Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В Токио Далай-лама даровал посвящение Авалокитешвары и завершил учения по сочинениям «Ступени медитации» и «Три важнейших момента»19 апреля 2015 | Версия для печати
![]() Его Святейшество Далай-лама проводит подготовительные ритуалы перед посвящением Авалокитешвары. Фото: Джереми Рассел (офис ЕСДЛ) Учения начались с чтения «Сутры сердца» на японском языке. Затем Его Святейшество рассказал о планах на день. «Сегодняшнее утро мы начнем с посвящения Авалокитешвары. Оно вам необходимо, если вы хотите практиковать тантру. И хотя другие тантрические традиции опираются на очень схожие техники, отличие буддийской тантрической практики в том, что ее выполняют в свете понимания пустоты и бодхичитты. Она также дает возможность задействовать более тонкие уровни сознания, наитончайшее из которых – изначальный ум ясного света. Иногда его называют природой Будды. Именно он в конечном итоге преобразуется в тело Будды во время достижения пробуждения. Тантрическую колесницу, ваджраяну, иногда называют также мантраяной, что означает “колесница, оберегающая ум”. Она защищает ум от обыденной, кажущейся видимости, и в ходе выполнения практик практикующий визуализирует себя в форме божества». Его Святейшество также рассказал о символическом смысле ваджры и колокольчика, которые он держал в руках. Он объяснил, что ваджра символизируют йогу божеств, а колокольчик – понимание пустоты. Чтобы визуализация себя в форме божества оказалось плодотворной, необходимо сочетать ее с пониманием пустоты (отсутствия самобытия). Ваджра и колокольчик всегда вместе, показывая, что йога божеств и мудрость неделимы. ![]() В зале университета Шова Джоси во второй день учений Его Свя- тейшества Далай-ламы. Фото: Тензин Джигме После этого Его Святейшество даровал обеты бодхисаттв, для чего прочли простую строфу: Я принимаю прибежище в Трех драгоценностях, Раскаиваюсь в каждом недобродетельном деянии, Сорадуюсь добродетели живых существ, Я удерживаю в своем уме пробуждение. Его Святейшество заметил, что будет полезно читать эту строфу каждый день и нужно постараться вспомнить ее, когда пробьет наш смертный час. Завершив посвящение Авалокитешвары, Его Святейшество сказал, что начитывать мантры очень полезно, но самая главная наша задача в том, чтобы помогать другим, когда это в наших силах, или, если помочь мы не можем, воздерживаться от причинения им вреда. ![]() Его Святейшество Далай-лама встречается с китайскими буддиста- ми. Фото: Тензин Джигме Его Святейшество сказал, что на протяжении более 30 лет он ведет диалог с современными учеными, и этот диалог обогащает обе стороны. Он сам, например, узнал, что космология, как она описана в сочинениях Абхидхармы, неточна и предпочел научное объяснение строения вселенной. В то же самое время, ученые проявляют живейший интерес к знаниям об устройстве ума и эмоций, сокрытых в буддийских сочинениях. Его Святейшество отдал должное строгому научному подходу традиции монастыря-университета Наланда. Он посоветовал читать и слушать объяснения, затем размышлять над полученными знаниями, чтобы обрести твердую убежденность в них, а затем проникаться этим знанием на опыте в ходе медитаций. Он подчеркнул важность обучения и анализа, заметив, что одного только повторения имени Амитабхи недостаточно. Его Святейшество начал дневную сессию с дарования разрешения Авалокитешвары Кхасарпани, с одним лицом и двумя руками, который изображается в расслабленной позе, пребывающим в созерцании ума. Затем он начал быстрое чтение среднего тома «Ступеней медитации», останавливаясь, чтобы пояснить некоторые темы, затронутые в этом произведении, например, что такое ум и как его тренировать. Сострадание, которое дает толчок развитию бодхичитты, опирается на осознание того, что ни одно живое существо не хочет страданий, но все они безостановочно создают его причины. ![]() Его Святейшество Далай-лама во время дневной сессии учений в университете Шова Джоси. Фото: Тензин Джигме В сочинении говорится, что для овладения проникновением в суть вещей (випашьяной), необходимо сначала развить однонаправленное сосредоточение ума. С этой целью проводится, например, визуализация образа Будды, во время которой следует опасаться таких ловушек, как вялость и возбуждение ума. Трансцендентальное проникновение в суть вещей опирается на понимание пустоты (отсутствия самобытия). Оно достигается путем однонаправленного сосредоточения ума на понимании, которое было достигнуто с помощью аналитической медитации. Это готовит практикующего к вступлению на путь накопления и путь подготовки. Когда практикующий вступает на путь видения, он тем самым восходит на первую из десяти ступеней бодхисаттвы. Последующие ступени раскрываются на пути медитации и пути не-учения. Его Святейшество завершил учения кратким объяснением сочинения Гендуна Гьяцо, Второго Далай-ламы, «Три важнейших момента». Сочинение берет истоки в учениях индийского последователя Авалокитешвары Майтри-йогина. В нем описываются практики, которые нужно выполнять при жизни, во время умирания и в состоянии бардо. Практики, которые нужно выполнять в течение жизни, включают визуализации Авалокитешвары, а также медитацию о природе ума. В момент умирания необходимо перенести сознание в образ Авалокитешвары, которого практикующий визуализирует у себя на макушке головы. Практикующий должен в совершенстве освоить эту визуализацию, научиться направлять свое сознание вверх, произнося слог «хик». Отрабатывая эту практику, очень важно не позволять сознанию выходить из темени, вовремя его останавливать и направлять назад, снова вниз, произнося при этом «га, га». Также очень важно суметь распознать признаки надвигающейся смерти. Его Святейшество отметил, что некоторые признаки могут появляться задолго до смерти, другие – за непродолжительное время, бывают также тонкие и более грубые знаки, сигнализирующие о грядущем конце. Опытный йогин, например, может распознать признаки смерти по изменениям потока дыхания через ноздри. Далее Его Святейшество сказал, что ключевой момент практик, совершаемых в бардо, это собственно осознание того, что мы находимся в этом состоянии. Он добавил, что очень многое зависит от того, как усердно мы выполняли практики на протяжении жизни. «В Японии за временем следят строго, а мы уже и так припозднились, поэтому прервемся здесь, – с улыбкой сказал Его Святейшество. – И хотя мы не разобрали каждое слово этого произведения, вы можете изучать его самостоятельно и обсуждать обретенные знания со своими друзьями. На этом все. Спасибо, что пришли на учения». Завтра Его Святейшество улетает домой в Индию. Перевод: Ольга Селезнева Фоторепортаж по теме:![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 13 апреля 2015 г. Его Святейшества Далай-лама даровал посвящение Авалокитешвары и завершил учения, которые проходили в женском университете Шова Джоси в Токио. Просмотров: 3562 | Тэги: Далай-лама, Япония
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
![]() |
![]() |
![]() |
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |