Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Права человека в Тибете на сегодняшний день10 марта 2014 | Версия для печати
Мы начинаем публикацию документа, составленного и переведенного по материалам Тибетского центра по правам человека и демократии (TCHRD) и Центральной тибетской администрации (ЦТА).
Солдаты народной вооружённой милиции Китая патрулируют площадь перед дворцом Потала в Лхасе. 20 июня 2008 г. Фото: Reuters/Kyodo Введение и краткая историческая справкаТибет («Крыша мира», «Страна снегов», «Шангри-Ла») – мистическая, окружённая заснеженными вершинами земля, родина великих йогинов и колыбель уникальной духовной традиции, пришедшей через Монголию в Россию. В сознании многих Тибет окружён ореолом таинственности и святости, представляется усеянным бесчисленными монастырями и горными пещерами, в которых практикующие достигают духовных реализаций. Однако реальность жизни в Тибете на протяжении более шести десятилетий вызывает только отчаяние. В 50-х годах прошлого столетия китайские войска вошли в Тибет в рамках «мирной освободительной кампании», и Тибет, ранее считавший себя независимым государством, узнал, что является частью Китайской Народной Республики. Уклад жизни и традиции Тибета представлялись несовместимыми с коммунистической идеологией, отвергавшей всякую духовность, и власти КНР преступили к освобождению Тибета от феодализма и социального неравенства, а также к модернизации своей «отсталой» провинции. Тибетцы, сперва видевшие в солдатах добрых помощников, встретили сопротивлением насильственные попытки перестроить их общество. Историческое восстание в столице Тибета, Лхасе, в 1959 году унесло сотни тысяч жизней тибетцев и китайцев и поставило под угрозу безопасность Его Святейшества Далай-ламы, который тогда ещё был подростком. Переодетый солдатом, в сопровождении приближённых, он совершил рискованный переход через Гималаи и бежал в Индию. Вслед за ним бежало ещё около 85000 тибетцев. За уходом духовного лидера последовали невыносимые десятилетия «культурной революции», когда любая форма духовной практики преследовалась по закону. Тибетцы, в сердцах которых самое важное место занимала религия, были вынуждены смотреть, как разрушались храмы, монастыри и статуи, сжигались библиотеки. На их глазах солдаты унижали, избивали и убивали монахов и монахинь, истребляли духовную и светскую интеллигенцию, оскорбляя самое святое, и прикрывая это благими намерениями «модернизации», «развития» и «освобождения». Любое сопротивление или неповиновение жестоко каралось. Трудно вообразить масштаб того ужаса, который довелось пережить тибетскому народу. Количество монастырей в Тибете сократилось с 2,711 до 370 к 1960 году, а затем в ходе такой модернизации общества их осталось 13. В общей сложности погибло более миллиона людей, ещё больше были отправлены в тюрьмы, где они подвергались избиению и пыткам. В 80-х годах последовала «оттепель». Тибетские монастыри и храмы стали восстанавливаться как часть богатой культурной традиции Китая, способная привлечь туристов; тибетцы начали возрождать свою культуру. Однако хранение учений или изображения Его Святейшества Далай-ламы, упоминание о трагических событиях в Тибете, любая критика политики китайской власти и «сепаратистские» настроения всё ещё приводили к допросам, арестам, тюремным заключениям, побоям и пыткам, нередко заканчивающимся смертью арестованного. Как и в советские годы в России, социальная и личная жизнь каждого человека были под строгим контролем государства, и в случае отклонения от правил репрессиям подвергался не только сам провинившийся, но и его близкие и друзья. Такая же политика продолжается и по сей день. Примерно половину территории исторического Тибета составляет Тибетский автономный регион (ТАР), ранее называвшийся У-Цанг. Амдо стал известен как часть китайской провинция Цинхай, а Кхам был разделён между ТАР, и провинциями Сычуань, Цинхай и Юннань. Строгость режима в разных областях может разниться, например, в Цинхае с 2013 г. разрешено иметь изображения Его Святейшества, в то время как ТАР – регион с самым строгим контролем. Бóльшая часть населения всей территории исторического Тибета сейчас китайцы (ханьцы), которым принадлежит практически вся промышленность и торговля, китайский язык стал обязательным требованием при приёме на работу. Фактически, тибетцы являются национальным меньшинством на своей земле. В 2008 г. Олимпийские игры в Пекине привлекли пристальное внимание международного общества к политической ситуации в Китае, и у тибетцев появился шанс быть услышанными. Начиная с марта 2008 г. по тибетским областям прокатилась волна протестов. Сотни монахов и мирян вышли на улицы, требуя возвращения Его Святейшества Далай-ламы и свободы Тибета. В ответ китайская милиция разгоняла толпу при помощи слезоточивого газа и открывала огонь по безоружным протестующим. За протестами последовали массовые аресты подозреваемых в участии и организации демонстраций, в некоторых регионах власти проводили обыск домов и монастырей. Было опознано более сотни погибших во время протестов или после арестов. Тысячи людей были арестованы, подвергались допросам, избиению и пыткам. Большинство из них были отпущены после нескольких месяцев, но многие получили приговоры различной тяжести: от трёх лет заключения до смертной казни. Рассказы о бесчеловечной жестокости китайских властей вызвали негодование в тибетских диаспорах и среди мировой общественности, а также пробудили интерес независимых средств массовой информации. Однако жителя Китая получили совершенно искажённую версию событий. Китайские СМИ, призванные служить проводниками воли властей, представили тибетцев как воинствующих и опасных бунтарей, угрожающих единству китайской нации и суверенитету государства. О жертвах кровавых протестов, арестов и заключений не было сказано ни слова, зато съемки отдельных поджогов нескольких машин и китайских магазинов тибетскими протестующими, а также публичных приговоров активно транслировались, чтобы создать в сознании китайских граждан, ранее питавших глубокое уважение к тибетским братьям, восприятие тибетцев, как агрессивных дикарей, выступающих против Китая. Для независимых репортёров Тибет был закрыт. Этот документ содержит переводы глав ежегодного отчёта Тибетского центра по правам человека и демоктарии [1] (TCHRD) за 2013 год, посвящённых религиозным репрессиям (Глава 1), экономическим, социальным и культурным правам в Тибете (Глава 2), а также интервью, взятые тайным репортёром TCHRD в тибетском регионе Амдо (сейчас – провинция Цинхай, КНР). Главы 3 и 4 основаны на открытых материалах Центральной тибетской администрации (ЦТА) [2], посвящённых экологической ситуации (Глава 3) и свободе слова (Глава 4) в Тибете. Примечания [1] Тибетский центр по правам человека и демократии (Tibetan Centre for Human Rights and Democracy, TCHRD) – неправительственная организация, основанная в Дхарамсала, Индия, в 1996, которая занимается исследованием положения прав человека в тибетских регионах Китая, регулярно выпуская публикации, основанные на подлинных интервью с недавно пришедшими беженцами, и даже с жителями Тибета, а также продвижением ценностей демократии и прав человека в тибетских сообществах в изгнании. [2] Центральная тибетская администрация (ранее Тибетское правительство в эмиграции) организация, основанная в 1959 г. Его Святейшеством Далай-ламой для представления интересов тибетцев в мире, и выполняющая роль органа управления по делам тибетских беженцев. Регулируется парламентом, возглавляемым премьер-министром Лобсангом Сенге. Мария Шарапан Глава 1. Религиозные репрессии Глава 2. Экономические, социальные и культурные права Просмотров: 4695 | Тэги: Тибет, права человека
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |