Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Хочу быть мудрым. Дзогчен Понлоп Ринпоче о махамудре15 июня 2013 | Версия для печати
В буддизме считается, что мудрость – это не качество, которое мы приобретаем или развиваем со временем, но то, чем мы являемся в действительности, подлинная природа ума. Как говорит Дзогчен Понлоп Ринпоче, с помощью махамудринской медитации мы расслабляемся и пребываем в пустоте, ясности и осознавании − качествах вездесущей мудрости Будды.
Буддизм чрезвычайно богат методами работы с умом. Махамудра − одна из самых известных и действенных древних традиций раскрытия мудрости. Она зародилась в Индии, затем воззрение и практика махамудры распространились в Азии, а сегодня достигли Запада. Цель философии махамудры – достижение чистого знания подлинной природы ума. Цель медитационной практики махамудры – быстрое и безошибочное переживание подлинной природы ума. Махамудра – это буддийская традиция созерцания, известная своей простотой. Эта практика состоит в том, чтобы в любой жизненной ситуации сохранять искренность, ненапряженность и осознавание, принимать и ценить свою природу. Для применения глубоких методов махамадры совсем необязательно менять образ жизни. Любые высказывания, противоречащие этому утверждению, не являются учением махамудры. Практика махамудры наделяет нас способностью ощущать, что наш ум совершенно свободен и радостен вне зависимости от того, с чем нам приходится сталкиваться на жизненном пути. Она возвращает нас к истинной природе ума. Суть махамудры отражена в ее названии. «Маха» означает «великий», а «мудра» − «символ», или «печать». Под «великим символом» понимается мудрость постижения пустоты, составляющей природу ума и всех явлений − любого объекта или идеи, которые наблюдает, либо осознает ум. Поскольку махамудра пронизывает весь наш опыт, она известна как всеобъемлющая реальность, от которой невозможно скрыться или существовать вне ее. Итак, с чего начать практику махамудры? Во-первых, мы с открытым сердцем и искренним интересом изучаем, что представляет собой махамудра. Затем размышляем и впитываем это знание так, что оно становится нашим собственным опытом и перестает быть всего лишь теорией. Разобравшись со значением махамудры, мы садимся в позу медитации, стараясь выйти за пределы знания о мухамудре и слиться с нею воедино. Постижение подлинной природы своего ума не происходит по случайности, чистому везению или из-за одной только силы воли. Чтобы постичь ее, необходимо прибегнуть к помощи. Нужно опереться на ключевые наставления линии преемственности махамудры, переданные нам надежными учителями, добившимися духовных постижений. В традиции махамудры есть искусные методы, непосредственно указывающие на природу ума, – в них уникальная особенность этой линии преемственности. Если у нас появляется возможность получить наставления об этих методах и начать работать с ними с искренним интересом, то это дает нам шанс понять и осуществить махамудру. Махамудра состоит из трех частей: махамудры основы, махамудры пути и махамудры плода. Мы начнем нашу беседу с обсуждения махамудры основы. По существу это представление об основополагающей реальности нашего ума и мира. Затем мы вкратце рассмотрим махамудру пути, то есть собственно медитационную практику. А в конце я расскажу о махамудре плода – о результатах, к которым приводит нас путь. Это даст вам полную картину махамудринского путешествия к пробуждению. Махамудра предлагает особые техники наблюдения за умом, цель которых осознать его подлинную природу. Если мы заглянем вглубь своего ума с ясностью и устойчивым сосредоточением, то поймем, что он прозрачен, обширен и открыт. Нам кажется, будто ум находится внутри нас, но стоит нам попытаться отыскать его, и мы уже не можем обнаружить ничего конкретного. Наши мысли и эмоции – яркие и красочные, но их не поймать рукою. Они тают, как только мы замечаем их. Даже зрительные образы и звуки, которые кажутся реальными, существующими отдельно друг от друга, ускользают, как только мы пытаемся ухватить их в попытке обнаружить их подлинную сущность. Стоит нам, пусть даже на мгновение, распознать эту подвижность, открытость и обширность всех наших переживаний, и мы прикасаемся к тому, что понимают под пустотой, говоря о мудрости ее постижения. Изучая свой ум, мы видим, что он не только подобен открытому пространству. Ему присущи светоносность, ясность и творческая энергия − источник нашего сострадания и радости. Кроме того, ум обладает таким качеством, как бодрствование, всеохватывающее осознавание. Это то, что в выражении «мудрость постижения пустоты» относится к мудрости. Если мы распознаем единство этой светоносности, этого осознавания и открытого, прозрачного пространства, то это будет «распознанием мудрости постижения пустоты», или подлинной природы ума. В этот момент мы ощущаем не какую-то одну часть ума, а пребываем в его целостности. Мы раскрываем единство пространства, сострадания и осознавания, что и называется махамудрой. Вот так мы понимаем, что такое просветленный ум, то есть мудрость, или природа Будды. У такого ума множество качеств, приносящих бесконечное счастье, помогающих проникнуть в суть вещей и, как следствие, наполняющих нас желанием помочь миру, в котором мы живем. С самого начала умы всех живых существ свободны от любых самосущих ошибок и изъянов. Возникает вопрос: «Что это за “самое начало”, о котором мы упомянули? Двадцать лет тому назад? Миллиард лет тому назад?» На самом деле, речь идет о настоящем моменте, о том «сейчас», в котором нам не удается распознать подлинную природу своего ума. Это то самое начало. Если же у нас получится в это мгновение избавиться от напряжения, то мы будем покоиться в махамудре основы, или основополагающем состоянии махамудры. Мы покоимся в нем с помощью практики медитации, а это махамудра пути. Достигнув устойчивости в удерживании ума в этом состоянии, мы естественным образом сольемся с самой целью, или плодом, пути. Нет никакой другой махамудры, которой следовало бы достигать: мы – Будды, пробужденные и свободные уже сейчас, в настоящий момент. Но если не осознать базовую природу ума, возникает проблема. Светоносная, творческая энергия изначального ума ошибочно воспринимается как двойственный мир, разделенный на «я» и «другие». Возникает запутанность, рождается цепляние и, как следствие, проявляется целый мир страдания и неопределенности. Вместо наслаждения покоем, светом и счастьем, мы переживаем свой ум в виде болезненных эмоций, причиняющих страдания. Нас беспрестанно бомбардируют мысли, которые ведут нас то в одну сторону, то в другую. Мы испытываем тревогу и страх, в то время как стремимся к покою и удовлетворенности. Именно это и называется вращением колеса самсары, циклическим существованием, конца которому не будет, пока мы не примем решения прекратить этот непрерывный процесс, осознав истинное состояние своего ума. Поэтому начало самсары – это нераспознанная природа ума, а конец самсары – это не что иное, как распознание его природы. Когда ум распознает себя, свободно и расслабленно пребывает в состоянии открытости, наступает конец нашей запутанности и страданию. Светоносность и ясность, составляющие природу ума, создают целый мир явлений. Поскольку в нас укоренилась привычка придавать жесткие формы этой светоносной игре происходящего, большинству из нас легче увидеть светоносный аспект своего ума, нежели распознать его пустотную природу. Но если мы не распознаем пустоту, то можем принять светоносность за нечто прочное и реально существующее и, как следствие, возникнет цепляние. В этом случае, вместо того, чтобы принести нам свободу, светоносность превратится в источник страдания и запутанности. Важно сначала добиться постижения пустоты, хотя бы интеллектуального, не спеша с выводами о том, что природа ума обладает всеми качествами просветления. Когда мы достигнем хорошего понимания пустотной природы ума, то сможем затем продвинуться дальше в этом воззрении, созерцая светоносную природу ума. Таким образом, прежде чем приступать к медитации о махамудре, необходимо, во-первых, добиться теоретического понимания подлинной природы ума как пустой, светоносной и способной к познанию. Во-вторых, нужно разобраться, как возникает запутанность, если природа ума не распознана. В-третьих, осознать, что наши запутанные мысли и эмоции по сути свободны от любой врожденной пагубности или жесткой фиксации, а все проявления и переживания ума пусты и светоносны. Эти три аспекта махамудры основы важно сперва понять интеллектуально, а затем всесторонне обдумать, что приблизит нас к непосредственному переживанию природы ума. Наконец, достигнув понимания, мы прибегаем к медитации, чтобы завершить постижение. Вначале, практикуя медитацию махамудры, мы знакомимся с истинной природой своего ума, а затем учимся спокойно пребывать в ней. Первое мимолетное знакомство со своим умом показывает нам, как часто он бесцельно блуждает и как плохо организовано наше мышление. Ум похож на дом, напичканный хламом. Итак, что следует предпринять в первую очередь? Постарайтесь привнести в свой ум порядок и ясность. По мере внимательного наблюдения за умственными процессами, мы развиваем осознавание, которое естественным образом приводит к повышению остроты и четкости восприятия, а также различающей способности. Как только мы высвобождаем немного пространства в своем уме, мы начинаем улавливать его природу и игру его творческой энергии, постепенно освобождаясь от мыслей, ярлыков и суждений, которые заставляют наш ум двигаться, метаться и пребывать в постоянном напряжении. Мы начинаем избавляться от напряжения, расширять пространство своего ума и привыкаем к новому измерению, в котором есть место осознаванию настоящего момента и открытости. В традиции махамудры есть два основных вида медитации: махамудринская шаматха, или пребывание в природе ума, и махамудринская випашьяна, или ясное видение. Средоточием нашего внимания служит сам ум как противоположность всем внешним явлениям. Если у вас есть опыт медитации и вы знакомы с этой практикой, тогда обучение пребыванию в природе ума может быть простым, доступным и не вызовет особых затруднений. Что значит пребывать в природе ума и как этого достичь? Мы считаем, что медитация предполагает концентрацию, сосредоточение на каком-либо объекте. Однако настоящая махамудринская медитация несколько отлична от этого представления. Махамудринская медитация − это скорее знание о том, как успокоить свой ум и позволить ему расслабленно пребывать в своем естественном состоянии. Это может потребовать искусности, поскольку с одной стороны нужно сохранять памятование и пребывать в настоящем моменте, а с другой – освободиться от малейшей напряженности и расслабиться. Поэтому лучшая практика – это срединный путь, баланс между борьбой с отвлечениями и расслабленностью. Сначала такая медитация может показаться чем-то искусственным, но если вы продолжите свои попытки, то постепенно сможете выполнять ее без усилий. Этот процесс можно сравнить с обучением вождению автомобиля. Впервые сев за руль, мы испытываем сильнейший стресс. Наши глаза словно приклеены к дороге. Мы держимся за руль так крепко, что ощущаем напряжение в плечах. Поначалу это занятие – интенсивный труд, пугающее переживание, но по мере накопления опыта мы расслабляемся все больше и больше. Так же и с махамудринской медитацией, которая в первое время воспринимается как нечто искусственное и вызывает стресс. Мы беспокоимся о том, что у нас целый рой мыслей, что мы недостаточно расслаблены или не можем сосредоточиться. Но вы обязательно расслабитесь, если продолжите медитировать. Ключ к успеху – настойчивое усердие. Тогда переживание пространства, осознанности и расслабленности придет к вам естественным образом. Медитация махамудрыСядьте на подушку для медитации или стул, удерживая спину прямо. Расслабьтесь. Мысленно исследуйте себя: свое тело на подушке для медитации, его позу, состояние ума и движение воздуха при вдохе и выдохе. Несколько минут посидите спокойно, не напрягаясь и не цепляясь за мысли, пока не достигните определенного покоя. После этого направьте свое осознавание органы зрения и посмотрите прямо в пространство перед собой. Затем расслабьтесь и пребывайте в настоящем мгновении, в «здесь и сейчас». С одной стороны, присутствует чувство сосредоточенности на пространстве, а с другой − нет конкретной точки, на которой было бы сосредоточено ваше внимание. Взгляд становится таким же, как пространство, обширным и бескрайним. Что бы ни возникало в настоящий момент, будь то мысль, эмоция или восприятие чего-либо, старайтесь встречать это, воздерживаясь от комментариев и не вынося суждений. Пусть ваш ум пребывает в этом состоянии, не важно, считаете вы его хорошим или плохим, приятным или неприятным. Нет нужды менять или исправлять его, а также искать лучшее состояние. Пусть ум пребывает там, где он есть в настоящий момент и в том состоянии, в котором находится. В махамудринской медитации недостаточно просто уловить присутствие мыслей и эмоций, необходимо также распознать их подлинную природу и пребывать в этом переживании. Для этого время от времени в медитации размышляйте о трех базовых характеристиках ума − пустоте, ясности и способности осознавать. Пустота ума – это нечто, что можно «увидеть», если можно так выразиться. Когда мы смотрим на ум, он похож на безграничное пространство. У него нет границ, материальной формы, цвета или размера. В нем нет ничего, что можно было бы потрогать. Это пространство, открытость и есть пустотная природа нашего ума. Созерцая пустоту ума, постарайтесь почувствовать обширность, несубстанциональность и нематериальность – качества, присущие уму, мыслям и эмоциям, и пусть ваш ум пребывает в этом состоянии покоя и тотальной открытости. Однако наш ум не просто пуст. Он также обладает живой ясностью, бесконечной и обширной светоносностью − лучезарностью самой пустоты. Он похож на широкое, ясное небо, залитое светом. Это переживание пространства и света ума есть переживание великого сострадания и любящей доброты, или безусловной великой любви, свободной от каких-либо понятий. Оно проявляется в пульсирующей энергии наших мыслей, эмоций и нашего восприятия. Мы можем видеть его в каждом проявлении ума, особенно в мощной игре своих эмоций. Итак, продолжайте сидеть в медитации, пока не почувствуете ощущение покоя. Затем созерцайте ясность ума. Старайтесь непосредственно воспринять любые формы, мысли или возникающие эмоции: все они − естественное проявление этой светоносной природы. Загляните за объект и почувствуйте сияние пустоты, спокойно пребывайте в этом основополагающем присутствии ясности. Ясность ума обладает силой знать, видеть и ощущать мир. Когда комната залита светом, мы видим все окружающие нас предметы. Также и здесь, свет ума озаряет все явления, делая их ясными и отчетливыми. Когда мы думаем о каком-либо объекте, наш ум естественно воспроизводит его образ. Думаем ли мы о Барте Симпсоне или Его Святейшестве Кармапе, видимый нами образ − это проявление ясности ума, его игривой и творческой энергии. Ум не только пустотен и ясен, есть еще одно качество ума – панорамное и различающее осознавание. В то время как ясность – это аспект сострадания, способность осознавать – аспект пробужденности. Этот острый, проникающий в суть явлений ум (праджна) способен прорваться сквозь любую запутанность и добиться совершенного понимания мира, предстающего перед нашими глазами. Когда ясность и осознавание сходятся вместе, мы ощущаем всесилие, чувствуем то благо, которое привносят в нашу жизнь сострадание и мудрость. Как и прежде, пусть ваш ум какое-то время пребывает в покое. Пропускайте мимо любые мысли, исполненные надежды и страха, успокаивайте свой ум. Смотрите в открытое пространство перед собой. Сосредоточьте свой ум на настоящем моменте и расслабьтесь, переживая только лишь способность осознавать. Затем оставьте и это − расслабьтесь, отпустив все мысли до единой. После этого вновь сосредоточьтесь на осознавании, проявляющемся в настоящий момент. Расслабьтесь и постарайтесь ощутить пустотность и светоносность ума. Добавив к ним осознавание, мы переживаем единство трех аспектов ума и целостность его природы. Когда мы слышим наставления о том, как медитировать об уме или пребывать в его подлинной природе, речь идет именно о единстве пустоты, ясности и осознавания. Научившись пребывать в этой природе ума без напряженности, возникающей от усердных попыток достичь сосредоточения, мы начинаем по-настоящему расслабляться. Расслабление в этом пространстве – одна из наиболее мощных медитаций, ведущая к прямому постижению ума Будды. Благодаря этому переживанию мы приходим к иному пониманию своей повседневной жизни, обретаем новые навыки. Мудрость и сострадание, которые мы проявляем, преобразуют беспокойную энергию мыслей и эмоций в полезную и мощную силу, приближающую нас к просветлению. Дзогчен Понлоп Ринпоче − уважаемый учитель буддийской традиции ваджраяна. Он известен своим мастерством доступного изложения всего богатства буддийской мудрости современным ученикам. Ринпоче − основатель центра «Наландабодхи» и образовательного интернет-ресурса «Нитартха Интернэшнл». Недавно в свет вышла его книга «Бунтарь Будда: на пути к освобождению». Перевод: Дели Лиджи-Гаряевой Фото: seseg_h Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |