Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Тибетская проблема Китая

| Еще
Только компромисс и переговоры могут восстановить спокойствие и сохранить для мира древнюю цивилизацию

Александр Владимирович Лукин - директор Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД России, доктор исторических наук.

Недавние события в Тибете, где произошли самые массовые антикитайские беспорядки за последние два десятилетия, свидетельствуют о серьезном провале в национальной политике Пекина. Сам факт этих беспорядков, причем произошедших в столь неподходящее с точки зрения Пекина время – незадолго до долгожданной Олимпиады, которой в Китае придают гипертрофированно большое значение как свидетельству всемирного признания успехов КНР, и та волна протестных акций во многих странах, которая сопровождает подготовку Олимпиады, – все это напомнило миру и самим пекинским руководителям, что Тибет – это проблема, причем проблема, которая пока не решается или решается неверно. В чем же истоки и суть этой проблемы?


Данники Срединной империи

Китайская Народная Республика сегодня – многонациональное государство. Из более чем 1,3 млрд. его населения (оценка 2007 года) около 92% составляют ханьцы (китайцы), но оставшиеся 8% – это еще 55 национальностей, из которых тибетцев около 5,5 млн. Тибетцы – народ тибет-бирманской группы, по языку, культуре, религии, традициям и даже внешнему виду они значительно отличаются от ханьцев. Для наиболее многочисленных национальностей Китая созданы пять автономных районов: Тибетский, Синьцзян-Уйгурский, Гуанси-Чжуанский, Нинся-Хуэйский и Внутренняя Монголия. Но не все тибетцы, а лишь немногим более половины их живут в Тибетском автономном районе, остальные же – в более мелких национальных образованиях, входящих в ближайшие провинции КНР. Так произошло потому, что около половины исторического Тибета не входит в состав ТАР.

На протяжении многовековой истории статус Тибета менялся. С VII по IX век н.э. это было крупное независимое государство, управлявшееся местными правителями, затем наступил период раздробленности. В XIII–XIV веках Тибет вместе с Китаем вошел в состав Монгольской империи. Его культурное влияние было столь велико, что монголы приняли тибетской буддизм. (Между прочим, эту религию сегодня исповедуют кроме самих монголов еще и несколько народов России – буряты, тувинцы и калмыки.) В дальнейшем Тибет находился в различной степени зависимости от китайских династий.

Чаще всего он платил Китаю дань, то есть входил в уникальную систему китайского миропорядка как данническое образование. Дело в том, что, согласно традиционной китайской политической теории, Китай, то есть единственное государство, находящееся в центре мира и отличающееся высокой культурой, не стремилось к физическому присоединению соседних территорий и населявших их «варварских» народов. Он шел на это лишь тогда, когда оттуда исходила реальная угроза для его безопасности. В других же случаях Срединной империи было достаточно формального признания своего культурного и политического превосходства – признания, выражающегося в периодическом принесении дани ко двору китайского императора.

Дань эта имела не материальное, но символическое, ритуальное значение (за «правильное поведение» варвары часто одаривались подарками, которые были ценнее самой дани, но варварский посол должен был совершить унизительную церемонию «коутоу» – девять раз пасть в ноги китайскому императору). В самих «варварских» государствах приношение дани часто считалось формальностью, необходимой для того, чтобы избежать неприятностей в отношениях с мощным соседом, а иногда это был инструмент для развития торговли. Но все это не означало вхождения в состав Китая. Достаточно сказать, что данниками Китая на протяжении Средних веков были Япония, Корея, Вьетнам, Бирма, а порой китайские императоры записывали в данники и Россию с другими европейскими государствами. Поэтому вхождение в китайскую данническую систему вряд ли может считаться доказательством территориальной принадлежности Китаю.

В период династии Цин (1644–1911) зависимость Тибета от Китая усилилась, значительное влияние получили два цинских чиновника, постоянно находившихся в Лхасе. Впрочем, тогда сам Китай был захвачен маньчжурами. После китайской революции 1911 года в условиях смуты и раздробленности Тибет практически был самостоятельным, хотя находившееся у власти в Китае правительство партии Гоминьдан всегда считало его частью Китая.

К тому времени в Тибете сложилась уникальная система управления. Духовным и светским лидером в одном лице стал далай-лама, глава наиболее многочисленной буддистской школы «гелугпа» («желтых шапок»), один из «живых будд» (таких в Тибете несколько тысяч), постоянно перерождающийся бодхисатва Авалокитешвара, правивший из Лхасы. Вторым по значению лидером в тибетской иерархии стал панчен-лама, живший в городе Шигадзе, – перерождение самого Будды Амитабы. Два главных ламы Китая находятся в сложных религиозно-политических отношениях между собой – они подтверждают истинность перерождения друг друга, то есть играют ключевую роль в сложной системе передачи власти.

Под властью пекинских коммунистов

Придя к власти в 1949 году, лидеры КПК решили восстановить власть над Тибетом. Однако они предпочли сделать это без применения военной силы: в 1951 году представители тибетского правительства подписали в Пекине соглашение «О мерах по мирному освобождению Тибета». Согласно 17 пунктам этого документа, Тибету предоставлялась автономия во внутренних делах и сохранялась прежняя система управления во главе с далай-ламой, а центральное правительство получало право держать в Тибете войска, охранять внешнюю границу и вести внешнюю политику.

Первое время соглашение соблюдалось, однако вскоре коммунистические реформы докатились до населенных тибетцами соседних китайских провинций. Возмущенные нарушением векового уклада жизни, они начали бороться против нововведений. Постепенно волнения перекинулись на территории, находившиеся под властью Лхасы. Отношения между Пекином и Лхасой стали крайне напряженными. В 1959 году в день китайского Нового года Далай-лама XIV был приглашен на празднование в китайскую воинскую часть. Заподозрив неладное, жители Лхасы окружили его дворец, чтобы воспрепятствовать «похищению» своего лидера. Началось антикитайское восстание, которое было жестоко подавлено армией Пекина. Сам далай-лама и многие его сторонники бежали горными тропами в Индию, где образовали тибетское правительство в изгнании. В 1965 году был создан Тибетский автономный район, в котором тибетцы допускаются в основном лишь в исполнительные и представительные органы государственной власти. В обладающих реальной властью партийных органах тибетцев практически нет (по крайней мере, я их не встречал). Все секретари КПК в ТАР всегда были ханьцами.

В отличие от Далай-ламы XIV, Панчен-лама X не отправился в изгнание, но пытался сотрудничать с Пекином. Тем не менее в 1964 году он был отправлен в тюрьму, где провел 14 лет. Выйдя на свободу, он старался использовать свое влияние для сохранения тибетской культуры. Несмотря на занимаемую им должность заместителя председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, панчен-лама смог лишь один раз, в 1989 году, посетить Тибет, где его встретили как героя. Вскоре он умер от сердечного приступа. Нового панчен-ламу, согласно традиции, как и любого другого «живого Будду», нужно было найти среди тибетских детей. Чтобы определить, что это именно он, специальная комиссия должна была установить, что кандидат удовлетворяет ряду условий: родился в положенном регионе, узнал вещи умершего панчен-ламы и т.п. В 1995 году далай-лама объявил в Индии о том, что кандидат найден. Это был шестилетний мальчик по имени Гедхуна Чокьи Ньима. Китайское правительство отреагировало немедленно и «выбрало» своего панчен-ламу, мальчика Гьяйлцэну Норбу, а Гедхун Чокьи Ньима был взят «под защиту» властями КНР, его местонахождение с тех пор неизвестно. Тибетская оппозиция называет его «самым молодым в мире политическим заключенным».

Свет и тени прогресса

Во время «культурной революции» культура Тибета была практически полностью уничтожена. Из примерно трех тысяч монастырей (в которых концентрировалась тибетская образованность) все, за исключением трех, были разрушены. Конечно, и другие районы Китая тоже пережили подобные разрушения, однако в национальных районах они, естественно, воспринимались как совершенные ханьцами. Первый раз я приехал в Тибет в 1985 году, еще студентом, сразу после того, как он был открыт для посещения иностранцами. Я думаю, только Хиросима после бомбардировки выглядела ужаснее. В то же время атмосфера была довольно свободной. Район был открыт для индивидуальных посещений, власти не препятствовали жителям выражать свои чувства по отношению к далай-ламе, портреты которого можно было встретить повсюду. В 1989 году в Тибете произошли серьезные беспорядки. Кстати, секретарем парткома ТАР тогда был нынешний китайский лидер Ху Цзиньтао, который принял решительные меры по их подавлению.

Уроки тех событий были восприняты пекинским руководством своеобразно. Было решено прекратить переговоры с далай-ламой, которые велись до этого, и запретить всякие упоминания о нем в Тибете. Были также запрещены индивидуальные посещения Тибета иностранцами, туристы могли поехать туда только в составе группы в сопровождении представителей китайских туркомпаний. В то же время лидеры КПК, по-марксистски уверенные, что все конфликты в конечном счете имеют экономическую основу, еще более решительно повели регион к современной цивилизации.

Побывав в Тибете в августе прошлого года, я увидел результаты этой политики. ТАР покрылся современными дорогами, мостами и тоннелями, проведена здесь и первая, самая высокогорная в мире железная дорога. Лхаса, где в 80-е годы было всего два-три современных здания, превратилась в стандартный провинциальный китайский городок с некоторыми тибетскими вкраплениями. Многие храмы (хотя и далеко не все) восстановили, но по ним ходят, посмеиваясь и громко разговаривая, толпы китайских туристов, которые считают далекую окраину отсталой и дикой. Даже в небольших городках появились китайские кварталы, которые, впрочем, отделены от тибетских (тибетские эмигранты обвиняют Пекин в намеренном заселении Тибета ханьцами). Тот ли это путь к прогрессу, по которому хотят идти сами тибетцы? Нынешние беспорядки – ответ на этот вопрос.

Гонконг как образец


Китайский план по развитию Тибета при одновременном насаждении там китайских ценностей и дискредитации «живых Будд», которых сами тибетцы считают истинными духовными лидерами, с самого начала таил в себе противоречия. Новая образованная элита оказалась еще более радикальной, чем возглавляемые далай-ламой умеренные эмигранты, которые не выступают за независимость, а лишь требуют реальной автономии, подобной той, что была гарантирована соглашением 1951 года. Недовольство тибетцев понятно – как можно убедить целый народ, что его боги и святые должны назначаться в Пекине? Еще труднее убедить в этом буддистов из других стран, которые к Пекину вообще не имеют никакого отношения. А именно это и пытаются сделать в китайской столице, где 1 сентября 2007 года Госуправление по делам религий ввело в действие положение, согласно которому все перерождения подлежат утверждению госорганами КНР.

Очевидно, что попытки вытравить из сознания тибетцев почитание далай-ламы обречены на провал. «Где же у вас портрет далай-ламы?» – спросил я монаха в одном монастыре. «Он здесь», – ответил он, достав медальон из-под рясы.

Сегодня китайские власти явно выжидают, пока нынешний Далай-лама XIV, которому уже за 70, отойдет в мир иной. Тогда можно будет «выбрать» своего, лояльного далая. Но навязать его тибетцам, так же как и фальшивого панчена, вряд ли удастся. Гораздо разумнее было бы вернуться к условиям соглашения 1951 года, которое давало Тибету примерно те же права, что сегодня предоставлены Гонконгу. Причем, как и в случае с Гонконгом, права Центра можно записать в соответствующем документе, который гарантировал бы права проживающих на сегодняшний день в Тибете ханьцев, оговорил бы состав представительного органа (обеспечив там большинство, дружественно настроенное по отношению к Пекину) и порядок назначения приемлемого для Пекина главы администрации. Можно сделать и так, что далай-лама, вернувшись в Лхасу, будет играть исключительно духовную, а не политическую роль, потребовать от него других уступок. Но для всего этого необходимо начать серьезные переговоры.

Подобное решение, основанное на взаимном компромиссе, успокоило бы ситуацию и сохранило бы для мира уникальную цивилизацию. В противном случае Тибет ожидают периодические беспорядки, приводящие ко все новым и новым жертвам и значительно подрывающие международный авторитет Китая.

Независимая газета
Фото: Reuters

Смотрите также:
Конфликт в Тибете: факты и пропаганда

The New Times: три точки зрения на ситуацию в Тибете
Просмотров: 7645  |  Тэги: тибет, тибетский вопрос

Комментарии:

Светлана (Гости) | 17 мая 2008 00:46  
Спасибо автору и тем, кто опубликовал эту статью. Ясно, здраво и взвешенно.
doc58 (Посетители) | 17 мая 2008 03:10  
Компромисс с коммунистами все равно, что переговоры с террористами. КАК ВЫ СЕБЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ КОМПРОМИСС С ЛЮДОЕДОМ?
miniku (Гости) | 17 мая 2008 06:46  
Уважаемый Savetibet!
Собираетесь ли Вы публиковать на Вашем сайте информацию о работе спасателей Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации в Китае?
А то без этих новостей на вашем сайте информационная картинка о событиях в Китае и Тибете выглядит несколько односторонне(((
savetibet (Администраторы) | 17 мая 2008 07:41  
Да, опубликуем. Спасибо за замечание.
Светлана (Гости) | 17 мая 2008 21:08  
doc58, а как Вы себе представляете бескомпромиссный вариант? Думаю, что убедить китайское руководство пойти на уступки - это было бы уже огромной победой, от которой можно было бы двигаться и дальше... И, может быть, постепенно, если бы удалось убедить их в том, что им же самим, если иметь в виду далекую перспективу, разумное, бескровное решение конфликта пойдет им в плюс... Что в конце концов этим они только улучшат свой имидж в глазах всего мира... Может быть, это было бы первым шагом к осознанию, а не только к внешним проявлениям... Я так же, как и Вы, к сожалению, очень сильно сомневаюсь в их способности к гибкости :( Но путей иных я не вижу...
doc58 (Посетители) | 17 мая 2008 23:42  
Дорогая Светлана,
бескомпромисный вариант - это поступить с коммунистами так же как всегда и везде. Вы же не будете утверждать, что китайские коммунисты особенные. Может быть, Светлана вы не из России? или СССР не помните? Кстати, Светлана, может вы попытаетесь ответить на мой вопрос - построим психологическую модель - может я что-то не понимаю - я далек от совершенства. Если людоед для вас экзотика - давайте заменим его убийцей. Я серьезно.
Светлана (Гости) | 18 мая 2008 00:46  
Дорогой док :) Давайте не будем ссориться, тем более, что в конечном-то итоге и я, и Вы хотим одного и того же, а именно - сохранения тибетской культуры, мировоззрения и невмешательства в дела религии, ненасилия над личностью в широком смысле, если я Вас правильно понимаю. Мне, кстати, не понятен Ваш ответ. А как поступали с коммунистам всегда и везде? Даже только в нашей стране были коммунисты, погибавшие на войне за Родину, были приспособленцы, сменившие окрас, как только поменялся ветер, были откровенные психопаты, ссылавшие в лагеря тысячи людей, в частности таких же коммунистов... И у множества российских/советских коммунистов судьбы сложились по-разному. Я, кстати, не психолог, чтобы строить психологическую модель, я - этнолог. Людоед для меня тоже может быть разный. Это может быть, например, папуас, усвоивший людоедство, как социальную норму того общества, в котором он вырос, и может быть психически больной человек, выросший в современном, например, западном обществе... И если первый в своей среде - органичен, то второго надо сажать в одиночку. Я отнюдь не оправдываю безобразия, происходящие с подачи и под руководством КПК... Причем, как по отношению к тибетцам, так и по отношению к ханьцам (а таких примеров тоже предостаточно, если желаете, могу привести). Мне просто из Ваших слов совершенно непонятно - кто в современном Китае должен что-то такое сделать с коммунистам и что именно... Или это должна быть какая-то внешняя сила? Тогда какая? И если помыслить в перспективе: к чему это приведет? Я считаю, что такой силы в Китае сейчас нет, если я правильно понимаю ситуацию. Извне она возьмется тоже навряд ли. Именно поэтому модель, предлагаемая автором статьи, под которой мы тут дискутируем, кажется мне оптимальной на данном (подчеркиваю: дан-ном) историческом этапе и вполне соотносящейся с тем, что предлагает Его Святейшество. Вы вот, например, не боитесь разве за тибетцев внутри Китая? И того, что с ними может быть? А ведь исключить, что и сейчас может оборваться множество жизней... и даже не пятая часть тибетского этноса, как это уже было. Т.е. только взывание к разуму, к конструктивным переговорам, аргументированное доказательство того, что мирное решение и в интересах китайского руководства тоже, может принести какие-то плоды, стать основой для достижения желанных целей.
Mikhael (Гости) | 18 мая 2008 01:54  
Очень жаль ,что в КПК этого не понимают(или боятся)и ещё много чего,но закон причины и следствия указом политбюро не отменить
doc58 (Посетители) | 19 мая 2008 02:29  
Дорогая Светлана,.... нет это действительно несколько неуклюже...лучше так:
Dear Светлана, я искренне прошу извинить меня, если в моих словах прозвучали нотки враждебности к Вам. Я читал до этого Ваши посты и испытываю не только глубокое уважение, но и глубокую симпатию к Вам (кстати, не пишети ли Вы на board.buddhist.ru?). В своем посте я исходил из того, что компромисс можно искать с теми с кем возможны какие-то точки соприкосновения, т.е в чем-то интересы совпадают. Проблема противостояния, волнующая нас лежит в морально-нравственной области, если я правильно понимаю. И здесь буддисты и коммунисты - антиподы, точек соприкосновения нет. А психологическое моделирование - это просто: представим, что.... Представим, что перед Вами людоед (органичный в своей среде, например). Он хочет Вас съесть. Какой компромисс Вы ему предложите? И вообще, что будете делать? Для этнолога вроде бы реальная ситуация :)...

А жизнь для буддиста... наверное страшна, когда лишена достоинства...или скорее абсурдна...

Разные коммунисты... А не становится ли приспособленец психопатом при достижении определенного уровня власти? А так ли рознится их мораль?

...Коммунист, умирающий за Родину? Красногвардейцы умирали за родину, белогвардейцы умирали за родину...Кстати, коммунисты подозрительно часто умирали за родину и за Сталина одновременно...Смысл какой-то зыбкий...

...В Китае нет силы? А кого давили танками на площади Т.? А кого держат в концлагерях, которых в Китае немало? А если коммунисты людей расстреливают каждый день - значит КПК есть кого бояться? А истинно религиозные китайцы? А китайская интеллигенция (я имею ввиду не тех у которых нет за душой ничего, кроме диплома ВУЗа? А просто умные и честные люди? Неужели их в Китае ТАК мало?
А внешняя сила - это мы ВСЕ. Вы, я, калмыки, парижане, немцы................... И пусть нас реально мало (я это понимаю и часто ужасаюсь, насколько мало) - все равно МЫ ВМЕСТЕ МОЖЕМ БОРОТЬСЯ и мы боремся. И возможно мы встречались с Вами на акциях протеста (это лишь интуиция). И в конце концов неважно, сколько продлиться борьба, ведь мы с вами знаем ее исход. Правду говорить легко и приятно...

Это лишь мои мысли и я не претендую ни на какую степень правоты. Я нахожусь лишь в самом начале ПУТИ ПОИСКА ИСТИНЫ, посему смиренно принимаю возражения и буду благодарен любому, кто поможет мне на этом пути, даже коммунисту или фашисту...

Большое спасибо за ответ, мне очень приятно общаться с Вами
СК (Гости) | 19 мая 2008 11:35  
Хорошая статья. Главная неточность - что при Цинах Тибет был в зависимости от Китая. Цины - маньчжуры, Китай был тогда частью Маньчжурской империи подобно Монголии, Тибету и Синьцзяну. Поэтому "исторические корни" оккупации Тибета, на которые любит ссылаться китайская историография, в действительности не имеют легитимности.
Д.Сухебаатар / Монголия / (Гости) | 19 мая 2008 11:40  
Там не только Тибетская проблема еще есть Внутренняя Монголия, Уйгур. В Тибетий кроме 6 млн тибетцев еще есть 7,5 мл пришельцев- ханьцев, В Внутренней Монголий кроме 3 млн монголов 17 млн ханьцев. Боремся за право свобода слова в Китай ,если это право осуществляется в китай то будет другие право в Китай. Автономная право в Тибете это вечное обман коммунистов Китая . Коммунисты только насилием решает все вопросы. От коммунизма погибли 100 млн человек.
Хотя Далай лам изгнан из Тибета, за то мир получил Далай лама и тибетский буддизм. Сейчас на Западе так сильно распространяется Буддизм что нам монголам стыдно что у нас очень медленно востановляется Буддизм национальный религия Монголий.
Паша (Гости) | 23 мая 2008 20:04  
Большое спасибо за статью!

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Май 2008    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru