Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Далай-лама начал учения по комментарию Буддапалиты по просьбе учеников из Юго-Восточной Азии31 августа 2017 | Версия для печати
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 29 августа 2017 года – В Дхарамсале уже который день льют муссонные дожди, однако они не помешали более 8 тысячам учеников собраться сегодня утром на учения Его Святейшества Далай-ламы у храма Цуглакханг в МакЛеод Ганже. Учения проводятся по просьбе полутора тысяч буддистов, главным образом из Сингапура, Малайзии, Гонконга, Индонезии, Таиланда, Вьетнама и Кореи.
Поприветствовав учеников, лам и других гостей, Его Святейшество занял свое место на троне. «Сегодня мы собрались на лекции по буддизму, которые, по сложившейся традиции, ежегодно проводятся для учеников из стран Юго-Восточной Азии, – начал Его Святейшество. – Но первым делом мы отпразднуем восхождение на трон нового Ганден Трипы. На трон Чже Цонкапы могут претендовать лишь кандидаты, обладающие глубокими познаниями и немалым опытом практики, служившие настоятелями тантрических университетов Гьюдмед или Гьюто, которых готовили стать джангце чодже или шарпа чодже. Его Святейшество Далай-лама возводит на трон нового Ганден Трипу перед началом учений, организованных в Цуглакханге по просьбе буддистов из стран Юго-Восточной Азии. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Пока Тринадцатый Далай-лама не провел реформу монастырского образования, этот пост доставался людям с привилегированным положением. Тринадцатый Далай-лама восстановил иерархию степеней геше-лхарампы в зависимости от знаний, и в результате на трон Ганден Трипы снова восходят лишь истинные ученые-философы. Первым среди них был 93-й Ганден Трипа, Еше Вангден, который занял трон в 1933 году. Первым держателем трона Гандена после смерти Чже Ринпоче стал его главный ученик Гьялцаб Дхарма Ринчен, блистательный ученый-философ, поэтому очень важно, чтобы восходящие на трон Ганден Трипы были эрудированными и образованными людьми». 104-й Ганден Трипа, Лобсанг Тензин Ринпоче из канцена Цангпа монастыря Сера Чже, совершая традиционное подношение мандалы, вручил Его Святейшеству статуэтки Чже Цонкапы и двух его учеников. Затем он занял свое место на специально подготовленном для него троне по правую руку от Его Святейшества. Тайские монахи пропели Мангалу-сутту на языке пали, затем зазвучала «Сутра сердца» на китайском языке. Тайские монахи поют Мангалу-сутту на языке пали перед началом учений Его Святейшества Далай-ламы в Цуглакханге. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Его Святейшество объявил, что проведет учения по комментарию Буддапалиты к сочинению Нагарджуны «Коренные строфы о срединности»; по большей части это будет устная передача. Он сказал, что сам получил объяснения по комментарию Буддапалиты, а также по «Ясным словам» Чандракирти, основанным на нем, от Гандена Трисура, Ризонга Ринпоче. Его Святейшество добавил, что учения по «Коренным строфам о срединности» Нагарджуны ему даровал Ценшаб Серконг Ринпоче и Кхуну Лама Ринпоче, которые разъяснили ему некоторые тонкости санскритского текста. Его Святейшество с одобрением отметил, что организаторы раздали всем желающим переводы комментария Буддапалиты. Он добавил, что постарается давать разъяснения по ходу чтения, но всем ученикам следует перечитать и поразмышлять над этим сочинением самостоятельно после учений. В кратком вступлении Его Святейшество напомнил, что буддизм зародился в Индии, а затем палийский и санскритский каноны распространились практически по всей Азии. Добавив, что все тибетские буддийские школы восходят к традиции монастыря-университета Наланда, Его Святейшество заметил, что уникальная черта учений Будды – это упор на исследование и анализ. Рассуждая о текущем положении дел в мире, Его Святейшество сказал: «Мы с вами мирно сидим здесь все вместе, но в других уголках мира люди убивают друг друга, семьи не в состоянии выбраться из нищеты, а дети гибнут от голода. Нам каждый день рассказывают об этом в новостях. Прямо сейчас многие страдают от последствий наводнения, стихийного бедствия, которое нам неподконтрольно, однако большинство проблем мы создаем своими собственными руками. Виной тому обуревающие нас разрушительные эмоции, такие как привязанность и гнев – наши умы не знают дисциплины. Его Святейшество Далай-лама во время первого дня четырехдневных учений, организованных по просьбе буддистов из стран Юго-Восточной Азии. Фото: Тензин Пунцок (офис ЕСДЛ) Если бы основополагающей природой человека был гнев, надеяться было бы не на что. Однако ученые находят свидетельства в пользу того, что по природе своей человек милосерден. Все семь миллиардов людей, живущих сегодня на Земле, появились на свет из утробы матери и были вскормлены материнским молоком. В каждом из нас биологически заложены семена любви и нежности, которые мы можем взращивать, ведь само наше выживание зависит от других. Я твердо верю, что, когда мы увидим разрушительные последствия негативных состояний ума, мы постараемся их избегать. Свое первое обязательство я принял на себя как один из людей – это призыв к построению более мирного и милосердного мира. И поскольку все наши разнообразные вероисповедания несут одно и то же послание любви и сострадания, несмотря на различия в философских воззрениях, второе главное обязательство моей жизни – это продвижение межрелигиозной гармонии». Его Святейшество рассказал о диалоге, который он ведет с современными учеными на протяжении уже почти 40 лет. Прежде большинство ученых полагало, будто ум – это всего лишь функция головного мозга. Однако к концу 20-го века, сказал Его Святейшество, нейрофизиологи обнаружили, что изменения в мозге могут происходить в результате изменений в мышлении. Он привлек внимание к древним индийским практикам однонаправленного сосредоточения и прозрения в суть вещей, шаматхе и випашьяне, благодаря которым накоплены глубочайшие знания об устройстве ума и эмоций. По мнению Его Святейшества, буддизм делает основной упор на использовании интеллектуальных способностей, чтобы добиться преобразования изнутри – преобразования ума. Эти буддийские традиции в целости и сохранности сберегли в Тибете. Верующие слушают Его Святейшество Далай-ламу во время первого дня четырехдневных учений в Цуглакханге. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Его Святейшество рассказал о ламе Ньенгоне Сунграбе, жившем в 19-м веке, который разделял буддийские знания на учения общей структуры буддизма и наставления, предназначенные отдельным группам учеников. Сутры главным образом составляют учения общей структуры буддизма, а тантры – наставления избранным ученикам. В Тибете в прошлом, по словам Его Святейшества, буддисты были склонны больше интересоваться тантрическими наставлениями, а не учениями общей структуры. С самого начала жизни в изгнании Его Святейшество начал призывать мужские монастыри, уделявшие основное внимание выполнению ритуалов, а также женские монастыри вводить программы обучения. В результате его усилий в прошлом году первым монахиням были вручены дипломы геше-ма, доктора буддийской философии. Во время короткого перерыва Его Святейшество ответил на вопросы зрителей о йоге божеств, вегетарианстве и связи взаимозависимого возникновения с абсолютной реальностью. Переводчик на английский язык зачитывает Его Святейшеству Далай-ламе вопросы слушателей во время перерыва между сессиями учений. Фото: Тензин Пунцок (офис ЕСДЛ) Возобновив учения, Его Святейшество заметил, что Будду после обретения пробуждения, как говорят, одолевали следующие сомнения: «Я постиг подобную нектару Дхарму, Глубокий, мирный, простой, несоставной ясный свет, Но, если я начну учить других, никто меня не поймет, Поэтому я останусь в тишине, среди деревьев». Но как бы там ни было, Будда все же повернул колесо Дхармы в первый раз, даровав учения о Четырех благородных истинах. При втором повороте колеса учения он даровал наставления о совершенной мудрости, разъяснив и смысл истинного прекращения. Его Святейшество подчеркнул, что учения Будды имеют прямое отношение к реальности. В Древней Индии возникло несколько буддийских школ философской мысли. Последователи школы читтамара («только ум») утверждают, что ничто не существует вовне, и только лишь ум реален. Ученики школы мадхьямака («срединного пути»), среди которых был и Буддапалита, полагают, что, поскольку ничто не наделено самобытием, вещи существуют лишь как обозначения. Некоторые из 8000 слушателей во время первого дня четырехдневных учений Его Святейшества Далай-ламы, организованных в Цуглакханге по просьбе буддистов из стран Юго-Восточной Азии. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ) Начав чтение комментария Буддапалиты, Его Святейшество сказал, что он бесконечно рад возможности даровать эти учения, особенно потому, что Ганден Трисур, Ризонг Ринпоче, который когда-то даровал эти объяснения ему самому, сегодня среди слушателей. Учения продолжатся завтра. Перевод: Ольга Селезнева Просмотров: 2280 | Тэги: Далай-лама, Индия
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |