Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Далай-лама об уверенности в себе и целостной картине мира2 марта 2011 | Версия для печати
Скачать Выступление перед студентами колледжа св.Иосифа в Бангалоре (Индия). 30 января 2011 Продолжительность: 46 мин Как обычно, я бы хотел поговорить с вами совершенно неформально. Во-первых, позвольте мне выразить глубокую признательность этому колледжу, который был основан 129 лет тому назад и все эти годы прилагал большие усилия в служении людям, предоставляя им достойное образование. И я также заметил, что основавшие его христианские священнослужители искренне следовали учению Иисуса Христа, взращивали сострадание, умение прощать и другие ценности. Они не только несли людям образование, знания, но и служили примером того, каким должен быть добропорядочный человек. Я очень ценю их вклад. Теперь я хочу обратиться к молодежи, к студентам. Мы живем в 21-м столетии. По данным историков, 20-м в веке свыше 200 миллионов человек умерли насильственном смертью. Предыдущий век, век 20-й, стал важной вехой в развитии человечества. В этом столетии наука и технологии достигли необычайных высот, но к сожалению, эти новые разработки использовались в разрушительных целях. Пример тому ― ядерное оружие. Если бы колоссальное насилие, свидетелями которого мы стали в 20-м столетии, помогло людям избавиться от проблем, то ему можно было бы найти какое-то оправдание. Но этого не случилось. И теперь, в начале 21-го столетия, мы продолжаем вновь сталкиваться с нездоровыми тенденциями, с насилием. Пусть в сравнении с предыдущим столетием его масштабы ограничены, но тем не менее… Я усматриваю в этом отголоски ошибок, совершенных нами в 20-м столетии, а также допущенной нами тогда небрежности. Я вижу в этом последствия ошибок и небрежности, берущих начало в 20-м веке. Кроме того, благодаря развитию научно-технической мысли, наметился быстрый рост материальной стороны жизни. Но теперь стало довольно очевидно, что в обществе с высоким уровнем благосостояния людям зачастую не достает покоя в душе. У меня есть богатые друзья ― я думаю, они миллиардеры ― но в личном плане это очень несчастные люди. Это ясно доказывает, что материальные ценности как таковые не способны подарить человеку внутренний покой. Люди испытывают колоссальный стресс, беспокойство, а плюс к тому иногда случаются настоящие трагедии. Покой в душе крайне необходим! Мы живем в 21-м веке, пока прошло его первое десятилетие, впереди еще девяноста лет. Я, да и директор колледжа, ― мы оба принадлежим к 20-му столетию, а не к 21-му. Мы ― люди 20-го века, века, который уже прошел. И мы тоже готовимся с вами попрощаться. Вы (те, кому сейчас около двадцати, тридцати) ― действительно, люди 21-го столетия. От вас зависит, будет ли в этом веке больше счастья, мира, созидания, сочувствия или он окажется еще одним веком жесткого насилия, притеснений, чудовищных страданий, затрагивающих в первую очередь бедные слои населения. Горстка людей наслаждается жизнью, а большинство ―прозябает в бедности, подчас становясь все беднее и беднее. Очень печальное положение дел… Сможем ли мы превратить это столетие в век, который принесет человечеству счастье, целиком зависит от вас. Это ответственность ложится на ваши плечи. И здесь вам понадобятся два качества. Первое: внутренняя сила, уверенность в себе. А уверенным в себе мы можем быть, только если мы честны, правдивы, прозрачны. Это укрепляет в нас силу воли. Если же в нашем сердце есть место чрезмерному себялюбию, и нас не слишком заботит благополучие других, то тогда в нас может зародиться желание использовать других в своих интересах, обманывать их, притеснять. Как только вас захватили такие эмоции, вы уже не можете быть открытым. Что-то негативное таится в вашем сердце, и вам хочется это скрыть. Вы уже не можете быть честным, правдивым, прямолинейным. А это дает почву для новых подозрений ― дистанция между вами и другими людьми растет. Каким бы блестящим ни был ваш ум, каким бы богатым и влиятельным вы ни были, на глубинном, внутреннем уровне вы окажетесь очень слабым! Нужно всегда помнить об этом [внутреннем] уровне. Итак, вам необходима уверенность в себе, а для этого вам нужно быть честным. В конечном счете, именно ум, исполненный сострадания, позволяет нам быть честным, правдивым, прямолинейным. И тогда нам ни к чему лицемерие, и мы естественным образом совершаем меньше пагубных действий, приносящих вред другим. Если же мы воздерживаемся от них из страха, под давлением правоохранительных органов, то, как только нам представится возможность совершить дурное, мы не преминем это сделать. Коррупция― тому свидетельство. Чтобы создать нравственное, счастливое общество, каждый человек должен от всей души стараться быть кристально честным, правдивым. Это важно. И основу здесь составляет добросердечие, сострадательный ум. Это первое. Второе ― нужна широкое мышление. Образование, как вы упомянули, дает нам не только информацию. Основная цель образования в том, чтобы уменьшить разрыв между тем, какими вещи рисуются нам и какими являются на самом деле. С буддийской точки зрения, все страдания, все проблемы берут начало в неведении. Образование призвано уменьшить этот разрыв между кажущимся и реальным. Сначала вам нужно получать информацию, опираясь на слова учителя, его лекции, читая книги. Затем вы должны глубоко это обдумать ― это крайне важно. В древнеиндийской традиции выделяли три уровня освоения знаний. Первый: мы учимся у других, практически копируя их. Затем, мы подвергаем это знание глубокому анализу, проводим собственное исследование, экспериментируем. Это переводит нас на второй уровень постижения. Здесь наши знания уже основываются на логическом размышлении. В основе этого понимания, которое делает нас более уверенным, лежит достоверное познание. Оно позволяет осознать подлинную природу изучаемого предмета во всей ее полноте. До этого вы обладаете некоторыми знаниями о предмете, но эти знания непрочны. Стоит вам услышать противоположную точку зрения, и вы можете запутаться. Но когда вы поднялись на второй уровень постижения, проведя собственное исследование, собственный анализ, то здесь вы обретаете уверенность. Пусть даже вы услышали противоположную точку зрения, у вас есть все необходимые доводы, чтобы сказать: «Нет, это не так». У вас уже сформирована собственная точка зрения, основанная на достоверных факторах. Это второй уровень. Затем, вы стараетесь приучить свой ум к этому обретенному знанию, чтобы оно всплывало в уме автоматически, без умственных усилий. Это третий уровень постижения. Нам необходимо получать знания о реальной действительности. И здесь я хотел отметить, что в реальности все явления взаимозависимы, взаимосвязаны. Разве что, кроме Бога. Согласно тем из вас, кто придерживается теистических религий, бог ― это абсолют, он не может быть относительным. А так все явления… бог создал их относительными по своей природе, взаимозависимыми. Если у вас нет целостной картины мира, то ваш подход к решению той или иной проблемы, или достижению той или иной цели может оказаться далеким от реальности. Потому что вещи относительны, взаимосвязаны, взаимозависимы. Если вам это неизвестно, и вы смотрите под одним углом, рассматриваете только одно измерение, то вам не под силу увидеть реальное положение дел. Чтобы его осознать, нужно смотреть с разных точек зрения, под разными углами. Трех измерений недостаточно, нужны четыре измерения и даже шесть. Так вы получите ясную картину реальной действительности. Поэтому когда мы приступаем к какому-либо исследованию, нам необходимо добиваться целостной картины. Когда у вас сложилась ясная и целостная картина, тогда вы можете выбирать для себя ту или иную область, в которой вы станете специалистом. Но для начала нам нужно получить целостную картину. Это очень важно! Когда мы смотрим на мир в целом, то особую значимость приобретает вопрос охраны окружающей среды. Если думать только о своей местности, о своей земле, то глобальное потепление напрямую нас не затрагивает. А если расширить перспективу, взглянуть на ситуацию в целом, то экология приобретает огромное значение. И еще, если говорить о людях, исповедующих религию, к которым отношусь и я сам… Если я стану сосредоточивать все свое внимание на буддизме, а вы, христианские братья и сестры, ― только на христианстве, не замечая существования других традиций, то это порой может повлечь за собою проблемы. Для того чтобы достичь гармонии в отношениях между разными религиозными традициями, для начала нам нужно отдавать себе отчет в ценности других традиций. Если у вас есть целостная картина, на которой есть место разным религиям, то вы ближе к реальной действительности. Если же смотреть только в свой огород, то многого не увидишь, полная картина не сложится. И еще, вчера я упоминал о разрыве между богатыми и бедными в этой стране, в Индии. Это очень важное государство, где в последние годы наблюдается стремительный экономический рост. Однако если вы не уделите пристального внимания этому разрыву между богатыми и бедными, и не приложите должных усилий, то он будет расти. Целостный подход подскажет вам, что этот разрыв неприемлем с морально-нравственной точки зрения, а с практической ― оказывается источником проблем. В конечном итоге, из-за этого разрыва пострадаете вы сами. Поэтому, на мой взгляд, крайне важно прививать людям целостный взгляд на вещи. Тогда ваш подход к жизни будет реалистичным и практичным, и в прилагаемых усилиях вы будете опираться на реальную действительность. В результате, вы достигнете той цели, которую ставите. Если же ваш подход не сообразуется с реальностью, то вам никогда не достичь поставленной цели. Она недостижима. Вот эти два момента я хотел донести до молодежи: вам необходима внутренняя сила, основанная на сострадании и, кроме того, вам нужно больше размышлять, чтобы получить целостную картину мира. Тогда вы будете достаточно подготовлены, чтобы справиться с возникающими проблемами. Так мы сможем построить мир, в котором будет больше счастья, равноправия, процветания и гармонии. Это я хотел вам рассказать. Мое первое обязательство ― пропаганда внутренних ценностей. Если говорить о телесном здоровье, то спокойный, гармоничный ум очень благоприятно сказывается на работе нашего тела, приводя в равновесие его элементы. Если ум спокоен, то падает кровяное давление, уровень стресса, а потому и здоровье становится крепче. Ученые, работающие в американских университетах, уже проводят соответствующие эксперименты. Даже кратковременная практика тренировки ума продолжительностью в несколько недель оказывает влияние на самочувствие человека. Перед началом эксперимента у испытуемого замеряли уровень кровяного давления, стресса и множество других показателей. Потом, через несколько недель занятий, показатели вновь замеряли. Обнаруживали существенную разницу. Мы тут не говорим ни о следующей жизни, ни о боге, или если придерживаться буддийской терминологии, ни о Буддах и Бодхисаттвах. Мы основываемся на том, что все мы люди, и все питаем любовь к себе и заботимся о своем здоровье, о покое своего ума. Это главное. Я обычно называю это секулярной этикой, которая не обязательно должна опираться на религиозную веру. Так что, с точки зрения телесного здоровья, покой ума жизненно необходим. К тому же, мы, люди, ― общественные животные. А общественным животным очень важно сотрудничать друг с другом. Понаблюдайте за пчелами и другими общественными животными: у них нет ни законов, ни полиции, ни религии, но они работают сообща. Потому что такова реальность их жизни ― они общественные животные. Каждый член пчелиного сообщества разделяет ответственность о всеобщем благополучии. Мы тоже ― общественные животные, и поэтому подлинное сотрудничество необходимо и нам с вами. Но чтобы в полной мере сотрудничать, нужно обладать чувством ответственности, понимать взаимосвязь друг с другом, а потому нам крайне необходима дружба. Дружба, основанная на доверии. Ведь разве может быть дружба без доверия? А чтобы возникла дружба, должна быть открытость, прямота, прозрачность. Это необходимо! Так что, и в этом плане нам очень нужно сострадательное сердце. И еще, здесь присутствует много молодых девушек… есть и женщины постарше. Я обычно говорю, полушутя-полувсерьез, что люди в наши дни уделяют много внимания внешней красоте. В этом нет ничего страшного. Как это у вас называется? Косметика? Люди тратят на косметику много денег, большие компании вкладывают в нее большие средства. Но в чем наша истинная красота? Конечно, красота внешняя имеет значение, но куда важнее красота внутренняя. У меня есть одна история. В начале 60-х один тибетский администратор-монах снял обеты. Я знал его очень хорошо, и как-то в шутку сказал ему: «Жена-то у тебя не красавица». И он ответил мне: «Да, внешне она не очень, зато какая у нее душа». С такими словами не поспоришь. Он говорил о внутренней красоте. А то ведь как бывает, люди женятся, собираются жить вместе долго и счастливо, но проходит несколько недель, месяцев, лет, и начинаются сложности. Очень много разводов! Особенно на западе. И все из-за недостатка внутренней красоты. Уважение друг к другу возникает, если люди признают, что у другого есть эта внутренняя красота. Это важное замечание, которым я хотел с вами поделиться. Это что касается моего обязательства пропагандировать общечеловеческие ценности. Следующее обязательство ― содействовать гармонии в отношениях между религиями. В этой стране, Индии, Арья Буми (мы называем ее «Арья Буми») на протяжении тысячелетий мирно сосуществовали разные религиозные традиции. В последнем тысячелетии к традиционным для Индии религиям добавились религии, пришедшие извне: зороастризм из Ирана, христианство, ислам, а также иудаизм. Все крупные мировые религии имеют прочные позиции в этой стране. Живут вместе. Конечно, время от времени вспыхивают небольшие конфликты: какие-то индуисты жгут христианскую миссию, бьют мусульман. Такое случается. Конечно, среди населения численностью свыше миллиарда найдутся люди, которые ведут себя неподобающе. Это всегда случается, и это понятно. Но если брать Индию в целом, то я считаю эту страну примером для всего мира в том, что касается идеи ахимсы (ненасилия) и межрелигиозной гармонии. В этом отношении Индия ― пример для всего мира! Межрелигиозную гармонии в этой стране поддерживают уже тысячи лет, благодаря постоянным контактам с последователями других религий. Это автоматически рождает взаимное уважение, взаимное восхищение. Что касается христианских братьев и сестер, я часто говорю, что на этой планете христианские братья и сестры внесли колоссальный вклад в развитие образования в Европе, Америке ― северной и южной, в Африке, Азии, до некоторой степени в Арабском мире. Во всем мире христианские братья и сестры способствовали развитию образования. Я искренне восхищаюсь ими. В этом смысле вклад буддистов невелик. Буддийские монахи и монахини мало что сделали в этом отношении. Мал и вклад индуистов. Сейчас Общество Рамакришны начинает прилагать усилия в сфере образования, а так и их вклад мал, в то время как христиане очень многое сделали на ниве образования. Я очень их за это ценю. Но между тем, некоторые христиане также предпринимают попытки обратить людей в свою веру. Порой это создает определенные проблемы. В Монголии, например, корейские миссионеры обращают коренное население не посредством знаний, но долларов. Когда монгол или монголка принимают христианство, то получают по 15 долларов. Но монголы ― люди неглупы: каждый год заново принимают христианство и каждый раз кладут в карман 15 долларов! Однажды американские мормоны пригласили меня к себе, я принял приглашение и на публичной лекции упомянул, что в тех регионах, где нет прочной религиозной веры, то есть религии с определенной философской основой, оправдано будет предложить людям христианскую веру с прочной основой, аргументацией, теологией, теоретической базой. Там же, где уже есть религиозная вера с равнозначной философской базой, обращение становится источником проблем. Я это упомянул. Я, как правило, очень открыт, честен, а порой даже слишком прямолинеен. Я подумал тогда: «Не знаю, как они к этому отнесутся». Но когда я произнес эти слова, последовали аплодисменты. Так что, превознося наших христианских братьев и сестер, я добавляю маленькие крупицы критики в их адрес. Возможно, в период царя Ашоки буддисты отчасти занимались миссионерством, а так они себе этого никогда не позволяли. В одном из текстов сказано: «Если вас не просят дать объяснение по буддизму, вы не должны давать учений. Но даже если к вам обратились с такой просьбой, посмотрите, что за человек перед вами: подходит ли ему буддийский взгляд на вещи. Если видите, что он ему подходит, тогда объясните ему суть учения». Таков буддийский подход. И мне кажется, он очень полезен для развития гармоничных отношений между различными религиозными традициями. Подлинная гармония не родится в коротких беседах. Наблюдайте, изучайте ценности других традиций. Сам я, пока жил в Тибете, очень мало что знал о христианстве и других традициях. Но потом я приехал в Индию… Моя встреча с покойным Томасом Мертоном очень помогла мне осознать ценность христианства. Когда я наблюдал за этим человеком, который следовал христианству, за его образом жизни, то смог понять необычайную ценность этой религии. Другой пример ― Мать Тереза, всецело посвятившая себя служению другим людям, особенно бедным и обездоленным. Я порой испытываю чувство стыда: я говорю о сострадании, но делаю так мало. Конечно, я не могу помогать другим собственными руками, мне приходится делать вещи более общего порядка. Как бы то ни было, межрелигиозная гармония существовала на этой земле тысячи лет. И сейчас пришло время поделиться этими идеалами с остальным миром, особенно с теми его частями, где есть конфликты на религиозной почве: между католиками и протестантами, шиитами и суннитами. Я неоднократно говорил своим мусульманским друзьям: вы должны приложить усилия для примирения. Я замечал, что когда они приходят на встречу со мной, то нередко сидят вместе ― шииты и сунниты. Это дух примирения следует принести в те регионы, где у суннитов и шиитов сложные отношения. Мы, индийцы… разумеется, по рождению я не индиец, я тибетец, но в последнее время я называю себя посланником Индии, а также говорю, что я сын Индии. Два года тому назад группа китайцев, из свободной страны приехала повидаться со мной, и кто-то из китайских журналистов спросил: «Почему вы называете себя сыном Индии?». Я ответил: «Загляните в мой мозг: каждая его клеточка наполнена идеями Наланды. А это тело вот уже 50 лет питают индийская гороховая похлебка, индийский рис, индийские лепешки. Так что, и физически, и ментально я сын Индии. Он все понял и закивал в ответ. Больше не спорил. Хотя я с гордостью называю себя посланником Индии, иногда я размышляю и о том, что в Индии сохраняется кастовая система, обычай выкупать невест и другие формы дискриминации как часть уклада жизни. Пришло время это изменить. Это очень важно. Я часто призываю своих индуистских братьев и сестер: вы должны больше говорить об этом! Пусть это относится к индийским традициям, но эти традиции ― наследие прошлого. Пора их изменить! Это то, что я хотел вам рассказать. Ваш колледж оказал нам огромную помощь, предоставив образование молодому поколению проживающих здесь тибетцев. Я очень вам за это признателен. Спасибо! Одна из причин страданий, которые переживаем мы, тибетцы, уходит корнями в предшествующие поколения. Два-три поколения назад тибетцы полностью игнорировали современное образование. Как только мы прибыли в Индию ¬― в апреле 1959-го года я прибыл в Массури, и уже в первый год нашего пребывания мы открыли школу, где дети могли получить современное образование. Первая школа появилась в Массури. В начале 1960-х ― кажется, в апреле мы открыли первую школу, потому что по-настоящему страдали из-за отсутствия современного образования. Хочу обратиться к тем тибетцам, которые учатся здесь: учитесь прилежно! Порой я слышу, что тибетцы в школе едут себя дисциплинированно, а в колледже начинают вовсю пользоваться свободой. Порой происходят нездоровые вещи. Я призываю вас к самодисциплине. Старайтесь удерживать целостную картину, это очень важно. Мы, тибетцы, с 7-8-го столетий следуем традиции Наланды, которую принес в Тибет Шантаракшита. Сегодня, проводя встречи с представителями разных религий, а также с учеными, я заметил, что традиция Наланды ― это не только религия. Мы можем выделить в ней три составляющих: науку (внешнюю и внутреннюю), философию и религию. Я выделяю эти три категории. Научная составляющая, упомянутая в буддийской литературе,― это чистая наука. Далее, на основе исследования реальности получили развитие различные философские концепции, например, концепция непостоянства, ежемгновенных изменений. Это философия, воззрение, не имеющая ничего общего с религией. И, наконец, третья составляющая ― собственно религия. Первые две категории универсальны. По моему наблюдению, ряд широко известных и уважаемых ученых ― зачастую люди неверующие, атеисты, но когда речь заходит о буддийской науке, упомянутой в нашей литературе, то они находят ее чрезвычайно полезной. Они могут почерпнуть в ней подробную информацию о человеческих эмоциях, о том, как они организованы и как с ними справляться. Они проявляют самый живой интерес не к буддийской религии, но к науке, которая пришла из буддизма ― прежде всего, из традиции Наланды, санскритской традиции. Такова наша исконная религия, наша духовность, и ее необходимо сохранить. А для этого недостаточно иметь дома несколько статуй. Чтобы действительно сохранить традицию, нужно ее изучать ― читать книги. На тибетский язык с языков Индии переведено свыше 300 томов сочинений. Кажется, только десять из них переведены с китайского, а все остальные ― либо с санскрита, либо с пали. Поэтому если брать разные направления буддизма, именно тибетский буддизм представляет его полную форму, потому что это живая традиция, установленная самим Шантаракшитой. Я считаю ее сокровищем Тибета. Столетиями тибетский язык применялся для объяснения буддийских идей и практик, и сегодня из тысяч разных языков тибетский ― лучший язык для подробного объяснения традиции Наланда, а не китайский ― это совершенно ясно. Те тибетские студенты, которые проходят здесь свое обучение, должны быть осведомлены об этом, должны уделять больше внимания родному языку, больше читать и изучать тексты. Те из вас, кому трудно понять изложенное на тибетском, могут поначалу опираться на английские переводы или те, что есть на хинди. Здесь также присутствуют жители гималайского региона, а также Непала, где много буддистов. Бутанцы есть? Бутанцы, а также индийцы, проживающие от Ладака до Мона, традиционно исповедовали тибетский буддизм. Его нужно сохранить. Хочу обратиться к моим индийским друзьям: вообще говоря, буддизм ― ваша религия. Мы, тибетцы, принесли ее из Индии. Буддизм ни был нашим исконным вероисповеданием. Буддизм ― ваша традиция. Поэтому я всегда называю индийцев нашими гуру, а мы ― чела, ученики. Порой я говорю: мы, тибетцы, как показала история, ― ученики очень надежные! Ведь на протяжении прошлых столетий буддизм переживал здесь нелегкие времена ― разрушили Наланду. Все это время мы, тибетцы, хранили буддийскую мысль в ее первозданной форме. Это доказывает, что мы ― очень надежные «чела». А потому я хочу сказать нашим индийским друзьям: по логике вещей, когда чела страдают, гуру должен спешить на помощь. Спасибо! Видео: Тензин Чойджор Перевод: Юлия Жиронкина Озвучивание: Игорь Янчеглов Техническая поддержка: Максим Брежестовский Просмотров: 6594
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |