![]() |
|
|
Главная | Новости | Тибет | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О центре | О фонде |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Медитация - это лекарство11 сентября 2010 | Версия для печати
![]() Алан Уоллес, Тэло Тулку Ринпоче и Томас Лэрд В день приезда на пресс-конференции в аэропорту он сказал журналистам, что приехал не учить, а научиться самому, узнать как калмыцкий народ, вдали от своей исторической родины смог сохранить традиции, национальную культуру, пройдя тяжелое испытание сибирской ссылкой. Профессор не скрывал, что Калмыкия и центральный буддийский храм произвели на него большое впечатление. - Храм огромный, - сказал он с улыбкой, - он не только большой, но и очень красивый. Есть в мире много больших и красивых зданий, но не всегда чувствуешь там то, что ощущаешь здесь: храм построен людьми с глубокой верой и преданностью. Еще, что сильно поразило меня, я вижу в этом проявление мудрости Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, храм имеет огромное историческое значение, он соединяет историю народа с современностью. Здесь настоящий контакт далекого прошлого и нынешнего дня. Люди приходили на лекции профессора, чтобы открыть для себя новое в буддийской философии и медитации, узнать о сходстве и различиях буддизма и современной науки. Лекции доктора наук, главы Института исследований сознания были для педагогов, студенческой молодежи, ученых Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН и мирян очень интересными. Он говорил о точках соприкосновения науки и буддизма, о том, что отличает человека от животных, почему источник счастья людей зависит от человеческого духа, от духовных ценностей. А также о самосознании, важности духовного фактора в научных исследованиях, о пользе буддийской медитации и многое другое затронул в своих выступлениях профессор. Алан Уоллес рассказал, что в последнее время специализируется по теме сходства и различий между современной наукой и буддизмом. - Современная наука возникла 400 лет назад. Галилей начал то, что мы можем назвать подлинной революцией в науке. Чарльз Дарвин 250 лет спустя произвел еще одну научную революцию. А наука исследования человеческого сознания началась лишь 135 лет назад. Но как исследовать ментальные, субъективные переживания? Если вы не обладаете ясновидением, то, как вы узнаете о чем думает другой человек? Здесь превалировал материалистический подход. «Преподавание буддийской этики и практик тренировки ума - детям» - такой была тема лекции для педагогов. Профессор говорил о проблемах детей и подростков, о том, что среди молодежи очень высокий уровень депрессии и самоубийств. - Одна из проблем, обсуждаемая сегодня в мире, связана с современным стремительным ритмом жизни, компьютерные игры, интернет, телевидение - все развивается очень быстро. Дети и молодые люди в большом потоке информации не могут сконцентрироваться, они взволнованы, не могут найти покоя. Им сложно сконцентрироваться, сложно понять педагога. Нарушение способности концентрироваться, нарушение внимания, вследствие чего наблюдается гиперактивность сознания у мальчиков, а у девочек, наоборот, заторможенность. И это несет чудовищные последствия. Единственное лечение, которое предлагают - лекарственные средства, В некоторых случаях лекарства помогают, но во всех случаях это не срабатывает. Как здесь помочь? На мой взгляд, так думают и ученые, необходима тренировка внимания, которой мы можем обучить детей. Тренировка внимания важна и надо бы включить ее во все программы. Еще одно направление - специальное эмоциональное обучение. Детей учат тому, чтобы они могли распознать свои эмоции, огорчен он или печален, как управлять своими эмоциями. Надо чтобы дети могли справляться с ними. Обучить тому, чтобы они могли поставить под контроль свое поведение справляться со своими чувствами, не шли на поводу своих эмоций и не совершали под их влиянием необдуманных поступков. ![]() Думаю, важно рассказать детям, что счастье делится на два типа. Есть счастье, которое мы испытываем, когда мы встречаемся в повседневной жизни с чем либо приятным, к примеру хорошей едой, музыкой и развлечением. К этому относится хорошее здоровье, родители, приятные друзья. Но у людей есть одна особенность: почти все мы хотим быть счастливее, чем есть. Пусть у нас есть все, мы хотим еще больше. Люди всегда хотят все большего. Погоня за таким счастьем может привести к разочарованию. Я знаком со многими богатыми людьми, но ни один из них не достиг планки удовлетворенности. Алан Уоллес рассказал о том, как 20-летним юношей оставил обеспеченную жизнь, престижное заведение, и уехал в Индию, в Дхарамсалу, где поселился с тибетцами, которые потеряли все: родную землю, близких, все имущество. Но они были по- настоящему счастливы, у них было спонтанное проявление доброты, хотя они перенесли большие страдания. Такие, какие перенесли мы, калмыки. Знакомство с беженцами из Тибета, встреча с Его Святейшеством Далай-ламой XIV заставили его глубоко задуматься, что же на самом деле делает человека счастливым? - Они нашли другой вид счастья, которое не дает прибыли и рождается изнутри. Оно рождается в образе жизни, Совершенно очевидно, что внешнее благополучие не делает нас счастливыми. Есть подлинное счастье, которым мы можем поделиться с миром. Всегда придерживаться ненасилия не причинения зла. И когда появляется возможность сделать что-то хорошее, мы получаем подлинное счастье. К примеру, ваш Шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче. Мне показалось, что Ринпоче - счастливый человек, потому что все, что он делает, он делает для людей. Сегодня мы ездили в исправительную колонию, где построена ступа Просветления, и Шаджин-лама освятил ее. Теперь это место стало благословенным. Дорога была неблизкой и даже трудной, но я видел, как он счастлив. Я видел его внутреннее удовлетворение, это счастье того, что подарено миру. Можем ли мы обучить этому детей? Я понимаю, что экономические проблемы в Калмыкии непростые и понадобится немало времени, чтобы эти проблемы решить. Не отрицаю, что прожиточный минимум необходим, но помимо этого есть другое. И здесь нам поможет буддизм, образ жизни, основанный на добросердечии. Важно развить чувство заботы о других. Среди тибетцев распространенной практикой является обучение детей состраданию. Я преподаю медитацию, а ученые наблюдают, насколько эти методы медитации действенны. Ответ: внимание можно развивать и тренировать с самого раннего возраста. Если ваш ученик невнимателен, то чему вы его можете научить? Вы можете быть самым лучшим педагогом Калмыкии, но если внимание у него рассеянно, что он усвоит? Развитие внимания у детей важно. Первое, чему учитель должен научить ребенка, это расслабляться, успокаиваться. Затем детей нужно научить фокусировать внимание, мы называем это стабилизацией внимания, чтобы они могли в своем внимании удерживать объект, а потом научить их ясности внимания, чтобы ум был острым. Если ум расслаблен, стабилен и ясен, то дети могут многому научиться. Когда мы развиваем внимание, наш ум находится в покое. В США большое внимание уделяется развитию внимания у ребенка. Проводятся исследования в этой области, и одно из важных исследований - буддийская медитация. Ей отводится серьезное внимание. В медитации есть одна привлекательная черта, чтобы медитировать, необязательно быть буддистом. ![]() О духовной силе Алан Уоллес говорил и на публичных лекциях для мирян. «Шаматха», так определена тема его выступления. Вначале слово взял Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. - Для меня большая честь представить вам нашего гостя Алана Уоллеса. Вы уже знакомы с моим стилем работы, который заключается в том, что я очень избирательно отношусь к тому, кого я приглашаю в Калмыкию. В своем выборе я руководствуюсь тем, насколько эти встречи будут полезны для вас. - Мы познакомились с Аланом Уоллесом в 1996 году, - сказал Тэло Тулку Ринпоче, - На протяжении многих лет я наблюдал за его деятельностью, прочитал несколько его книг, которые в основном посвящены буддизму. На протяжении 14 лет он был буддийским монахом, переводил Его Святейшество Далай-ламу. Ему очень повезло, он мог постигать буддизм под руководством величайших наставников буддизма, которые в то время были еще живы. Он написал более 30 книг, ездит по всему миру, пропагандируя буддизм. Алан Уоллес много времени посвятил исследованию буддийской медитации - Шаматхе и Випашьяне. Вот почему встреча проходит на 3 этаже перед этой прекрасной танкой «Шаматха». Я приглашаю Алана Уоллеса снова посетить Калмыкию, а в конце выступления прошу вас, Алан, поставить многоточие, чтобы вернуться и продолжить нашу работу. Алан Уоллес провел со слушателями сессию краткой медитации. - Глубоко расслабляйтесь с каждым выдохом, - говорил он, - пусть с выдохом уходят ваши мысли. Пытайтесь осознавать ощущения своего тела, а внимание сосредоточьте на настоящем моменте жизни. Не цепляйтесь за прошлое и не заглядывайте в будущее. Следите за дыханием, не пытаясь его контролировать. Профессор говорил о том, что медитация похожа на лекарство, и мы должны научиться контролировать свой ум, иметь возможность остановить этот упрямый мыслительный процесс. Мысли захватывают все внимание, ум постоянно странствует. Никакого покоя. - И мы думаем, то, что пришло на ум, это правда, но это не так. Это просто мысли. Ум иногда подобен этому дикому неуправляемому слону, как на этой танке, и может быть источником величайших страданий. В нем могут появиться жадность, гнев, ревность, зависть. Все рушится из-за того, что ум не усмирен. Люди могут оказаться на грани самоубийства, искать утешения в алкоголе. Если же ум усмирен, он - ваш лучший друг. А если он не под контролем, то ваш ум - ваш злейший враг. Внешние враги приходят и уходят, даже становятся вашими друзьями. Все меняется. Но один враг, всегда доставляющий вред, остается с нами. Это наш неуправляемый ум. Шаматха необходима, чтобы совладать с этим врагом. Одно из имени Будды с санскрита переводится как Победоносный. Это означает победу над диким слоном ума. Все время своего пребывания в республике профессор с интересом знакомился с республикой, много расспрашивал об истории и жизни калмыков, живо интересовался всем, открывал для себя новое. - За эти дни в Калмыки я многое узнал. Мой первый учитель Гьятрул Ринпоче однажды мне сказал: «В наше время многих называют Тулку. Но как распознать, кто из них истинный Тулку? Это можно определить, если посмотреть, что этот лама делает. Человек, который безоговорочно посвятил себя и свои труды живым существам, и есть Тулку. Ваш Шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче - такой человек. Это великое благословение для Калмыкии. Вся его работа проводится ради вас, ради развития духовности и культуры». Нина Шалдунова Буддизм в Калмыкии Просмотров: 3062 | Тэги: медитация
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
![]() |
![]() |
![]() |
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2022 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |