Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Далай-лама принял участие в открытии Великих летних диспутов20 июля 2018 | Версия для печати
Сумур, Нубрская долина, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 15 июля 2018 года – Сегодня утром Его Святейшество Далай-лама вышел из дверей своей резиденции в верхних этажах монастыря Самстанлинг и спустился к храму. Он полюбовался изображением колеса самсары на веранде, после чего вошел внутрь, где поклонился статуям Будды Шакьямуни, Чже Цонкапы и Тысячерукого Авалокитешвары. Выйдя на залитую солнцем улицу, он остановился, чтобы побеседовать с группой туристов из западных стран. Его Святейшество напомнил им, что у всех людей тела, мысли и эмоции одинаковы, и для нас бесконечно важно осознать базовое единство всего человечества. Он признал, что между людьми есть различия в вероисповедании, национальности, расе, благосостоянии и другие, но подчеркнул, что они второстепенные.
Направляясь на церемонию открытия Великих летних диспутов, Его Святейшество Далай-лама приветствует сотрудницу службы безопасности. Фото: Тензин Чойджор. У ступеней монастыря Его Святейшество ожидала группа ладакцев. Он обменялся рукопожатиями с некоторыми из них, пошутил с остальными и сфотографировался на память со всей группой. Затем Его Святейшество пешком прошелся до площадки для проведения учений, где присоединился к молебну в честь открытия Великих летних диспутов и зажег традиционный светильник – символ мудрости. По своему обыкновению Его Святейшество старался поприветствовать лично как можно больше людей из собравшихся здесь более восьми тысяч человек, улыбаясь и кланяясь со сложенными у груди руками в каждом направлении. Когда он помахал рукой школьникам, те радостно замахали в ответ. Ганден Трисур Ризонг Ринпоче, который как настоятель монастыря Самстанлинг выступил устроителем летних диспутов, первым сказал несколько слов. Он поприветствовал всех собравшихся и напомнил, что для буддистов очень важно сочетать бодхичитту, которая рождается из любви и сострадания, с мудростью, или ясным пониманием пустоты. Он отметил уникальную черту учений Будды – пустота, или отсутствие самобытия, тесно переплетена с идеей взаимозависимого возникновения, вот почему Будду прославляют как непревзойденного учителя. Он упомянул о пророчестве, в котором Будда предсказывал, что появится Чже Цонкапа и учредит монастырь под названием Ганден, весьма значимый как для всех жителей Гималайского региона, так и для тибетцев. Ганден Трисур Ринпоче сказал, что в других пророчествах Будды предсказывалось появление Авалокитешвары в Стране снегов к северу от Бодхгаи. Среди сорока шести эманаций в Индии и Тибете были цари Дхармы и Далай-ламы. Ринпоче отдал должное достижениям Его Святейшества на поприще демократизации тибетского сообщества и разработки ненасильственного подхода Срединного пути для решения тибетского вопроса. Ганден Трисур Ризонг Ринпоче выступает с обращением во время церемонии открытия Великих летних диспутов в монастыре Самстанлинг. Фото: Тензин Чойджор. Ринпоче отметил, что Его Святейшество дарует учения всем, кто их хочет их услышать, независимо от их принадлежности школам ньингма, сакья, кагью или гелуг. Он добавил, что всем собравшимся выпала редкая и драгоценная возможность увидеть и послушать Его Святейшество и помолиться о его долголетии. Как отмечает Его Святейшество, все учения Будды можно разделить на знания, которые мы черпаем из священных текстов, и на личные постижения, поэтому чтобы сберечь их, нужно учиться и практиковать. В заключение он поблагодарил геше Еши Гьялцена за введение учебных программ по логике и искусству философских диспутов в монастыре Самстанлинг, что в итоге подарило им возможность организовывать здесь Великие летние диспуты. В свою очередь геше Еши Гьялцен, сам уроженец Ладака, объяснил, что в 1998 году Ризонг Ринпоче, тогда еще Янгце Чодже пригласил его преподавать философию в Самстанлинге. С тех пор каждый год они посылают десять монахов на обучение в монастырь Гоманг в Южной Индии. Эти монахи так отточили свое мастерство, что им не стыдно выступить даже перед Его Святейшеством. Он добавил, что делает все возможное для сохранения традиции Наланды, и в результате в наши дни миряне тоже начали изучать буддийскую философию. В заключение геше Еши Гьялцен вынес на обсуждение идею, которую предлагает и своим ученикам-монахам со степенью геше. Он советует после завершения образования выбрать одну из классических тем и сосредоточиться на ее дальнейшем изучении. Геше Еши Гьялцен обращается к собравшимся во время церемонии открытия Великих летних диспутов в монастыре Самстанлинг. Фото: Тензин Чойджор. Его Святейшество немедленно ответил, что из стен монастырей Южной Индии вышло более тысячи прекрасно образованных геше. «Получив диплом, – со смехом добавил Его Святейшество, – некоторые из них стремятся уехать в США или Европу, но остальные остаются дома и продолжают образование. Конечно, будет прекрасно еще глубже изучить логику, философию мадхьямаки, учения о совершенной мудрости и другие темы. Для этого нам потребуется лучшее знакомство с комментариями великих индийских учителей, которые мы находим в собрании Тенгьюра. Когда я ездил в монастырь Шераблинг к Ситу Ринпоче, тамошние монахи именно так и поступали – и их познания были впечатляющими. Я также предлагал монахам монастыря Намдролинг на юге ознакомиться с трактатом Шантаракшиты “Собрание сущностных категорий” (Таттвасамграха). Геше Еши Гьялцен на славу трудится ради учения». Следующим выступил президент мусульманской общины Нубрской долины Мухаммед Акрам. Он поприветствовал высоких гостей, особенно Его Святейшество, и поблагодарил Ризонга Ринпоче и Тхикси Ринпоче за то, что вновь пригласили его в Нубрскую долину. Не скрывая гордости он добавил, что Его Святейшество посетил новую мечеть в Диските в пятницу, в священный для мусульман день, и пожелал в завершение, чтобы мир, гармония и дружба процветали во всем мире. Его Святейшество Далай-лама благодарит президента мусульманской общины Нубрской долины Мухаммеда Акрама за выступление с приветственной речью во время церемонии открытия Великих летних диспутов. Фото: Тензин Чойджор. Президент Ладакской буддийской ассоциации Цеванг Тхинлес говорил об успехах Великих летних дебатов, которые в этом году проводятся уже в шестой раз. Понимание среди мирян того, чему на самом деле учит буддизм, заметно улучшается. Он добавил, что последователи линии дрикунг-кагью выразили интерес к проведению Великих летних диспутов у себя. Цеванг Тхинлес еще раз почеркнул, что каждый житель Ладака должен обеспечивать мир и гармонию в их сообществе. Представители группы учеников-мирян из Тиггура, в большинстве женщины, провели философские диспуты о достоинствах Трех драгоценностей. Представители группы учеников-мирян из Тиггура проводят показательный философский диспут в ходе церемонии открытия Великих летних диспутов в монастыре Самстанлинг. Фото: Тензин Чойджор. В своей речи настоятель монастыря Гоманг, тоже родом из Ладака, поздравил всех с началом шестых Великих летних диспутов. Подобные фестивали раньше проводились и в Тибете в монастыре Сангпху. Есть лишь одно отличие – если в Тибете все организовывали только монахи, здесь, в Ладаке, монахи, монахини, миряне и даже мусульмане трудятся все вместе одной командой. Он назвал это вехой в истории сотрудничества. Он поблагодарил геше Еши Гьялцена за усердный труд, в результате которого многие его ученики последовали по стопам Ризонга Ринпоче, ставшего в конце концов держателем трона Ганден. Самстанлинг – небольшой монастырь, однако из его стен вышло немало прекрасных ученых-философов. Хотя тибетцы в Индии живут беженцами, у жителей Гималайского региона, которые поступают в их монастыри, есть равная возможность учиться и служить на благо родного сообщества, за что он поблагодарил Его Святейшество. Член местной законодательной ассамблеи Тензин Намгьял заметил, что в нашем все более материалистическом и соревновательном мире, учения Будды помогают обретению целостности. Он посоветовал претворять в жизнь знания об устройстве ума и обуздании разрушительных эмоций. Депутат Тхубтен Цеванг добавил, что хотя материальное развитие необходимо и желательно, оно не должно стоить нам внутреннего покоя и мира. Поэтому нужно учиться обретать и сохранять покой ума. Ганден Трисур Ризонг Ринпоче преподносит Его Святейшеству Далай-ламе памятный подарок во время церемонии открытия Великих летних диспутов в монастыре Самстанлинг. Фото: Тензин Чойджор. Небольшие памятные подарки поднесли сначала Его Святейшеству, а затем Гандену Трисуру Ризонгу Ринпоче, после чего Его Святейшество пригласили к микрофону. «Я выражаю почтение Манджушри, – начал он. – Приветствую моего великого учителя Трисура Ринпоче, от которого я получил столько глубоких учений. Приветствую всех своих братьев и сестер. Спасибо всем устроителям Великих летних диспутов, вы потрудились на славу. Поскольку я проведу учения в следующие пару дней, сегодня долго говорить не буду. Как уже кто-то заметил, в прошлом в Тибете, с опорой на собрания Кангьюра и Тенгьюра, мы изучали пять главных дисциплин – внутреннюю науку о буддийском учении и практике, язык, логику, медицину и изобразительные искусства и пять дополнительных наук, таких как грамматика и другие. Следуем мы по духовному пути или нет, нужно улучшать свои познания. В этом отношении логика и психология могут оказаться весьма полезными. В буддийской литературе можно почерпнуть немалые прозрения, однако эти знания вовсе не обязательно изучать как религиозные, к ним можно подходить с академической точки зрения. Его Святейшество Далай-лама выступает с обращением в ходе церемонии открытия Великих летних диспутов, на которую собралось более 8000 верующих. Фото: Тензин Чойджор. Логика и теория познания, прекрасно развитые в Древней Индии, пришли в упадок в нынешние времена, однако мы, тибетцы, сберегли их в наших монастырях. Мы посвящаем долгие годы усердному обучению. Мы наизусть заучиваем тексты, изучаем комментарии к ним и проводим философские диспуты, опровергая позицию других, утверждая собственную и давая отпор критике. Следуя этой традиции, учрежденной Шантаракшитой и Камалашилой, мы сохранили традицию Наланды. Я верю, что сегодня благодаря этим знаниям мы можем сослужить добрую службу всему миру. Психология Древней Индии касается внутреннего преобразования и объясняет, как разрушительные эмоции ведут к печальным последствиям, помогая преодолевать и искоренять их с опорой на знания об устройстве всей системы сознания и эмоций. Точно так же, как мы изучаем, какую помощь несут любовь и сострадание, мы можем осознать, что гнев, гордыня, зависть и высокомерие могут стать губительными. Мы можем также научиться видеть разницу между высокомерной гордыней, когда мы смотрим на других свысока, и необходимой любому человеку гордостью, дарящей уверенность в своих силах. Внутреннего преобразования не осуществить одними молитвами или верой. Здесь требуются логическое обоснование и использование интеллектуальных способностей. Спокойный и здоровый ум оказывает самое благотворное влияние на наше физическое здоровье и благополучие. Верующие слушают наставления Его Святейшества Далай-ламы во время церемонии открытия Великих летних диспутов в монастыре Самстанлинг. Фото: Тензин Чойджор. Как я уже упоминал, классические произведения из собраний санскритской буддийской литературы поистине глубоки, но содержащиеся в них прозрения можно также с пользой применять в чисто академическом контексте. Тем не менее, куда бы я ни приезжал, я никогда не скажу, что буддизм лучше других религий, и не пропагандирую его. Это все равно, что утверждать, будто одно лекарство превосходит все остальные и способно излечить в любых обстоятельствах от любой болезни. Будда преподал разные учения в разное время непохожим группам учеников, поскольку соразмерялся с их способностями и наклонностями. «Характерная черта традиции Наланды – использование логики и обоснования. Ярким примером тому служат труды Нагарджуны, который писал в “Коренных строфах о срединности”: Ни из себя, ни из другого, Ни из обоих и без причины, Ничто никогда и нигде не возникает. Прекрасная подготовка по логике и обоснованию позволяет нам вести взаимовыгодный диалог с современными учеными. Мы многое узнали от них об устройстве внешнего мира, а они – об устройстве сознания. Верующие слушают наставления Его Святейшества Далай-ламы во время церемонии открытия Великих летних диспутов в монастыре Самстанлинг. Фото: Тензин Чойджор. Несмотря на весь прогресс, многие из нас все еще сводят буддизм лишь к выполнению церемоний. Однако нам нужно лучше понимать, чему учил Будда – объяснением буддийских учений я и займусь в ближайшие дни». Произнося слова благодарности, представитель организаторов еще раз сказал спасибо Его Святейшеству за участие в празднике. Поблагодарили меценатов, особенно местные семьи, которые обеспечили еду сегодня и завтра, и еще одну семью, которая организует обед в заключительный день учений. Перед тем, как прерваться на обед, зрители насладились несколькими прекрасными представлениями. Школьники школы «Ламдрон» пели и танцевали. После них выступила группа женщин в традиционных ладакских костюмах и живописных головных уборах, украшенных бирюзой; они тоже пели и танцевали. За ними на сцену вышел еще один женский ансамбль с танцем и песней под звуки рожков и барабанов. Школьники школы «Ламдрон» выступают в конце церемонии открытия Великих летних диспутов в монастыре Самстанлинг. Фото: Тензин Чойджор. Улыбаясь, махая и пожимая множество рук, Его Святейшество медленно спустился со сцены и, дойдя до ворот, сел в машину, которая быстро отвезла его в монастырь. Завтра Его Святейшество начнет учения по трактату Чже Цонкапы «Три основы пути» и дарует объяснения о взращивании бодхичитты. Перевод: Ольга Селезнева Фоторепортаж о событии:15 июля 2018 г. Его Святейшество Далай-лама принял участие в открытии Великих летних диспутов в монастыре Самстанлинг в Сумуре. Просмотров: 1635 | Тэги: Далай-лама, Ладак
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |