Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Начало месяца Сака Дава ознаменуют учения Его Святейшества и посвящение Авалокитешвары. Детали подготовительных мероприятий в Дхарамсале31 мая 2022 | Версия для печати
Видео: VOATibetan Во вторник 31 мая медиа агентство VOATibetan опубликовало короткое видео, где старинная священная статуя Кьиронг Джово торжественно перевозится из резиденции Его Святейшества Далай-ламы в храм Цуклакханг (Дхарамсала). Это событие ознаменовало собой начало месяца Сака Дава (Весак). Будда Кьиронг – одна из трех статуй Будды, привезенных в Тибет в VII-VII веках. Глубоко почитаемая скульптура из сандалового дерева имеет длинную историю уходящую корнями в легенды Тибета, она описывается как самовозникший образ защитного божества тибетского императора Сонгцена Гампо. В 1959 году статуя Кьиронг Джово была спасена в период массового разрушения и разграбления религиозных статуй и картин, происходивших в Тибете в то время. Позднее, в 1967 году, священная статуя Будды была подарена тибетскому духовному лидеру Далай-ламе и в настоящее время находится в его резиденции в Дхарамсале. В середине 1950-х годов прошли слухи об уничтожении китайской армией религиозных артефактов и заключении в тюрьму религиозных лидеров в Восточном Тибете. Обеспокоенный безопасностью одной из самых священных древних статуй Кьиронга Джово Вати Сангпо, служитель монастыря Дзонгкар Чоде разработал план по контрабандной перевозке статуи в безопасное место в Индии. В 1959 году Лхакпу, который был близким другом служителя, попросили сопровождать статую Кьиронга Джово в Индию. Тогда 29-летний Лхакпа и несколько его спутников отправились на задание по спасению высоко чтимой древней статуи Будды от гибели от рук мародерствующих китайских войск. Лхакпа, которому сейчас 81 год, рассказал о своем путешествии по контрабанде статуи из Кьидонга в Непал пятьдесят три года назад. Лхакпа поделился подробностями обширного плана операции по спасению Кьиронга Джово и тем, как в монастыре была установлена поддельная статуя, пока он и его спутники пересекали многие горы, неся статую в Непал. «Когда мы прибыли в Непал, тибетцы оказали нам огромный прием в долине Цум, – говорит Лхакпа. – Моя чупа [тибетская одежда –Прим. пер.] была разорвана на куски тибетцами, которые пришли получить благословение Кьиронга Джово». Передав статую в монастырь Дзонгкар Чоде в Индии, Лхакпа обошел вокруг монастыря и вернулся домой в Кьидонг, где жил в подполье в течение года, прежде чем окончательно покинуть страну в изгнании. В 1967 году священный образ Кьиронг Джово был подарен Далай-ламе и в настоящее время находится в его резиденции. «В Тибете во дворце Потала стояла известная статуя Авалокитешвары, вторая хранилась в Джокханге, а третья статуя, Вати Сангпо, или Кьиронг Джово, – в монастыре Дзонгкар Чоде. Когда Пятый Далай-лама проводил затворничество в связи с практикой Авалокитешвары, он собрал все три статуи вместе, и у него было видение, как божества появляются из сердца Вати Сангпо. Эту статую, Кьиронг Джово, привезли в Индию монахи Дзонгкар Чоде, и сейчас она стоит у меня в Дхарамсале. Монахи уверяют, что выражение лица у статуи меняется, а сам я не раз замечал, как будто улыбку на ее лице, когда возносил связанные с бодхичиттой молитвы. Однажды мне приснился сон, в котором я беседовал с Кьиронг Джово. Я спросил, постиг ли он пустоту. “Да”, – прозвучало в ответ. Некоторые считают Далай-лам воплощением Авалокитешвары, но я считаю себя просто его посланником». Фрагмент учений Его Святейшества 15 ноября 2018 года по поэме Чже Цонкапы «Хвала Будде Шакьямуни за учение о взаимозависимости», сопровождавшихся посвящением Авалокитешвары. – Вот эта статуя VII века, – сказал Далай-лама, показывая архиепископу стоящего в центре Будду. – Я прав? – спросил он у Джинпы. – Да, VII века, – подтвердил тот. – Он служил в монастыре, где раньше стояла эта статуя, – сказал Далай-лама, указывая на Джинпу. Известная под именем «Кьиронг джово» (в дословном переводе – «брат из Кьиронга»), это одна из самых почитаемых священных реликвий тибетцев. Статуя мастерски вырезана из сандалового дерева. Будда изображен в традиционном тибетском платье и золотой короне, усыпанной драгоценными камнями. На безмятежном лице, также выкрашенном золотой краской, глубоко посаженные глаза, тонкие брови и улыбка. Правая рука вытянута вперед ладонью вверх – теплый жест приветствия, принятия и великодушия. Вокруг множество маленьких статуэток Будды и тибетских божеств, а вся композиция украшена венком из белых и пурпурных орхидей. – Чудесно, – проговорил архиепископ. – Было две такие статуи. Обе вырезали из одного куска сандалового дерева. Со времен пятого Далай-ламы одна хранилась во дворце Потала, – объяснил Далай-лама. Великий Пятый, как его часто называют, жил в XVII веке. Он объединил Центральный Тибет, покончив с многочисленными гражданскими войнами. Он сделал для страны то же, что Карл Великий для Европы, – правда, для тибетцев он был еще и аналогом папы римского. Вторая из двух статуй – та, что перед вами, – хранилась в Западном Тибете, – продолжал Далай-лама. – Они были как братья-близнецы. Потом китайские солдаты разорили дворец Потала и убили первую. – Сначала я подумал, что Далай-лама перепутал слова, сказав «убили» вместо «уничтожили», но очеловечение изваяния и упоминание его «смерти» весьма соответствовали случаю. – Монахи из Западного Тибета тайком перевезли вторую статую в Индию. Тогда возник вопрос, отправится скульптура с монахами в Южную Индию, где они собирались обосноваться, или останется здесь, со мной. Чтобы найти ответ, я погадал – кажется, у вас в африканской культуре тоже прибегают к гаданию? И получил ответ от самого изваяния… Он что-то сказал Джинпе по-тибетски, и тот перевел: – Статуя ответила, что хочет остаться с тем, кто более знаменит. Все рассмеялись. – А сейчас я открою вам секрет – то, о чем еще никому не рассказывал. Видите ли, каждое утро я молюсь этой статуе. И замечаю, как у Будды меняется выражение лица. – Далай-лама лукаво смотрел на архиепископа, и мне было трудно понять, шутит он или говорит серьезно. – Правда? – архиепископ пытался не выглядеть слишком удивленным. Далай-лама качал головой, как бы говоря: может, да, а может, нет. – Она улыбается? – спросил архиепископ. – Да, улыбается, причем улыбка напоминает твою, – ответил Далай-лама, наклонившись к архиепископу и коснувшись его лба своим. Далай-лама, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс «Книга радости. Как быть счастливым в меняющемся мире?» 1 и 2 июня по просьбе тибетской молодежи Его Святейшество Далай-лама проведет посвящение Тысячерукого Авалокитешвары (ченрезиг ванг) и дарует учения по сочинению Чже Цонкапы «Восхваление взаимозависимого происхождения» (тендрел топа) в главном тибетском храме в Дхарамсале. «Это замечательная новость о том, что сегодня из резиденции Далай-ламы в главный храм Дхарамсалы для посвящения перевозится статуя Вати Сангпо, древнейшая статуя Авалокитешвары. Это не может не придать посвящению трепетный, искренний характер так как мы знаем, что Далай-лама в своих снах и переживаниях, о которых он открыто публично рассказывал на посвящениях Авалокитешвары встречался с этой статуей, которая с ним беседовала. Поздравляем с этим замечательным событием. Это нас будет вдохновлять», – поделился своей радостью ученик из России. По материалам официальной страницы VOATibetan и сайта www.voatibetan.com Просмотров: 1994 | Тэги: Авалокитешвара, Далай-лама
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |