Тибет в России » к началу  
Центр тибетской культуры и информации
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Центр тибетской культуры и информации
E-mail:
Телефон: (495) 786 43 62
Главная Новости Тибет Далай-лама XIV Анонсы Статьи О центре О фонде
 

Праздник Зул в Калмыкии отметят возжиганием лампад

9 декабря 2011 | Версия для печати
| Еще
Праздник Зул в Калмыкии отметят возжиганием лампадКаждый год в центральном хуруле Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» по традиции возжигают лампады в честь ламы Цонкапы. 20 декабря 2011 года, с 9:00 до 11:00 и с 16:00 до 17:30 все желающие могут придти в храм, чтобы зажечь лампадки и совершить подношение света.

Подробнее о программе

Главным местом празднования калмыцкого Нового года - Зула - традиционно был буддийский монастырь или хурул, потому что этот день (25-й лунный 10 месяца), прежде всего, наполнен религиозным содержанием. Монахи республики обычно совершают на Зул молебны и ритуалы в честь очередной годовщины со дня важного события - рождения и ухода в Махапаринирвану Ламы Цонкапы (калм. Зунква-гегяна), основателя школы Гелугпа, живого воплощения трех божеств - Авалокитешвары, Манджушри и Ваджрапани.

Калмыцкий народ в день Зула вспоминает биографию и деяния этого великого наставника, чье учение обрело большую силу среди монголоязычных народов и чей труд «Ламрим» («Большое руководство к этапам Пути к Пробуждению») является незаменимым пособием для буддиста. В связи с этим во время праздничных молебнов монахи читают тексты жизнеописания и восхваления Ламы Цонкапы, а в конце службы Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче дарует верующим адис - благословение, следуя древней традиции возложения багшой (высоким ламой) на головы гелюнгов и мирян изображений Будд (калм.бурханов), номов (священных книг) и ритуальных предметов, таких как ваджр (калм. и тиб. дордже) и других.

С 2009 года в праздничном священнодействии, посвященном Зулу, особое внимание уделяется статуе Ламы Цонкапы, отлитой калмыцкими скульпторами Владимиром Васькиным и Сергеем Коробейниковым и освященной Шаджин-ламой Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Она снова и снова напоминает о значимости личности великого философа и реформатора для монголоязычных народов.

После молебна на площади перед хурулом буддийские центры угощают калмыцким чаем и борцогами всех пришедших в хурул людей, творческие коллективы республики выступают с концертной программой, а в конференц-зале хурула демонстрируются буддийские фильмы.

По словам Шаджин-ламы, прекрасной опорой для визуализации здесь служит известная буддийская тханка «Древо Прибежища Гелугпа» (3-ий уровень хурула, левая сторона; оно же есть на календаре 2010 года, изданном в хуруле), где Лама Цонкапа изображен в окружении многочисленных божеств, защитников Дхармы, учителей и йидамов. По завершении ритуала Цог будет раздаваться аршан. Прихожане также могут принести с собой текст «Лама-чодпа» и читать ритуал вместе с монахами.

Жители Калмыкии приносят в собой в хурул свечи для участия в обряде возжигания лампадок, который проходит в вечернее время. В исторических текстах говорится, что «по случаю Зула монастыри всегда были торжественно иллюминированы». Зажигание множества лампадок, которые выносят из хурула под пение духовенства и звуки буддийских инструментов, характерный элемент празднования Зула в буддийских монастырях. С тех пор, как был построен величественный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни», традиция возжигания зул в Калмыкии приобрела особое значение благодаря статуям 17-ти философов-пандитов, стоящих вокруг храма - делая подношения этим великим Учителям, скульптуры которых пока единственные в мире, люди начинают больше интересоваться их философским наследием, вкладом в развитие Учения Будды.

Часто коллективное шествие с зулами завершается у главного молитвенного барабана - кюрде - и статуи Будды Шакьямуни с начитыванием мантры «Мигзм» (восхваление Ламы Цонкапы): этим традиционно и завершается праздничный день.

Название праздника происходит от обычая зажигать лампады - «зул». В буддийских текстах сказано, что воз­жигая лампаду, нужно пред­ставлять, что вы подно­сите свет солнца и луны, мерцание звезд и блики драгоценных камней Буддам и Бодхисаттвам. Совершая это подношение, вы закла­дываете причины для избавления от неве­жества. В буддизме горение масляной лампады символизирует дости­жение Просветления. Фитиль символизиру­ет человеческое эго, масло - океан самсарических страданий, а огонь - мудрость, кото­рая постигла пустоту. Соответственно, возжигая лампаду, представь­те, что мудрость, постигшая пустоту, сжигая че­ловеческое эго, поглощает океан страданий. И помните огонь в лампаде ни в коем случае нельзя задувать! Следствием этого могут стать тяжелые болезни! Если хотите потушить пла­мя, используйте щипцы.

Историческая справка из книги Пармена Смирнова «Путевые заметки по Калмыцким степям Астраханской губернии»

«В прошлых веках по старинному обычаю вечером, накануне 25 ноября, из хурула выносили большой стол, покрытый бумажной материей, и ставили его на открытом месте в нескольких шагах от хурула. Верующие приносили чашечки из крутого пшеничного теста, вроде наших глубоких плошек, наполненные топленым коровьим маслом, с фитилем посередине. При этом соблюдалось следующее правило: каждый отец семейства должен принести столько плошечек, сколько душ в его семействе. За себя, жену, детей и других домочадцев.

Между тем в хуруле монахи совершали молебен, по окончании которого бакша, возложив на головы почетных гелюнгов изображения Буд (калм.бурханов) и часть номов (священных книг), выносили их из хурула при громогласном пении всего духовенства и звуков духовной музыки и обходитли ближайшие хурульные кибитки. Народ преклонялся перед бурханами и номами и каждый зажигает свои зулы - плошечки и снова начинает молиться. Если зажженная зула не гасла, масло хорошо будет гореть во время духовной процессии, значит то лицо, за которого принесена лампадка, благополучно проживет наступающий новый год, если же зула преждевременно погаснет, то лицо, за которого она принесена или будет несчастливо в наступившем году.

Когда монахи, окончив богослужение, разойдутся по своим кибиткам, тогда народ идет в хурульную кибитку, поклоняется бурханам, получает аршан - освященную пищу и расходится по домам, оставляя зулы на распоряжение духовенства. Ламы же по истечении определенного срока гасят те из них, в которых было налито много масла. В этот вечер в хурулах бывает торжественная иллюминация, потому что зулы устраиваются не только за каждое лицо, живущее в хуруле, но и за многих отсутствующих лиц. Хурулы бывают залиты огнем!»
Просмотров: 5080

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Декабрь 2011    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Центр тибетской культуры и информации | Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2022   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru