Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Советы интересующимся практиками в затворничестве15 октября 2012 | Версия для печати
Отвечает учитель ФПМТ досточтимая Лундруп Ньингдже (Пола Чичестер)
Лама Сопа Ринпоче и лама Еше медитируют по пути в Лавудо, к месту затворничества предыдущего воплощения ламы Сопы Ринпоче. 1969 год. Фото из Lama Yeshe Wisdom Archive (Архив мудрости ламы Еше). Если жгучее стремление к духовным достижениям не оставляет вас ни на секунду, и вы настолько вдохновлены примером учителей, Учением Будды Шакьмуни и осознанием пользы, которое оно может принести всем живым существам во Вселенной, что не в силах больше ждать, значит, вы готовы к затвору. Вы полны неудержимого желания стать таким же, как ваши учителя, развить бодхичитту, осуществить ступени пути к просветлению. Для начала посетите групповой затвор, который проводит квалифицированный наставник в месте, благоприятном для медитации. Если этот опыт наполнит вас энтузиазмом и вдохновением, тогда посетите больше групповых затворов. После этого придет понимание, достаточно ли у вас сил, чтобы оставить восемь мирских забот и удалиться в одиночное затворничество. В вашем сердце должно быть то же страстное стремление к осуществлению цели, какая бывает у юного влюбленного, и та же непреклонность, что отличает храброго воина. Если все обстоит именно так, то вам необходимо найти подлинного духовного наставника и изучить те темы, которые вы хотели бы осуществить на практике в затворе. Если вы усмиряете свой ум под непосредственным руководством квалифицированного духовного наставника и чувствуете в себе желание и способность следовать его наставлениям, а он, без какого-либо давления с вашей стороны, советует удалиться в одиночный затвор, знайте ‒ время пришло. Вы, конечно, вправе сказать учителю, какой именно затвор хотели бы пройти, но в конечном итоге нам лучше последовать его рекомендации. Если удалиться в затвор, нарушив наказ учителя, то все может обернуться пустой тратой времени, денег и усилий помогающих вам людей. Затворничество может стать самой блаженной и в тоже время самой трудной работой в нашей жизни. Правильно выполненный затвор сжигает отрицательную карму и разрушает эго. Бодхичитта должна быть развита в нас до такой степени, чтобы страдания других существ были для нас просто невыносимы, а глубокое отвращение к самсарическому существованию стало неподдельным. Без этих качеству у вас едва ли получится вынести тяготы затвора. Имеет смысл поискать благодетелей, которые поддержат вас, ведь тем самым они обретут заслуги, которые накапливаются за время затвора и создают причину для собственной уединенной практики. Созерцатель в этом случае также извлечет пользу, ведь он будет трудиться не только на благо «всех живых существ» (что само по себе ‒ идеал, трудно достижимый), но на благо вполне «реальных» людей, и это позволит ему укрепиться в своем намерении. ‒ Можно ли совершать краткосрочные затворы, если нет возможности удалиться в длительный? Лама Еше советовал нам проводить месячный затвор по крайней мере раз в год для подзарядки своей «духовной батарейки». На протяжении десяти лет я проходила месячные, трехмесячные, полугодичные и годичные затворы, прежде чем уйти в свое первое четырехлетнее затворничество. Затворничество похоже на спорт: приходится шаг за шагом тренировать тело и ум, развивать свои навыки, выполняя особые и общие предварительные практики, а также тантрические затворы по приближению божества в соответствии с наставлениями учителя. Особенно полезна практика однонаправленного сосредоточения [шаматхи]. ‒ О чем следует помнить, удаляясь в затвор? Кьябдже Рибур Ринпоче говорил, что мы должны видеть цель в очень отдаленной перспективе и идти к ней без напряжения. Научитесь избавляться от напряжения, проявлять доброту к самому себе и наслаждаться жизнью без опоры на внешние объекты. По крайней мере, в этом состоит одна из целей затвора. А иначе мы и там не расстанемся со своим беспокойным, вечно соревнующимся, самоуничижающим умом. Лама Еше говорил нам, что для практики Дхармы нужно здоровое эго. Эти слова особенно актуальны для практики в затворе, в противном случае наше невротическое поведение там только укрепится. Поддерживайте в себе уверенность в собственных силах, опираясь на осознание ценности совершенного человеческого рождения и логически обоснованную веру в путь к просветлению. Черпайте вдохновение в примерах, что подают нам учителя, взрастившие те качества, которые мы намереваемся развить в затворе. Не забывайте и о верном союзнике в практике Дхармы ‒ памятовании о смерти и непостоянстве. Затворничество подразумевает отказ от привязанности к нашей личной самсаре, поэтому мы не должны забирать свои привязанности с собою в затвор. Оставьте хотя бы те свои влечения, которые обусловлены реалиями внешнего мира: если мы уйдем в затвор с электронной почтой и мобильным телефоном ‒ успеха нам не видать! Поскольку в затворе участвует и наше тело, оно должно быть здоровым и сильным. В затворе мы учимся питаться здоровой пищей, осознавать энергию тела с помощью йоги, ци-гун и расслабления. Место, где проходит затвор, играет не последнюю роль. В токсичной окружающей среде созерцатель может заболеть. Я бы предпочла проходить затвор в Дхарам-центре или в месте, которое благословили святые, иначе слишком велика опасность различных вмешательств. Крайне важно даже то, кто будет помощником, снабжающим вас всем необходимым в затворе. Желательно, чтобы он принял прибежище у того же ламы, что и вы, был добр, заботлив и мог бы совершать для вас покупки на протяжении всего затвора. И самое главное, что понадобится вам в затворе, ‒ это легкость, эмоциональная гибкость, чистые помыслы и вера в то, что все происходящее – благословение учителя! ‒ Что делать, если не получается уйти в затвор? Лама Атиша сказал, что лучший способ достичь духовных достижений – практиковать в затворе. Если удалиться в затвор не получается, то снискать их можно, преподавая Дхарму. А если и тут возникают препятствия, тогда поддерживайте тех, кто в затворе. Досточтимая Лхундруп Ньингдже (Пола Чичестер) в настоящее время помогает ламе Сопе Ринпоче, работая в предназначенной для затворов местности «Земля шаматхи» в Калифорнии, США. Там у квалифицированных созерцателей есть возможность практиковать на лоне природы, нетронутой цивилизацией. Им оказывают содействие люди, которые стремятся создать причины для достижения просветления. Советы о том, как правильно проводить затворы можно найти на сайте: landofcalmabiding.org. Досточтимая Ньингдже также сочиняет песни, в которых делится своим опытом проведения затворов (joyridersmusic.org.) Перевод Дели Лиджи-Гаряевой Видео по теме:Внешнее, внутреннее и тайное паломничество с Ламой Сопой Ринпоче …Когда отправляешься в паломничество с Ринпоче, то смотришь не на достопримечательности, но вглубь своего сердца… Это может случиться один раз в жизни, если вам повезет. Отправиться на высокогорное плато Тибета, исполненное тайны и силы, вместе со святым человеком. 50 учеников со всех уголков земли решились на это духовное приключение, которое может стать главным событием их жизни. Лама Сопа Ринпоче, тибетский буддийский наставник, поведет их в эту Вселенную великих йогов и святых, невидимую для простого глаза. Скачать фильм полностью Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |