен быть отдельной книгой, а не ориентироваться на всеобщее аудиторное поглощение. Канал — это узкая аудиторная группа. И человек, выбирая свой способ получения информации, должен быть убежден, что огражден от того, чего не хочет видеть. Наш зритель пока не имеет права голоса и вынужден «глотать» то, что ему предлагают. Но мы уже стоим на пороге того, что наконец получим возможность выбирать источники информации...»

Другие известные фильмы о Тибете

«Семь лет в Тибете»
Режиссер: Жан-Жак Анно

Год выхода: 1997
Генрих Харрер, офицер Рейха, человек, у которого было все. Но ему было мало земной славы. Он отправляется на покорение самого неприступного пика в Гималаях. Однако впереди его ждет не успешное восхождение, а смертельная опасность… Наконец он добирается до тибетского города Лхаса, где молодой Далай-лама делает его своим приближенным. И здесь ему придется пережить события, которые навсегда изменят его жизнь…

Награды и номинации: номинация на премию «Золотой глобус» (1998) за лучший саундтрек к художественному фильму.

«Кундун»
Режиссер: Мартин Скорсезе

Год выхода: 1997
История об удивительном юноше, наделенном многовековой мудростью и знаниями, чья несгибаемая воля и вера являются достойным примером для всех, кому дороги свобода и справедливость... Фильм снят в живописнейших уголках Марокко и Индии, украшен неповторимой музыкой Филипа Гласса.

Награды и номинации: номинация на премию «Золотой глобус» (1998) за лучший саундтрек к художественному фильму. 4 номинации на «Оскар» (1998): лучшая работа оператора, лучшие декорации, лучшие костюмы, лучший саундтрек.

«Маленький Будда»
Режиссер: Бернардо Бертолуччи

Год выхода: 1993
После смерти ламы Дорже из Тибета буддийские монахи начинают искать по всему миру детей, в которых воплотилась душа умершего. Они находят американского мальчика Джесси и двух индейцев — Раджу и Гиту, которые втроем стали объектом реинкарнации. Параллельно поведана легенда о принце Сиддхарте, который однажды начал свое восхождение к вершинам Духа. Награды и номинации: номинация на премию «Золотая малина» (1995) - «Худшая новая звезда» (Крис Айзек).


Материал СИНЕ ФАНТОМ
Фото: Леся Мальская
Просмотров: 8843  |  Тэги: Далай-лама и Россия

Комментарии:

ВАЛЕНТИНА (Гости) | 6 февраля 2009 20:25  
КОГДА ЖЕ МОЖНО БУДЕТ ПРИОБРЕСТИ ЭТОТ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ФИЛЬМ? Я ЖИВУ В ДАЛЕКОЙ КАЛМЫКИИ!
kongtao (Гости) | 7 февраля 2009 09:01  
Дразните? ;) Выйдет ли фильм в прокат, или на двд - нигде нет инфы по этому поводу.
savetibet (Администраторы) | 7 февраля 2009 09:28  
Выход фильма на DVD сейчас обсуждается, очень надеемся, что это произойдет в ближайшее время.
Как только у нас будет информация, мы сразу же ее разместим. Также постараемся держать вас в курсе относительно показов фильма в Москве и других городах.

С уважением,
Savetibet
kongtao (Гости) | 7 февраля 2009 11:03  
спасибо!
Tonal (Посетители) | 8 февраля 2009 22:17  
Спасибо Виталию Манскому и съемочной группе фильма «Рассвет/Закат».
Спасибо за чуткость и бережное отношение к теме.
Northern Lights (Гости) | 9 февраля 2009 14:08  
С нетерпением ждём премьеры в Украине!
gilana (Гости) | 9 февраля 2009 14:28  
Да, действительно огромное спасибо за чуткость и бережное отношение к теме.
СК (Гости) | 9 февраля 2009 15:42  
Весьма рекомендую также документальный фильм "Tibet: the story of a tragedy". Он на английском, есть много где, в т.ч. в русском Интернете. Там есть уникальные кадры.
Kim K. (Посетители) | 2 марта 2009 20:44  
Фильм произвел очень сильное впечатление, скачивал отсюда
http://www.vertov.ru/Magazin_DOC/Ceny/index.html
Конечно, качество видео сильно оставляет желать лучшего, и закачка получилась только с третьего раза, но сам фильм стоит этих и всевозможных других треволнений.
Обязательно приобрету ДВД, когда выйдет.
Единственно, что сильно не понравилось -- российский старческий голос, который озвучил Далай-ЛАму... ничего похожего на огонь Е.С. ... но через 15 минут и думать о нем забываешь.
Фильм прекрасен

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Февраль 2009    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru