Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Мнение: Отреклись от Далай-ламы?4 сентября 2009 | Версия для печати
Константин Воронов, «Вечерний Улан-Удэ – Неделя»
Заявления, озвученные президентом РФ Дмитрием Медведевым и Пандито Хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым прозвучали аккурат перед новостью о том, что Его Святейшество Далай-лама XIV не сможет посетить Бурятию. Будучи в Иволгинском дацане Бурятии, глава РФ объявил о том, что власти, несмотря на финансовый кризис, будут поддерживать традиционные религии России, обходясь без помощи из-за рубежа. В то же время, Дамба Аюшеев несколько раз в общении с президентом и в разговоре с представителями СМИ отметил, что Буддийская традиционная Сангха России самодостаточна. На первый взгляд, в этих заявлениях нет ничего любопытного, но их «двойное дно» обнаружилось, когда пришло известие о том, что визит Далай-ламы в республику, намеченный на 3 сентября, не состоится. Для многих верующих эта новость была шокирующей. Ведь подготовка к визиту шла задолго до этого дня, в ней приняли участие не только буддийские общины, но и Бурятский научный центр во главе с председателем Борисом Базаровым. Последний раз Его Святейшество посетил республику в 1992 году. Тогда же в Бурятии побывал президент РФ Борис Ельцин. Поэтому многие логично посчитали, что оба визита придутся и на этот год. Однако чуда не произошло. Что это, чья то ошибка или злой умысел? Не повлиял ли визит господина Медведева на приезд Далай-ламы? Божественный президент В нашем повествовании стоит вернуться к вопросу о Белой Таре – семиоком божестве, чьим воплощением, или аватаром, стал Дмитрий Медведев. Новость эта обрела довольно широкий резонанс. Так, Игумен Сергий (Рыбко), возмущенный признанием президента России богиней Белой Тары, обвинил бурятских лам в меркантильности и лицемерии. Как передавало ИА «Новый регион», настоятель храма во имя сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище Москвы заявил, что «Язычники показали свою сущность, лукавую и лицемерную. Все это не бескорыстно, разумеется». Однако, мнение игумена Сергия – не показатель, так как он известен своими нетривиальными взглядами, в частности поддерживает «русские марши» и выступает с проповедями на рок-концертах, за что бывает частенько критикуем братьями во Христе. Другое дело – ученые-буддологи, профессионально изучающие тему. Как заявляли ламы из БТСР, традиция провозглашения правителей России идет от первого Пандито Хамбо-ламы Дамба-Доржо Заяева, интронизированного в 1764 году. Дескать, в благодарность за официальное признание буддизма в Российской империи, Заяев объявил Екатерину II воплощением Белой Тары. - На самом деле, этот вопрос очень спорный, - утверждает буддолог Николай Цыремпилов, хранитель восточных рукописей ИМБиТ СО РАН. - Честно говоря, мне не попадалось ни одного упоминания об этом обряде ни в одном источнике тех лет, включая биографию самого Дамба-Доржо Заяева. Упоминание об этом есть разве что в старинных фольклорных песнях. Что касается постоянно называвшейся процедуры «простирания», то в последний раз это делалось при коронации Николая II. Но там подобную процедуру исполняли все присутствовавшие, не только буддисты. Ведущий российский буддолог Андрей Терентьев, ученик геше Жимба Жамцо Цыденова, назвал подобную раздачу титулов профанацией. Также господин Терентьев, как передавало ИА «Век», обрушился с критикой на Дамбу Аюшеева, заявив, что тот, будучи ламой-мирянином, ходит в красных монашеских одеждах. Впрочем, если не углубляться в теологическо-исторические споры, стоит задуматься о двух моментах. Во-первых, в XVIII веке государь официально именовался «Божиею милостью Мы, Император и Самодержец Всероссийский» и признавался помазанником божьим православной церковью. Соответственно, когда его (точнее, ее) объявили еще и воплощением Белой Тары, это было вполне логично. О божественной сущности президента России в Конституции ничего не сказано. Во-вторых, настоятель Петербургского дацана Буда Бадмаев в интервью «Закс.ру» отметил, что, оказывается, Белой Тарой признавали и Бориса Ельцина, и Владимира Путина. Интересно, что происходило с ними после ухода с поста президента РФ, потеряли ли они автоматически свою божественную сущность? Ну, и напоследок, как отнесся к такой инициативе Далай-лама? «Мы самодостаточны» За этой фразой Пандито Хамбо-ламы стоит довольно многое. С 1995 года, когда Дамба Аюшеев был избран на этот пост, между ним и Далай-ламой XIV Тензином Гьятсо практически нет отношения. Хамбо-лама неоднократно делал заявления о том, что Буддийская традиционная Сангха России, которую он возглавляет, держит курс на бурятский буддизм. По большому счету, это означает автокефальность, независимость от Далай-ламы даже как от номинального духовного лидера буддистов школы Гелугпа. В то же время, в этом году Дамба Аюшеев встретился с Его Святейшеством Кармапой Тринлеем Тхайе Дордже, лидером буддистов школы Карма Кагью, посетившим Бурятию. Однако этого Кармапу признает таковым довольно немногочисленная группа последователей школы Кагью, в основном, это сторонники ламы Оле Нидала, живущие в Европе. Тензин Гьятсо и лидеры других крупных школ тибетского буддизма - Сакья и Ньингма - признают XVII Кармапой Ургьена Тринле Дордже, ныне проживающего неподалеку от Дхарамсалы – резиденции Далай-ламы. Причем сам Далай-лама намекал, что, вполне возможно, именно Кармапа станет регентом тибетского правительства в изгнании, после того, как окончится жизненный путь Тензина Гьятсо. Таким образом, Аюшеев совершил довольно нелояльный поступок по отношению к Далай-ламе, приняв «оппозиционного» Кармапу. Поневоле встает вопрос, нужен ли Дамбе Аюшееву приезд Тензина Гьятсо в Бурятию? Стоит отметить, что основную работу по приглашению тибетского лидера в изгнании ведут общины «Ламрим» и «Зеленая Тара», которые находятся в оппозиции БТСР. Кенсур (экс-Пандито Хамбо-лама) Чой-Доржи Будаев, некогда «свергнутый» Аюшеевым, заявлял, что не понимает позиции БТСР по отношению к визиту Далай-ламы. В 2005 году Улан-Удэ посетил Его Святейшество Богдо-гэгээн, как принято считать, третий иерарх школы Гелугпа после Панчен и Далай-лам. БТСР во главе с Аюшеевым сделала вид, что не заметили приезда высокого гостя, принимали Богдо-гэгээна все те же «Ламрим» и «Зеленая Тара». Это отношение было весьма показательно. Именно тогда укрепилось мнение, что единственным препятствием к визиту Далай-ламы в Бурятию является позиция Дамбы Аюшеева. В то же время, взращивая «бурятский буддизм», Хамбо-лама, делает, возможно, шаг к предотвращению будущего конфликта. Ведь, как известно, Панчен-лама, долженствующий быть учителем следующего Далай-ламы, похищен китайцами и местонахождение его неизвестно. Вместо него Китай лоббирует своего Панчен-ламу, и вполне возможно, после ухода Тензина Гьятсо, следующее его перерождение будет «найдено в Китае», и Далай-лама XV будет подконтролен китайским властям. Однако пока форма «бурятского буддизма» далека от идеала. Пока же она, по большому счету, является инструментом для разрешения неких бытовых проблем, проведения разного рода, казалось бы, религиозных, а на поверку, фактически светских праздников. Также практически отсутствует институт монашества, почти все ламы БТСР – миряне, не принимавшие обетов. Возвращаясь к визиту президента Медведева, стоит вспомнить, что глава государства напомнил, что в России зарегистрированы 203 буддийские организации. Если читать между строк – БТСР лишь «первая среди равных», пожалуй, самая влиятельная и многочисленная сангха, но отнюдь не представляет собой организацию, представляющую всех буддистов РФ. А Аюшеев - отнюдь не глава буддистов России. ИА «Байкал Медиа Консалтинг» Просмотров: 6167 | Тэги: Далай-лама и Россия
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |