Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
О заключительном дне учений Его Святейшества Далай-ламы по «Сутре сердца» для буддистов из Кореи8 января 2021 | Версия для печати
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 7 января 2021 г. – Сегодня утром, войдя в зал, где он проводит учения, Его Святейшество Далай-лама, прежде чем занять свое место, внимательно осмотрел лица на экранах, стоящих перед ним, улыбнулся и помахал рукой слушателям. Досточтимый Джин-ок поклонился ему и прочитал «Сутру сердца», после чего Его Святейшество продолжил даровать учения.
Досточтимый Джин-ок читает «Сутру сердца» в начале последнего дня трехдневных учений Его Святейшества Далай-ламы для буддистов из Кореи. Фото: дост. Тензин Джампхел. «Сегодня у нас третий день учений. Удалось ли вам поразмышлять над тем, что мы обсуждали в предыдущие два дня? Получая наставления от своего учителя, не считайте, что этого достаточно, постоянно мысленно возвращайтесь к ним снова и снова. Размышляйте над ними до тех пор, пока не обретете убежденность в истинности того, что услышали. Смысл в том, чтобы преобразовать свое сознание. Размышляйте над тем, что слышите, читайте книги». «Я начал слушать учения по этапам пути еще ребенком, но если бы я не обдумывал их снова и снова, то они бы не оказали на меня большого влияния. Обдумывая то, что я услышал, и сравнивая одно учение с другим, я совершенствовал свое понимание». «И теперь, едва проснувшись, я сразу произношу строфу устремления к пробуждению. Я размышляю над строфами Нагарджуры о пустоте и обдумываю четыре логических неувязки, которые по словам Чандракирти возникли бы, если бы явления обладали объективным существованием. Я также размышляю над строфой из “Коренных строф о срединности” (Муламадхьямака-карики) Нагарджуны: Татхагата не является скандхами и не оличен от них. Скандхи не зависят от него, и он не зависит от скандх. Он не владеет скандхами. Что же тогда Татхагата?» «Только размышляя над наставлениями, подобными этим, мы можем прийти к убежденности в верности учений и воплотить их в собственное переживание». «В “Украшении из постижений” (Абхисамаяланкаре) говорится, что учения Будды подразделяются на три типа: слова, произнесенные самим Буддой; слова, получившие благословение Будды; и слова, разрешенные Буддой. Хотя большая часть сутры может рассматриваться, как слова, разрешенные Буддой, там, где он откликается на диалог между Авалокитешварой и Шарипутрой, говоря: “Прекрасно! Прекрасно! Благородный сын! Это именно так, это именно так. Как тобою показано, так и практикуют глубокую праджняпарамиту, и Татхагаты возрадуются”, эти слова одобрения сказаны самим Буддой». Его Святейшество Далай-лама обращается к своей виртуальной аудитории в последний день трехдневных учений Его Святейшества Далай-ламы для буддистов из Кореи. Фото: дост. Тензин Джампхел. «Во время первого поворота колеса учений Будда разъяснил четыре благородные истины трижды, чтобы пояснить их природу, функцию и результат. Объясняя их природу, он сказал, что страдание нужно постичь, его причины нужно устранить, а прекращение нужно обрести, практикуя путь. Он не останавливался подробно на бессамостности». «Во время второго поворота колеса учений, когда Будда даровал объяснения по совершенной мудрости, он ясно показал, что явления не существуют истинно. Об этом говорится, например, в “Сутре совершенной мудрости из 8000 строк”». «Может показаться, что в сутрах совершенной мудрости много повторений, но их суть заключена в сочинениях Нагарджуны, в особенности в «Коренных строфах о срединности» (Муламадхьямака-карике), об этом же пишет и Чандракирти. Мы полагаемся на труды Дигнаги и Дхармакирти, посвященные рассуждениям и логике, и я рекомендую вам, корейским буддистам, поступать так же. Они дают нам инструменты, которые позволяют доказать истинность учения». «Арьядева тоже проливает свет на то, как неведение заставляет нас создавать всевозможные проблемы: Как осязание пронизывает все органы чувств, Так и неведение пронизывает все омрачения. Преодолев неведение, Преодолеешь и все разрушительные эмоции». «И хотя есть особые способы, чтобы противостоять гневу и привязанности, мы можем преодолеть неведение с помощью понимания пустоты и зависимого возникновения и тем самым искоренить омрачающие эмоции. Ничто не существует так, как нам представляется. Все существует лишь как обозначения. Когда мы сможем объединить понимание пустоты с бодхичиттой, мы продвинемся по пути. На этом заканчивается наше чтение “Сутры совершенной мудрости”». Затем, поскольку несколько человек просили его об этом, Его Святейшество Далай-лама даровал передачу гуру-йоги Авалокитешвары, называемой «Лестница в чистую землю Потала», которую он сочинил в Тибете. Центральная фигура на танках, висящих на стене за спиной у Его Святейшества Далай-ламы – Авалокитешвара, описываемый в гуру-йоге Авалокитешвары, передачу которой Его Святейшество даровал в последний день учений. Фото: дост. Тензин Джампхел. Его Святейшество еще раз повторил, насколько важно объединять практику бодхичитты с постижением пустоты. Он сказал, что также выполняет практику йидама, но основного преобразования ума он добился при помощи взращивания бодхичитты. Он отметил, что в практике тантры мы визуализируем божеств, проявляющихся из пустоты. Он также сказал, что особенность йоги Ваджрабхайравы заключается в том, что в ней используется мирный и гневный аспекты божества. Перед тем, как провесит церемонию зарождения бодхичитты, Его Святейшество посоветовал слушателям визуализировать перед собой Будду Шакьямуни в окружении восьми ближайших учеников – Майтрейи, Самантабхадры, Авалокитешвары, Манджушри и других, окруженных, в свою очередь, семнадцатью пандитами Наланды. Он подчеркнул, как важно взращивать добросердечие, устремление помогать и служить всем существам. Обретя это драгоценную человеческую жизнь, мы должны быть исполнены решимости прожить ее со смыслом. Его Святейшество прочитал три строфы, которые нужно повторять во время церемонии. Я принимаю прибежище в Трех драгоценностях, Раскаиваюсь в каждом недобродетельном деянии, Сорадуюсь добродетели живых существ, Я удерживаю в своем уме пробуждение. Покуда я не достиг пробуждения, Я ищу прибежища в Будде, Дхарме и Высшем Собрании. Пусть силой накоплений, собранных мною совершением даяния и других парамит На благо всех существ я стану Буддой. Зародив устремление к достижению высшего пробуждения, Я буду заботиться обо всех живых существах. Следуя великолепной практике бодхисаттв, Пусть стану я Буддой на благо всех существ! После того, как строфы были прочтены трижды, Его Святейшество прочитал строфу прославления бодхичитты и сорадования из поэмы Шантидевы «Бодхичарья-аватара»: Моя нынешняя жизнь плодотворна, По счастливой случайности я обрел тело человека. Сегодня я родился в семействе будды, И теперь я – один из его Сыновей. (3/25) Далее Его Святейшество ответил на вопросы слушателей. Один из них поинтересовался, могут ли современные технологии, такие как мобильные телефоны, препятствовать буддийской духовной практике. Его Святейшество ответил, что если бы практика заключалась в том, чтобы сидеть в тишине, то действительно это могло бы стать помехой. Однако же основная практика – это развитие устремления к пробуждению и помощь другим. И здесь мобильные телефоны, как средство коммуникации, могут быть полезными. Один из слушателей онлайн-учений Его Святейшества для буддистов из Кореи задает вопрос в последний день учений. Фото: дост. Тензин Джампхел. На вопрос о том, как развивать терпение, Его Святейшество заявил, что оно не возникает спонтанно. Нужно приложить усилия, чтобы приучить себя к нему. Более того, терпению нас учат вовсе не наши друзья, а те, кто враждебен к нам. Об этом ясно говорит Шантидева в шестой главе поэмы «Бодхичарья-аватара» и в восьмой главе, посвященной альтруизму. Он отметил, что в трактате Чандракирти «Введение в мадхьямаку» (Мадхьямака-аватара) тоже говорится о достоинствах терпения. Отвечая на вопрос о том, как справляться с эмоциональными трудностями, вызванным пандемией коронавируса, Его Святейшество сказал, что люди в разных частях мира испытывают сегодня опасения и тревогу. С более широкой точки зрения наше тело обладает природой страдания. Мы естественным образом болеем и умираем. То, что люди сейчас переживают, можно рассматривать как результат прошлой кармы. С одной стороны, если бы мы не создали карму, то не пожинали бы ее плод, но с другой, если сошлись необходимые причины и условия, то их результат неотвратим. Его Святейшество сказал, что опасения и тревога не улучшают наше здоровье. И напомнил совет Шантидевы о том, что если с проблемой можно справиться, то беспокоиться нет смысла, а если с проблемой справиться нельзя, то беспокойство не поможет. Кореянка, работающая в Лондоне, поинтересовалась, как матери относиться ко всем детям одинаково, не выделяя своего собственного ребенка. Его Святейшество сказал, что последователи теистических религий, таких как христианство, считают, что все мы дети одного бога, и это делает нас равными. С точки зрения буддизма полезно рассматривать всех существ как близких и дорогих нам членов собственной семьи. Полезно применять логический подход и размышлять о преимуществах бережного отношения к другим. Досточтимый Джин-ок поблагодарил Его Святейшество за совет в эти трудные времена. Он сказал, что многие люди в Корее были тронуты словами Его Святейшества. Он также поблагодарил за возможность видеть и слышать Его Святейшество онлайн и выразил надежду, что такая возможность еще представится в будущем. В заключение он сказал, что молится о здоровье Его Святейшества. В ответ Его Святейшество Далай-лама сказал: «Мы с вами давно знакомы. Сейчас из-за пандемии мы не можем встретиться лично, но такие виртуальные встречи помогают нам следовать цели нашей жизни, которая заключается в достижении внутреннего преобразования. Я уверен, что в будущем у нас еще будут подобные возможности. А пока я желаю вам счастья. Спасибо». Перевод: Наталья Иноземцева. Просмотров: 1001 | Тэги: Далай-лама
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |