Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Ю. Пучко. Новая глава в истории светского образования1 апреля 2024 | Версия для печати
Встреча Его Святейшества Далай-ламы с выпускниками новой программы докторантуры. Фото: Офис Далай-ламы. 20 ноября 2023 года в Институте им. Далай-ламы в Бенгалуру (Бангалоре) состоялась торжественная церемония чествования первых семи докторов тибетологии, прошедших подготовку и аттестацию по новой для тибетской системы высшего светского образования программе, запущенной в 2016 году. Информация об этом событии, знаковом не только для тибетской диаспоры в Индии, но и для мировой тибетологии в целом, появилась в тибетских источниках с некоторым опозданием, а в русско- и англоязычных средствах массовой информации оно не освещалось вовсе. Прежде чем приступить к детальному рассмотрению заслуг соискателей, коих, нужно отметить, огромное множество, и работ, которыми они доказали свою академическую состоятельность, мы познакомимся с впечатлениями от состоявшегося события, которыми поделился один из героев описываемого дня – доктор исторических наук Цандрук Тоб. Особая радость и большая ответственностьПо словам учёного, все соискатели и до описываемого события трудились на благо тибетского сообщества Индии, работая в разных областях системы образования, воспитывая и обучая новое поколение тибетцев. Однако получение степени доктора наук в стенах института, носящего имя Далай-ламы, возложило на их плечи ещё большую ответственность за сохранение тибетского языка, тибетской культуры и тибетской идентичности в целом. Рассуждая же о персональной связи с именем Его Святейшества посредством стен ВУЗа, он отметил, что на ум невольно приходят мысли об огромной удаче и возможном наличии некоторого количества духовных заслуг. Первая мысль наполняет его сердце особой радостью, а вторая – воодушевлением и внутренней уверенностью, необходимой для дальнейшей работы. О преимуществах и недостатках докторантуры ИнститутаПоделился Цандрук Тоб и своим видением преимуществ и недостатков новой программы. Он отметил, что в настоящее время во всём мире, в том числе и в самом Тибете, подготовлено достаточное количество докторов наук, занимающихся исследованиями в различных областях тибетологии. Среди них есть и этнические тибетцы, и представители других национальностей. Но все они зачастую сталкиваются с множеством трудностей, которые не могут не сказаться на качестве проводимых исследований. Самые очевидные – проблемы социального характера, выражающиеся, в первую очередь, в языковых ограничениях. Писать тематическую диссертацию и проводить защиту необходимо на языке носителей страны пребывания. Тибетцы, недавно сменившие гражданскую принадлежность, прекрасно владеют тибетским языком, но испытывают трудности с языком представителей титульной национальности. Для эмигрантов во втором поколении иностранный язык становится основным, но неизбежно возникают трудности с пониманием уже тибетского языка. К тому же на языковые проблемы могут накладываться культурные – научные руководители в ряде случаев плохо осведомлены о культурных особенностях тибетцев. С подобными трудностями сталкиваются и учёные, проживающие в Тибете. Защита докторской степени без знания китайского языка в большинстве случаев невозможна. К тому же такие ученые испытывают трудности административного и бюрократического характера, лишающие исследователя свободы в изысканиях и комфорта в работе. В противоположность этому выпускники докторантуры Института им. Далай-ламы не сталкивались в своих исследованиях с проблемами описанного характера. Все они живут внутри тибетского сообщества, у каждого за плечами многолетний стаж работы после окончания ВУЗа. Заслужили они авторитет и в научных кругах (среди новоиспечённых докторов есть обладатели степени геше-лхарампы – высшей учёной степени в системе традиционного тибетского образования). Обладая такими прочными культурными и социальными основами, соискатели проводили свои исследования в условиях ничем не ограниченной свободы. К минусам же программы доктор Цандруб Тоб отнёс худшие по сравнению с институтами западных стран материально-технические условия, необходимые для проведения исследований. Краткая информация о соискателях и их научных трудахДоктор философских, а теперь и тибетологических наук геше-лхарампа Ронво Лобсан Нендраг – заведующий отделом «Собрания сочинений Далай-ламы» в офисе Его Святейшества «Гаден Пходранг». Область исследований – тайная мантра. Тема диссертации – «Важнейшие вопросы проявления признаков тонких уровней сознания и энергетических ветров». Доктор философских и тибетологических наук геше Лобсан Мёнлам – бессменный директор основанного им научно-исследовательского института информационных технологий, разработчик одноимённого программного обеспечения, создатель электронных словарей на тибетском языке. Область исследований – библиотечно-информационная деятельность. Тема диссертации – «Создание и ведение электронных библиотек». Доктор исторических наук Сонам Гьялцен – один из опытнейших сотрудников в системе высшего образования, посвятивший ей более двадцати пяти лет, старший преподаватель Колледжа высшей тибетологии в Сара. Область исследований – тибетская история. Тема диссертации – «Линия преемственности Далай-лам в контексте отношений с императорами маньчжурской династии Цин». Доктор исторических наук Менщар Лодрё – бывший (а ныне почётный) директор Института тибетской культуры в Норбулинке. Область исследований – средневековая история. Тема диссертации – «Тибетско-китайские отношения в эпоху империи Тан». Доктор филологических наук Адрук Кончок – преподаватель кафедры тибетской литературы Института им. Далай-ламы в Бенгалуру. Область исследований – филология. Тема диссертации – «Отличительные признаки поэзии Дже Цонкапы». Доктор философских и филологических наук геше Лобсан Нёдруп – профессор кафедры грамматики тибетского языка Института им. Далай-ламы. Область исследований – тибетская лингвистика. Тема диссертации – «Об особенностях орфографии глаголов, вызванных их временны́ми изменениями». Доктор исторических наук Цандрук Тоб – обладатель стажа пятнадцатилетней работы старшим преподавателем (доцентом) Колледжа высшей тибетологии в Сара. Область исследований – историческая политология. Тема диссертации – «Ошибки правления регентов Ретинга и Тагдрага в критические для политической и религиозной сфер жизни Тибета времена с 1934 по 1954 годы». Что скрыто за сухими фактами биографийДанная в самом начале оценка описываемого события как «знакового для мировой тибетологии» может показаться завышенной. Да, автор, читая список фамилий, должностей и диссертаций, испытывает чувство благоговения, но, возможно, его восприятие субъективно. Давайте вместе разберёмся, насколько оно соответствует действительности. Доктор Цандрук Тоб уже раскрыл некоторые особенности новой программы, которые в теории должны обеспечить высочайшее качество исследований, недоступное для учёных в других странах. Но так ли это на практике? Какую неоспоримую пользу принесли новоиспечённые доктора наук, например, русскоязычному читателю? Без электронных словарей, в том числе философских, геше Лобсан Мёнлама трудно представить работу над переводом классических буддийских трудов. Не будет преувеличением, если мы скажем, что ими пользуются все современные переводчики с тибетского. Без словарей, разработанных под руководством геше, качество, например, данной статьи снизилось бы многократно. Без бесперебойного функционирования отдела «Собрания сочинений Далай-ламы» в офисе Его Святейшества мы не смогли бы прочитать ни одной его работы, и в свет не вышли бы важнейшие для мировой философии труды, такие как «Наука и философия в классических индийских буддистских текстах». Дальше последует ещё более личная и, возможно, более субъективная оценка. Без работы исследовательского отдела Института тибетской культуры в Норбулинке и его печатного издания невозможно было бы написание статьей автора об атрибутах тибетского Лосара и, в частности, о тибетских хатагах. Без учебников по тибетской истории и культуре, изданных Колледжем высшей тибетологии в Сара, в составлении которых участвовали указанные преподаватели, невозможно было бы написание большинства статей автора. Читатель не прочёл бы ни исторические сведения о тибетском Лосаре, ни сведения о различных тибетских календарях. Без личных разъяснений доктора Цандрук Тоба, касающихся принципов действия традиционных ткацких и прядильных станков, невозможно было бы написать полноценную статью о тибетских палатках и т. д. Объяснять значение диссертационных работ особого смысла нет – их названия говорят сами за себя, и в дополнительной рекламе они не нуждаются. О светской системе образованияВыпускники докторантуры традиционной монашеской системы образования, которая пользуется заслуженным уважением как у буддистов, так и у представителей академической науки, известны далеко за пределами Тибета и Индии. А вот о тибетцах, носящих звание «бумрампа», кроме специалистов и переводчиков мало кто знает. Основная причина этой безызвестности – достаточно высокомерное и снисходительное отношение представителей западных и китайских академических кругов к системе светского образования «не самого передового в социально-экономическом плане общества». От этого глубоко невежественного отношения необходимо избавляться. Во-первых, традиционная тибетология имеет такую давнюю историю и опирается на такие древние письменные источники, в которых описаны ещё более древние исторические события, что западная наука может только молча завидовать и с благодарностью использовать их в своих исследованиях. Во-вторых, в современных условиях вынужденное развитие тибетской системы светского образования по скорости можно сопоставить только с развитием передовых наук в области квантовой механики или астрофизики. Эта светская система впитала не только плоды открытий современной науки и методологию её исследований, но и заимствовала всё самое важное из системы монашеского образования, сосредоточенного на изучении философии. Например, основам теории аргументации и методам ведения диспутов учеников тибетских общеобразовательных средних школ обучают с пятого-шестого класса! И дети в достаточно раннем возрасте понимают, что теория аргументации и гносеология – это не отвлечённые рассуждения о высших материях или абстрактных истинах. Это инструментарий, развивающий способности извлекать достоверную информацию из получаемых массивов данных и давать правильную оценку своим мыслям и другим явлениям внутреннего мира. Насколько более востребованы подобные навыки и умения в нашей повседневной жизни, чем, скажем, знания из областей высшей математики, химии или физики? Здесь можно было бы заподозрить автора в некотором ретроградстве – мол, призывает вернуться к дореволюционной программе обучения, когда логику и психологию изучали вместо химии и физики. Нет, не вместо, а посредством. Для учеников старших классов Департамент образования помимо профильных учебников выпустил пособия по математике, химии, физике и биологии, в которых предметы изложены в классическом буддийском формате в виде ведения диспутов с использованием логической аргументации. Такой метод обучения позволяет получить знание не в виде разрозненных клочков «осведомлённости о предмете», а выстроить его целостную картину (тибетцы называют её картой), состоящую из структурированных представлений со сложной многоуровневой архитектурой. Благодаря развитию понятийного, логического и системного видов мышления учащиеся способны не только удерживать в памяти эту картину целиком или отдельными блоками, но и понимать характер отношений, связывающих её отдельные элементы. В свете вышесказанного уже неудивительно, что выпускники тибетских школ способны самостоятельно обнаружить логическую несостоятельность некоторых научных гипотез, которую западные учёные прозревают только в общении с Далай-ламой, о чём потом восторженно пишут. Возможно, уже пришло время заменить восторженную реакцию «полупаломника-полутуриста» (тибетский термин для обозначения нерадивых западных студентов), попавшего в страну чудес, серьёзным изучением передового опыта в сфере общего образования. Как бы странно это ни звучало в отношении «не самого передового в социально-экономическом плане общества». А по сути – вернуться к собственным не столь давно забытым истокам. С более подробными исследованиями этих тем читатель будет иметь возможность ознакомиться в следующий раз. Юрий Пучко специально для savetibet.ru Другие статьи автора:Обряд смены прически тибетскими девушками при достижении совершеннолетия Что думают о домашних питомцах тибетцы Знакомство с тибетской культурой. Язык жестов Тибетские поверья и суеверия, касающиеся детей и их рождения Знакомство с тибетскими обычаями. Почему тибетцы носят чупу со спущенным рукавом Что тебе нужно? Или как я писал о тибетской каллиграфии Паломникам на заметку. Пещера Тилопы в Трилокпуре Молитвенные флаги Тибета Cад духовной мудрости Тибетский Лосар. Сквозь перипетии истории Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Подготовка к Новому году Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Непосредственное празднование Нового года Тибетский Лосар. Мероприятия, обряды и ритуалы. Завершение празднования Нового года Тибетский Лосар. Главные атрибуты Просмотров: 4364 | Тэги: тибетология, образование
Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |