Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
В Дхарамсале прошел третий день диалога Далай-ламы с учеными «Новый взгляд на процветание человечества»16 марта 2018 | Версия для печати
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 14 марта 2018 года – Когда сегодня утром Его Святейшество Далай-лама занял свое место за столом, Ричард Дэвидсон, ведущий третьего дня конференции института «Ум и жизнь», спросил, сколько Далай-лама спал сегодня ночью. «Девять часов», – ответил Его Святейшество и рассказал историю о своем знакомом политике из Аруначал-Прадеша, который тоже как-то раз задал ему такой вопрос. Его Святейшество ответил тогда, что проспал девять часов и встал в три часа утра, чтобы начать медитации и хорошенько отточить свой ум – так легче вводить людей в заблуждение. Политик рассмеялся и заметил, что поскольку сам он проспал всего шесть часов, он совершенно не готов никого обманывать.
Его Святейшество Далай-лама рассказывает историю в начале третьего дня XXXIII конференции института «Ум и жизнь» на тему «Новый взгляд на процветание человечества». Фото: Тензин Чойджор. Ричард Дэвидсон сказал, что, ознакомившись с научным обоснованием программ социально-эмоционального обучения в первый день конференции и примерами их практического применения на вчерашней сессии, сегодня и завтра участники диалога уделят более пристальное внимание ключевым компонентам этих программ. Он представил Амиши Джа и Сону Димиджьян, которые подготовили доклад о мета-сознании и тренировке внимания, добавив, что нынешнюю сессию завершит доклад Туптена Джинпы; он осветит эти темы с буддийской точки зрения. Амиши Джа занимается исследованиями внимания и мета-сознания. Скажем, человек решил почитать книгу. Он начинает читать, но в какой-то момент замечает, что его ум блуждает где-то далеко и он не помнит ни единого прочитанного слова. Это наблюдение и есть пример мета-сознания, ясного осознания того, что происходит в текущий момент в нашем уме. Внимание позволяет выбрать объект и обработать связанную с ним информацию. Словно мы зажигаем фонарик в темной комнате. Мы можем переводить луч света с одного предмета на другой, а что касается ума, то можем сосредотачиваться как на внешних объектах, так и на внутренних процессах. Амиши Джа выступает с докладом о мета-сознании и тренировке внимания во время третьего дня конференции «Новый взгляд на процветание человечества» под эгидой института «Ум и жизнь». Фото: Тензин Чойджор. Госпожа Джа рассказала об эксперименте по измерению интенсивности внимания и мета-сознания. Участникам эксперимента показывали наложенные друг на друга изображения лица и дома и просили сосредоточить внимание только на лице, или только на доме и отвечать на вопросы. В другом эксперименте в скучной череде лиц порой мелькали перевернутые вверх ногами изображения. Если участник эксперимента был внимателен, он нажимал на кнопку, показывая, что видел перевернутое лицо, а если нет – значит, его ум отвлекся. Его Святейшество заметил, что мыслительные процессы и восприятие органами чувств – совершенно разные категории. Животные, быть может, способны на более острое сенсорное восприятие, но люди гораздо лучше умеют думать. «Когда мы говорим о сознании, важно различать концептуальный ум и восприятие органами чувств, – добавил Его Святейшество. – Когда мы всерьез погружены в размышления, мы не обращаем внимания на то, что происходит вовне. Людей нужно просвещать об этих вещах. Нам нужны более глубокие представления о различных уровнях сознания. Если мы не видим разницы между сенсорным восприятием и мыслительными процессами, это рождает лишь путаницу. Вот почему я иногда говорю, что по сравнению с древними индийскими представлениями об устройстве ума современная западная психология делает только первые шаги». Его Святейшество Далай-лама обсуждает мыслительные процессы и восприятие с Амиши Джа во время ее доклада на конференции «Новый взгляд на процветание человечества» под эгидой института «Ум и жизнь». Фото: Тензин Пунцок. Амиши Джа заметила, что умение сосредотачивать внимание – важный элемент тренировки ума. Однако в повседневной жизни наша способность замечать блуждания собственного ума оставляет желать лучшего. Сона Димиджьян рассказала о применении тренировок ума в клинической практике. В своей работе она делает упор главным образом на предотвращении и облегчении депрессий у беременных женщин и молодых матерей. Никто не сомневается, что нужно заботиться об их физическом здоровье, однако состояние ума также крайне важно. По ее наблюдениям, женщины, занимающиеся по программе, основанной на осознанности когнитивной терапии (МВСТ), чувствуют себя намного лучше, чем те, кто этого не делают. Сона Димиджьян выступает с докладом о применении тренировок ума в клинической практике в ходе третьего дня конференции «Новый взгляд на процветание человечества» под эгидой института «Ум и жизнь». Фото: Тензин Чойджор. Его Святейшество заметил, что, если у человека депрессия, даже прекрасный пейзаж не пробудит его интереса. С другой стороны, человека, покой ума и внутреннее спокойствие которого стали результатом практик сострадания и постижения пустоты, не так-то легко повергнуть в уныние. Госпожа Димиджьян рассказала, что люди, пережившие депрессию, всеми силами стараются предотвратить ее рецидив и активно включаются в тренировки осознанности, во время которых учатся уделять внимание сначала происходящему в теле, а потом – в уме, в том числе тяжелым для них размышлениям. В этом отношении мета-сознание подразумевает наблюдение за мыслями и чувствами со стороны, не отвлекаясь и по-доброму их принимая. Мета-сознание способствует развитию самоуважения, доброго отношения к себе, понимания, что мы не есть наши мысли, и более широкого взгляда на происходящее. Некоторые из более чем 300 слушателей во время трансляции выступления Его Святейшества Далай-ламы на конференции «Новый взгляд на процветание человечества» под эгидой института «Ум и жизнь». Фото: Тензин Чойджор. Его Святейшество снова сравнил здоровье тела и ума. Если в целом мы отличаемся хорошим здоровьем, то, как правило, легко одолеваем вирусы и инфекции. Подобным образом, если наш ум здоров, отрицательные мысли или переживания не лишат нас присутствия духа. Поскольку огромное множество людей доверяют данным научных исследований, ученые в ответе за то, чтобы помочь широкой общественности понять, как важно не только физическое здоровье, но и здоровье ума. После перерыва на чай Туптен Джинпа сложил с себя полномочия переводчика Его Святейшества и приступил к докладу о буддийских воззрениях о памятовании, которое в западной литературе часто переводят как внимательность, и бдительности, или мета-сознании. Он добавил, что почерпнул материал для своего доклада главным образом из пятой главы поэмы Шантидевы «Путь бодхисаттвы» под названием «Бдительность». Туптен Джинпа добавил, что Шантидева стремился задать некие рамки, которые помогли бы другим монахам вести жизнь, наполненную альтруизмом. Он хотел было процитировать еще один источник, Сатипаттхану-сутту, когда вмешался Его Святейшество: «Будда и сам был детищем индийской традиции тренировок ума. Шесть лет он посвятил строгим аскетическим практикам, но не просто голодал, а был погружен в глубокие медитации. Будда выполнял практики, которые к тому времени насчитывали уже около тысячи лет. Сегодня я часто называю себя посланником древней индийской мысли, и эти традиции в некотором роде можно считать превосходящими даже Будду». Его Святейшество Далай-лама и Туптен Джинпа рассуждают о памятовании и бдительности в ходе третьего дня конференции «Новый взгляд на процветание человечества» под эгидой института «Ум и жизнь». Фото: Тензин Чойджор. Туптен Джинпа пояснил, что в буддизме памятование – это способность, которая позволяет удерживать внимание на избранном объекте, а бдительность – наблюдение за текущими процессами в теле и уме. Шантидева призывает нас: О вы, желающие держать в узде свой ум, Молю вас, сложив ладони у сердца: Всеми силами сохраняйте Памятование и бдительность! Ставится задача – защитить нравственные заповеди, охраняя ум с помощью памятования и бдительности. Шантидева дает следующее определение бдительности или, как его называют в западной психологии, мета-сознания: Итак, подводя итог: Сохранять бдительность – Значит непрерывно осознавать Состояния ума и тела. Памятование же должно стать стражем ума: Когда памятование стоит На страже у дверей ума, Тогда приходит и бдительность. И, даже снова оставив нас, она возвращается. Если двери нашего ума надежно охраняются, мы способны управлять своим поведением. И здесь, чтобы преуспеть, важны два момента: отслеживающее сознание и само-осознание. Одно – условие для памятования, второе – его результат. По мнению Туптена Джинпы, что касается взращивания памятования и бдительности, здесь открываются богатые возможности для сотрудничества между созерцательными традициями и наукой. Вид на зал главного тибетского храма, в котором собрались Его Святейшество Далай-лама, участники и слушатели конференции «Новый взгляд на процветание человечества» под эгидой института «Ум и жизнь». Фото: Тензин Чойджор. В последующем обсуждении, во время которого Его Святейшество заметил, что памятование необходимо не только для однонаправленного сосредоточения, но и для аналитической медитации, Амиши Джа спросила: «А почему ум вообще блуждает?» Помедлив секунду, Его Святейшество ответил: «Есть одно буддийское объяснение – это так, потому что это так», что вызвало веселый смех всех участников. После небольшого размышления он добавил, что причиной тому могут также быть наши интеллектуальные способности и любознательность. На этом сессия завершилась. Его Святейшество отправился домой и завтра снова присоединится к участникам конференции. Перевод: Ольга Селезнева. Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |