Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Геше Лхакдор: вопросы и ответы

| Еще
Внимание! С 3 по 9 декабря в Дхарамсале, Индия, геше Лхакдор, директор Библиотеки тибетских трудов и архивов, даст разъяснительные комментарии по тексту Гьялсэ Тогме Сангпо «З7 практик Бодхисаттвы» и тантрической практике Гухьясамаджи в рамках учений Его Святейшества Далай-ламы XIV для буддистов России Подробнее...

Геше Лхакдор: вопросы и ответы- Не могли бы вы объяснить смысл принятия Прибежища? Какие обязательства налагаются на человека, который принимает Прибежище?

Мне кажется, что здесь уже все буддисты, или нет? Если кто-нибудь спросит вас: «Вы буддисты?», скажите: «Да, мы буддисты!» Почему? Если ответите: «Потому что я калмык, или потому что я родился в буддийской стране, или потому что родители - буддисты», то все это будут неправильные ответы. Теперь вы должны узнать правильный ответ на этот вопрос. Он звучит следующим образом: потому что я принимаю Прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе. Вот эту фразу вы должны быть способны произнести. Сначала нам нужно ее произнести, ну а потом понадобятся более обстоятельные беседы. Например, вам нужно будет ответить на вопрос, что значит принимать Прибежище и так далее.

Мы, тибетцы, стали беженцами, проживающими в Индии. Почему? Потому что у нас на родине возникли проблемы, на нашу родину пришли незваные гости, и мы обратились за прибежищем в Индию. Итак, человеческая природа такова, что мы постоянно ищем прибежища в том или ином, когда нам плохо. В этом смысле буддизм дает рекомендации, полностью отвечающие человеческой природе. Когда мы проголодались, то ищем прибежища в еде; когда хотим пить, то принимаем прибежище в воде; когда пошел дождик, то наше прибежище - зонтик.

Вы спросите: «Ну, это все понятно, но по какой причине мы ищем Прибежище именно в Будде, Дхарме и Сангхе?» Это Прибежище мы принимаем в основном по причинам ментального характера. «Хорошо, - скажете вы, - но почему у нас три объекта Прибежища? Может быть, лучше больше [объектов Прибежища] или, наоборот, достаточно одного? Почему три?»

Здесь я вам приведу такой пример: когда вы заболеваете, а в особенности, если вы заболели очень тяжело, то вам нужен доктор, но одного доктора недостаточно, нужно, чтобы он еще вам выписал лекарство. Лекарств и снадобий тоже недостаточно, ведь вы очень больны и не можете сами о себе позаботиться, значит вам нужен помощник: родственник, друг или медсестра - тот кто будет подавать вам еду и лекарство. Если ваше тело разбито болезнью, то вам необходимы эти три компонента. Сейчас же мы больны ментально: очень часто злимся, а когда злимся, моментально заболеваем. Все эти негативные эмоции заставляют нас страдать, гнев разрушает нашу семью, уничтожает счастье. Убийства, происходящие по всему миру, возникают из-за гнева. Подобным образом действует и привязанность - она тоже влечет за собой много проблем. Из-за привязанности к противоположному полу возникают разводы, ссоры внутри семьи, и опять же рождаются ненависть, ревность, зависть, нетерпение, гордыня. Из-за этих негативных эмоций вы можете заболеть, но вы не хотите болеть, вы хотите исцеления для своего ума. И тот хороший, опытный доктор, который вам поможет, - это Будда. Это полностью просветленное существо, без изъянов, существо сострадательное ко всем. Но одного Будды недостаточно: если вы не примите его лекарство, то не сможете поправиться. Подобным образом, если вы не понимаете его учение, не практикуете его учение, то болезнь вашего ума не уйдет. Но если я, допустим, единственный во всей стране буддист, и у меня нет никакой поддержки, нет команды, то откуда же взяться вдохновению, чтобы вступить на на путь? Без Сангхи трудно практиковать, люди, которые практикуют то же учение, что и вы, необходимы.

Молитву Прибежища вы должны повторять каждое утро, как можно чаще. В традиции буддизма никакой лама не сможет превратить вас в буддиста. Вам нужны знания, и затем, если вы осознаете, что вам действительно нужны Будда, Дхарма и Сангха и принимаете решение быть буддистом, то вы становитесь настоящим буддистом. В основе лежат знания. Внешняя сила не может превратить вас в буддиста. Конечно, большинство из вас просто по рождению, по месту проживания считают себя буддистами, и в этом плане у вас очень хорошая окружающая среда, хорошие условия для развития. У вас хорошо развита преданность и вера.

- Есть ли доказательства существования прошлой и будущей жизни?

Конечно, доказательства есть. Многие люди помнят свои прошлые жизни. Один американский ученый, который не является буддистом, на протяжении 30-ти лет проводил исследования процесса реинкарнации. Сначала его эксперименты проводились в азиатских странах, затем - на Западе. Он записал рассказы о прошлой жизни тысячи двухсот человек и выяснил, что более яркие воспоминания сохраняются у детей в возрасте 3-4-х лет. Свои прошлые жизни помнят также люди, умершие не естественной, а насильственной смертью или же погибшие в результате аварии. Когда он анализировал все эти истории, то пришел к выводу, что в основном все их воспоминания одинаковы, в том смысле, что имеют одну тенденцию: из прошлого в новое рождение переходят либо привычки, либо внешние признаки. Один человек очень хорошо помнил, что его убили в прошлой жизни: пуля вошла в затылок и вышла через лоб, и, что интересно, у него в нынешнем рождении осталось два больших вздутия на затылке и на лбу. Я советую вам прочесть эту книгу...

И, конечно же, в буддийских учениях есть множество историй, служащих подтверждениями реинкарнации. Вы, наверное, замечаете, что ночью вам часто снится то, чем вы занимались днем - ваши переживания всплывают в сновидениях. Такой же принцип лежит в основе череды наших перерождений. Днем мы не успеваем задуматься о происходящем, потому что очень заняты. Когда же закрываем глаза, наши органы чувств перестают функционировать; пробуждается ментальное сознание и начинает показывать разные картинки.

- Что будет после того, как мы достигнем Просветления, станем Буддами?

Ничего особенного: мы просто продолжим работать на благо других существ. Это задача остается главной. Но для того чтобы помогать окружающим, незачем ждать Пробуждения: если мы ставим такую задачу, то можем взяться за ее воплощение уже сейчас.

- Как любовь и сострадание рассматриваются в учении Будды?


Очень легко понять, что такое любовь, если вспомнить о том, как мать любит своего ребенка. Это, конечно, не любовь в ее совершенной форме, потому что основой этой любви служит не понимание, что ребенок желает счастья и не желает страдать, но привязанность по большей части. Но эта любовь гораздо более чистая, чем любовь между мужем и женой. Разумеется, бывают исключения.

- Есть ли параллели между психотерапией и буддийской философией?


Геше Лхакдор: вопросы и ответыНа самом деле, все, о чем я сейчас говорю, можно назвать психотерапией. Например, когда мы обсуждаем вред гнева и объясняем, что злость приводит к страданиям. Это и зовется буддийской психотерапией. Вы сами можете стать буддийским психотерапевтом, сказав другому: «Не стоит злиться - твоё лицо становится некрасивым, и ты ведешь себя как сумасшедший. Разрушается твое здоровье. Если будешь гневаться, посеешь ссоры в семье или можешь совсем ее потерять». В этом отношении у буддистов большой опыт. Мы очень хорошо медитируем о гневе. Когда мы осознаем, что гнев обладает разрушающей силой, то постепенно начинаем работать с этой эмоцией, заменять ее любящей добротой. Это терапия.

- Что делать, если на первом этапе не получается медитировать, если визуализация очень слабая?

Получается или нет - все равно будьте счастливы. Главное не заставлять свой ум: можете принуждать своё тело, но ум принуждать не нужно. Китайцы посадили в тюрьмы многих тибетцев, однако только на физическом уровне - ум тибетцев в тюрьму они посадить так и не смогли. Особенно на начальных этапах не насилуйте свой ум: он может поменяться только в том случае, если вы объясните ему причину. Поначалу добейтесь краткой концентрации очень хорошего уровня. И еще: если не можете что-то запомнить - забудьте! Когда пытаешься что-то забыть, наоборот запоминаешь.

- Что вы думаете о феномене Хамбо-ламы Итигелова?

Подобные истории есть и в Индии. В целом все возможно. Тело Ламы Цонкапы - автора текста, который мы сегодня с вами рассматриваем, было забальзамировано и хранилось в Потале. Тело одно великого ламы хранится в маленьком храме тибетского поселения в Индии, откуда я родом. Он умер очень давно. Все это произошло на моих глазах. Он скончался в Непале, и его тело решили перевезти в Индию, в разных частях которой индийское правительство выдало тибетцам места под поселения. Предстоял довольно долгий путь. Индийцы говорили, что тело непременно начнет разлагаться в условиях жары. К тому моменту уже миновало какое-то количество дней после смерти учителя, но тело не разлагалось. И когда индийцы по предложению тибетцев взяли у покойного анализ, обнаружилось, что его кровь живая. Люди рассказывали мне, что иногда у него растут волосы, и их приходится стричь. Но самое удивительное, когда в эту деревню приходит какая-либо эпидемия, на теле этого святого также выступают прыщи или покраснения. И как только у него появляются признаки болезни, эпидемия в деревне прекращается.

Такие случаи были и в Дхарамсале: учителя умирали, врачи фиксировали смерть, но на самом деле ламы продолжали находиться в медитации. Например, учитель Его Святейшества Далай-ламы на протяжении тридцати дней [после смерти] находился в состоянии глубокой медитации. Примерно 3 года назад в результате сложной болезни скончался один из держателей трона монастыря Ганден. Это случилось в индийской больнице. Я его очень хорошо знал. Ученики наставника повезли тело в монастырь и посадили на трон, так как он был в медитации и оставался в ней около девятнадцати дней.

Это не выдуманные истории. Многие люди получали доступ к этому телу - не только тибетцы, но и индийцы, европейцы. Когда тонкий ум находится в медитации, то даже когда тело становится мертвым, оно не разлагается. Когда же ум окончательно покидает тело, то тогда из носа идет кровь и человек умирает.

- В последнее время буддизм стремительно развивается в мире, и вместе с этим происходит незаметный отток традиционных буддистов во псевдохристианские, псевдобуддийские организации, которые можно назвать сектами. В связи с этим не кажется ли вам, что для российских, как и для казахских, украинских и других буддистов следует перевести Учение Будды на русский язык и это поможет детям и взрослым буддистам понять суть настоящего учения?

Это очень хороший вопрос. Конечно, мы должны переводить Учение Будды, и сегодня это было предметом нашего обсуждения с Шаджин-ламой Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и также другими представителями Центрального хурула. Но очень важно понимать, что буддисты не стараются обратить христиан или представителей каких-то других религий в буддизм, и одновременно христиане также не должны стараться обратить в христианство буддистов. Однако судя по тем данным, которые я получил от людей, с которыми общался здесь, такие процессы в вашей республике не имеют больших масштабов.

Мы считаем, что разные религии можно сравнить с разными яствами, блюдам на праздничном столе. Я могу сказать, что мне нравится рис, а мой друг скажет, что он любит хлеб. Я не могу заставлять своего друга есть рис вместе со мной, потому что эта еда нравится мне. Для калмыков буддизм является подходящей религией, но многим нашим русским друзьям больше подходит христианство, поэтому живите в согласии, ведь обедая за одним столом, мы же не ссоримся из-за наших кулинарных предпочтений. Это глупо. Ссориться из-за того, чья религия лучше, тоже неправильно. Я всегда говорю своим братьям буддистам в разных странах мира, что буддизм не сводится к одним только размышлениям. Это образ жизни, поэтому мы не должны ограничиваться молитвами, но должны работать в обществе, основывать школы, создавать больницы, публиковать красивые книги, получать хорошее образование - не только буддийское, но и современное. Буддизм - не просто слова, его нужно применять на практике, это очень важно, особенно сегодня, когда древние способы буддийской практики не всегда нам подходят.

- Буддизм в России стремительно развивается. Совсем недавно в Элисту приезжал известный американский буддолог профессор Берзин. Он сказал, что следующим Далай-ламой вполне может стать и гражданин России и в том числе и житель Калмыкии. А что вы думаете по этому поводу?

Вот это я предсказать не могу, но Его Святейшество Далай-лама совершенно отчетливо сказал, что его следующее воплощение будет найдено в свободной стране. Ведь китайское руководство хотело бы противоположного: как можно быстрее найти какого-нибудь ребенка и назвать его новым Далай-ламой. Вы знаете, что именно так они поступили с Панчен-ламой, но это просто шутка, а не Панчен-лама. Коммунистическое правительство, которое никак не опирается на основы религии, вдруг выбирает религиозного лидера. Это смешно. Сейчас все молимся о том, чтобы жизнь Его Святейшества была очень и очень долгой.

Из бесед с учениками в Калмыкии
Текст подготовили: Юлия Багонова, Нарн Шалхаков


Буддизм в Калмыкии


Геше Лхакдор: вопросы и ответыГеше (доктор буддийской философии) Лхакдор, чей голос хорошо известен тем, кто посещает учения Его Святейшества Далай-ламы в Индии, выступит с лекциями в Калмыкии, Москве и Санкт-Петербурге.

Достопочтимый геше Лхакдор родился в Якре, на западе Тибета. В 1959 году, после захвата страны Китаем, он покинул Тибет и ушел в изгнание в Индию. Вскоре он принял обеты монаха-послушника и поступил на обучение в Центральную школу для тибетцев в Далхаузи (Индия). Высшее философское образование он получил в Институте буддийской философии и диалектики в Дхарамсале, где расположена резиденция Его Святейшества Далай-ламы.

В августе 1989 года геше Лхакдор поступил на работу в Канцелярию Его Святейшества Далай-ламы в качестве советника по религиозным вопросам и личного переводчика духовного лидера буддистов. Он работал на этом посту в течение 16 лет, сопровождая Далай-ламу в его поездках по более чем тридцати странам Южной и Северной Америки, Европы, Австралии, Африки и Азии. В составе делегации Его Святейшества Далай-ламы он посещал Россию в 90-х годах и 2004 году во время краткого визита духовного лидера в Калмыкию.

С 2005 года геше Лхакдор возглавляет Библиотеку тибетских трудов и архивов – крупнейший научный и исследовательский центр по сохранению буддийского наследия Тибета в Дхарамсале (Индия).

Геше Лхакдору присвоен целый ряд почетных званий. Он - советник Института мудрости и сострадания в Лебралинге, Франция; почетный профессор кафедры психологии Делийского университета; почетный профессор Университета Британской Колумбии, Канада; попечитель Фонда всеобщей ответственности, основанного Его Святейшеством Далай-ламой.

Геше Лхакдор принимал участие в переводе и подготовке к изданию многих книг Его Святейшества Далай-ламы. При его непосредственном участии выпущены книги «Путь к свободе», «Искусство жить и умирать в мире», «Пробуждение ума и просветление сердца» и «Ступени медитации». Он - автор и переводчик множества статей, интервью и других публикаций о Тибете и буддийской культуре. Готовятся к изданию его переводы книг: Далай-лама Пятый. «Слово Манджушри»; Дагпо Нгаванг Дагпа «Сущность совершенных учений».


Смотрите также:



В помещении Культурного центра «Новый Акрополь» 1 марта состоялась встреча с геше Лхакдором, директором Библиотеки тибетских трудов и архивов, личным переводчиком Далай-ламы, автором и переводчиком множества книг, статей, интервью и других публикаций о Тибете и буддийской культуре, человеком мудрым, добрым, искренним и очень живым. Желающих послушать его выступление было так много, что места в зале не хватило, люди сидели в коридоре и в зале прямо на краю сцены. Встреча прошла на одном дыхании в атмосфере простоты, ясности, убедительности и доброты. Ведь самые главные для человека истины, всегда самые ясные и простые. Геше Лхакдор рассказывал о жизни и смерти, религии и науке, о любви, доброте, справедливости, искренности, сострадании и много о чем ещё. О смехе, например. Рассказывал образно, с добрым юмором, с такой мудростью и глубиной и с такой любовью, что никого не оставил равнодушным...




"Буддийское образование для буддийского сообщества"
Пресс-конференция в главном буддийском храме Калмыкии "Золотая обитель Будды Шакьямуни"
Просмотров: 3005

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Июнь 2010    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru