Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
О первом дне учений Далай-ламы в Ладаке22 июля 2023 | Версия для печати
Шевацель, Ле, союзная территория Ладак, Индия, 21 июля 2023 г. – Сегодня утром вскоре после восхода солнца люди начали стекаться к площадке Шевацель. В итоге место проведения учений заполонили около 45 000 человек. Его Святейшество Далай-лама ехал из своей резиденции Шевацель Пходранг к месту проведения учений на гольфкаре. Перед ним шли монахи в церемониальных желтых шапках и трубили в рожки. Над автомобилем развевался желтый шелковый зонт. По дороге Его Святейшество улыбался и махал толпе. Тем временем перед троном местные школьники демонстрировали навыки ведения философских диспутов.
Подъезжая к площадке Шевацель, Его Святейшество Далай-лама машет рукой собравшимся. Ле, Ладак, Индия. 21 июля 2023 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). По прибытии в павильон Далай-лама выразил почтение изображению Будды и зажег перед ним лампаду. Собравшиеся гости поприветствовали духовного лидера, когда он вышел к краю сцены. Смотря по сторонам, он улыбался и махал рукой слушателям. Затем Далай-лама сделал молитвенный жест в знак приветствия, и десятки тысяч человек в ответ сложили руки у груди. Местные ламы и тулку сели вокруг трона, и Его Святейшество занял свое место. Представители Ассоциации буддистов Ладака и Ассоциации ладакских монастырей, а также спонсоры мероприятия совершили подношение мандалы. «Сегодня здесь, в Ладаке, я собираюсь передать учение, дарованное Буддой, – произнес Его Святейшество. – Все религиозные традиции учат нас быть добрыми и помогать друг другу, и я это ценю. Я ценю и уважаю все духовные традиции. Когда я посещаю разные страны и регионы, я стараюсь по возможности совершать паломничества к святым местам других религий». «Люди на земле враждуют по разным причинам, но когда они сражаются друг с другом во имя религии, становится по-настоящему горестно. Это одна из причин, почему я тружусь ради межрелигиозного согласия». «Здесь, в Ладаке, например, большинство местных жителей исповедует буддизм, но есть и многочисленная община мусульман, а также некоторое количество последователей христианства и других небуддийских традиций Индии. Они придерживаются различных философских точек зрения, однако в конечном итоге все они, так или иначе, служат другим существам. Христиане, например, известны тем, что предоставляют образование и оказывают медицинскую помощь нуждающимся. В общем, все духовные традиции приносят пользу. Поэтому важно, чтобы они пребывали в согласии друг с другом. И этого можно достичь, если представители разных традиций будут время от времени встречаться, чтобы лучше узнать друг друга». «Сегодня погода улучшилась: нет изнуряющей жары, но и не холодно. Пусть мы не видим их, но я чувствую, что послушать учения здесь собрались местные духи, божества и покровители». По прибытии на площадку Шевацель Его Святейшество Далай-лама приветствует 45000 слушателей, собравшихся на учения. Ле, Ладак, Индия. 21 июля 2023 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). «Сегодня мы изучим сочинение Гьялсэ Тогме Сангпо “Тридцать семь практик бодхисаттвы”. Автор сам был бодхисаттвой и медитировал в пещерах Нгулчу. Он выполнял многие буддийские практики, однако основной упор делал на бодхичитту, взращивание альтруистического устремления достичь состояния будды. Завтра я дарую посвящение Авалокитешвары, Будды Великого Сострадания». «Я получил объяснение этого текста от наставника из Киннаури Кхуну Ламы Ринпоче. Это очень полезное учение о бодхичитте и пути бодхисаттвы. Я медитирую о бодхичитте каждое утро, как только просыпаюсь. Нет лучшего способа достичь своих собственных целей и осуществить желания других. Бодхичитта придает мне мужества трудиться на благо всех живых существ, покуда длится пространство». «Когда я думаю о том, чтобы приносить пользу всем живым существам и никому не причинять вреда, мой ум преисполняется радости. Это хорошо сказывается на моем физическом здоровье и помогает крепко спать». Его Святейшество отметил, что люди повсеместно говорят о мире. Первая и Вторая мировые войны, потрясшие планету в прошлом веке, были временем ужасного насилия. Столько оружия было пущено в ход с одной целью – убивать и разрушать. По словам духовного лидера, до тех пор, пока мы стремимся к собственной победе и поражению других, простых заявлений о том, что нужно положить конец войне, недостаточно. Он сказал, что все мы являемся частью человеческого общества и все мы зависим от других. Далай-лама добавил, что даже если мы мыслим по-разному, это не повод воевать друг с другом. Он подчеркнул, что нам необходимо осознать единство всего человечества и устремиться к миру во всем мире. Сегодня, поскольку все мы стали гораздо более взаимозависимыми, мы должны искренне относиться друг к другу как к братьям и сестрам. Его Святейшество заметил, что с самого рождения нас воспитывают в атмосфере любви и заботы. Дети всегда открыты друг другу, они общаются непредвзято. И только взрослея, люди учатся проводить между собой различия. Его Святейшество Далай-лама обращается к собравшимся во время первого дня учений на площадке Шевацель. Ле, Ладак, Индия. 21 июля 2023 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). «Наши экономические системы могут быть устроены по-разному, но нам все равно нужно жить в мире и сотрудничать со своими собратьями. Мы должны стремиться к взаимной пользе, а не делить всех на своих и чужих». Далай-лама повторил, что просто говорить о мире недостаточно. Подлинный мир во всем мире наступит только тогда, когда мы избавимся от высокомерия и ревности, гнева и ненависти и преисполнимся любви и сострадания. Его Святейшество подчеркнул, что все мы страдаем от климатического кризиса и глобального потепления, поэтому должны помогать друг другу. «В основе человеческой природы лежит любовь, – продолжил Его Святейшество. – В самом начале жизни у нас нет желания сражаться. Но взрослея, мы постепенно учимся делить людей на “своих” и “чужих”. Вместо этого мы должны считать всех людей частью единого целого. Мир во всем мире не упадет с небес и не возникнет на земле сам собой. В трактате “Введение в мадхьямаку” (Мадхьямака-аватара) Чандракирти восхваляет ценность бодхичитты в начале, середине и конце пути. Поэтому нам следует взращивать сострадание и искоренять неблагие мысли – вот чему учит этот текст». «Лично для меня основной практикой служит бодхичитта, и моя ежедневная молитва такова: Покуда длится пространство, Пока живые живут, Пусть в мире и я останусь, Страданий рассеивать тьму». «Давайте обратимся к “Тридцати семи практикам бодхисаттвы”. Как я сказал ранее, я получил объяснение этого текста от учителя из Киннаури Кхуну Ламы Ринпоче Тензина Гьялцена. Он давал уроки поэзии моему старшему наставнику Кьябдже Лингу Ринпоче, пока они оба еще жили в Тибете. Поэтому, когда я захотел получить учения от Кхуну Ламы Ринпоче, Линг Ринпоче одобрил мое стремление». Некоторые из слушателей, прибывших на учения Его Святейшества Далай-ламы. Ле, Ладак, Индия. 21 июля 2023 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). «Встретившись с Кхуну Ламой Ринпоче, я спросил, изучал ли он “Путь бодхисаттвы” (Бодхичарья-аватара) Шантидевы, и он ответил, что на этой поэме основана его главная практика. Через некоторое время он дал мне передачу этого сочинения, и это принесло моему уму большую пользу. С тех пор я храню экземпляр этой книги у изголовья своей кровати». «У нас есть практики, связанные с божествами. Выполняя их, мы визуализируем себя в образе божеств, однако истинную пользу моему уму приносит поэма “Путь бодхисаттвы”». Обратившись к «Тридцати семи практикам бодхисаттвы», Его Святейшество отметил, что текст открывается строками почтения Авалокитешваре, который олицетворяет сострадание так же, как Манджушри олицетворяет мудрость. Благодаря молитвам, которые мы возносили в прошлом, мы теперь чувствуем близость к Авалокитешваре и начитываем его мантру. В следующей строфе автор дает обещание составить это сочинение. Далай-лама сказал, что многочисленные будды сделали своей основной практикой бодхичитту и потому принесли пользу живым существам. Мы как последователи Будды Шакьямуни тоже должны взращивать бодхичитту. Его Святейшество заявил, что все мы говорим: «Я принимаю прибежище в Будде», однако мы должны спросить себя, что означает слово «Будда». Первый слог тибетского термина «санг-гье» указывает на того, кто избавился от всех завес ума, включающих в себя разрушительные эмоции и их кармические отпечатки. Под вторым слогом подразумевается ясное видение всего, что нужно познать, например две истины. Таким образом, Будда – это тот, кто преодолел все неблагое и обрел полное, ясное знание всего, что нужно познать. Достичь совершенного пробуждения, продолжил Его Святейшество, невозможно без соответствующих причин и условий. Нам нужно не только быть полными решимости достичь состояния будды, но и устранить все разрушительные эмоции и завесы, препятствующие знанию. Для этого необходимо задействовать врожденный ум ясного света. Монах следит за текстом во время учений Его Святейшества Далай-ламы по сочинению «Тридцать семь практик бодхисаттвы». Ле, Ладак, Индия. 21 июля 2023 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). «Если вы приложите усилия, – сообщил Его Святейшество, – вам удастся развить эти качества, и вы день за днем будете продвигаться вперед. Что касается моего собственного опыта, я родился в Силинге и приехал в Центральный Тибет, чтобы узнать о Будде. Я изучал и практиковал буддийскую философию, и теперь у меня есть некоторое переживание бодхичитты и пустоты. Я не просто познакомился с этими практиками – со временем мне стало легче их выполнять». «Если вы приучите свой ум к этим практикам, то сможете увидеть внутренние преобразования. Наряду с практикой бодхичитты необходимо заниматься медитацией о пустоте. Об этом говорят все школы буддизма, но только прасангика-мадхьямака учит, что ни одно явление не существует само по себе, по своей сути. Явления существуют только как обозначения, ярлыки. Они выполняют те или иные функции, но существуют лишь на уровне обозначений, мирских условностей». «Буддийская традиция, которую мы сохранили в Тибете и во всем гималайском регионе, представляет собой полное изложение Учения, в основе которого лежат взращивание бодхичитты и постижение пустоты». «Сначала мы изучаем философские положения, а затем размышляем над смыслом того, что узнали. Это ведет к пониманию, основанному на размышлении. Затем, медитируя об этом, мы обретаем подлинное переживание учения. То, что я сейчас говорю, не пустые слова: во всем сказанном я убедился на личном примере. Вы можете взращивать бодхичитту и постигать пустоту, тем самым тренируя свой ум. Как заметил бодхисаттва, который продвигается по пути накопления и смотрит на путь подготовки, практика заключается в преобразовании ума». «Когда мы принимаем прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе, главное понять, что мы сами должны стать Буддой, Дхармой и Сангхой. В конечном итоге мы сами должны стать воплощением Будды, Дхармы и Сангхи». Его Святейшество Далай-лама дает комментарий к сочинению Гьялсэ Тогме Сангпо «Тридцать семь практик бодхисаттвы». Ле, Ладак, Индия. 21 июля 2023 г. Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ). После строфы с обещанием составить сочинение Его Святейшество прочел дальнейшие строфы, попутно выделяя сущностные составляющие практики бодхисаттв: оставить родину, уйти в уединение и – поскольку сознание, в конце концов, покинет это тело – отбросить мирские заботы. Следующие строфы призывают отказаться от дурных друзей, дорожить духовными учителями, найти прибежище в Трех драгоценностях и никогда не совершать злодеяний. «Привязанность и гнев, – подчеркнул Его Святейшество, – не являются частью природы ума. В противном случае мы никогда не чувствовали бы ничего иного. Отрицательные эмоции носят временный характер, а любовь и сострадание усиливаются, если их развивать. По своей природе ум ясен и способен к познанию». «Можно ли ослабить омрачения и полностью их устранить? Конечно. Неведение, например, не является частью природы ума, но именно из-за неведения, из-за того, что мы считаем явления существующими самостоятельно, в нас возникают гнев и ненависть. Изучите свой собственный опыт, и вы увидите, что можете преодолевать разрушительные эмоции и развивать благие состояния ума, такие как бодхичитта». «Очевидно, что мы способны преобразовывать свой ум. Вот пример: китайские коммунисты принесли тибетцам столько бед, но вместо того, чтобы гневаться на них, мы можем помнить, что они движимы неведением, и испытывать к ним сострадание. Подобный смысл заложен в строфе “Подношения духовному учителю” (лама чопа): Итак, благородные милосердные Учителя, Благословите меня, чтобы все кармические скверны И страдания моих скитающихся матерей ныне созрели во мне, И в силу даяния им моих радостей и добродетелей Все живые существа обрели счастье». Его Святейшество быстро прочитал оставшиеся строфы. Он отметил, что в 22-й строфе автор призывает не уделять внимания ложным знакам субъекта и объекта. Это созвучно взглядам как школы читтаматра, так и мадхьямака. Маленькая девочка слушает синхронный перевод и следит за текстом во время учений Его Святейшества Далай-ламы по сочинению «Тридцать семь практик бодхисаттвы». Ле, Ладак, Индия. 21 июля 2023 г. Фото: дост. Замлинг Норбу (офис ЕСДЛ). В колофоне отмечается, что сочинение было составлено бодхисаттвой Тогме Сангпо. В экземпляре Его Святейшества, который был опубликован Лхацуном Ринпоче в Тибете, издатель написал: «Желая помочь другим, но не чувствуя в себе сил на это, Потоками слез и сострадания Омываю свое лицо и сердце. И потому даю этот сердечный совет своим ученикам. Я публикую этот текст с намерением принести пользу другим, которое служит основой взращивания и практики бодхичитты Великой колесницы. В силу этого благодеяния пусть спонтанно исполнятся пожелания всех, кто поддерживает, хранит и распространяет учения всеведущего Будды Шакьямуни и, в особенности, высшую традицию, объединяющую объяснения и постижения сутры и тантры, которые даровал милостивый защитник Цонкапа. Пусть его лотосоподобные стопы пребывают непоколебимо, покуда не иссякнет круговорот бытия». Колофон завершается пожеланием, чтобы исполнялись все благие помыслы покровителя издания, некоего Дордже Цеванга. «Я знал Лхацуна Ринпоче, – поделился воспоминаниями Его Святейшество. – Ринпоче сказал мне, что однажды, когда он проводил молебен о долголетии с опорой на Белую Тару, ему было видение, как лучи света исходят из сердца Арья Тары и падают на мое изображение, находящееся поблизости. Он заверил меня, что это знак, который указывает, что я проживу долгую жизнь». «Сегодняшнее учение подошло к концу. Завтра я дарую посвящение Авалокитешвары. Поскольку эта практика относится к классу тантр действия, за завтраком вам следует воздержаться от употребления мяса, яиц и рыбы». Его Святейшество подошел к краю сцены, чтобы помахать рукой на прощание. Прежде чем сесть в гольфкар, который ожидал его у дверей павильона, он поздоровался с собравшимися поблизости людьми, в том числе с группой ладакских барабанщиков. Затем он сел в автомобиль и поехал обратно в свою резиденцию, по дороге приветствуя слушателей. Перевод: Инна Балтырева. ФОТОРЕПОРТАЖ Просмотров: 970 | Тэги: Далай-лама, Ладак
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |