Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Фоторепортаж. В Великобритании Далай-лама учит состраданию и взаимозависимости28 мая 2008 | Версия для печати
Его Святейшество Далай-лама, находящийся с визитом в Великобритании, продолжил сегодня чтение специализированных лекций по буддийской философии. В центре внимания духовного лидера тибетского буддизма текст Нагарджуны «Воспевание Ушедшего за пределы» и текст Ламы Цзонкапы «Восхваление взаимозависимого возникновения». В текстах рассматривается концепция взаимозависимости всех явлений, которую Далай-лама называет центральной и уникальной темой буддийской философии.
Несмотря на чрезвычайно сложную тематику учений, шеститысячный зал в Ноттингеме сегодня был полон так же, как и в предшествующие дни, когда Далай-лама беседовал с британскими слушателями о сострадании и смысле человеческой жизни. «Я не чувствую никаких барьеров в общении с вами, - заметил Далай-лама, предваряя серию выступлений в Ноттингеме. – Я – простой монах, но, если спуститься на более глубокий уровень, то я – прежде всего человеческое существо. Между нами нет разницы». «Мы нередко концентрируемся на вторичных вещах – разделении по религиозному признаку или национальному, забывая о базовом уровне; о том, что все мы – люди. Вторичный уровень нередко приводит к конфликтам, а базовый – к диалогу», - добавил он, призвав своих британских слушателей задавать острые вопросы, которые, способствуют анализу и проникновению в суть вещей. «Для меня нет различия, говорю я с многотысячным залом или с одним единственным собеседником», - сказал Далай-лама, обращаясь к шеститысячной аудитории зала Nottingham Arena, в котором в эти дни царит теплая, почти домашняя атмосфера. Говоря о смысле человеческого существования, Далай-лама снова и снова возвращался к теме всеобъемлющего сострадания, подчеркивая, что это свойство человеческого сознания приносит умиротворение и внутреннюю силу, помогая преодолевать возникающие на пути препятствия и страдания. Он вспоминал, как однажды, путешествуя по священному для буддистов штату Бихар и посещая Бодхгайю, где Будда достиг Просветления, а также руины крупнейшего буддийского монастыря Наланда, он увидел бедных босоногих детишек, собирающих навоз, а потом одинокого старика в грязных белых одеждах, о котором некому было позаботиться… «В то время я очень болел, - рассказывал Далай-лама. – Но ночью, когда начался приступ, я не чувствовал боли. Мое сердце переполняло сострадание к этим маленьким ребятишкам и одинокому старику…» Далай-лама называет сострадание врожденным свойством человеческого существа, появляющегося на свет из чрева матери и вынужденного с первых минут полагаться на помощь и заботу других. «В буддизме утверждается, что некоторые высокие учителя рождаются из лотоса, - говорит он. – Так же появляются на свет и в чистой стране Сукхавати. Такое рождение считается благородным, но мне лично кажется, что человек, рожденный из лотоса, скорее будет испытывать сострадание к цветку, нежели к своим собратьям». «Я лично предпочел бы рождаться из чрева матери, ведь при таком рождении приходишь в мир с сердцем, исполненным сострадания и любви», - добавляет он с улыбкой. Удивительно, но, даже преподавая сложные философские учения, Далай-лама не выбирает какого-то особого тона для общения с западной аудиторией и не пытается упрощать трудные для понимания концепции. Его философские лекции в Ноттингеме, где он постоянно цитирует Нагарджуну, Асангу и Чандракирти, ничем не отличаются от таких же лекций в Дхарамсале, где его слушают тибетские монахи и ученые мужи с колоссальным стажем обучения, размышления и медитации. Словно в подтверждение правильности своего «непредвзятого подхода» (это слово, «непредвзятый», постоянно звучит в Ноттингеме), он вспоминает своих американских друзей, которые «посвятили медитации несколько десятилетий и достигли духовных качеств, которые редко встречаются среди тибетцев». «Если что-то описано в тексте, это вызывает в западных людях желание непременно достичь подобных результатов. А тибетцы так и будут цокать языком и говорить: «Как замечательно!», - смеется он. Ему задают вопрос, почему ныне живущим ламам не достает смелости признаться, что они – просветленные. Он отвечает - не нужно ждать незамедлительных результатов, необходимо пересмотреть «концепцию времени» и приготовиться к долгому и многотрудному пути. «В некоторых текстах утверждается, что Просветления можно достичь за три года. Это нереально – напоминает коммунистическую пропаганду», - неожиданно говорит Далай-лама, заражая весь зал своим заливистым смехом. «Мы должны развивать в себе решимость неуклонно двигаться по духовному пути, из кальпы – в кальпу и думать так: «Покуда длится пространство, покуда живые живут, пусть в мире и я останусь страданий рассеивать мглу»… Такой настрой подарит нам мужество и внутреннюю силу». «Если сейчас нет просветленных, это не значит, что Просветления не существует», - уверенно добавляет он. В подготовке публичных лекций и учений Далай-ламы в Ноттингеме приняли участие шестнадцать буддийских организаций Великобритании. Все они, объединившись в сеть «Dharma Network 2008», поставили свои подписи под приглашением, направленном духовному лидеру тибетского буддизма, и совместно решали вопросы, связанные с финансовой и организационной стороной визита. В Ноттингеме также гостят монахи тибетского монастыря Таши Лумпо, расположенного в штате Карнатака (Южная Индия), которые возводят в дни визита Далай-ламы песочную мандалу Ваджрасаттвы. Завтра, в последний день пребывания Далай-ламы в Ноттингеме, духовный лидер тибетского буддизма даст своим британским последователям посвящение Ваджрасаттвы. Юлия Жиронкина Ноттингем Великобритания Фоторепортаж: Просмотров: 3606 | Тэги: Далай-лама
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |