Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
День рождения Его Святейшества Далай-ламы в Москве. Предпремьерный показ фильма «Протокол тукдама»21 июня 2023 | Версия для печати
Фонд «Сохраним Тибет» и Центр тибетской культуры и информации имеют честь пригласить вас 6 июля на праздничный вечер по случаю дня рождения духовного лидера буддистов Его Святейшества Далай-ламы XIV, которому исполняется 88 лет.
В этом году мы решили посвятить наш традиционный вечер теме, которая занимает особое место в жизни, помыслах и трудах Его Святейшества Далай-ламы, – диалогу буддизма и современной науки. Если быть точнее – диалогу буддийских ученых-философов и российских ученых, который был запущен в августе 2017 года, когда при деятельном участии академика Константина Владимировича Анохина в Дели состоялась первая конференция «Природа сознания». Его продолжением стала проведенная в мае 2018 года в Дхарамсале вторая конференция «Понимание мира» с расширенным составом участников и состоявшаяся в мае 2023 года международная конференция «Сознание животных», ставшая площадкой для взаимодействия группы международных экспертов в разных областях научного знания – поведенческой биологии, сравнительной этологии, когнитивной нейробиологии, нейробиологии человека, философии сознания и буддийской науки. Первые диалоги буддийских и российских ученых также привели к созданию Проекта исследований медитации и измененных состояний сознания, который под руководством академика Святослава Всеволодовича Медведева, с участием проф. Александра Яковлевича Каплана и при неустанной поддержке Его Святейшества Далай-ламы с 2019 года успешно осуществляется в монастырях Индии и Непала. Рассказу о ежедневной жизни проекта, к которому сегодня приковано внимание выдающихся буддийских ученых-философов и представителей современной нейронауки, посвящены новый документальный фильм «Протокол тукдама» (режиссер Игорь Янчеглов, продюсер Андриан Мельников) и книга Елены Кокуриной «Тибетские закаты. В поисках тонкого сознания», которые мы будем рады представить вашему вниманию в день рождения Его Святейшества Далай-ламы. Мы также представим вам новый сборник «Природа сознания. Беседы Далай-ламы с российскими учеными», изданный по материалам одноименной конференции. Эта книга, составленная профессором Викторией Георгиевной Лысенко (Институт философии РАН), – бесценная летопись уникальных диалогов Его Святейшества Далай-ламы с лучшими представителями российской науки и философии. Вход свободный, для участия необходима регистрация. Начало в 19:00. Вечер состоится 6 июля в концертном зале «Измайлово». г. Москва, Измайловское шоссе д. 71, к.5, 5 мин. от станции метро «Партизанская». ПРОТОКОЛ ТУКДАМА (2023)Первая часть многосерийного фильма «Протокол тукдама» (Реж. Игорь Янчеглов, продюсер Андриан Мельников) рассказывает о начале работы российского научного проекта исследования медитации, в том числе малоизученного феномена «посмертной медитации», или тукдама. В тесном сотрудничестве с буддийскими учеными-философами во главе с Его Святейшеством Далай-ламой выдающиеся российские нейроученые проводят уникальные исследования в тибетских монастырях Индии. В работе им помогают монахи-исследователи – новое поколение буддийских ученых-философов, проявляющих неподдельный интерес к экспериментальной науке. Тщательно отобранные представители буддийского духовенства получают редчайшую возможность отправиться на стажировку в научные институты Москвы и Санкт-Петербурга. Вместе с российскими учеными они будут искать ответы на трудные вопросы философии и науки – что такое сознание, как оно связано с человеческим мозгом и могут ли древние буддийские практики медитации стать ключом для понимания его природы. В этом поиске, который становится для героев одновременно научным и духовным, участникам экспедиции помогают лучшие представители философской мысли буддизма Его Святейшество Далай-лама, Тай Ситу Ринпоче, главы буддийских монастырей и опытные созерцатели. Участники экспедиции: Академик Святослав Медведев (руководитель проекта) Проф. Александр Каплан Юлия Бойцова Николай Сыров Лев Яковлев Александр Федотов Елена Кокурина Юлия Жиронкина На вечере будут представлены книги: Природа сознания. Беседы Далай-ламы с российскими учеными (М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2023)Книга «Природа сознания. Беседы Далай-ламы с российскими учеными» издана по материалам первой международной конференции «Природа сознания», которая состоялась в Нью-Дели (август 2017 г.) и положила начало реализации проекта «Фундаментальное знание: диалог российских и буддийских ученых». Организаторами конференции выступили Центр тибетской культуры и информации, фонд «Сохраним Тибет», при поддержке Московского центра исследования сознания при философском факультете МГУ. В рамках конференции члены представительной российской научной делегации выступили с докладами и провели серию дискуссий с Его Святейшеством Далай-ламой XIV, буддийскими учеными и монахами. Сборник состоит из 1) просветительских лекций о буддийской философии, прочитанных перед началом конференции буддийскими учеными-геше Дордже Дамдулом и Лхакдором, досточтимыми Барри Керзином и Тензином Приядарши; 2) докладов российских нейроученых, психологов и философов Ю. И. Александрова, К. В. Анохина, Д. Б. Волкова, Д. И. Дубровского, В. Г. Лысенко, М. В. Фаликман, Т. В. Черниговской, сопровождаемых дискуссиями между российскими и буддийскими участниками, а также 3) Приложения, в которое включены материалы круглого стола «Буддизм и наука» по результатам конференции (Институт философии РАН, октябрь 2017 г.) и выдержки из брошюры «Программа естественно-научного образования». Библиотека тибетских трудов и архивов. (Dharamsala, India, 2015). Составитель и ответственный редактор сборника: В. Г. Лысенко, руководитель сектора восточных философий Института философии РАН. Книгу предваряет предисловие академика РАН К. В. Анохина, возглавлявшего делегацию российских ученых-участников международной конференции «Природа сознания». Бесстрашная историческая личность Далай-ламы. Из предисловия к книге академика Константина Анохина, директора Института перспективных исследований мозга МГУ: ...Уникальной чертой этого диалога было участие в нем великой исторической личности – Тензина Гьяцо, Его Святейшества Далай-ламы XIV. То, что в лице Далай-ламы мир имеет великую личность, может ощутить каждый, кто имел возможность прочитать его книгу «Больше, чем религия. Этика для всего мира» [14]. А то, что это великий мыслитель, можно понять, погрузившись в другую его книгу – «Вселенная в одном атоме. Буддизм и наука на службе миру» [15]. Обсуждению идей, содержащихся в этой выдающейся книге, была посвящена еще одна встреча российских ученых с Да лай-ламой и буддийскими учеными в рамках проекта «Фундаментальное знание», состоявшаяся в 2018 году в Дхарамсале. Шопенгауэр когда-то образно выделил ключевой признак гениальности, сказав, что талант попадает в цель, в которую никто попасть не может, а гений – в цель, которую никто не видит. Но при этом на долю далеко не всех гениальных и даже великих личностей выпадает судьба сдвинуть пласты культур, изменить ход истории. То, каким образом Далай-лама увидел в буддизме особый вид науки – науки о сознании, переопределило весь диалог буддизма с современной наукой и мировой культурой в целом. Запущенные этим пониманием активные взаимодействия между двумя исторически складывавшимися платформами исследования внутреннего мира уже начались, но полный смысл стоящего за ними масштабного мировоззренческого сдвига нам все еще предстоит осознать. Говоря об этом сдвиге, я считаю необходимым отметить, что он несет в себе не только возможности нового сотрудничества, но серьезные противоречия и потенциальные риски для основополагающих идей в мировоззрениях обеих сторон. Важно учитывать, что в вопросе о природе сознания, который Шопенгауэр не случайно назвал «мировым узлом», речь идет о краеугольном принципе устройства мира. И при этом мы живем в одном-единственном мире, он не может по понедельникам, средам и пятницам подчиняться одним законам, а по вторникам, четвергам и выходным – другим. Готова ли современная наука на серьезную проверку предсказаний буддизма, которые идут вразрез с ее фундаментальными представлениями? Готов ли буддизм на проверку методами современной науки его фундаментальных представлений о причинности, диктующих те необычайные феномены психики, которые, по его убеждению, пронизывают весь мир сознающих существ? Здесь мне хотелось бы отметить еще одну черту личности Далай-ламы – ту выдающуюся отвагу, которую он проявил, инициировав сближение двух наших культур, сдвижение пластов устоявшихся в них представлений. В 2005 году мне довелось присутствовать на первом публичном выступлении Далай-ламы перед мировым сообществом нейроученых – на съезде Общества нейронаук в Вашингтоне, собравшем около 30 тысяч исследователей мозга из десятков стран мира. В своей лекции, открывавшей съезд, Далай-лама обратился к ученым с призывом к совместному исследованию сознания методами современной и буддийской науки, от третьего и от первого лица, с помощью новейших научных приборов и с помощью древних техник осознанной медитации. И, хотя эта лекция была главной лекцией съезда, многие мои коллеги объявили ей бойкот. Я помню их негодование, а также возмущение в прессе по поводу того, как наука может позволять себе вступать в контакт с эзотерическими учениями и обсуждать на своих конференциях мистические представления и ненаучные методы. Следует сказать, что все это имеет под собой весомые основания – буддизм действительно говорит о феноменах, признание реальности которых принесло бы много проблем теориям в современной науке. Можно представить, что и в буддийской среде идеи Далай-ламы по сближению буддизма и современной науки могли встретить непонимание и неприятие. Действительно, Далай-лама вспоминал на конференции, что на раннем этапе, когда он впервые серьез но задумался о диалоге с учеными, некоторые тибетские монахи и ученые-философы были настроены к этому весьма скептически. Риски необходимости менять картину мира весьма велики и с этой стороны. Необходима была большая смелость, чтобы выступить против консерватизма и веками складывавшихся устоев в обеих цивилизациях, отдавая себе ясный отчет в том, к каким последствиям в их представлениях о мире это может привести. ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ Елена Кокурина. Тибетские закаты. В поисках тонкого сознания (М.: АСТ, 2023)Книга рассказывает об уникальных экспериментах российских ученых в тибетских монастырях Индии, которым Далай-лама дал задание доказать или опровергнуть существование тукдама — посмертной медитации у опытных буддийских практиков. Герои книги — всемирно известные исследователи мозга — шаг за шагом пытаются исследовать глубинные уровни сознания, встречая на пути множество препятствий. Чтобы преодолеть их, ученым нужно измениться самим. Читатель получает уникальную возможность вместе с героями вести подлинное научное исследование, результат которого с самого начала не известен, проследить за его логикой, испытать разочарования и озарения. Действие разворачивается на фоне современной повседневной жизни тибетских буддийских монастырей в закрытых территориях Индии. Из предисловия к книге академика Константина Анохина, директора Института перспективных исследований мозга МГУ: «Это только в силу привычки мы думаем об экспедициях как о рискованных путешествиях в какие-то далекие территории географического пространства. Экспедиции бывают и отважными походами в земли, которые лежат совсем рядом с нами, но за непроницаемым пока барьером. Как, например, когда мы смотрим на себя в зеркало, но пытаемся разглядеть, что скрывается за ним. Заглянуть в Зазеркалье — так обозначила этот мир пока еще темных сторон человеческой психики академик Наталья Петровна Бехтерева. Нет смысла пересказывать повествование книги об этой экспедиции в Зазеркалье. Я хочу лишь сказать, что, на мой взгляд, такой “поход” потребовал большой отваги от его участников с обеих сторон. От команды российских ученых и от автора этой книги, потому что осмелиться заглянуть за ту сторону зеркала — это риск оказаться в глубокой темноте, потерять из вида отработанные опоры науки. Но и для Далай-ламы и буддийских участников этого исследования риски не меньше. Что если беспристрастный скальпель науки рассечет, разрушит поддерживавшиеся многими веками убеждения? Какие же открытия может принести эта экспедиция в неизвестное? Я предполагаю, что наука, как и много раз в прошлом, прольет свет на эти феномены, отбросив какие-то из них как невоспроизводимые заблуждения и найдя другим естественное место в общей научной картине мира. Однако так ли это будет и, главное, в какой степени науке придется изменить при этом свои представления о мире — это вопросы, в которых вместе с автором этой книги мы должны пока поставить многоточие…» Об авторе: Елена Кокурина – известный научный журналист с опытом работы в изданиях разного формата: «Общая газета», «Московские новости», «Русский Ньюсвик», «В мире науки». Автор книг: «Наталья Бехтерева. Код жизни», «Мегагрант», «Бессмертные». Одновременно – исследователь, занимающийся организацией международных научных проектов в области биомедицины и нейронаук. Окончила факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и магистратуру Первого московского медицинского университета им. И.М. Сеченова. Этот необычный и уникальный опыт дал возможность описывать происходящие события одновременно с двух позиций – участника и наблюдателя. Цитаты из книги: «Вот с этой самой минуты, когда Ринпоче рассказал нам свою историю и разъяснил значение своего имени, мы вступили на неизведанную территорию, соприкоснулись с параллельным миром. С того момента мы уже не могли, как ни старались поначалу, отделить буддийские представления от западных постулатов, оставить эти «тибетские метки», «значки», понятия за скобками нашего восприятия, равно как мы не могли оставить их и за рамками нашего исследования». *** «Этапы умирания – это своего рода «карта» глубоких уровней ума, которые проявляются и в повседневной жизни, но, как правило, остаются незамеченными. Мы проходим эти этапы, когда погружаемся в сон, выходим из сновидения, чихаем, падаем в обморок или испытываем оргазм, однако это происходит слишком стремительно, и уловить открывающееся после их прохождения тончайшее сознание при жизни довольно трудно. Другое дело – смерть. Она открывает практикующему, умершему от естественных причин, возможность осознанно пройти каждый ее этап, каждый уровень сознания, пока, наконец, не откроется наитончайший, который буддисты называют «ясным светом»… *** «- Джентльмен всегда должен точно знать, что он имеет в виду, когда произносит какое-то слово, - Тай Ситу Ринпоче Двенадцатый обращался ко всей нашей группе, но при этом пронизывал взглядом Святослава. Речь шла о «тукдаме». *** «В какой-то момент провожатый открыл небольшую дверь, прикрытую плотной сине-красной шторой, и мы оказались в прохладной полутемной комнате. У противоположной стены горело множество свечей, и можно было смутно различить сидящего на троне человека. Когда зажгли свет, мы с изумлением увидели, что этот человек смотрит прямо на нас…» *** «Профессора Каплана интересовали необычные состояния сознания, которые, в частности, приносят творческие удачи, он стремился заглянуть в тайну рождения этих творческих состояний, чтобы впоследствии научиться их генерировать». ПОДРОБНЕЕ О КНИГЕ Просмотров: 6068 | Тэги: Далай-лама, буддизм и наука
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |