Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Анонсы Статьи О центре О фонде
 

Лама Еше о любви и равностности

2 января 2011 | Версия для печати
| Еще


Смысл слов «неизмеримая, безграничная любовь» ясен без дополнительных пояснений. По сути, все мы, даже животные, наделены любовью. Однако недостаток нашей обычной человеческой любви в том, что она ограничена. Мы подходим к выбору людей или иных объектов нашей любви очень избирательно. Во вселенной бесчисленное множество явлений, но мы выделяем в качестве предметов своего обожания лишь некоторые из них. И такая фанатичная любовь становится для нас проблемой. Обычно мы говорим, что любовь ― это всегда хорошо. И хотя мы не станем отрицать позитивную сторону любви, её противоположность ― узкая направленность ― не несет в себе ничего позитивного. Одна из причин, почему любовь становится проблемой, заключается в её способности преподносить нам искаженный до крайности образ объекта, преувеличивать его положительные качества. Другая ― в том то, что она порождает причины конфликта, которые всегда становятся результатом двойственного восприятия. Неизбежной реакцией на изменчивую, узконаправленную любовь оказываются конфликт и дискомфорт.

Возьмём, к примеру, человека, изучающего Дхарму. Когда вы впервые попадаете в мир буддизма, то ваша любовь слегка переориентируется, и вы начинаете думать: «Я люблю буддизм, люблю Дхарму, люблю ламу». Затем любовь развивается дальше в этом же направлении: «Это и впрямь замечательно; прежде мне было плохо, но буддизм вернул меня к жизни; теперь я счастлив». Вы сумели почувствовать вкус Дхармы. Но беда в том, что вы всё время ставите штампы: «Это хорошо; то хорошо; Дхарма хорошо; медитация хорошо». И подсознательно появляются мысли о том, что всё, не являющееся буддизмом, неважно. Особенно когда вы начинаете изучать философию и узнаёте, что некоторые аспекты философии других религий не соответствуют тому, во что мы верим в буддизме, вы начинаете принижать другие религии. Вы доходите до того, что не хотите даже слышать слова: «христианство», «ислам», «индуизм» и т.д., а это означает, что вы утратили любовь. И вместо того чтобы сделать вас более терпимыми и свободными, чувство, которое вы назвали любовью, оказалось причиной конфликта. Я говорю о любви с религиозной точки зрения. Будьте осторожны, говоря: «я люблю Дхарму», возможно, вы любите её не очень сильно.

Суть дела заключается в том, что Дхарму следует применять для разрешения своих собственных проблем, а не для порождения новых. И в этом её единственное предназначение. Функция Дхармы ― стать противоядием от ваших проблем. Если любовь к Дхарме порождает противоречия в вашем уме, делает вас более предвзятым и ограничивает ваше общение так, что вы пренебрегаете общением с последователями других религий, тогда эта любовь ― ваша проблема.

Слепая вера не поможет вам сделать любовь безграничной. Недостаточно услышать от кого-то, что объекты любви неисчислимы, и постараться в это поверить. За безграничной любовью стоит очевидная логика. Назовите кого-либо, кого вы уже любите. Спросите себя, почему вы любите этого человека. Обычно вы ответите, что это происходит вследствие доброты этого человека по отношению к вам. Но подобная логика одинаково применима ко всем остальным живым существам, и вы должны это знать, если изучаете Ламрим, так что я не буду здесь вдаваться в детали. Это одна из причин, почему понимание Ламрима является предварительным условием к изучению тантрических учений.

Но не воспринимайте неизмеримую любовь буквально. Неизмеримая любовь не означает, что вы должны отдать людям всё, о чем бы они ни попросили, или спать с каждым. Истинная, глубокая, вселенская любовь может иметь и гневные проявления. Истинная любовь не обязана приходить с улыбкой на лице, она может прийти и с нахмуренными бровями. Наша беда в том, что в своих интерпретациях любви мы слишком конкретны. Человек нахмурился в нашу сторону, и мы автоматически полагаем, что мы ему не нравимся.

Один тибетский йогин сказал: «Злонамеренные друзья не обязательно должны быть похожи на скорпионов». Он имел в виду, что порой самые приятные для нас люди оказывают на нас наихудшее влияние. Каждый скажет, что скорпионы опасны, и сама их внешность отпугивает. Но человек, который нежно похлопывает нас по плечу, дарит нам подарки и с любовью нашёптывает что-то нам на ухо, может быть более опасным, чем скорпион. А ведь такой индивид может казаться добрее самого Бхагавана Будды. Будда был невероятно добрым, но он никогда не похлопывал нас по плечу, не дарил нам подарков и не нашёптывал на ухо. Притворный друг может демонстрировать подобную мнимую доброжелательность, но в конечном итоге обманет нас и разрушит не только эту жизнь, но и многие последующие.

Мы очень часто сталкиваемся с проблемами во взаимоотношениях родителей и детей. Большинство родителей инстинктивно любят своих детей, что бы те ни делали. Но когда дети совершают ошибки или глупые поступки, родители беспокоятся. Порой, если родителям недостает искусности, их эмоции и расстройство принимают форму гнева и агрессии, и дети думают, что родители их и вправду ненавидят. Они не видят той глубокой любви, которая скрывается за бранью. Это ещё один пример того, как лежащее на поверхности искажает находящееся в глубине.

Впадающий в крайности ум ― серьёзная проблема. У Бхагавана Будды было два брата. Один из них был невероятно сладострастным. Он всё время увлекался женщинами и был совершенно невыносим. Он был настолько переполнен сладострастным вожделением, что у Будды не было никакой возможности преподать ему учения. Приведу пример. Представьте, что я нахожусь в ночном клубе в окружении двадцати девушек, танцую и выпиваю, а вы подходите ко мне и говорите: «Эй, позволь преподать тебе Дхарму». Я тут же прихожу в бешенство. И даже если бы сам Будда захотел преподать мне Дхарму, я бы посоветовал ему оставить меня в покое. Так обстояло дело и с братом Будды. Поэтому ему необходимо было найти другое решение.

И тогда Бхагаван Будда явил своему брату картину иного мира. Это были образы одного из адских миров: всё вокруг в огне и дыму, а в центре на огне огромный котёл, наполненный кипящим маслом и окружённый грозными защитниками. Кто-то спросил: «Для кого предназначен этот котёл?». И брат Будды услышал, как один из защитников произнес: «Брат Шакьямуни сейчас на земле растрачивает свою жизнь на танцы, выпивку и сластолюбие, но когда он умрёт, он переродится прямо здесь, в этом котле». Он был совершенно ошеломлён. Внезапно он осознал всё, что он делал, и к какому результату это вело. Он был так расстроен, что не мог даже кушать. И тогда Бхагаван Будда со всем своим мастерством явил ему картину прекрасной и тихой местности, где все пребывало в состоянии совершенного равновесия. Там не было ни чрезмерного страдания, ни чрезмерного счастья. Созерцание этой картины привело ум его брата в состояние уравновешенности и умиротворения, и тогда Будда преподал ему учения. В результате брат осознал пустотность своего ума, освободился от эго и стал архатом.

Следовательно, чтобы вы могли практиковать метод йоги, могли контролировать свой ум и устремлять его в одном направлении, вам необходимо твердая основа из покоя и равностности. Я не могу даже передать, насколько это важно. И если вы сможете развить спокойное равностное отношение ко всему, то найдете само это состояние ума чрезвычайно блаженным. Двойственный ум ― ум, впадающий в крайности, он неспокоен и несбалансирован. Это болезненное состояние ума. Вы чувствуете себя так, словно в вас постоянно вбивают гвозди. Ум, впадающий в крайности, полностью преграждает нам путь к развитию равностности, исполненной покоя и блаженства.

Мандала, август 2009

Перевод Юрия Пучко

Смотрите также:

Лама Еше о супружестве

Пара не должна создаваться лишь на основе «цепляния», ей необходима более высокая цель. Однако наше безудержное желание и отсутствие мудрости, объединяясь, создают крайне опасную ситуацию, которая в конечном итоге завершается конфликтом: женщина порождает эмоциональный дисбаланс в мужчине, или мужчина — в женщине, и в обоих случаях это завершается разрывом. В последнее время я много путешествую по миру, и нередко молодые люди приходят ко мне, чтобы поделиться своими личными проблемами. И все эти проблемы сводятся к одному — в основе формирования пары лежала неправильная мотивация...


Ты уже мог бы быть червяком

Лама Сопа Ринпоче «О молитвенных барабанах»

Лама Сопа Ринпоче о визите в Калмыкию священных буддийских реликвий
Просмотров: 5776  |  Тэги: буддизм, буддийский

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Январь 2011    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!» | 2005-2021
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Сайт: http://savetibet.ru