Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Анонсы Статьи О центре О фонде
 

Будда смотрит на Россию из тувинских степей

29 октября 2011 | Версия для печати
| Еще
Будда смотрит на Россию из тувинских степейКрасноярский журналист Илья Наймушин вновь побывал у наших соседей в таинственной и манящей Туве.

Сквозь проём в руинах древнего тувинского храма Устуу-Хурээ, который был построен когда-то в соответствии с точными канонами тибетского стиля, а в годы политических репрессий был разрушен, видна теперь новопостроенная точная копия возрождённого храма.

В сентябре сюда приехала большая группа монахов из широко известного буддистам тантрического монастыря Гьюдмед, который был основан в Тибете более 600 лет назад. В Кызыле и на развалинах буддистского монастыря Устуу-Хурээ тибетские монахи провели ряд важных религиозных служб и обрядов, а также построили в столице республики песочную мандалу.

Глядя на то, как трепетно тувинцы склонялись перед тибетскими монахами во время создания этой самой мандалы, понимаешь, что Россия - действительно великая Евразийская держава. И здесь издавна гармонично сочетались на основе православия не только ценности западной цивилизации, но и мудрость, терпимость основных восточных религий.

Причём гармония этих взаимоотношений тем легче достигалась, чем больше было стремления как светских властей, так и религиозного руководства установить такой миропорядок, при котором каждому россиянину было бы комфортно жить на своей земле.

Вот и Тува оживлена сейчас новыми экономическими проектами, связанными с будущим строительством железной дороги от Курагино до Кызыла, но одновременно в её степных долинах возрождается традиционный образ существования местных скотоводов. Например, собственное стадо овец и коз содержит вместе с детьми тувинский чабан Сыын-оола Донгак в окрестностях посёлка Чадан. В его юрте чтут Будду, но не забывают и местных духов, почитают вековую мудрость тувинских шаманов, с уважением при этом относясь к гостям из России.

И в этом особенность нынешней Тувы. Вот уборку зерновых ведёт хорошо знакомый красноярцам комбайн "Енисей" на фоне живописных заснеженных вершин северных отрогов хребта Танну-Ола. А телевизионный ретранслятор разместился у подножия другой священной горы Кайыракан, на склонах которой проповедовал недавно глава буддистов мира Далай-лама.

Первая волна буддизма пришла сюда ещё в IX веке от уйгуров - тюркоязычного народа, родственного тувинцам. Однако форма этой религии, сложившаяся в Туве, отличается большой национальной самобытностью. Буддизму в Туве потребовалось не так много времени, чтобы пройти путь от появления первых лам-миссионеров до признания его светской властью в качестве одной из официальных религий. Если в Монголии прошло 700 лет со времени проникновения туда буддизма и до времени его стремительного расцвета, то в Туве - чуть более полутора веков, начиная с конца века восемнадцатого.

Особенностью этого процесса было то, что традиционное шаманство и буддизм в целом воспринимались и воспринимаются до сих пор здесь как две самостоятельные религиозные системы, каждая из которых имеет свою сферу действия, вопрос об их соперничестве и тем более борьбе никогда не стоял.

Вот почему и архитектурное искусство Тувы, вырастая в целом на местной почве, развивалось своеобразно и специфично, хотя, несомненно, было связано с архитектурными течениями соседних стран - Индии, Китая и Монголии. В основе их храмовой планировки чаще всего лежала схема мандалы - диаграммы, символизирующей метафизическую структуру Вселенной. Так, одна из легенд повествует о том, что некогда Гаутаме, будущему Будде, был задан вопрос, как увековечить память о нём и его делах. В ответ он расстелил на земле свою монашескую одежду, в центре поставил вверх дном чашу для подаяний и увенчал её своим зонтом. Так якобы родились три обязательных элемента ступы: основание, колокол и зонт. Всё это сегодня можно увидеть в Туве.

По официальным данным, в начале нынешнего века на территории республики официально действовали 44 религиозные организации, из них 20 буддийских, 6 шаманских, 2 православных, 15 протестантских и 1 старообрядческая община. При этом недавно был сделан перевод на тувинский язык христианской Библии и даже фильма "Иисус Христос".

Буддизм сам по себе оказал значительное влияние на традиционную культуру тувинцев: наложил отпечаток на народные обряды жизненного цикла (свадебные, родильные, погребальные), календарные праздники, на народную медицину, привёл к модернистским новшествам в шаманизме, но и сам испытал на себе его влияние. В Туве буддизм сосуществовал с местной традицией шаманизма: в одних случаях люди обращались к шаманам, а в других - к буддийским священникам.

Сегодня вместо светских праздников тувинцы приобщаются к Шагаа - традиционному Новому году, Наадыму - летнему празднику скотоводов и забытым праздникам буддийского календаря; а живущие по соседству русские - к Рождеству и Пасхе. Тем не менее, все эти традиции признаются здесь очень важными для духовной жизни местного населения и возрождения удивительной республики, откуда сам Будда смотрит на российского орла с любовью и надеждой.

Леонид Фeдоров

Красноярский рабочий

Будда смотрит на Россию из тувинских степей
Песочная мандала

Будда смотрит на Россию из тувинских степей
Благословение Далай-ламы

Будда смотрит на Россию из тувинских степей
Монахи священнодействуют
Просмотров: 2578

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Октябрь 2011    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Подпишитесь на нашу рассылку

Сохраним Тибет!: новости из Тибета и буддийской России

Подписаться письмом
Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!» | 2005-2020
О сайте   |   Наш Твиттер: @savetibetru Твиттер @savetibetru
Адрес для писем:
Сайт: http://savetibet.ru