Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
В Ле прошел второй день учений Далай-ламы по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы»2 августа 2017 | Версия для печати
Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 29 июля 2017 года – Когда сегодня утром Его Святейшество Далай-лама поднялся на сцену павильона для проведения учений, школьники Тибетской детской деревни и Ладакской публичной школы вели друг с другом горячие философские диспуты. Далай-лама помахал рукой зрителям: жителям западных стран, сидящим слева, китайцам справа, а также ладакцам, тибетцам и монахам в багряных одеяниях, заполнившим площадь прямо перед ним.
Его Святейшество Далай-лама машет рукой буддистам из западных стран в начале второго дня учений по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Его Святейшество начал учения, едва отзвучала строфа восхваления из «Сутры сердца»: Праджняпарамите, ни речью, ни мыслью невыразимой, Нерожденной, непрекращаемой таковости пространства, Объекту практики различающе-самопознающей мудрости, Матери Джай трех времен – поклоняюсь! Татьятха – гате, гате, парагате, парасамгате, бодхи сваха. «Мы сталкиваемся с бесчисленными проблемами. День за днем ко мне идут люди со своей болью и бедами, причиной которым наша зависимость от скандх, психо-физических совокупностей, совокупности тела и ума. Размышляя о том, можно ли одолеть наши проблемы, Будда спрашивал, являются ли страдания неотъемлемой частью человеческой природы. Если бы это было так, одолеть их было бы невозможно. Однако Будда утверждал, что страдания отличны от природы ума, поэтому их можно преодолеть. Мы можем обрести истинное прекращение. Первое “гате” в “Сутре сердца” указывает на первый из пяти путей – путь накопления. С точки зрения пути в целом, мы осуществляем путь накопления, взращивая твердую решимость освободиться от страданий. В наставлениях махаяны говорится, что мы вступаем на путь накопления, взращивая непреклонное устремление обрести пробуждение. Его Святейшество Далай-лама дарует учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) В сочинении Майтреи “Украшение ясного постижения” разъясняется прямое содержание учений о совершенной мудрости, этапы на пути к пробуждению. Нагарджуна в своих трудах даровал объяснения скрытого смысла – мудрости понимания пустоты. Именно ее мы должны взращивать, чтобы преобразовать себя и обрести истинное прекращение. Арьядева в своем сочинении “400 строф о срединности” пишет о пути: Сначала преодолей недобродетельное, Затем преодолей грубые представления о самости, После преодолей любые воззрения. Так поступают мудрецы. Нагарджуна в “Драгоценной гирлянде” указывает на разницу между перерождением в высших мирах, относящимся к обретению благоприятного статуса, и высшим благом освобождения, что означает первым делом свободу от разрушительных эмоций, а затем и освобождение даже от их отпечатков. В поэме “Путь бодхисаттвы” объясняется, что конечная цель высшего блага освобождения – полное пробуждение, состояние всеведения Будды. Нагарджуна разъясняет, что высшее пробуждение ради себя и других невозможно обрести без сострадания, из которого произрастает бодхичитта, а также без понимания пустоты. Он добавляет: мудрость сосредотачивается на пробуждении, а сострадание – на других живых существах. Чтобы обрести неподдельное сострадание, необходимо познать страдания и понять, как их преодолеть. Чтобы обрести состояние Будды, нам нужны сострадание, бодхичитта и недвойственная мудрость понимания пустоты». Вид на павильон Шивацель во время второго дня трехдневных учений Его Святейшества Далай-ламы по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Его Святейшество напомнил собравшимся, что поскольку вчера он завершил чтение четвертой главы, сегодня они приступят к пятой. В первых ее строках дается такой совет: Те, кто желает неотступно практиковать Учение, Должны внимательно следить за своим умом. Заметив, что в строфе 17 упоминается «тайна ума», Его Святейшество пояснил, что речь идет о медитации о пустоте ума как такового. По его мнению, сосредоточение ума на своей собственной истинной природе – необыкновенно мощная практика. Его Святейшество рассказал немного об истории написания этой поэмы, объяснив, что в те далекие времена каждый монах Наланды по обычаю проводил раз в два месяца церемонии покаяния и очищения и завершал их поучительными наставлениями для местных жителей. Своим товарищам Шантидева казался весьма посредственным монахом, и они собирались хорошенько повеселиться, предвкушая, что он выставит себя дураком. Когда Шантидева спросил, стоит ли проводить учения по сочинению, которое уже разъясняли раньше, монахи попросили не повторяться и дать новое учение. Результатом, ошеломившим всех вокруг, стала поэма «Путь бодхисаттвы». В дополнение к ней Шантидева написал также «Собрание практик» (Шикшасамуччая), которое, как он пояснил монахам, они найдут на балках под потолком в его келье. Эти два сочинения почитают среди Шести главных трактатов школы кадам. Продолжив чтение, Его Святейшество обратил внимание, как важно, полагаясь на учителя, убедиться в его искусности и приверженности Трем тренировкам. Он также повторил, что когда мы медитируем о природе ума, необходимо сосредотачиваться на таких его качествах, как ясность и способность к познанию. Его Святейшество упомянул, что его друзья из развитых стран мира зачастую склонны искать удовольствия в музыке и кинофильмах, вкусной еде и модной одежде – однако это дарит лишь чувственное удовлетворение, получать которое способны даже животные. Людей отличает уникальная способность обретать счастье с опорой на покой ума. По мнению Его Святейшества, глубокая удовлетворенность ума избавляет от нужды в удовольствиях, доставляемых органами чувств. Он рассказал об одном католическом монахе из монастыря Монсеррат в Испании, который провел в горах пять лет, живя жизнью отшельника в пещере, питаясь в основном только чаем и хлебом. Его Святейшество спросил, какие практики тот выполнял, и монах ответил, что медитировал о любви – и Его Святейшество увидел, каким удивительным светом озарились его глаза при этих словах. Его Святейшество Далай-лама во время второго дня трехдневных учений по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы». Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) В поэме «Путь бодхисаттвы» дается совет читать сутры, и Его Святейшество напомнил своим слушателям о ста томах Кангьюра и более чем 200 томах Тенгьюра. Он добавил, что, говоря кратко, буддийское поведение – это ненасилие, а буддийские воззрения – это взаимозависимое возникновение. Начав чтение шестой главы «Парамита терпения», Его Святейшество выделил три вида терпения: терпение воздержания, когда другие причиняют нам вред; терпение перед лицом неприятностей; и терпение обретения прозрения об истинной природе вещей. Он пояснил, что терпение также крайне важно при выполнении наставлений о взращивании бодхичитты с опорой на практику обмена себя на других, описанной в восьмой главе. Наши трудности не одолеть с опорой на грубую силу, и одна из причин в том, что проблемы зачастую порождаются нашими искаженными и преувеличенными воззрениями. Его Святейшество упомянул, что американский психиатр Аарон Бек поделился с ним однажды выводами, к которым пришел за годы работы с людьми, страдающими от неконтролируемых вспышек гнева. Большинство из них видят объект своего гнева только в черных тонах, однако Аарон Бек убедился, что на 90% это лишь игра их собственного воображения. Его Святейшество считает, что это созвучно совету Нагарджуны: Через устранение кармы и загрязнений приходит нирвана. Карма и загрязнения – порождения концептуального ума. Тот возникает из умопостроений. Умопостроения прекращаются в пустоте. Завершив на сегодня чтение, Его Святейшество пообещал продолжить учения завтра и объявил, что завтра они проведут также посвящение долгой жизни Белой Тары. Перевод: Ольга Селезнева Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |