Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail: russia@savetibet.ru
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Советы интересующимся практиками в затворничестве

15 октября 2012 | Версия для печати
| Еще
Отвечает учитель ФПМТ досточтимая Лундруп Ньингдже (Пола Чичестер)

Советы интересующимся практиками в затворничестве
Лама Сопа Ринпоче и лама Еше медитируют по пути в Лавудо,
к месту затворничества предыдущего воплощения
ламы Сопы Ринпоче. 1969 год. Фото из Lama Yeshe Wisdom Archive
(Архив мудрости ламы Еше).
‒ Как понять, что ты готов к затвору?

Если жгучее стремление к духовным достижениям не оставляет вас ни на секунду, и вы настолько вдохновлены примером учителей, Учением Будды Шакьмуни и осознанием пользы, которое оно может принести всем живым существам во Вселенной, что не в силах больше ждать, значит, вы готовы к затвору. Вы полны неудержимого желания стать таким же, как ваши учителя, развить бодхичитту, осуществить ступени пути к просветлению.

Для начала посетите групповой затвор, который проводит квалифицированный наставник в месте, благоприятном для медитации. Если этот опыт наполнит вас энтузиазмом и вдохновением, тогда посетите больше групповых затворов. После этого придет понимание, достаточно ли у вас сил, чтобы оставить восемь мирских забот и удалиться в одиночное затворничество. В вашем сердце должно быть то же страстное стремление к осуществлению цели, какая бывает у юного влюбленного, и та же непреклонность, что отличает храброго воина. Если все обстоит именно так, то вам необходимо найти подлинного духовного наставника и изучить те темы, которые вы хотели бы осуществить на практике в затворе.

Если вы усмиряете свой ум под непосредственным руководством квалифицированного духовного наставника и чувствуете в себе желание и способность следовать его наставлениям, а он, без какого-либо давления с вашей стороны, советует удалиться в одиночный затвор, знайте ‒ время пришло. Вы, конечно, вправе сказать учителю, какой именно затвор хотели бы пройти, но в конечном итоге нам лучше последовать его рекомендации. Если удалиться в затвор, нарушив наказ учителя, то все может обернуться пустой тратой времени, денег и усилий помогающих вам людей.

Затворничество может стать самой блаженной и в тоже время самой трудной работой в нашей жизни. Правильно выполненный затвор сжигает отрицательную карму и разрушает эго. Бодхичитта должна быть развита в нас до такой степени, чтобы страдания других существ были для нас просто невыносимы, а глубокое отвращение к самсарическому существованию стало неподдельным. Без этих качеству у вас едва ли получится вынести тяготы затвора.

Имеет смысл поискать благодетелей, которые поддержат вас, ведь тем самым они обретут заслуги, которые накапливаются за время затвора и создают причину для собственной уединенной практики. Созерцатель в этом случае также извлечет пользу, ведь он будет трудиться не только на благо «всех живых существ» (что само по себе ‒ идеал, трудно достижимый), но на благо вполне «реальных» людей, и это позволит ему укрепиться в своем намерении.

‒ Можно ли совершать краткосрочные затворы, если нет возможности удалиться в длительный?

Лама Еше советовал нам проводить месячный затвор по крайней мере раз в год для подзарядки своей «духовной батарейки». На протяжении десяти лет я проходила месячные, трехмесячные, полугодичные и годичные затворы, прежде чем уйти в свое первое четырехлетнее затворничество.

Затворничество похоже на спорт: приходится шаг за шагом тренировать тело и ум, развивать свои навыки, выполняя особые и общие предварительные практики, а также тантрические затворы по приближению божества в соответствии с наставлениями учителя. Особенно полезна практика однонаправленного сосредоточения [шаматхи].

‒ О чем следует помнить, удаляясь в затвор?

Кьябдже Рибур Ринпоче говорил, что мы должны видеть цель в очень отдаленной перспективе и идти к ней без напряжения. Научитесь избавляться от напряжения, проявлять доброту к самому себе и наслаждаться жизнью без опоры на внешние объекты. По крайней мере, в этом состоит одна из целей затвора. А иначе мы и там не расстанемся со своим беспокойным, вечно соревнующимся, самоуничижающим умом. Лама Еше говорил нам, что для практики Дхармы нужно здоровое эго. Эти слова особенно актуальны для практики в затворе, в противном случае наше невротическое поведение там только укрепится. Поддерживайте в себе уверенность в собственных силах, опираясь на осознание ценности совершенного человеческого рождения и логически обоснованную веру в путь к просветлению. Черпайте вдохновение в примерах, что подают нам учителя, взрастившие те качества, которые мы намереваемся развить в затворе.

Не забывайте и о верном союзнике в практике Дхармы ‒ памятовании о смерти и непостоянстве. Затворничество подразумевает отказ от привязанности к нашей личной самсаре, поэтому мы не должны забирать свои привязанности с собою в затвор. Оставьте хотя бы те свои влечения, которые обусловлены реалиями внешнего мира: если мы уйдем в затвор с электронной почтой и мобильным телефоном ‒ успеха нам не видать!

Поскольку в затворе участвует и наше тело, оно должно быть здоровым и сильным. В затворе мы учимся питаться здоровой пищей, осознавать энергию тела с помощью йоги, ци-гун и расслабления.

Место, где проходит затвор, играет не последнюю роль. В токсичной окружающей среде созерцатель может заболеть. Я бы предпочла проходить затвор в Дхарам-центре или в месте, которое благословили святые, иначе слишком велика опасность различных вмешательств. Крайне важно даже то, кто будет помощником, снабжающим вас всем необходимым в затворе. Желательно, чтобы он принял прибежище у того же ламы, что и вы, был добр, заботлив и мог бы совершать для вас покупки на протяжении всего затвора.

И самое главное, что понадобится вам в затворе, ‒ это легкость, эмоциональная гибкость, чистые помыслы и вера в то, что все происходящее – благословение учителя!

‒ Что делать, если не получается уйти в затвор?

Лама Атиша сказал, что лучший способ достичь духовных достижений – практиковать в затворе. Если удалиться в затвор не получается, то снискать их можно, преподавая Дхарму. А если и тут возникают препятствия, тогда поддерживайте тех, кто в затворе.


Советы интересующимся практиками в затворничествеДосточтимая Лхундруп Ньингдже (Пола Чичестер) в настоящее время помогает ламе Сопе Ринпоче, работая в предназначенной для затворов местности «Земля шаматхи» в Калифорнии, США. Там у квалифицированных созерцателей есть возможность практиковать на лоне природы, нетронутой цивилизацией. Им оказывают содействие люди, которые стремятся создать причины для достижения просветления. Советы о том, как правильно проводить затворы можно найти на сайте: landofcalmabiding.org. Досточтимая Ньингдже также сочиняет песни, в которых делится своим опытом проведения затворов (joyridersmusic.org.)


Перевод Дели Лиджи-Гаряевой


Видео по теме:


Внешнее, внутреннее и тайное паломничество с Ламой Сопой Ринпоче



…Когда отправляешься в паломничество с Ринпоче, то смотришь не на достопримечательности, но вглубь своего сердца…

Это может случиться один раз в жизни, если вам повезет. Отправиться на высокогорное плато Тибета, исполненное тайны и силы, вместе со святым человеком. 50 учеников со всех уголков земли решились на это духовное приключение, которое может стать главным событием их жизни. Лама Сопа Ринпоче, тибетский буддийский наставник, поведет их в эту Вселенную великих йогов и святых, невидимую для простого глаза.

Скачать фильм полностью
Просмотров: 6156  |  Тэги: затвор, ФПМТ

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Октябрь 2012    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru