«Сильный человек. Сильный голос». Его Святейшество Далай-лама XIV
Лотен, что в переводе с тибетского значит «Белый журавль», — псевдоним артиста. Его настоящее имя — Намлинг Лобсанг Тензин. Сын тибетских беженцев, он родился в Дхарамсале в 1963 году. В пятнадцать родители подарили ему даньен, шестиструнную тибетскую лютню, что и определило его дальнейшую судьбу …
С 1989 года Лотен живет в Швейцарии. Здесь был записан альбом «Песни Тибета», где собраны замечательные песни трех народных традиций — из Амдо, У-Цанга и Кхама.
Интерес к современной западной музыке побудил его начать работу над новым проектом «Тибет блюз» совместно с французскими музыкантами группы «Ленто» Арно Фюсте-Ламбеза (фортепиано), Фабьеном Экером (барабаны), Оливье Каролем (бас-гитара) и Жоффруа Тамизье (труба). Пожалуй, впервые за многовековую историю своего существования тибетский фольклор получает новое джазовое прочтение. Тонкая смесь мультинструментального джаза Фюсте-Ламбеза и традиционной вокальной техники Лотена Намлинга переносит старинные тибетские песни в современную реальность. Этот проект — приглашение заново переосмыслить все, что мы знаем о буддийской культуре Тибета.
«Мои родители бежали из Тибета в Индию в 1959 году. Они оказались в индийском городе Дарджилинге, где я родился, вырос, учился… Затем я изучал философию в колледже Св.Стефана при Делийском университете.
Будучи еще маленьким ребенком, я проявлял живой интерес к тибетской культуре — чему во многом способствовала и сама обстановка; так, огромное наслаждение у нас, юных школьников, вызывали ежегодные представления Тибетского института сценических искусств. А на пятнадцатый день рождения родители подарили мне даньен, тибетскую лютню, и вскоре узнал, что это за счастье — дарить людям музыку… Даньен, а слово это переводится как «сладкозвучный», очень похож на лютню. У него шесть струн и длинный гриф с украшением в виде конской головы. Деку обычно обтягивают овечьей или козлиной шкурой.
С 1989 года я живу в Швейцарии. Западные музыканты оказали на меня большое влияние. Мне нравится играть с ними и открывать для себя удивительное многообразие новой музыкальной культуры. В настоящее время я работаю над проектом «Тибетский блюз», где пою и играю на даньене. Разные песни — от классических до народных. Больше всего мне нравятся песни в стиле «нангма-то-шэ», особенно — «Амалехо», которую сочинил Далай-лама VI. Эту песню я любил еще ребенком; и, слушая ее, я верю, что однажды вернусь в Тибет…
В 1998 году я отправился в Индию, навестить мать. Побывал в Дхарамсале, в Ладакхе — пережил так много интересного. Скажем, уникальнейший случай был со мной в ладакхских горах, у тибетской границы, на высоте четырех с половиной тысяч метров. Крошечная деревушка — несколько каменных домиков с соломенными крышами, и ни души вокруг, лишь где-то, в уголке маленького пастбища, пасется пара яков. Я глубоко вдохнул воздух Тибета — еще бы, ведь родные вершины возвышались перед моими глазами…
Вдохновленный этим зрелищем, я заиграл на даньене — и тут, откуда ни возьмись, выскочил какой-то человек и принялся петь, танцевать, как будто бы он вышел из многолетнего заточения… Стар, нищ, слеп — но в тот момент не было на земле никого счастливее, чем он… А затем — затем и вся деревня собралась вокруг меня, внимая моим песням, звучащим на вершине мира… После этого события я уверовал, что песни мои несут людям счастье. Были и другие интересные вещи — даровавшие мне силу и способность нести в мир драгоценную тибетскую культуру…»
Смотрите также:
Als je ooit nog eens terug kan (Сможем ли мы вернуться назад). Лотен Намлинг совместно с голландскими музыкантами
11:30 (Улан-Удэ) – Храм Тубтен Шедруб Линг. Каджог Ринпоче. Практика «Мигзем» накопление 100 тысяч восхвалений Чже Цонкапы ко дню празднования «Чула байырлалы». Очно в Туве.