Тибет в России » к началу  
Фонд «Сохраним Тибет»
E-mail:
Телефон: +7 (909) 645-69-52
Главная Новости Далай-лама XIV Анонсы Статьи О фонде
 

Отягощенная карма конспиролога: об истинных и мнимых конфликтах в буддийской общине России

16 ноября 2011 | Версия для печати
| Еще
Андрей Анатольевич Терентьев - главный редактор журнала "Буддизм России".


Только недавно мне попалась на глаза статья Сергея Бадмаева о «вечной карме российского буддизма» («НГР» от 03.08.11), которую, оказывается, сразу заметили наши православные братья – миссионерский отдел Улан-Удэнской и Бурятской епархии РПЦ. «Религиовед винит Далай-ламу XIV в расколе буддийской общины России. Российские буддисты оказались жертвами международной политики», – говорится о статье религиоведа Сергея Бадмаева, опубликованной в «НГ-религиях». «Китай хотел бы видеть буддистов России нейтральными в вопросе многолетнего конфликта вокруг Тибета. В свою очередь, правительство Тибета в изгнании делает все, чтобы вовлечь российских буддистов в этот конфликт», – пишет Бадмаев. По словам религиоведа, за всем этим очень внимательно следит Вашингтон, «которому нужен повод для критики Китая, становящегося мощным «азиатским тигром», раздражающим США с их гегемонизмом и всемирными амбициями». Если бы Вашингтон только был сторонним наблюдателем, однако, поддерживая эмигрантское правительство Тибета, американская дипломатия поддерживает и усилия Далай-ламы создать в России свой форпост». Так увидели суть статьи в «НГР» авторы сообщения на сайте епархии.

Тибетский конфликт

В этой краткой характеристике схвачен основной политический смысл статьи, поэтому остановимся на тех утверждениях Бадмаева, которые привлекли внимание православных наблюдателей.

Отягощенная карма конспиролога: об истинных и мнимых конфликтах в буддийской общине России
Паломники из России в Дхарамсале. Отечественные буддисты предпочитают
получать Учение от тибетцев. Фото с сайта www.dalailama.ru
Вначале о тибетском вопросе – ведь, как пишет Бадмаев, «некоторые эксперты видят истоки ситуации, возникшей в буддийской общине страны, в так называемом тибетском вопросе – сложном узле различных проблем между официальным Пекином и эмигрантским правительством Далай-ламы XIV».

Суть же тибетского вопроса в том, что после захвата власти партией Мао Цзэдуна в 1950-х годах Китай ввел в Тибет свои войска и присоединил к себе эту беззащитную страну, назвав операцию «мирным освобождением Тибета». В течение ряда лет были разгромлены буддийские храмы, от рук китайских солдат, от пыток в тюрьмах и наступившего голода была потеряна чуть ли не шестая часть тибетского населения – по-видимому, около 1 млн. человек из 6 млн. тибетцев (точные цифры до сих пор неизвестны). Идеологи китайской Компартии называли это внутренним делом КНР, утверждая, что Тибет является частью Китая еще со времен монгольского хана Хубилая, завоевавшего Поднебесную. В то время в Азии господствовала монгольская империя Чингизидов, и Китай стал ее частью. Тибет тоже был в сфере влияния Хубилая – как, впрочем, и Русь, – то есть ровно с таким же основанием КНР может заявить, что и Россия начиная с XIII века является частью Китая!

Далай-лама, почти все высшее духовенство Тибета и более 100 тыс. мирных жителей в 1959 году вынуждены были бежать в Индию, спасаясь от китайской военщины. Туда же перебралось и тибетское правительство. Разрушение тибетского буддийского культурного наследия, разгром почти всех (около 4500) тибетских монастырей до и во время так называемой культурной революции были еще более бесчеловечными, чем разгром буддизма в СССР при Сталине. Международная комиссия юристов, ассоциированная с ООН, расценила действия Китая в Тибете при Мао как геноцид.

Разумеется, «Китай хотел бы видеть буддистов России нейтральными в вопросе многолетнего конфликта вокруг Тибета», как правильно констатирует Бадмаев. Китайским политикам наверняка было бы приятно, чтобы российские буддисты закрыли глаза и уши и ни словом не обмолвились, например, о 12 юных тибетских монахах и монахинях, подвергших себя самосожжению в этом году, что потрясло свободный мир и вызвало специальную резолюцию Европарламента.

Поскольку ООН и правительства большинства стран хотя и осудили действия КНР, но не сочли возможным реально вмешаться в эту историю, многие совестливые люди, будучи не в силах спокойно смотреть, как безжалостное тоталитарное государство истребляет древнюю беззащитную буддийскую нацию, стали на свой страх и риск шуметь, высказывать протесты китайскому правительству. Во многих странах стихийно возникли группы поддержки Тибета, в том числе в России. КНР тут же обвинила в организации этого движения «империалистов» – в первую очередь США, и стала распространять эту пропагандистскую версию. Следуя китайской пропагандистской разработке, Бадмаев пытается представить существующие в российском буддизме проблемы и разногласия как интригу Далай-ламы и США, которые стремятся противопоставить калмыцких буддистов бурятским.

Кто ссорит российских буддистов?

Не менее странно и дальнейшее утверждение Бадмаева – о том, что якобы «американская дипломатия поддерживает усилия Далай-ламы создать в России свой форпост». Хотелось бы узнать, как именно американская дипломатия поддерживает то, что не существует в природе? Что автор имел в виду?

Бадмаев конкретизирует эту мысль, говоря о наиболее заметном российском буддийском лидере: «Далай-лама XIV признал в нем перерождение индийского святого Тилопы и даровал имя – Тэло Тулку Ринпоче». Отметим, что никакого дарования имени здесь нет: Тэло – вариант имени Тилопа; «тулку» в переводе с тибетского значит «перерождение», а «ринпоче» – «драгоценный» – вежливый эпитет при обращении ко всем ламам-перерожденцам.

Бадмаев далее пишет: «Он не только единственный этнический калмык, но и вообще единственный действующий в России лама, получивший статус перерожденца. По замыслу Далай-ламы и тогдашнего президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова, это, по-видимому, должно было резко выделить главу Объединения буддистов Калмыкии среди российских священнослужителей-ламаистов. Учитывая историю появления Омбадыкова в Калмыкии, вполне понятен тот факт, что с самого начала своего служения в качестве главы ОБК он стал проводить политику, жестко ориентированную на интересы тибетского правительства в изгнании».

Могу с полной ответственностью заявить, что эти утверждения или предположения не имеют никаких оснований. Я в те годы присутствовал во время всех – публичных и глубоко личных – бесед Далай-ламы и в Калмыкии, и в Бурятии в качестве его личного переводчика и прекрасно знаю, как и все, кто тогда общался с Далай-ламой, что его единственной заботой было желание помочь российским буддистам возродить разгромленный коммунистами буддизм, а не лоббировать политические интересы тибетского эмигрантского правительства. А упомянутый Бадмаевым в связи с этим Илюмжинов в то время был не президентом Калмыкии, а лишь одним из бизнесменов, которые приходили поклониться Его Святейшеству, – эту беседу я тоже переводил.

Что действительно было сделано в те годы Далай-ламой – так это предложение принять на обучение в тибетские монастыри в Индии юношей из Калмыкии, Бурятии и Тувы – для подготовки кадров образованного буддийского духовенства, истребленного в СССР. И это относилось ко всем трем буддийским республикам в равной мере, после чего в Индии обучались и обучаются более сотни юношей из всех буддийских республик (а вовсе не «несколько» человек из общины «Дхарма», как пишет Бадмаев). Первые вернувшиеся домой образованные буряты уже преподают сейчас в учебных заведениях Буддийской Традиционной Сангхи России и занимаются другой духовной деятельностью.

Наконец, последнее, чего, видимо, не помнит Бадмаев, – это то, что Хамбо-ламой в те годы был не «нейтрально» настроенный Дамба Аюшеев, а Чой-Доржи Будаев, который, как и все российские буддисты, знающие, что китайцы сделали с Тибетом, был и продолжает оставаться всецело на стороне Далай-ламы. Поэтому даже если предположить, как делает автор статьи, что Далай-лама не искренний человек, а политический интриган, то и в таком случае ему совершенно незачем было бы стремиться противопоставить калмыцких буддистов бурятским – в то время все в едином порыве поддерживали Далай-ламу и тибетский народ.

Интересно, что будируемая Бадмаевым идея о том, что Далай-лама занимается раскольнической деятельностью в России, опять-таки продукт китайской пропагандистской разработки. В еще более грубой форме эту же идею китайские товарищи недавно попытались подбросить и мне – в вопросе из интервью, которое меня попросили дать для их журнала «Китайская тибетология»: «Как оценить то, что три монгольские республики с помощью Далай-ламы XIII (китайский интервьюер спутал Далай-лам XIII и XIV – А.Т.) отвергают русских и добиваются независимости от России?» На этот вопрос я, естественно, ответил: «Ваша информация не соответствует действительности. Эти республики не добиваются независимости от России, и Далай-лама никому никогда в этом не помогал, и мыслей таких у него не было и быть не могло. Мне кажется, этот вопрос носит провокационный характер». Такого же рода ответа заслуживают и предположения Бадмаева по поводу тибетского вопроса и роли Далай-ламы во взаимоотношениях российских буддистов.

Есть ли у буддистов лидеры

Теперь вернемся к некоторым другим проблемам буддизма, упомянутым в рассматриваемой статье, корень которых ее автор тоже видит в интригах Далай-ламы. Таких проблем он упоминает две: «засилье тибетских лам» и проблему лидерства в российском буддизме.

Оба вопроса, надо сказать, носят второстепенный характер и не особенно волнуют буддийскую общественность, только иногда всплывая на поверхность в связи с разными событиями, например, периодическими попытками российских буддистов добиться от российского МИДа разрешения на пастырский визит Далай-ламе, почитаемому верующими как воплощение бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары.

Отягощенная карма конспиролога: об истинных и мнимых конфликтах в буддийской общине России
Далай-лама в Кызыле (1992 год). дацане в Бурятии (1991 год). Рядом с духовным
лидером – его личный переводчик и автор данной статьи.
Фото из архива автора
«Верующие Калмыкии неоднократно выражали недовольство засильем в республике приезжих лам-тибетцев», – так пишет Бадмаев. Проблема тибетских лам в России возникала в основном в двух случаях: в связи с деньгами и в связи с соблюдением монашеской дисциплины – Винаи. Первый аспект понятен: дело в том, что буддийские верующие по традиции несут своим духовникам подношения, и приехавшим образованным тибетцам, соблюдающим монашеские обеты, сразу стали нести больше, чем своим. Но здесь надо пояснить: традиционное образование в тибетском буддизме (а все наши буддийские республики исповедуют именно тибетскую форму этой религии) занимает около 20 лет. В советское время, поскольку все буддийские образовательные центры в СССР и Монголии были уничтожены вместе с буддийской профессурой, единственно доступное духовное образование бурятские юноши получали в воссозданном заново буддийском университете в Монголии, в пятилетнюю программу которого помимо изучения тибетского языка и духовных дисциплин (тоже на тибетском языке) входили также английский язык, история КПСС и т.д. На собственно религиозные предметы оставалось не так много времени. Понятно, что сравнительно с традиционным 20-летним обучением это был просто ликбез, и прошедшие его бурятские ламы не могли конкурировать по своим познаниям с несколькими приехавшими в последние десятилетия по приглашению российских буддийских организаций тибетскими наставниками.

Другой непростой вопрос – о монашеской дисциплине. По правилам Винаи, монахи обязаны соблюдать строгий целибат. Однако почти все молодые служители бурятских дацанов, окончившие университет в Улан-Баторе, обзавелись семьями, но при этом продолжали носить монашеские одеяния. Тибетские монахи, и в том числе сам Далай-лама, были поражены таким образом жизни, который монгольские и бурятские ламы пытались оправдать сложившимися национальными традициями. Далай-лама во всеуслышанье заявлял несколько раз, что никакими традициями нельзя отменить монашеский устав Винаи, утвержденный самим Буддой и принятый во всех буддийских странах. Тем не менее некоторые бурятские и калмыцкие священнослужители не захотели послушать своего духовного владыку и продолжают незаконно носить монашеские одежды и по сей день. Их можно понять: если ты сидишь на троне в храме в красивых желто-бордовых одеяниях, руки входящих в храм верующих или просто любопытных сами складываются в молитвенном жесте почтения, а потом и тянутся к кошельку для совершения подношения. А попробуй сядь на трон в брюках и пиджаке – любой пришедший в храм подумает: «А чем этот парень лучше меня? Пойду-ка я к настоящим монахам...»

И вот Тэло Ринпоче, приехав в Калмыкию, стал бороться с подобными «традициями» (как делал в свое время и великий бурятский лама Агван Доржиев), чем и навлек на себя раздражение некоторых местных жителей.

Вторая проблема достаточно ясно обозначена самим Бадмаевым. Действительно, в нашей стране существует несколько крупных буддийских организаций, но только одна из них – Буддийская Традиционная Сангха России (БТСР) – имеет государственные преференции, основанные, как полагает Бадмаев, на личных отношениях Аюшеева с Путиным, возникших во время какой-то поездки (интересное основание для государственной религиозной политики, не правда ли?). Это объединение выступает как бы от имени всех буддистов России, поскольку только БТСР представлена в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте и Межрелигиозном совете России. Поскольку порой Аюшеев высказывает от имени буддистов мысли, с которыми трудно согласиться, естественно, что многие буддисты не хотели бы считаться его подопечными и краснеть, когда, например, Аюшеев пытается объявить президента Медведева богиней Белой Тарой. Тем не менее подозрение неких упоминаемых Бадмаевым «наблюдателей», что Тэло Ринпоче пытается «сместить Хамбо-ламу Аюшеева с поста лидера буддистов России», не имеет смысла уже потому, что Аюшеев лидером буддистов России не является и поста такого тоже не существует. Более того, заметное недовольство деятельностью Аюшеева наблюдается и в самой Бурятии, и если бы Минюст в свое время не зарегистрировал весьма странный с точки зрения демократических норм устав БТСР, в котором предусмотрено, что глава этой организации избирается настоятелями храмов, а настоятели храмов при этом назначаются главой организации – возможно, нынешний непотопляемый председатель БТСР был бы уже переизбран.

Наверное, в будущем, когда местные буддийские организации России окрепнут, мы все же придем к какого-либо рода буддийской конфедерации, где будут представлены все основные общины, и тогда в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте и Межрелигиозном совете России будет действительно звучать общее мнение буддистов. А пока что всем, кто интересуется буддизмом или пишет о нем, важно помнить, что Буддийская Традиционная Сангха России во главе с Дамбой Аюшеевым не представляет всех буддистов страны ни фактически, ни формально.

К вопросу о карме


В заключение остается не согласиться и с последним тезисом Бадмаева о том, что «российские буддисты – это своеобразный буфер между Востоком и Западом, и в этом вечная карма российского буддизма, его судьба». Дело здесь даже не в том, что «карма» в буддизме – это «действие», а не «судьба». Дело в том, что сам этот лукавый вывод – опять замаскированный повтор лживой китайской пропагандистской схемы. Речь ведь в статье Бадмаева идет о тибетском вопросе, который, по его мнению, разделяет российских буддистов, а в этом вопросе противоборствующие стороны – это Китай и Тибет. Но, по китайской пропагандистской схеме, тибетского вопроса не существует – он якобы полностью инспирирован США. Повторяя этот посыл, Бадмаев называет Китай Востоком, а Тибет (по китайской схеме равно США) – Западом. Зная, что российский народ привык себя позиционировать как находящийся по менталитету между Европой и Азией, Бадмаев рассчитывает, что читатель статьи не заметит подмены Тибета Америкой и проглотит наживку: ну конечно, автор прав – мы ведь буфер между Востоком и Западом. А значит, и то, что он раньше говорил, – правда.

То, что Бадмаев приписывает Далай-ламе и его правительству некие тайные махинации – «усилия создать в России свой форпост», «вовлечь российских буддистов в конфликт», – в буддийских понятиях о нравственности квалифицируется как злословие, пятый из десяти дурных поступков. Особенно безнравственно злословие в отношении духовных учителей и бодхисаттв, к каковым относится Далай-лама. Как сказано в сутре, «кто скажет о бодхисаттве плохое – согрешит хуже того, кто разрушил больше священных ступ Будды, чем песчинок на берегах Ганга» (Ламрим, 292). Поэтому можно только посочувствовать отягощенной карме автора статьи, изобилующей конспирологическими предположениями.

НГ-Религии


Статьи по теме:


Учения Далай-ламы самым существенным образом влияют на состояние буддизма в России
Интервью верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче газете НГ-Религии
Первостепенная задача – сохранить чистоту традиции и учений Будды в это чрезвычайно сложное время. На протяжении 2550 лет буддистам удавалось поддерживать чистоту монашеской и мирской дисциплины, мы должны и впредь делать на этом упор.
Просмотров: 5414

Комментарии:

dordge89 (Посетители) | 16 ноября 2011 20:57  
Спасибо автору статьи за обьективность и правдивость. Полностью поддерживаю А. Терентьева. Буддисты России верят и поддерживают Его Святейшество Далай ламу и знают кто чего стоит!
elena (Посетители) | 17 ноября 2011 00:32  
Молодец Андрей Анатольевич! Профессионал! Настоящая статья: все логично обоснованно, четко, в меру едко. Конечно, умные люди понимают, что к чему, но прояснять эти факты тем, кто судит поверхностно, все же надо.
zhalsan (Посетители) | 17 ноября 2011 09:15  
Большое спасибо, Андрей Анатольевич! Пусть как можно больше людей прочтут эту статью. Спасибо еще раз
Yudon (Посетители) | 17 ноября 2011 09:38  
Спасибо Андрею Анатольевичу за достойный ответ, умение отстаивать свое мнение приводя логические доводы, конкретные факты - это удивительно, этому учит нас Его Святейшество Далай Лама! К сожалению, эти люди пишут такие статьи, а может и заказные, в состоянии неведения, привязанности, гнева. Они молятся Будде Шакьямуни и другим великим существам, но при этом не понимают, что Его Святейшество Далай Лама - это воплощение Будды Шакьямуни, он - великий, несравненный, обладающий всеми качествами Будды Учитель. Для нас это огромнейшая удача - жить в одно время с Ним, получать от него Учения Будды. Даже критикуя таких Великих существ, люди могут получать пользу. Потому что эти Великие существа испытывают к нам, ко всем великое сострадание, а к тем, кто их критикует, действует против Дхармы, а значит против всех живых существ относятся с еще большим состраданием. Пусть те люди, которые критикуют ЕС Далай Ламу, неважно, китайцы, буряты или кто-либо другой, поймут, что критиковать, плохо думать о ЕС Далай Ламе - это все равно, что критиковать солнце за то, что оно светит, критиковать пространство за то, что оно дает нам воздух, критиковать землю за то, что мы ходим по ней, и что она нас кормит, критиковать воду за то, что она поддерживает нас, критиковать свою маму за то, что она родила нас, критиковать себя за то, что мы родились в своем теле и в этом мире и т.д. Сегодня Великий праздник - праздник пришествия Будды Шакьямуни на нашу землю, и я поздравляю всех с этим замечательным праздником, пусть процветает учение Будды, пусть все живые существа будут под защитой сил Трех Драгоценностей, пусть у всех устранятся все препятствующие знаки, пусть все мы будем едины в порыве к великому счастью. Пусть на нашу российскую землю ступят лотосоподобные стопы ЕС Далай Ламы, пусть осуществятся все его заветные мечты принести благо всему миру и каждому из нас. Долгих лет жизни ЕС Далай Ламе!
dzimmijs13 (Посетители) | 17 ноября 2011 09:55  
"что Тибет является частью Китая еще со времен монгольского хана Хубилая" - Vjsotaki, interesnaja logika Pekinskovo provitjelstva! Gosudarstvo e bila mongolskaja, a ne kitaiskaja. I kitaitsi e sami svergnui dinastiju Juan. Eslji tak sudit, to "pravo' na Tibet politsajetsa ne kitaitsam, a mongolam. Vsjo eto bezsmislenno.
Ljubopitna i escho - vot, Pekin pugaet "amerikanskim imperialismom" - no obraz zizniji, kakoi nintshe strojitsa v Kitae, kak raz amerikanskii! V smislje, upatrebitjelski obraz ziznji, kak raz ne duhovnii.

Сакаи Сабуро (Посетители) | 17 ноября 2011 12:18  
Андрей Анатольевич! Спасибо Вам за статью, Центру спасибо за её публикацию!
saranka (Посетители) | 17 ноября 2011 15:06  
Очень благодарна автору статьи за объективный анализ этого вопроса. Знание правдивой информации открывает глаза и избавляет от неведения. И это когда - нибудь приведет к разрешению сложившейся в России ситуации и поможет возрождению буддизма.
Acongua (Посетители) | 17 ноября 2011 17:48  
Рекомендую прочитать исходную статью Сергея Бадмаева и при этом остаться сострадательным к автору - очень хорошая практика терпения. Пожелайте ему всех благ и скорейшего избавления от омрачений, помните, и у нас они тоже имеются. Андрею Анатольевичу, яркому примеру невозмутимой буддийской рассудительности, огромное спасибо.
Rojdenie Bodhichitty (Посетители) | 17 ноября 2011 17:55  
Уважаемые буддисты!

Вместо того, чтобы вникать в эту прокитайскую грязь, займитесь духовной практикой (изучением, анализом Дхармы...) А заслуги посвятите, лучше скорейшему беспрепятственному приезду Его Святейшества в Россию.
Limak (Посетители) | 17 ноября 2011 21:58  
Искренне благодарю за ясность мысли и правильное изложение существующих вопросов Андрея Анатольевича!
choidorji (Посетители) | 18 ноября 2011 09:18  
У себя в Бурятии я до сих пор не могу найти взаимопонимания ни со стороны СМИ, ни общественности, ни политиков, ни тем более буддистов в этом вопросе, что сложилось в буддийской среде с приходом Аюшеева. В основном все молча возмущаются, почему он так себя ведет и почему он не признает Далай-ламу, все это к моему большему стыду переходит все в более и более масштабный характер, так как многие смирились и даже больше стали "уважать" его так, как он теперь близкий в государственных кругах и "лидер" буддистов России. У нас в Бурятии никогда не было национального характера и гордости, ни с приходам демократии в начале 90-х, ни тем более сейчас, это показали еще, те первые выборы на всех уровнях в нашей республике. Самое главное, я как бывший хамбо лама, подчеркну и как очевидец, учений Далай-ламы для российских буддистов в Дарамсале, с гордостью отмечу, что простые буддисты из нашей республики составляют все-таки большинство паломников на этих учениях и пускай, те кто пишет об этом и те кто, старается нести раздор между нами братьями буддистами из 3 республик и России, все мы братья и друзья между собой, там в далекой Дарамсале и все мы были и будем учениками Далай-ламы во все времена, когда к нам пришел буддизм из Тибета. Спасибо Андрею за статью, побольше открывайте нам глаза. Извините меня, мои земляки, что и я являюсь в какой степени виновником, того что происходит в нашей буддийской среде. Кенсур (т.е. бывший хамбо) лама Чойдоржи.
Rojdenie Bodhichitty (Посетители) | 18 ноября 2011 09:54  
Уважаемый Кенсур лама!
Я Вам не верю.
savetibet (Администраторы) | 18 ноября 2011 11:29  
Уважаемый читатель с громким именем "рождение бодхичитты". Духовная практика была и остается главной задачей буддиста во все время, кто станет с этим спорить? Но только газеты со статьями, подобными той, что написал никому не известный, но чрезмерно осведомленный С.Бадмаев, ложатся на стол государственным чиновникам, в том числе тем, кто отвечает в нашей стране за государственную политику в области религии. И вот, глядишь, и прижился миф о том, что Далай-лама ссорит бурят с калмыками. И тут уж посвящай заслуги – не посвящай, беспрепятственный визит может так и не случиться. Да и сторонний читатель, мало что знающий о Тибете, может легко принять эту «прокитайскую грязь» за чистую монету. Так что говорить правду необходимо, особенно когда НЕПРАВДА начинает выходить за все мыслимые и немыслимые пределы. Если вы почитаете Джатаки, то найдете там целый ряд историй, когда произнесенное «слово истины» останавливало самые чудовищные беды и природные катаклизмы. Бодхисттва изрекал истину, и мир менялся. Думаю, то же самое ежедневно делает и Его Святейшество Далай-лама, говоря правду о судьбе своего народа и положении буддизма в мире. Он не только молится и посвящает заслуги.

Чойдоржи прав – единение российских буддистов из всех трех республик, собирающихся в Дхарамсале у трона своего коренного учителя, сегодня особенно очевидно. В прошлом году было много паломников и из Буддийской традиционной сангхи России. В свете этого любые попытки «поссорить», «противопоставить», «разделить» воспринимаются как отчаянный жест людей, всеми силами цепляющихся за «НЕПРАВДУ». А правда в том, что российские буддисты из всех трех буддийских регионов становятся все ближе к Далай-ламе, все отчетливее и яснее слышат его голос, все охотнее следуют его наставлениям. И этому не смогут помешать никакие хитроумные замыслы и мифы, невзначай запущенные в высшие эшелоны власти. Потому что это ПРАВДА.
Yudon (Посетители) | 18 ноября 2011 12:37  
Уважаемый, Кенсур Лама Чойдоржи! Благодарю Вас за то, что Вы искренне переживаете за происходящее в республике, и не только переживаете, но и прилагаете огромные усилия, чтобы радовать ЕС Далай Ламу. А что означает радость Учителя? Учитель может порадоваться только нашим благим деяниям, выполнению его драгоценных советов, которые он неустанно, вот уже на протяжении последних лет нам всем дарует с большим энтузиазмом. Говоря о китайцах или о бурятах в своем комментарии, конечно, я не имела ввиду всех китайцев или бурятов, мы все с вами знаем, что такие люди могут быть среди всех нас, возможно, такие заблуждающиеся люди есть даже среди тибетцев, но по таким единичным фактам нельзя судить в целом обо всем народе.
Хотелось бы, пользуясь случаем, сказать огромное спасибо Тэло Тулку Ринпоче, который неустанно трудится на благо всех нас - российских буддистов. Калмыцким буддистам особенно повезло! Нам надо сорадоваться его просветленным деяниям, посмотрите сами, съездите в Элисту, и вы убедитесь сами, как преобразилась буддисткая Калмыкия! Нам всем надо объединяться, а Тэло Тулку Ринпоче имеет огромный потенциал, силы, энергии, просветленные качества для объединения всех буддистов России.
Xory (Посетители) | 18 ноября 2011 13:35  
Уважаемый Чойдоржи лама, хорошо написано. Спасибо от многих земляков... Я предлагаю создать Вам и самостоятельно думающим буддийским лидерам Бурятии, создать интернет сообщество буддистов Бурятии, таким образом , создавать благоприятное или правильное мнение о буддизме у нас, продвигать учение ЕС Далай Ламы... Можно о планах многое писать, но думаю Вы сами знаете что и как. Очень мало выступлений, статей от Бурятии. Как будто буддистами являются калмыки, тувинцы и москвичи. А может быть ничего и не надо?
choidorji (Посетители) | 18 ноября 2011 16:36  
Зачем прикрываться именем "рождение бодхичитты", неужели вам не стыдно так прикрываться или вы лама из БТСР, которые за все годы обучения в Индии в тибетских монастырях, никто не остался гелонгом и большинство стали открыто выражать неприязнь к тибетским ламам и даже к Далай-ламе. Видимо вы и своих тибетских учителей тоже осуждаете, или они другие. Такого не бывает..Откуда у многих лам такое невежество, вы уж лучше меня осуждайте, не надо на своих учителей и Далай-ламу нападать! Неужели мы так все разрушим, не нам ли это потом всю жизнь нести в себе. Вы то уж знаете, не мне вас учить или уже ничего не боитесь! Страшно!!! А насчет выступлений и статей, уж я то знаю, что у нас невозможно и не напишут об этом, Все те журналисты и другие, кто говорил со мной об этом, прекрасно знают о чем я говорил и буду говорить. Давайте подумаем о будущем, когда-нибудь все это кончится, потому что дело ведь в одном или нескольких людях, которые довели до всего этого.
dordge89 (Посетители) | 18 ноября 2011 20:22  
Спасибо уважаемый Чойдоржи за принципиальную позицию и честность. Благодарим от молодых буддистов!
критик (Посетители) | 18 ноября 2011 22:50  
интересная статья ) и комменты тоже )) Вообще стоит взглянуть на развитие буддизма на западе может оттуда мы сможем извлечь пользу для себя ))

есть интересная книга*Опора на духовного учителя* Берзина )
dzimmijs13 (Посетители) | 19 ноября 2011 19:09  
Vot, i nekakie raznalgasije mezdu utsiteljami net - http://elo-rinpoche.ru/news/main/address_of_venerable_elo_rinpoche_02102011/
smile
арьяна (Посетители) | 26 ноября 2011 13:01  
Почему убрали мои комментарии? Где демократия и свобода слова, поборником которых якобы выступает Андрей Анатольевич? Оставляете только комменты в выгодном свете оттеняющие вашу тенденциозную статью?
Может начнете бороться с драконом внутри себя, как советовал сказочник Шварц, а то создали миф о злом хамбо-ламе и боретесь с этим мифическим героем.
Вот уж "отягощенная карма конспиролога"
savetibet (Администраторы) | 26 ноября 2011 13:46  
Демократия имеет место быть, но, как мы уже неоднократно указывали, нам ближе разговор о проблемах в спокойном тоне без попыток обижать ту сторону, с чьей позицией вы не согласны. Если возможна аргументация без перехода на личности, то мы только рады разным точкам зрения. Аналитическая статья, которую мы опубликовали, написана в спокойном тоне. Нам категорически не близок формат форума, где любой серьезный разговор в конечном итоге превращается в перепалку в детской песочнице.

А если серьезно, то дело совсем не в злом или добром хамбо-ламе, а в вопросах куда-более важных. Вопросах сохранения и развития буддизма. Что нужно сделать, чтобы его сохранить и развить, Его Святейшество Далай-лама ясно обозначил в своем выступлении от 10 ноября: Развивать Учение в собственном сердце. Обращение Его Святейшества Далай-ламы к монгольскому духовенству. Нужно просто внимательно послушать и сделать выводы, ведь для бурятского народа, равно как и для калмыцкого и тувинского, Его Святейшество - наивысший авторитет и любимый духовный учитель.
арьяна (Посетители) | 26 ноября 2011 14:24  
Ваша демократия напоминает мне внутрипартийную дисциплину, хамбо-ламу можно ругать как угодно, а вот его противников "трогать не моги". Я еще раз повторю свою мысль, что была в храмах и центрах, относящимся к оппозиции хамбо-ламы и не заметила никакого качественного отличия от БТСР. Также мирно сидят женатые ламы в монашеских одеждах и оказывают психотерапевтическую помощь за небольшую мзду мирянам. Не видела чтобы там сидели погруженные в медитацию последователи Будды. Нет лучших и худших, все одна и та же "религиозная сансара" и эта статья как яркий пример подковерной борьбы за религиозную власть. Если честно, то я уже привыкла, что мои комменты удаляют, видимо моя правда покалывает глаза тех, кто считает людей простаками.
Доброжелатель (Посетители) | 26 ноября 2011 15:20  
Арьяна, лучше проводить сравнение с достойными примерами - дацаном Ринпоче Багаша в Бурятии или хурулом "Золотая обитель Будды Шакьямуни" в Калмыкии, где нет "мирно сидящих женатых лам в монашеских одеждах, и оказывающих психотерапевтическую помощь за небольшую мзду мирянам", где проводятся учения и посвящения, а ученики уходят в затворничество для углубления своей практики. Благо в нашей стране достойные примеры есть. А что касается статьи, то она (кстати) не появилась из небытия, а служит ответом на публикацию С.Бадмаева (наверняка псевдоним). Вы ее читали? Вот уж где неприкрытая борьба за власть. А тут Андрей Анатольевич ясно пишет, никто не претендует на пост главы буддистов России, потому что поста такого не существует.
арьяна (Посетители) | 26 ноября 2011 20:10  
А если серьезно, я думаю, что дело в просчетах тибетского правительства в изгнании по отношению к национальным конфессиям. Видимо были плохие советчики. Я сама была немало удивлена, когда Его святейшество давал посвящение Дамдина несколько лет назад в Монголии, параллельно с ним приехал какой-то индийский йог, не помню как звали, типа Свами какой-то. Йог давал учение с утра, а Далай-лама в 16.00.на стадионе. На лекциях йога людей было не меньше, телевизионный эфир совершенно поровну, монголы закатывая глаза рассказывали каких замечательных результатов они достигают медитируя по Свами...йоге. Пока тибетцы очаровывали Запад и Америку над жителями коренных буддийских регионов основательно поработали протестанты и Свами ....йоги.

В дацанах БТСР также "проводятся учения и посвящения, а ученики уходят в затворничество для углубления своей практики", просмотрите новости по Бурятии на этом же сайте и вы увидите, что идет активная религиозная жизнь.
Доброжелатель (Посетители) | 26 ноября 2011 20:38  
Арьяна, проблемы буддийского сообщества России и Монголии, вызваны отнюдь не "просчетами тибетского правительства", а тем, что Его Святейшество не имеет имеет возможности беспрепятственно приезжать в эти страны, где его ждут и нуждаются в его руководстве. Положение дел в российском буддизме было бы совсем другим, если бы он регулярно посещал Бурятию, Калмыкию и Туву. Он не был в Туве и Бурятии 20 лет, а прошлый его визит в Монголию, о котором вы пишите, состоялся в 2006 году, 5 лет назад.

Однако в силу разных причин, и прежде всего благодаря усилиям духовенства, способствующего организации специальных учений и встреч Его Святейшества Далай-ламы с российскими и монгольскими буддистами, а также благодаря интернет-трансляциям и видеозаписям его учений, положение дел, безусловно, меняется.

Визит Его Святейшества Далай-ламы в Монголию в 2011 году был организован на совершенно другом уровне, чем в 2006. Интерес людей был огромным - достаточно посмотреть, сколько тысяч паломников собралось на новом и очень большом стадионе, расположенном на значительном удалении от города, куда общественным транспортом не добраться. И это при том, что о приезде Его Святейшества было объявлено за день до начала визита. Здесь на сайте есть можно посмотреть видеозаписи и фотографии.

Что касается учений, посвящений и затоворничеств - то все, кто способствует этому, в равной степени заслуживают похвалы.

Информация

Чтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
«    Ноябрь 2011    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
 
Также вы можете получать наши новости на страницах удобных для вас соцсетей и сервисов:

Регистрация     |     Логин     Пароль (Забыли?)
Фонд «Сохраним Тибет!»
2005-2024   |   О сайте   |   Поддержать
Адрес для писем:
Сайт: savetibet.ru