Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Ю. Пучко. Новая глава в истории светского образования

1 апреля 2024 | Версия для печати
| Еще
Ю. Пучко. Новая глава в истории светского образования
Встреча Его Святейшества Далай-ламы с выпускниками новой программы докторантуры. Фото: Офис Далай-ламы.

20 ноября 2023 года в Институте им. Далай-ламы в Бенгалуру (Бангалоре) состоялась торжественная церемония чествования первых семи докторов тибетологии, прошедших подготовку и аттестацию по новой для тибетской системы высшего светского образования программе, запущенной в 2016 году.

Информация об этом событии, знаковом не только для тибетской диаспоры в Индии, но и для мировой тибетологии в целом, появилась в тибетских источниках с некоторым опозданием, а в русско- и англоязычных средствах массовой информации оно не освещалось вовсе.

Прежде чем приступить к детальному рассмотрению заслуг соискателей, коих, нужно отметить, огромное множество, и работ, которыми они доказали свою академическую состоятельность, мы познакомимся с впечатлениями от состоявшегося события, которыми поделился один из героев описываемого дня – доктор исторических наук Цандрук Тоб.

Особая радость и большая ответственность


По словам учёного, все соискатели и до описываемого события трудились на благо тибетского сообщества Индии, работая в разных областях системы образования, воспитывая и обучая новое поколение тибетцев. Однако получение степени доктора наук в стенах института, носящего имя Далай-ламы, возложило на их плечи ещё большую ответственность за сохранение тибетского языка, тибетской культуры и тибетской идентичности в целом.

Рассуждая же о персональной связи с именем Его Святейшества посредством стен ВУЗа, он отметил, что на ум невольно приходят мысли об огромной удаче и возможном наличии некоторого количества духовных заслуг. Первая мысль наполняет его сердце особой радостью, а вторая – воодушевлением и внутренней уверенностью, необходимой для дальнейшей работы.

О преимуществах и недостатках докторантуры Института


Поделился Цандрук Тоб и своим видением преимуществ и недостатков новой программы. Он отметил, что в настоящее время во всём мире, в том числе и в самом Тибете, подготовлено достаточное количество докторов наук, занимающихся исследованиями в различных областях тибетологии. Среди них есть и этнические тибетцы, и представители других национальностей. Но все они зачастую сталкиваются с множеством трудностей, которые не могут не сказаться на качестве проводимых исследований.

Самые очевидные – проблемы социального характера, выражающиеся, в первую очередь, в языковых ограничениях. Писать тематическую диссертацию и проводить защиту необходимо на языке носителей страны пребывания. Тибетцы, недавно сменившие гражданскую принадлежность, прекрасно владеют тибетским языком, но испытывают трудности с языком представителей титульной национальности. Для эмигрантов во втором поколении иностранный язык становится основным, но неизбежно возникают трудности с пониманием уже тибетского языка. К тому же на языковые проблемы могут накладываться культурные – научные руководители в ряде случаев плохо осведомлены о культурных особенностях тибетцев.

С подобными трудностями сталкиваются и учёные, проживающие в Тибете. Защита докторской степени без знания китайского языка в большинстве случаев невозможна. К тому же такие ученые испытывают трудности административного и бюрократического характера, лишающие исследователя свободы в изысканиях и комфорта в работе.

В противоположность этому выпускники докторантуры Института им. Далай-ламы не сталкивались в своих исследованиях с проблемами описанного характера. Все они живут внутри тибетского сообщества, у каждого за плечами многолетний стаж работы после окончания ВУЗа. Заслужили они авторитет и в научных кругах (среди новоиспечённых докторов есть обладатели степени геше-лхарампы – высшей учёной степени в системе традиционного тибетского образования). Обладая такими прочными культурными и социальными основами, соискатели проводили свои исследования в условиях ничем не ограниченной свободы.

К минусам же программы доктор Цандруб Тоб отнёс худшие по сравнению с институтами западных стран материально-технические условия, необходимые для проведения исследований.

Краткая информация о соискателях и их научных трудах


Доктор философских, а теперь и тибетологических наук геше-лхарампа Ронво Лобсан Нендраг – заведующий отделом «Собрания сочинений Далай-ламы» в офисе Его Святейшества «Гаден Пходранг». Область исследований – тайная мантра. Тема диссертации – «Важнейшие вопросы проявления признаков тонких уровней сознания и энергетических ветров».

Доктор философских и тибетологических наук геше Лобсан Мёнлам – бессменный директор основанного им научно-исследовательского института информационных технологий, разработчик одноимённого программного обеспечения, создатель электронных словарей на тибетском языке. Область исследований – библиотечно-информационная деятельность. Тема диссертации – «Создание и ведение электронных библиотек».

Доктор исторических наук Сонам Гьялцен – один из опытнейших сотрудников в системе высшего образования, посвятивший ей более двадцати пяти лет, старший преподаватель Колледжа высшей тибетологии в Сара. Область исследований – тибетская история. Тема диссертации – «Линия преемственности Далай-лам в контексте отношений с императорами маньчжурской династии Цин».

Доктор исторических наук Менщар Лодрё – бывший (а ныне почётный) директор Института тибетской культуры в Норбулинке. Область исследований – средневековая история. Тема диссертации – «Тибетско-китайские отношения в эпоху империи Тан».

Доктор филологических наук Адрук Кончок – преподаватель кафедры тибетской литературы Института им. Далай-ламы в Бенгалуру. Область исследований – филология. Тема диссертации – «Отличительные признаки поэзии Дже Цонкапы».

Доктор философских и филологических наук геше Лобсан Нёдруп – профессор кафедры грамматики тибетского языка Института им. Далай-ламы. Область исследований – тибетская лингвистика. Тема диссертации – «Об особенностях орфографии глаголов, вызванных их временны́ми изменениями».

Доктор исторических наук Цандрук Тоб – обладатель стажа пятнадцатилетней работы старшим преподавателем (доцентом) Колледжа высшей тибетологии в Сара. Область исследований – историческая политология. Тема диссертации – «Ошибки правления регентов Ретинга и Тагдрага в критические для политической и религиозной сфер жизни Тибета времена с 1934 по 1954 годы».

Что скрыто за сухими фактами биографий


Данная в самом начале оценка описываемого события как «знакового для мировой тибетологии» может показаться завышенной. Да, автор, читая список фамилий, должностей и диссертаций, испытывает чувство благоговения, но, возможно, его восприятие субъективно. Давайте вместе разберёмся, насколько оно соответствует действительности.

Доктор Цандрук Тоб уже раскрыл некоторые особенности новой программы, которые в теории должны обеспечить высочайшее качество исследований, недоступное для учёных в других странах. Но так ли это на практике? Какую неоспоримую пользу принесли новоиспечённые доктора наук, например, русскоязычному читателю?

Без электронных словарей, в том числе философских, геше Лобсан Мёнлама трудно представить работу над переводом классических буддийских трудов. Не будет преувеличением, если мы скажем, что ими пользуются все современные переводчики с тибетского. Без словарей, разработанных под руководством геше, качество, например, данной статьи снизилось бы многократно.

Без бесперебойного функционирования отдела «Собрания сочинений Далай-ламы» в офисе Его Святейшества мы не смогли бы прочитать ни одной его работы, и в свет не вышли бы важнейшие для мировой философии труды, такие как «Наука и философия в классических индийских буддистских текстах».

Дальше последует ещё более личная и, возможно, более субъективная оценка. Без работы исследовательского отдела Института тибетской культуры в Норбулинке и его печатного издания невозможно было бы написание статьей автора об атрибутах тибетского Лосара и, в частности, о тибетских хатагах.

Без учебников по тибетской истории и культуре, изданных Колледжем высшей тибетологии в Сара, в составлении которых участвовали указанные преподаватели, невозможно было бы написание большинства статей автора. Читатель не прочёл бы ни исторические сведения о тибетском Лосаре, ни сведения о различных тибетских календарях. Без личных разъяснений доктора Цандрук Тоба, касающихся принципов действия традиционных ткацких и прядильных станков, невозможно было бы написать полноценную статью о тибетских палатках и т. д.

Объяснять значение диссертационных работ особого смысла нет – их названия говорят сами за себя, и в дополнительной рекламе они не нуждаются.

О светской системе образования


Выпускники докторантуры традиционной монашеской системы образования, которая пользуется заслуженным уважением как у буддистов, так и у представителей академической науки, известны далеко за пределами Тибета и Индии. А вот о тибетцах, носящих звание «бумрампа», кроме специалистов и переводчиков мало кто знает.

Основная причина этой безызвестности – достаточно высокомерное и снисходительное отношение представителей западных и китайских академических кругов к системе светского образования «не самого передового в социально-экономическом плане общества». От этого глубоко невежественного отношения необходимо избавляться.

Во-первых, традиционная тибетология имеет такую давнюю историю и опирается на такие древние письменные источники, в которых описаны ещё более древние исторические события, что западная наука может только молча завидовать и с благодарностью использовать их в своих исследованиях. Во-вторых, в современных условиях вынужденное развитие тибетской системы светского образования по скорости можно сопоставить только с развитием передовых наук в области квантовой механики или астрофизики. Эта светская система впитала не только плоды открытий современной науки и методологию её исследований, но и заимствовала всё самое важное из системы монашеского образования, сосредоточенного на изучении философии.

Обложка старого учебника «Буддийская философия и диалектика» для учеников шестого (!) класса общеобразовательных школ.Обложка старого учебника «Буддийская философия и диалектика» для учеников шестого (!) класса общеобразовательных школ.Обложка нового учебника «Буддийская философия и диалектика» для учеников 6–8 классов общеобразовательных школ.Обложка нового учебника «Буддийская философия и диалектика» для учеников 6–8 классов общеобразовательных школ.Обложка нового учебника «Буддийская философия и диалектика» для учеников 9–10 классов общеобразовательных школ.Обложка нового учебника «Буддийская философия и диалектика» для учеников 9–10 классов общеобразовательных школ.

Обложка нового учебника «Буддийская философия и диалектика» для учеников 11–12 классов общеобразовательных школ.Обложка нового учебника «Буддийская философия и диалектика» для учеников 11–12 классов общеобразовательных школ.

Например, основам теории аргументации и методам ведения диспутов учеников тибетских общеобразовательных средних школ обучают с пятого-шестого класса! И дети в достаточно раннем возрасте понимают, что теория аргументации и гносеология – это не отвлечённые рассуждения о высших материях или абстрактных истинах. Это инструментарий, развивающий способности извлекать достоверную информацию из получаемых массивов данных и давать правильную оценку своим мыслям и другим явлениям внутреннего мира. Насколько более востребованы подобные навыки и умения в нашей повседневной жизни, чем, скажем, знания из областей высшей математики, химии или физики? Здесь можно было бы заподозрить автора в некотором ретроградстве – мол, призывает вернуться к дореволюционной программе обучения, когда логику и психологию изучали вместо химии и физики.

Нет, не вместо, а посредством. Для учеников старших классов Департамент образования помимо профильных учебников выпустил пособия по математике, химии, физике и биологии, в которых предметы изложены в классическом буддийском формате в виде ведения диспутов с использованием логической аргументации. Такой метод обучения позволяет получить знание не в виде разрозненных клочков «осведомлённости о предмете», а выстроить его целостную картину (тибетцы называют её картой), состоящую из структурированных представлений со сложной многоуровневой архитектурой. Благодаря развитию понятийного, логического и системного видов мышления учащиеся способны не только удерживать в памяти эту картину целиком или отдельными блоками, но и понимать характер отношений, связывающих её отдельные элементы.

Обложка учебника «Наука через диалектику» – пособия по естественнонаучным дисциплинам (химии, физике и биологии), написанного в традиционном для буддийской диалектики формате.Обложка учебника «Наука через диалектику» – пособия по естественнонаучным дисциплинам (химии, физике и биологии), написанного в традиционном для буддийской диалектики формате.Оглавление страниц пособия «Наука через диалектику», посвящённых химии.Оглавление страниц пособия «Наука через диалектику», посвящённых химии.Оглавление страниц пособия «Наука через диалектику», посвящённых физике.Оглавление страниц пособия «Наука через диалектику», посвящённых физике.

В свете вышесказанного уже неудивительно, что выпускники тибетских школ способны самостоятельно обнаружить логическую несостоятельность некоторых научных гипотез, которую западные учёные прозревают только в общении с Далай-ламой, о чём потом восторженно пишут. Возможно, уже пришло время заменить восторженную реакцию «полупаломника-полутуриста» (тибетский термин для обозначения нерадивых западных студентов), попавшего в страну чудес, серьёзным изучением передового опыта в сфере общего образования. Как бы странно это ни звучало в отношении «не самого передового в социально-экономическом плане общества». А по сути – вернуться к собственным не столь давно забытым истокам. С более подробными исследованиями этих тем читатель будет иметь возможность ознакомиться в следующий раз.

Юрий Пучко специально для savetibet.ru

Другие статьи автора:


Обряд смены прически тибетскими девушками при достижении совершеннолетия

Что думают о домашних питомцах тибетцы

Знакомство с тибетской культурой. Язык жестов

Тибетские поверья и суеверия, касающиеся детей и их рождения

Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом

Что тебе нужно? Или как я писал о тибетской каллиграфии

Паломникам на заметку. Пещера Тилопы в Трилокпуре

Молитвенные флаги Тибета

Cад духовной мудрости


Тибетский Лосар. Сквозь перипетии истории

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Подготовка к Новому году

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Непосредственное празднование Нового года

Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Завершение празднования Нового года

Тибетский Лосар. Главные атрибуты
Просмотров: 4364  |  Тэги: тибетология, образование

Комментарии:

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru