Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Практика освобождения животных: кого, зачем, когда и как. Комментарии учителей и учеников25 сентября 2016 | Версия для печати
Люди и животные – так ли велика дистанция?С детства мы привыкли смотреть на животных как на «братьев наших меньших», жить с ними, словно в параллельных мирах: они нас не трогают, а мы – «старшие братья» – их. Лишь бы не кусали, не причиняли беспокойства, пусть живут сами по себе, как получается. Или не живут вовсе. Так, по данным сайта animalequality.net ежегодно люди убивают 56 млрд. животных. На скотобойнях каждую секунду умирает более 3 000 животных. Эти шокирующие цифры не включают рыб и других морских обитателей, количество смертей которых столь велико, что его можно измерить лишь в тоннах. Препятствие, объект для забавы, еда, поставщик кожи, источник опасности – вот кто они для большинства из нас. В лучшем случае мы их сфотографируем, умилимся интересной внешности, прикоснемся и вручим кусочек чего-нибудь съедобного. Совсем не таков буддийский подход. Учение о перерождении говорит о том, что в зависимости от созданного нами кармического потенциала, в числе прочих вариантов, мы можем переродиться в теле зверя или насекомого. Сегодня мы брезгливо морщимся при виде таракана, а всего через неделю – сами шевелим усами на чьей-нибудь уютной кухне. Не достигнув необходимого уровня духовного развития, мы не в состоянии определить, кто перед нами, к примеру, в теле насекомого. Так, поток сознания комара, укусившего меня во время чтения книги, мог принадлежать моему сыну в одной из прошлых жизней. Так стоит ли машинально прихлопывать его или можно позволить ему выпить капельку крови, чтоб он продолжил свой полет, а затем смазать место укуса лечебным кремом? Также необходимо учитывать следующее. Бесчисленные Будды могут окружать нас, но из-за недостатка благой кармы мы их не видим. Для того чтобы принести нам благо, они проявляются перед нами в разных формах в соответствии с нашими кармическими особенностями. Так, каждый из присутствующих на учениях Далай-ламы видит и воспринимает его по-разному. Одни видят пожилого человека с присущими его возрасту болезнями, а другие – воплощение сострадания, сияющего Авалокитешвару. Как именно мы видим учителей, какими они предстают перед нами, – зависит от нашей кармы. Существует много историй, иллюстрирующих это положение вещей. Есть известная притча о том, как Асанга, двенадцать лет медитировавший в пещере в стремлении лицезреть Будду Майтрею, в отчаянии покинул свой затвор и, спустившись вниз, увидел на дороге истекающую кровью собаку, чье тело поедали черви. Он проникся сострадаем к животному, ощущая его мучения, как свои, стал ухаживать за собакой – промыл ей рану, перенес в чистое место и покормил. Благодаря огромной силе его сострадания кармические завесы, загрязнявшие его видение, очистились, и он увидел Майтрею. А другие люди не увидели вообще ничего – ни собаки, ни Будды. Под тибетским термином «сэмчен тамчед» понимаются все чувствующие, обладающие сознанием существа. Если разбирать дословно, то «сэм» означает сознание, «чен» – обладатель, «тамче» – все. Растения в эту категорию не включены, потому что их жизнедеятельность продиктована не собственным выбором, а самой их природой, фотосинтезом и другими биологическими процессами. Учение Будды гласит, что каждое «чувствующее» существо может достичь пробуждения. Мелкие жучки и мошки, домашние животные и дикие хищники, хронические алкоголики и злостные убийцы – все обладают безграничным потенциалом стать Буддой Таким образом, мы видим, что животные не так уж далеки от нас. Мы бесчисленное множество раз были животными и, вполне вероятно, еще не раз ими будем. То же можно сказать о наших родителях, детях, супругах и друзьях. И часто в этой жизни мы следуем привычкам, характерным скорее для животных, чем для людей. Все мы не хотим страдать, а хотим быть счастливыми. Но, в отличие от животных, мы можем предпринять для этого конкретные действия. Они же, не в силах выбирать благое поведение, оставаясь во власти инстинктов, продолжают накапливать негативную карму – причину для страданий в будущем, все больше увязая в болоте несчастливых участей и обрекая себя на бесконечное вращение в сансаре. Если мы будем размышлять таким образом, то станем способны зародить в себе сочувствие к животным и желание предпринять конкретные действия для помощи им. Если говорить в общем, то мы можем помочь животным тем, что не будем ставить под угрозу их жизнь, уменьшим потребление мяса, станем проявлять к ним доброту и сострадание. С точки зрения буддийской философии живые существа не могли бы появиться на свет, не будь у них матери. Число наших перерождений бесконечно, следовательно, количество живых существ, бывших нашими матерями в предыдущих жизнях, также бесконечно. Мы не можем сказать, что то или иное существо никогда не было нашей матерью или отцом. Помня о доброте нашей матери в этой жизни, мы думаем, что все живые существа так же были добры к нам. Мы взращиваем в себе любовь и сострадание ко всем живым существам, ко всем нашим матерям… Досточтимый Шивалха Ринпоче Если вам сложно принять учение о перерождениях (а дискуссии по этому вопросу – тема для отдельного материала), то даже в рамках одной этой жизни мы можем наблюдать следующую причинно-следственную связь. Если мы проявляем сострадание, заботу, добрые чувства к другим, то со временем и они начинают относиться к нам соответственно, наши отношения с окружающими улучшаются, и атмосфера вокруг наполняется сердечностью и теплом. Благодаря развитию доброго отношения к животным наше сердце становится более открытым, «живым» и чутким, способным глубоко чувствовать страдания других. Чтобы хоть немного ощутить, каково это – быть заточенным в теле зверя или насекомого, полезно не просто извне посмотреть на них, но попытаться взглянуть на жизнь их глазами. Например, можно погрузиться в повседневную жизнь коровы, представив, что вы изо дня в день медленно бредете по одному и тому же маршруту в компании таких же бессловесных существ. На правом боку у вас виднеется огромное клеймо – знак принадлежности определенному хозяину. Целый день вы едите траву, которую потом ваш организм перерабатывает в молоко. Вы справляете нужду там же, где стоите. Вас кусают мелкие насекомые, вокруг кружат назойливые мухи, вы безуспешно пытаетесь отмахнуться от них хвостом. Потом к вам подходит, к примеру, сын хозяина и начинает махать руками, издавая при этом страшные звуки, и вы послушно бредете домой. Вы случайно (не с целью побега) отклоняетесь от маршрута и тут же получаете хлесткий удар плеткой. Вам больно. Из страха вы как можно быстрее возвращаетесь к другим коровам. Ваше недолгое путешествие окончено: вас загоняют в тесное стойло, из которого вы смотрите на мир следующие несколько часов. Наутро из вас мучительно больно пытаются выжать молоко, связав при этом передние и задние ноги. Пытка длится недолго – минут пять-десять. Если у вас хорошая карма, и хозяин к вам добр, он смажет вам соски вазелином. Если нет – весь день они будут мучительно саднить, вызывая сильное жжение. С помощью такого приёма мы можем лучше почувствовать, какие страдания вынуждены испытывать животные. Это поможет развить подлинное сострадание к ним, необходимое для успешной практики цетар (тиб.) – спасения животных, которую практикуют в разных странах: Сингапуре, Мьянме, Таиланде, Непале, Индии, Китае и Монголии. Зачем освобождать животных?Многие высокие учителя регулярно выполняют эту практику совместно со своими учениками. Все мы – живые существа – хотим долголетия и здоровья, и в этом мы едины. Сначала необходимо проанализировать, какие причины нужно заложить для достижения этого. Оказывается, что есть определённые действия, которые позволяют накопить эти причины, создать благоприятные условия для долгой жизни. Таким действием, в частности, является забота об увеличении срока жизни других существ. Если у кого-то есть возможность сохранить жизнь животному, предназначенному на убой, взяв его на содержание, было бы хорошо сделать это, что послужит накоплению большой добродетельной заслуги и также создаст причину для вашего долголетия. Если мы будем заботиться о других живых существах, не причинять им вред, стараться сохранить и увеличить срок их жизни, то следствием этих действий будет увеличение срока нашей собственной жизни, устранение различных болезней, то есть результатом будет долгая здоровая жизнь. Досточтимый Еше Лодой Ринпоче Среди множества пудж и иных практик, призванных продлить нашу жизнь, освобождение живых существ — наиболее эффективная. Когда кому-то грозит преждевременная кончина, освобождение животных является весьма действенным методом продления жизни. Говоря о «преждевременной» смерти, я имею в виду ситуацию, при которой человек, обладающий достаточным для поддержания жизни количеством благих заслуг, внезапно и скоропостижно умирает. В прошлом он создал причины прожить долгие годы, однако под влиянием омрачений совершил и тяжкое злодеяние, которое теперь проявляется в виде серьезного препятствия его долголетию и способно повлечь за собой преждевременную кончину. Поскольку, спасая животных от преждевременной смерти, мы продлеваем их жизнь, считается, что эта практика может помочь при серьёзном заболевании, в особенности при раке. Многие люди, выполнявшие эту практику, смогли исцелиться от неизлечимых онкологических заболеваний. Лама Сопа Ринпоче Лама Сопа Ринпоче благословляет кур. Фото: fpmt.org В буддизме имеется много уровней практики, но все они имеют единую основу – этику. Этому учил Будда, даровавший множество обетов для мирян, монахов и монахинь и для послушников. Но всех он учил не убивать. Освобождение – это спасение какого-либо существа от убийства. С этого уровня мы начинаем всю нашу практику, поэтому она очень важна. В буддизме мы говорим о мире и непричинении вреда другим. Мы также говорим о Трех Драгоценностях – Будде, Дхарме и Сангхе. Когда мы практикуем [обращение за прибежищем] к Трем Драгоценностям, мы одновременно развиваем «каруну» (сострадание) и ненасилие. Основа всех этих практик – воздержание от убийства. Поэтому спасение кого-либо от убийства, освобождение, например животных, которые продаются в магазине, для того чтобы из них готовили еду, – очень важно. С буддийской точки зрения, если вы убиваете, то это сокращает вашу жизнь. А мы все хотим жить долго, мы все хотим быть здоровыми. Когда именно мы умрем – зависит от нашей кармы. У некоторых людей очень короткая жизнь, они умирают в молодом возрасте, будучи здоровыми. Это происходит из-за накопленной ими в прошлых жизнях кармы убийства. Конечно, ваше отношение к практике будет зависеть от того, верите вы в это или нет. Тем не менее, благотворный эффект от нее достигается вне зависимости от того, буддист вы или нет. Линг Ринпоче Практика освобождения животных, на мой взгляд, одна из самых прекрасных и полезных практик, которую даровали нам учителя. Рождаясь в человеческом теле, мы автоматически становимся убийцами, оно не оставляет нам выбора. Мы убиваем животных, чтобы есть, одеваться, иногда просто ради удовольствия. Мы также можем причинять вред неосознанно, просто наступив на кого-то. Когда мы видим комара на своей руке, наша первая реакция – прихлопнуть насекомое. Это привычка, которая живет в нас – привычка убивать. Практика освобождения животных дает нам маленькую возможность сказать «спасибо» этому огромному живому миру, этому бесконечному количеству живых существ. Спасибо за то, что они страдают ради нашего комфорта, что дают нам возможность быть сильнее, умнее. Но главное – эта практика помогает нам понять, что все мы связаны, неразделимы, и если мы не равнодушны к самому маленькому существу, то способны впустить в свое сердце весь мир. Анастасия Рыцина, студентка Фонда поддержки махаянской традиции (ФПМТ), г. Москва Какую мотивацию нужно зародить и поддерживать при выполнении цетар?Результат такой практики во многом зависит от силы намерения. Надо от всего сердца почувствовать сострадание к животному, желание спасти его от смерти и продлить ему жизнь. На его месте могли быть и мы сами. Чтобы зародилась истинное сострадание, нужно подумать, что эти животные в предыдущих рождениях были нашими матерями и проявить к ним такую же любовь, как к своей матери в этой жизни. Солбон Гаржилов, парчин-рабжамба, студент монастыря Дрепунг Гоманг из Бурятии Перед выполнением практики необходимо зародить правильную мотивацию. Наивысшая – это достижение пробуждения ради блага всех существ. Для того чтобы достичь этого, мы совершенствуемся в парамите даяния – одной из шести парамит, которые практикуют устремившиеся к пробуждению. Мы приносим дар безопасности, то есть спасаем животных от неминуемой гибели. Здесь возникает побочный эффект: продление нашей собственной жизни. При этом мы взращиваем в себе особое отношение к животным: мы видим в них собственных матерей, которые заботились о нас в бесчисленных прошлых жизнях. Досточтимый лама Тенгон Практика освобождения животных, осуществляемая московским центром ФПМТ «Ганден Тендар Линг», 2016 г. Фото автора. Начните с размышлений о том, что когда-то все эти создания были людьми. Не практикуя Дхарму и не укрощая свои умы, умерев, они переродились животными. Представьте в деталях те страдания, что встречаются в мире животных. Эти невежественные, бессловесные твари живут в постоянном страхе быть атакованными другими животными или быть замученными и убитыми человеком. Их теперешнее мучительное воплощение — результат неуправляемости их умов. Мы не хотели бы оказаться на их месте даже на долю секунды. Крайне важно прочувствовать свою связь с животными. Не воспринимайте их тела как постоянные или самосущие явления, никоим образом не связанные с их умами. И, что самое главное, не думайте, что ваш собственный ум неспособен породить аналогичное тело. Размышляйте о том, что каждое из этих существ однажды было вашей любящей матерью. Им также пришлось создать немало негативной кармы с тем, чтобы обеспечить ваши счастье и процветание. Они были бесконечно добры к вам несчётное число раз, не только когда вы рождались человеком, но и когда появлялись на свет животным. Когда вы рождались собакой, они давали вам своё молоко и добывали корм, когда рождались птицей — каждый день приносили вам множество червей. Всякий раз, выступая в роли ваших матерей, они самоотверженно заботились о вас, защищая и стремясь сделать вас счастливыми. Бессчётное число раз они жертвовали ради вас своим комфортом и даже собственной жизнью. Будучи животными, они постоянно прикрывали вас собой, защищая от нападения хищников. Таким образом, в прошлом живые существа были исключительно добры к нам. В прошлом каждое из этих животных было не только вашей заботливой матерью, но и отцом, братом и сестрой бесчисленное множество раз. Все мы одинаковы, все мы — одна большая семья, просто так вышло, что в настоящий момент мы обладаем разными телами. Надо испытывать к освобождаемым животным чувства близости и родства, подобные тем, что мы чувствуем к членам своей семьи. Необходимо принять, впустить их в своё сердце. Полезно размышлять так: "Я должен освободить всех живых существ от страданий и их причин и привести их к просветлению. Для того чтобы освободить всех живых существ от изъянов и привести их к полному просветлению, я сам должен стать Буддой. Другого пути не существует, и, чтобы осуществить задуманное, необходимо практиковать шесть парамит, совершенствуясь в даянии, нравственности, терпении, усердии, медитации и мудрости. Поэтому я освобождаю этих животных, творя добро и служа другим живым существам посредством щедрого даяния Дхармы и пропитания". Лама Сопа Ринпоче Как выполнять эту практику?Для наилучшего эффекта от выполнения практики, как для животных, так и для нас самих, полезно ознакомиться с особенностями ее выполнения. Ценность практики цетар заключается не только в том, что мы даруем жизнь. Животному все равно предстоит умереть – под ножом ли повара, из-за подъема воды в реке или вследствие нападения более крупного животного. В чем же тогда наш вклад? Если во время выполнения практики мы «засеем» в поток сознания животного семена Дхармы, то это создаст благой кармический потенциал, который в дальнейшем станет причиной его пробуждения. После приобретения животного мы доставляем его в подходящее для выполнения ритуала место. Если есть угроза, что животное не доживет до своего освобождения, то лучше провести ритуал вблизи от места выпускания. В этом безопасном месте мы, зародив искреннюю мотивацию, обходим с нашими подопечными вокруг святых объектов – изображений учителей, ступ, книг по Дхарме. Его Святейшество Далай-лама XIV часто рассказывает притчу о старике Шриджате, который в одной из жизней был мухой, севшей на коровий навоз. Поток воды, подхватив коровью лепешку вместе с мухой, обнес ее вокруг ступы. Это «путешествие» создало в потоке ума тогдашней мухи благой кармический отпечаток. Впоследствии, переродившись человеком и в глубокой старости став монахом, это существо смогло достичь архатства. Хотя муха и не понимала сакрального значения ступы, такое непреднамеренное выражение ей знаков почтения очистило её от отрицательной кармы и создало крохотную благую заслугу. Мухой руководила одна лишь привязанность к запаху навоза, разбросанного вокруг ступы. В мотивации её не было ничего возвышенного. Однако благодаря силе, заключённой в самом сакральном объекте, облёт этот стал добродетелью. Все без исключения духовные реализации пяти путей, ведущих к индивидуальному освобождению и пути махаяны, ведущего к полному просветлению, возникли благодаря этой ничтожно малой благой карме, созданной насекомым. История Шриджаты демонстрирует то, какая сила заключена в статуях и изображениях, ступах, текстах и других сакральных объектах, способных даровать духовные реализации. Они – исключительно эффективные объекты для очищения сознания живых существ и дарования им счастья, вплоть до достижения полного просветления. В ступе, как в сакральном объекте, заключена такая великая сила, что даже непреднамеренный и неосознанный обход вокруг неё способен очистить от отрицательной кармы и принести благую заслугу. Совершая один обход вокруг ступы или другого объекта силы, держа в руках банку, в которой находятся сто червей, вы подносите каждому из них высший из даров – просветление, помогая создать его причину. Поскольку своей способностью к преумножению карма несравнимо превосходит любое явление материального мира, совершив один обход вокруг святыни, вы сможете создать причину для сотен тысяч благих рождений. Лама Сопа Ринпоче Лама Сопа Ринпоче благословляет козу. Фото: fpmt.org В книге ламы Сопы Ринпоче «Абсолютное исцеление» приводится подробное описание ритуала освобождения животных, включая тексты и описание упомянутых практик. Ринпоче рекомендует выполнить следующее: 1) перед началом практики трижды прочитать молитву принятия прибежища и порождения бодхичитты, а также молитиву порождения четырех безмерных мыслей; 2) можно также прочесть молитвы очищения пространства, благословления подношений и призывания; 3) желательно прочесть семичленную молитву и поднести мандалу; 4) затем произнести текст, содержащий краткое описание этапов пути к пробуждению, к примеру «Основу всех благих достоинств» Чже Цонкапы; 5) полезно выполнить практику повторения имен 35 Будд и Будд Медицины, визуализируя их над освобождаемыми животными. Представляйте, как их тела начинают испускать потоки нектара, очищающие всех живых существ и в особенности тех животных, которых вы собираетесь освободить, от отрицательной кармы и изъянов, накопленных с безначальных времён скитаний в сансаре. Дурная карма покидает их тела в виде чёрной жидкости. Завершая начитывание имён Тридцати пяти Будд, представьте, что умы всех живых существ очистились от всех изъянов, а их тела, словно сотканные из лучей света, стали подобны прозрачному кристаллу. Они обрели все духовные реализации пути к просветлению и достигли состояния Будды. Затем медленно повторяйте имена семи Будд Медицины, выполняя аналогичную очищающую медитацию. После этого завершите оставшуюся часть молитвы покаяния, содержащую в себе противоядие четырёх сил. 6) После этого Ринпоче рекомендует выполнить практику Ченрезига. Визуализируйте над освобождаемыми животными Тысячерукого Ченрезига. Повторяя длинную и короткую мантры Ченрезига, представляйте, что потоки светоносного нектара проливаются из сердца божества, очищая живых существ. 7) Затем рекомендуется прочесть длинную и короткую мантры Намгьялмы, мантру Колеса, Исполняющего Желания, мантру Митрукпы/Акшобхьи, мантру Кунриг, мантру Божества Безупречного Сияния, мантру Миларепы и мантру Будды Медицины. Полный текст мантр, взятый из книги ламы Сопы Ринпоче «Абсолютное исцеление», приводится в конце материала, в приложении 3. Подробное объяснение пользы от их начитывания можно найти в самой книге. Во время ритуала освобождения можно принести животному особую пользу, окропив его водой, благословленной мантрами Ченрезига, Намгьялмы, Колеса, Исполняющего Желания и других Будд. Как пишет лама Сопа Ринпоче, во всех этих мантрах заключена огромная сила, даже если произносящий их не обладает высокими духовными реализациями, такими, как развитие бодхичитты, постижение пустотности и прочими. По его словам, это эффективный способ помочь животному избежать страданий низших уделов сансары. Однако не всё так просто, и данная методика работает не в каждом случае. Как пишет лама Сопа, «не каждое существо обладает благой кармой, необходимой для того, чтобы в момент смерти рядом оказался человек, искренне практикующий Дхарму и способный уберечь умирающего от рождения в низших мирах или перенести его сознание в чистую землю. Мало кому выпадает такая удача». Успех будет в значительной степени зависеть и от того, насколько сильна наша вера в эффективность используемых мантр. Данная практика обладает огромной силой благодаря истинности учения Будды и присутствию в его уме безграничного сострадания ко всем живым существам. Выполненная идеально, практика освобождения животных включает в себя все шесть совершенств: щедрое даяние, нравственность, терпение, радостное усердие, сосредоточение и мудрость. Практика щедрости включает в себя четыре вида даяния: дарование любви, дарование защиты от страха, дарование Дхармы и материальных даров (более подробное описание практики щедрости приводится в приложении). Практика нравственности состоит в нашем отказе от причинения вреда другим живым существам. Практика терпения имеет три разновидности: непоколебимость в мыслях о Дхарме, смиренное принятие страдания и незлобивость в отношении людей или животных во время ритуала освобождения. Преодолевая трудности и неудобства, связанные с освобождением животных, их покупкой и перевозкой к месту освобождения, мы выполняем практику радостного усердия. Непрерывное памятование о той мотивации, что подвигла нас к освобождению животных и, как следствие, поддержание в уме положительного настроя будет практикой сосредоточения. Практикой мудрости будет понимание того, что мы сами, наши действия по освобождению животного и само животное – лишь обозначения, созданные нашим умом». Лама Сопа Ринпоче Спасенные животные в монастыре Копан, Непал. Фото: fpmt.org Первый раз я узнала о ритуале освобождения животных в монастыре Копан (Непал). При монастыре есть что-то наподобие фермы, где живут козы и овцы, которые шли на убой, но были выкуплены ламой Сопой Ринпоче. Наверное, это самые счастливые животные на планете! Там построены ступы, и студенты, маня животных свежими ветками и читая мантры, помогают им обходить ступы. Благодаря этому в их потоке ума остаются благие отпечатки. То же самое можно делать с домашними животными: носить их вокруг святых объектов и читать мантры. Как писал Экзюпери, "Мы в ответе за тех, кого приручили", так почему бы не выполнять такие ритуалы? Мариам Кереева, участник международной программы «Открытие буддизма» центра «Ганден Тендар Линг» В ноябре мне посчастливилось принять участие в практике, проводимой центром "Ганден Тендар Линг" по освобождению карасей. Мы купили рыб на рынке и в ведрах понесли их к реке. Очень старались, чтобы они не умерли по дороге, ехали, начитывая им мантры. У реки мы прочли краткие тексты буддийского учения и мантры, а затем выпустили их в воду. После этого внутри стало очень светло и радостно. Как было бы здорово, если бы такие практики проводились регулярно, хотя бы раз в квартал! Хотя нам совсем необязательно ждать, пока какой-либо центр организует это, мы и сами можем купить животных, птиц или насекомых и, начитав молитвы, освободить их. Главное, делать это обдуманно и с чистой мотивацией ради блага всех живых существ. Ведь в этом мире ничто не ценится живыми существами дороже, чем их собственная жизнь. Весь благой потенциал от выполнения такой практики мы можем посвятить конкретным больным людям для скорейшего выздоровления и продления их жизни. Теперь каждый раз, когда я вижу, как в продуктовых магазинах или на рынке в большом аквариуме плавают рыбы, предназначенные для кулинарных целей, у меня возникает желание прочитать над ними мантру Ченрезига – ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Однажды в социальных сетях я увидела картинку, которая заставила меня задуматься. На ней были изображены тела людей, подвешенные, как туши животных на рынке. А рядом стояли свиньи в человеческих костюмах и обсуждали жирность и упитанность человеческого мяса. Стало как-то не по себе. Нам, монгольским народам, с детства привыкшим к мясной диете, сложно сразу стать вегетарианцами. Теперь я и моя семья стараемся уменьшить потребление мяса, хотя бы по особым дням – 2, 8, 15 и 30 числа каждого лунного месяца. В эти дни накапливаемый потенциал наших благих и неблагих поступков увеличивается во много раз. Дарима Жамбалдоржиева, участник 8-го модуля международной программы «Открытие буддизма» центра «Ганден Тендар Линг», г. Москва Кого именно и в какое место выпускать?Когда мы решаем, каких животных выкупать для освобождения, надо принимать во внимание несколько важных факторов: – какое влияние окажут освобожденные животные на экологию местности, в которую их выпустим; – какое влияние среда окажет на самих животных – безопасна ли она, достаточно ли там необходимой для их выживания пищи; – как доставить животных живыми до места освобождения. Желательно не выпускать животных туда, где их жизнь будет немедленно поставлена под угрозу, или туда, где они причинят вред другим. К примеру, если мы приобрели червей в рыболовном магазине для освобождения, то желательно держать емкость с ними в прохладном тёмном месте с достаточным количеством воздуха. При покупке червей необходимо удостовериться, чтобы это были черви местной фауны (не экзотические), мы ведь хотим, чтобы после освобождения они выжили в российской почве. Необходимо выкопать для них небольшую ямку в земле и постараться проследить, чтобы червей не склевали голуби сразу же после освобождения. Чтобы животные выжили после освобождения, надо учитывать их особенности. Необходимо выпускать их в подходящие места обитания, в подходящее время года и в подходящую погоду. К примеру, в Москве стоит выпускать диких животных, причем те виды, которые обитают в природе в Москве и области. Например, травяных лягушек, синиц, белок, местные виды пресноводных рыб (кроме ротана). Зимой лучше всего выпускать птиц, которые не являются перелетными (например, синиц и воробьев). Можно освобождать те виды рыб, которые активны подо льдом (выпускать надо в лунки в реках). Но лучше всего освобождать животных летом – это лучше для них самих. Кузьмин Сергей Львович, биолог и историк Практика освобождения животных, осуществляемая московским центром ФПМТ «Ганден Тендар Линг», 2016 г. Фото автора. К выполнению этой практики надо подходить не только с состраданием, но и с мудростью, изучить биосферу, чтобы действительно принести пользу освобожденным животным, а не причинить вред. Солбон Гаржилов, парчин-рабжамба, студент монастыря «Дрепунг Гоман» из Бурятии «Лучше всего освобождать животных, о которых вы сами сможете потом позаботиться. Каждый день кормя их, вы будете практиковать Дхарму посредством даяния, накапливая при этом колоссальный благой кармический потенциал – причину счастья. Если освобожденное вами животное – хищник, тем самым вы избавите его от необходимости убивать других». Лама Сопа Ринпоче Как посвятить заслуги от выполнения цетар?Завершив ритуал освобождения животных, необходимо выполнить посвящение благой заслуги в духе той мотивации, которую мы зародили в себе, приступая к практике. Проведение этой практики несколькими людьми усиливает благой потенциал, который создается с ее помощью. Этот потенциал можно посвятить долгой жизни наших добрых и мудрых учителей, которые приносят большую пользу всем существам. Молитва посвящения заслуг, предлагаемая в книге «Абсолютное исцеление», приведена в конце данного материала (приложение 4). «Освобождение животных можно осуществлять не только ради собственного блага, но и во благо других живых существ. Так вы можете посвятить эту практику вашим родным, близким или другим людям. Вы можете посвятить ее всем живым существам». Лама Сопа Ринпоче Если вы выполняете эту практику и посвящаете заслуги здоровью конкретного человека, то это, конечно, не повредит. Но мы не можем утверждать точно, что она продлит жизнь этого человека. Результат зависит от его собственной кармы, насколько она сильна. Линг Ринпоче Когда мы проводим такую практику с целью продлить чью-то жизнь, то хорошо помнить о том, что долголетие может принести и вред. Оно может стать причиной страданий, если жизнь человека будет наполнена неблагими поступками, совершаемыми под воздействием омрачений. В этом случае практика цетар с посвящением заслуг долгой жизни такого человека может даже ухудшить ситуацию. Продлевать нужно жизнь, наполненную смыслом. Заключение:Итак, чудесная практика цетар приносит пользу не только освобождаемым животным, но и самим практикующим. Она позволяет устранить препятствия для долгой жизни (например, болезни), накопить множество заслуг и развить подлинное сострадание. Мы можем многое почерпнуть, размышляя об отношении высоких буддийских учителей к животным. Они вдохновляют нас не только на выполнение практики освобождения животных, но и просто на доброе отношение к животным. Если у нас нет временной или финансовой возможности выполнить цетар, то можно просто постараться стать более осознанным по отношению к существам, родившимся в теле зверей, птиц и насекомых. Какого цвета оперение у голубя, который копошится у городской урны? Какую мелодию насвистывает соловей, севший на ветку в парке? Почему хромает собака, пробежавшая мимо вас? Не пройти мимо, не лишить машинально их самого драгоценного – жизни, а потратить пару секунд и произнести мантру, от самого сердца пожелав им избавиться от страданий и достичь пробуждения. Многие люди регулярно кормят птиц овсяным зерном, что особенно важно в холодное время года. При этом можно потратить, опять же, несколько секунд и, произнеся «Ом мани падмэ хум», подуть на зернышки. После этого даруемая вами пища поможет птицам не только пережить зиму, но и заложит в них драгоценное семя пробуждения. Развив внимательное отношение к миру животных и просто стараясь жить с открытым сердцем, мы постепенно привыкнем делать для них что-то хорошее – будь то насыпать пригорошню корма или прочесть мантру Будды Медицины, представив как Будда очищает их неблагую карму. Можно представить, что когда-то давно один незнакомый нам человек с огромной верой в сердце и подлинным состраданием прочел, склонясь над коробкой, мантру Ченрезига. Сотни червяков, ползающих по дну коробки, услышали эту мантру. Затем человек окропил их тела водой и выпустил на землю. Червяками этими были мы с вами. Теперь наша очередь. Автор выражает благодарность досточтимому Тенгон-ла, Солбону Гаржилову, Роману Сухоставскому, Бему Митруеву за помощь в подготовке статьи, а также всем тем, кто предоставил комментарии по практике цетар. Арюна Цыбикова специально для savetibet.ru. При написании статьи использованы материалы: 1) официального сайта дацана "Ринпоче Багша"; 2) официального сайта Фода поддержки махаянской традиции – центра "Ганден Тендар Линг"; 3) книги ламы Сопы Ринпоче «Абсолютное исцеление». Книга доступна на этом сайте; 4) проекта по освобождению животных; 5) статистические данные международной организации по защите животных. Приложения (из книги ламы Сопы Ринпоче «Абсолютное исцеление»):1. Польза от даяния Дхармы: Лама Сопа Ринпоче: «Мы даруем любовь, поскольку мы не просто желаем, чтобы животное испытало счастье, но и самостоятельно осуществляем задуманное, выпуская животное на волю. Мы даруем животным защиту от страха, освобождая их от ужаса скорого и неминуемого увечья и смерти. Поскольку ритуал освобождения животных также очищает их от негативной кармы, мы тем самым освобождаем их и от опасности рождения в низших мирах сансары. Мы совершаем щедрое даяние Дхармы, благословляя действенными мантрами воду, которой затем окропляем освобождаемое животное. Это оказывает на них благотворное влияние, очищая от негативной кармы и приводя к рождению божеством-дэвой, человеком или в чистой земле. Давая корм освобождённому животному, мы совершаем четвёртый вид даяния — подносим ему материальные дары. Ключевую роль здесь играет практика дарования Дхармы. Попросту выкупая животных в местах, где им грозит скорая смерть, и освобождая там, где не существует опасности для их жизни, мы не оказываем им такую уж большую услугу. Не имея возможности услышать Дхарму, умерев, большинство из них вновь переродится в мире животных или в другом низшем уделе сансары. Несомненно, освобождая животных, мы приносим им определённую пользу, продлевая их жизнь, однако наибольшую пользу они получат, услышав звучание мантры или учения Будды. Прочитанные вслух учения о пустотности, бодхичитте и тантре, оставляя отпечаток в сознании животных, гарантируют, что в будущем они обретут человеческое рождение, встретят и станут практиковать Дхарму и реализуют путь, ведущий к просветлению. Читая им учение Будды, мы не только избавим животных от страданий сансары, но и сделаем их способными достичь полного просветления. Тем самым мы дарим спасённым животным безграничное благо, освобождая их от всех страданий сансарной круговерти и их причин. Это делает нашу практику исключительно полезной, и, выполняя её, мы испытываем глубокое удовлетворение». 2. Тексты мантр (из книги ламы Сопы Ринпоче «Абсолютное исцеление»): Длинная мантра Ченрезига НАМО РАТНА ТРАЙЯЙЯ/ НАМА АРЬЯ ДЖНЯНА САГАРА/ ВАЙРОЧАНА/ ВЬЮХА РАДЖАЙЯ/ ТАТХАГАТАЙЯ/ АРХАТЭ/ САМЬЯКСАМ БУДДАЯ/ HAMA САРВА ТАТХАГАТЭБХЬЯ/ АРХАТЭБХЬЯ/ САМЬЯКСАМ БУДДЭБХЬЯ/ НАМА АРЬЯ АВАЛОКИТЕШВАРАЙЯ/ БОДХИСАТТВАЙЯ/ МАХАСАТТВАЙЯ/ МАХАКАРУНИКАЙЯ/ ТАДЬЯТХА/ ОМ/ ДХАРА ДХАРА/ ДХИРИ ДХИРИ/ ДХУРУ ДХУРУ/ ИТТЭ ВАТТЭ/ ЧАЛЕ ЧАЛЕ/ ПРАЧАЛЕ ПРАЧАЛЕ/ КУСУМЭ/ КУСУМЭ ВАРЭ/ ИЛИ МИЛИ/ ЧИТИ ДЖВАЛАМ/ АПАНАЙЕ СВАХА Короткая мантра Ченрезига ОМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ Длинная мантра Намгьялмы ОМ НАМО БХАГАВАТЕ САРВА ТРАЙЛОКЬЯ/ ПРАТИВИШИШТАЙЯ/ БУДД ХАЯ ТЕ НАМА/ ТАДЬЯТХА/ ОМ БХРУМ БХРУМ БХРУМ/ ШОДХАЙЯ ШОДХАЙЯ/ ВИШОДХАЙЯ ВИШОДХАЙЯ/ АСАМА САМАНТА/ АВАБХА СПХАРАНА ГАТИ/ ГАГАНА СВАБХАВАВИШУДДХЭ/ АБХИШИНЧАНТУ МАМ/ САРВА ТАТХАГАТА СУГАТА ВАРА ВАЧАНА/ АМРИТА АБХИШЕКАРА/ МАХАМУДРА/ МАНТРА ПАДАЙ АХАРА АХАРА/ МАМА АЙЮС САНДХАРАНИ/ ШОДХАЙЯ ШОДХАЙЯ/ ВИШОДХАЙЯ ВИШОДХАЙЯ/ ГАГАНА СВАБХАВА ВИШУДДХЭ/ УШНИША ВИДЖАЯ ПАРИШУДДХЕ/ САХАСРА РАСМИ САНЧОДИТЭ / САРВА ТАТХАГАТА АВАЛОКИНИ/ ШАТ ПАРАМИТА ПАРИПУРАНИ/ САРВА ТАТХАГАТА МАТЭ/ ДАША БХУМИ ПРАТИШТХИТЭ/ САРВА ТАТХАГАТА ХРИДАЙЯ/ АДХИШТХАНА АДХИШТХИТЭ/ МУДРЭ МУДРЭ МАХА МУДРЭ/ ВАДЖРА КАЙЯ САМХАТАНА ПАРИШУДДХЭ/ САРВА КАРМА АВАРАНА ВИШУДДХЭ/ ПРАТИНИ ВАРТАЙЯ МАМА АЙЮР ВИШУДДХЭ/ САРВА ТАТХАГАТА САМАЙЯ/ АДХИШТХАНА АДХИШТХИТЭ/ ОМ МУНИ МУНИ/ МАХА МУНИ/ ВИМУНИ ВИМУНИ/ МАХА ВИМУНИ/ МАТИ МАТИ/ МАХА МАТИ/ МАМАТИ/ СУМАТИ/ ТАТХАТА/ БХУТА КОТИ ПАРИШУДДХЭ / ВИСПХУТА БУДДХЭ ШУДДХЕ/ ХЕ ХЕ ДЖАЙЯ ДЖАЙЯ/ ВИДЖАЙЯ ВИДЖАЙЯ/ СМАРА СМАРА/ СПХАРА СПХАРА/ СПХАРАЯ СПХАРАЯ/ САРВА БУДДХА/ АДХИШТХАНА АДХИШТХИТЭ/ ШУДДХЭ ШУДДХЭ/ БУДДХЭ БУДДХЭ/ ВАДЖРЭ ВАДЖРЭ/ МАХА ВАДЖРЭ/ СУ ВАДЖРЭ/ ВАДЖРА ГАРБ- ХЭ/ ДЖАЙЯ ГАРБХЭ/ ВИДЖАЙЯ ГАРБХЭ/ ВАДЖРА ДЖВАЛА ГАРБХЭ/ ВАДЖРОД БХАВЭ/ ВАЖРА САМБХАВЭ/ ВАДЖРЭ ВАДЖРИНИ/ ВАДЖРАМ БХАВАНТУ МАМА ШАРИРАМ/ САРВА САТТВАНАНЧА КАЙЯ/ ПАРИШУДДХИР. БХАВАТУ/ ME САДА САРВА ГАТИ ПАРИШУДДХИШЧА/ САРВА ТАТХАГАТАШЧА МАМ/ САМАШВАС ЯНТУ/ БУДДХЬЯ БУДДХЬЯ/ СИДДХЬЯ СИДДХЬЯ/ БОДХАЙЯ БОДХАЙЯ/ ВИБОДХАЙЯ ВИБОДХАЙЯ/ МОЧАЙЯ МОЧАЙЯ/ ВИМОЧАЙЯ ВИМОЧАЙЯ/ ШОДХАЙЯ ШОДХАЙЯ/ ВИШОДХАЙЯ ВИШОДХАЙЯ/ САМАНТЭНА МОЧАЙЯ МОЧАЙЯ/ САМАНТРА РАСМИ ПАРИШУДДХЭ/ САРВАТАТХАГАТАХРИДАЙЯ/ АДХИШТХАНА АДХИШТХИТЭ / МУДРЭ МУДРЭ/ МАХА МУДРЭ/ МАХАМУДРА МАНТРА ПАДАЙ СВАХА Короткая мантра Намгьялмы ОМ БХРУМ СВАХА/ ОМ АМРИТА АЙЮР ДАДЭ СВАХА Мантра Колеса, Исполняющего желания ОМ ПАДМО УШНИША ВИМАЛЭ ХУМ ПХЭТ Мантра Митрукпы НАМО РАТНА ТРАЙЯЙЯ/ ОМ КАМКАНИ КАМКАНИ/ РОЧАНИ РОЧАНИ/ ТРОТАНИ ТРОТАНИ/ ТРАСАНИ ТРАСАНИ/ ПРАТИХАНА ПРАТИХАНА/ САРВА КАРМА ПАРАМ ПАРАНИ ME САРВА САТТВА НАНЧА СВАХА Мантра Кунриг ОМ НАМО БХАГАВАТЭ/ САРВА ДУРГАТЭ ПА- РИШОДХАНА РАДЖАЙЯ/ ТАТХАГАТАЙЯ/ АРХАТЭ САМЬЯКСАМ БУД ДХАЙЯ/ ТАДЬЯТХА/ ОМ ШОДХАНИ/ ШОДХАНИ/ САРВА ПАПАМ ВИШОДХАНИ/ ШУДХЭ ВИШУДХЭ/ САРВА КАРМА АВАРАНА ВИШОДХАНИ СВАХА Мантра Божества Безупречного Сияния НАМА НАВА НАВА ТИНАМ/ ТАТХАГАТА ГАМ ГАНАМ ДИВА ЛУКА НАМА/ КОТИНИ ЮТА ШАТА САХА СВАНАМ/ ОМ БО БО РИ/ ЧАРИ НИ ЧАРИ/ МОРИ ГОРИ ЧАЛА ВАРИ СВАХА Мантра Миларепы ОМ АХ ГУРУ ХАСА ВАДЖРА САРВА СИДДХИ ПХАЛАХУМ Мантра Будды Медицины ТАДЬЯТХА ОМ БЕКАНДЗЭ БЕКАНДЗЭ/ МАХА БЕКАНДЗЭ/ РАДЖА САМУДГАТЭ СВАХА 3. Молитва посвящения заслуг (из книги ламы Сопы Ринпоче «Абсолютное исцеление») Я посвящаю освобождение этих животных Его Святейшеству Далай-ламе – Будде Сострадания, принявшему человеческое обличье, единственному прибежищу и источнику счастья всех живущих. Пусть жизнь Его Святейшества будет долгой и пусть реализуются все его возвышенные помыслы. Я посвящаю эту практику долголетию и доброму здравию других благородных существ, несущих счастье живущим. Пусть все их возвышенные помыслы тотчас реализуются. Пусть члены сангхи пребывают в добром здравии и обретут долголетие. Пусть тотчас сбудутся их устремления в практике Дхармы. Пусть у них всегда будет возможность внимать учению, размышлять и медитировать; да преуспеют они в поддержании безупречной нравственности и уже в этой жизни достигнут совершенного постижения учения и высоких духовных реализаций. Пусть щедрые покровители, поддерживающие Дхарму и заботящиеся о сангхе, обретут долголетие и преуспеют во всех своих начинаниях согласно возвышенной Дхарме. Эта практика освобождения животных также посвящается долголетию всех людей, создающих благую карму и наполняющих свою жизнь глубоким смыслом через принятие прибежища и следование нормам безупречной нравственности. Пусть эта практика станет лекарством, избавляющим всех живых существ от страданий болезни, в особенности СПИДа и рака, а также от страдания смерти. Благая заслуга от этой практики также посвящается всем злодеям, погрязшим в недобродетели. Пусть все они встретят Учение, примут прибежище и, уверовав в закон кармы, практикуют Дхарму, пусть жизнь их будет долгой. (Без практики Дхармы долголетие принесёт им один лишь вред, так как они продолжат творить зло.) Также посвятите свою практику конкретным больным, членам семьи, друзьям и прочим. Если я причиню кому-то вред или скажу ему что-то плохое, это в будущем принесет вред мне самому. Помня о том, как мы себя чувствуем, когда кто-то говорит нам что-то неприятное, мы воздерживаемся от того, чтобы говорить такое другим. Заботясь о других, думаем, что они так же, как и мы, хотят счастья и не желают страдать. Если так размышлять, то у нас не появится мысли о причинении им вреда Для нас, людей, очень важно понимать, что мы все одинаковы в том, что являемся людьми. Также очень важно думать, что все мы - люди - одинаково стремимся к счастью и не желаем страдать. Тогда в нас зародится уважение и доброта к другим. В противном случае, рождается мысль: "Я начальник", "я лама", "я такой-то" или "я большой человек", "а он ничего не значащий человек, не обладающий хорошей работой или образованием" и так далее. Если мы свысока смотрим на других, то не сможем жить в согласии со всеми. В детстве, когда мы только рождаемся, то очень зависим от доброты родителей. Люди, выросшие в любви, более способны проявлять ее к другим. Детям, которые были лишены родительской любви, а также детям, вскормленным искусственным молоком, часто требуется более долгое время для развития. Поэтому атмосфера, царящая в семье, очень важна. Если родители с любовью относятся друг к другу, обстановка в семье наполнена любовью, то жизнь их ребенка будет лучше, он вырастет добрее. А если родители употребляют алкоголь, курят, постоянно ругаются, то жизнь такого ребенка будет гораздо труднее. Также важно окружение, люди, которые находятся рядом с нами. Если в обществе много доброты и любви, то человек становится лучше и добрее. И поэтому очень важно проявлять доброту и любовь ко всем, в том числе животным. Для этого необходимо практиковать терпение». Просмотров: 15795 | Тэги: животные
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |