Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Медитация - это лекарство11 сентября 2010 | Версия для печати
Алан Уоллес, Тэло Тулку Ринпоче и Томас Лэрд В день приезда на пресс-конференции в аэропорту он сказал журналистам, что приехал не учить, а научиться самому, узнать как калмыцкий народ, вдали от своей исторической родины смог сохранить традиции, национальную культуру, пройдя тяжелое испытание сибирской ссылкой. Профессор не скрывал, что Калмыкия и центральный буддийский храм произвели на него большое впечатление. - Храм огромный, - сказал он с улыбкой, - он не только большой, но и очень красивый. Есть в мире много больших и красивых зданий, но не всегда чувствуешь там то, что ощущаешь здесь: храм построен людьми с глубокой верой и преданностью. Еще, что сильно поразило меня, я вижу в этом проявление мудрости Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, храм имеет огромное историческое значение, он соединяет историю народа с современностью. Здесь настоящий контакт далекого прошлого и нынешнего дня. Люди приходили на лекции профессора, чтобы открыть для себя новое в буддийской философии и медитации, узнать о сходстве и различиях буддизма и современной науки. Лекции доктора наук, главы Института исследований сознания были для педагогов, студенческой молодежи, ученых Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН и мирян очень интересными. Он говорил о точках соприкосновения науки и буддизма, о том, что отличает человека от животных, почему источник счастья людей зависит от человеческого духа, от духовных ценностей. А также о самосознании, важности духовного фактора в научных исследованиях, о пользе буддийской медитации и многое другое затронул в своих выступлениях профессор. Алан Уоллес рассказал, что в последнее время специализируется по теме сходства и различий между современной наукой и буддизмом. - Современная наука возникла 400 лет назад. Галилей начал то, что мы можем назвать подлинной революцией в науке. Чарльз Дарвин 250 лет спустя произвел еще одну научную революцию. А наука исследования человеческого сознания началась лишь 135 лет назад. Но как исследовать ментальные, субъективные переживания? Если вы не обладаете ясновидением, то, как вы узнаете о чем думает другой человек? Здесь превалировал материалистический подход. «Преподавание буддийской этики и практик тренировки ума - детям» - такой была тема лекции для педагогов. Профессор говорил о проблемах детей и подростков, о том, что среди молодежи очень высокий уровень депрессии и самоубийств. - Одна из проблем, обсуждаемая сегодня в мире, связана с современным стремительным ритмом жизни, компьютерные игры, интернет, телевидение - все развивается очень быстро. Дети и молодые люди в большом потоке информации не могут сконцентрироваться, они взволнованы, не могут найти покоя. Им сложно сконцентрироваться, сложно понять педагога. Нарушение способности концентрироваться, нарушение внимания, вследствие чего наблюдается гиперактивность сознания у мальчиков, а у девочек, наоборот, заторможенность. И это несет чудовищные последствия. Единственное лечение, которое предлагают - лекарственные средства, В некоторых случаях лекарства помогают, но во всех случаях это не срабатывает. Как здесь помочь? На мой взгляд, так думают и ученые, необходима тренировка внимания, которой мы можем обучить детей. Тренировка внимания важна и надо бы включить ее во все программы. Еще одно направление - специальное эмоциональное обучение. Детей учат тому, чтобы они могли распознать свои эмоции, огорчен он или печален, как управлять своими эмоциями. Надо чтобы дети могли справляться с ними. Обучить тому, чтобы они могли поставить под контроль свое поведение справляться со своими чувствами, не шли на поводу своих эмоций и не совершали под их влиянием необдуманных поступков. В современном мире много проблем, экологические, социальные, Мы оставляем детям сложный мир, где трудно найти работу, где экологическая ситуация ухудшается. Я, как буддист, считаю, что наша первоочередная обязанность - помочь детям справляться с тем миром, в котором они живут. Думаю, важно рассказать детям, что счастье делится на два типа. Есть счастье, которое мы испытываем, когда мы встречаемся в повседневной жизни с чем либо приятным, к примеру хорошей едой, музыкой и развлечением. К этому относится хорошее здоровье, родители, приятные друзья. Но у людей есть одна особенность: почти все мы хотим быть счастливее, чем есть. Пусть у нас есть все, мы хотим еще больше. Люди всегда хотят все большего. Погоня за таким счастьем может привести к разочарованию. Я знаком со многими богатыми людьми, но ни один из них не достиг планки удовлетворенности. Алан Уоллес рассказал о том, как 20-летним юношей оставил обеспеченную жизнь, престижное заведение, и уехал в Индию, в Дхарамсалу, где поселился с тибетцами, которые потеряли все: родную землю, близких, все имущество. Но они были по- настоящему счастливы, у них было спонтанное проявление доброты, хотя они перенесли большие страдания. Такие, какие перенесли мы, калмыки. Знакомство с беженцами из Тибета, встреча с Его Святейшеством Далай-ламой XIV заставили его глубоко задуматься, что же на самом деле делает человека счастливым? - Они нашли другой вид счастья, которое не дает прибыли и рождается изнутри. Оно рождается в образе жизни, Совершенно очевидно, что внешнее благополучие не делает нас счастливыми. Есть подлинное счастье, которым мы можем поделиться с миром. Всегда придерживаться ненасилия не причинения зла. И когда появляется возможность сделать что-то хорошее, мы получаем подлинное счастье. К примеру, ваш Шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче. Мне показалось, что Ринпоче - счастливый человек, потому что все, что он делает, он делает для людей. Сегодня мы ездили в исправительную колонию, где построена ступа Просветления, и Шаджин-лама освятил ее. Теперь это место стало благословенным. Дорога была неблизкой и даже трудной, но я видел, как он счастлив. Я видел его внутреннее удовлетворение, это счастье того, что подарено миру. Можем ли мы обучить этому детей? Я понимаю, что экономические проблемы в Калмыкии непростые и понадобится немало времени, чтобы эти проблемы решить. Не отрицаю, что прожиточный минимум необходим, но помимо этого есть другое. И здесь нам поможет буддизм, образ жизни, основанный на добросердечии. Важно развить чувство заботы о других. Среди тибетцев распространенной практикой является обучение детей состраданию. Я преподаю медитацию, а ученые наблюдают, насколько эти методы медитации действенны. Ответ: внимание можно развивать и тренировать с самого раннего возраста. Если ваш ученик невнимателен, то чему вы его можете научить? Вы можете быть самым лучшим педагогом Калмыкии, но если внимание у него рассеянно, что он усвоит? Развитие внимания у детей важно. Первое, чему учитель должен научить ребенка, это расслабляться, успокаиваться. Затем детей нужно научить фокусировать внимание, мы называем это стабилизацией внимания, чтобы они могли в своем внимании удерживать объект, а потом научить их ясности внимания, чтобы ум был острым. Если ум расслаблен, стабилен и ясен, то дети могут многому научиться. Когда мы развиваем внимание, наш ум находится в покое. В США большое внимание уделяется развитию внимания у ребенка. Проводятся исследования в этой области, и одно из важных исследований - буддийская медитация. Ей отводится серьезное внимание. В медитации есть одна привлекательная черта, чтобы медитировать, необязательно быть буддистом. Медитация это то, что здесь в Калмыкии можно очень легко привнести в жизнь, потому что буддизм - религия калмыков. Буддизм вам может в этом помочь. С помощью тренировки ума, тренировки внимания мы можем развивать сострадание. Мы можем научить детей работать со своими внутренними ресурсами. Неважно, где вы живете, вы обладаете одинаковыми внутренними ресурсами. Тогда первый вид счастья не будет иметь важности. Развитие внутреннего счастья в Калмыкии может быть преимущественнее, чем для тех, кто живет, к примеру, в Москве. Здесь в буддийском храме заключено огромное духовное богатство. У вас есть духовный символ. Калмыкия богата не с точки зрения ресурсов, а с точки зрения духовной силы духа, устремленности в будущее. О духовной силе Алан Уоллес говорил и на публичных лекциях для мирян. «Шаматха», так определена тема его выступления. Вначале слово взял Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. - Для меня большая честь представить вам нашего гостя Алана Уоллеса. Вы уже знакомы с моим стилем работы, который заключается в том, что я очень избирательно отношусь к тому, кого я приглашаю в Калмыкию. В своем выборе я руководствуюсь тем, насколько эти встречи будут полезны для вас. - Мы познакомились с Аланом Уоллесом в 1996 году, - сказал Тэло Тулку Ринпоче, - На протяжении многих лет я наблюдал за его деятельностью, прочитал несколько его книг, которые в основном посвящены буддизму. На протяжении 14 лет он был буддийским монахом, переводил Его Святейшество Далай-ламу. Ему очень повезло, он мог постигать буддизм под руководством величайших наставников буддизма, которые в то время были еще живы. Он написал более 30 книг, ездит по всему миру, пропагандируя буддизм. Алан Уоллес много времени посвятил исследованию буддийской медитации - Шаматхе и Випашьяне. Вот почему встреча проходит на 3 этаже перед этой прекрасной танкой «Шаматха». Я приглашаю Алана Уоллеса снова посетить Калмыкию, а в конце выступления прошу вас, Алан, поставить многоточие, чтобы вернуться и продолжить нашу работу. Алан Уоллес провел со слушателями сессию краткой медитации. - Глубоко расслабляйтесь с каждым выдохом, - говорил он, - пусть с выдохом уходят ваши мысли. Пытайтесь осознавать ощущения своего тела, а внимание сосредоточьте на настоящем моменте жизни. Не цепляйтесь за прошлое и не заглядывайте в будущее. Следите за дыханием, не пытаясь его контролировать. Профессор говорил о том, что медитация похожа на лекарство, и мы должны научиться контролировать свой ум, иметь возможность остановить этот упрямый мыслительный процесс. Мысли захватывают все внимание, ум постоянно странствует. Никакого покоя. - И мы думаем, то, что пришло на ум, это правда, но это не так. Это просто мысли. Ум иногда подобен этому дикому неуправляемому слону, как на этой танке, и может быть источником величайших страданий. В нем могут появиться жадность, гнев, ревность, зависть. Все рушится из-за того, что ум не усмирен. Люди могут оказаться на грани самоубийства, искать утешения в алкоголе. Если же ум усмирен, он - ваш лучший друг. А если он не под контролем, то ваш ум - ваш злейший враг. Внешние враги приходят и уходят, даже становятся вашими друзьями. Все меняется. Но один враг, всегда доставляющий вред, остается с нами. Это наш неуправляемый ум. Шаматха необходима, чтобы совладать с этим врагом. Одно из имени Будды с санскрита переводится как Победоносный. Это означает победу над диким слоном ума. Все время своего пребывания в республике профессор с интересом знакомился с республикой, много расспрашивал об истории и жизни калмыков, живо интересовался всем, открывал для себя новое. - За эти дни в Калмыки я многое узнал. Мой первый учитель Гьятрул Ринпоче однажды мне сказал: «В наше время многих называют Тулку. Но как распознать, кто из них истинный Тулку? Это можно определить, если посмотреть, что этот лама делает. Человек, который безоговорочно посвятил себя и свои труды живым существам, и есть Тулку. Ваш Шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче - такой человек. Это великое благословение для Калмыкии. Вся его работа проводится ради вас, ради развития духовности и культуры». Нина Шалдунова Буддизм в Калмыкии Просмотров: 3347 | Тэги: медитация
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |