Главная | Новости | Далай-лама XIV | Анонсы | Статьи | О фонде |
Лама Еше. Советы монахам и монахиням. Вторая беседа. Продолжение19 января 2012 | Версия для печати
В 1982 году лама Еше впервые провел в Индии, в Бодхгае и Дхарамсале, пятимесячную серию учений, посвящений и ретритов под общим названием «Праздник просветленного опыта». В нем приняли участие около сотни монахов и монахинь из Международного института Махаяны. Во время дхарамсальской части программы лама Еше пригласил монахов и монахинь в гомпу ретритного центра «Тушита» и в течение двух вечеров, 17 и 18 апреля, даровал им приведенные ниже учения.
Отношения с наставником, посвятившим вас в монахиПоговорим об отношениях с вашим наставником. Согласно Винае, человек, посвящающий вас в монахи или монахини, становится вашим наставником. Он несет ответственность за вас так же, как отец несет ответственность за жизнь своей дочери или сына. Эти отношения схожи. Помните, что вам говорили во время посвящения? Это важно — это не шутка. Как я указывал раньше, дать посвящение легко: «Бла, бла, бла… ОК, теперь вы монах или монахиня. До свидания!». Один час, и все готово. Очень легко. Но Владыка Будда говорил: «Нет! Вам следует поддерживать тесные взаимоотношения с наставником, даровавшим вам обеты. Если возникает серьезный вопрос, прошу вас, обращайтесь к нему за разъяснениями — что правильно, а что нет». Так мы проявляем заботу друг о друге. В XX веке монахам и монахиням сложно поддерживать крепкие отношения с наставником. Они убегают от своих родителей, гуру, наставников… в некотором роде это сродни революции. Но старшие ученики знают, что прочная связь с наставником, даровавшим обеты Винаи, чрезвычайно важна. Она действительно имеет глубокий смысл. Не думайте: «Я индивидуалист и могу делать, что захочу». Да, вы вольны поступать так, как хотите. Никто не оказывает на вас никакого давления, но если вы берете на себя обязательство, если выбираете для себя определенный образ жизни, у которого есть свои цели, то вам понадобится множество взаимозависимых явлений, чтобы двигаться в этом направлении и прийти к месту назначения. Западный уклад жизни дарит великую свободу, но он также способствует развитию сильно проявленного индивидуалистического эго. Как следствие именно эго определяет ваши поступки. Если же вы сопротивляетесь ему, то испытываете разочарование. Нужно изменить этот порядок вещей. Когда вы получаете монашеское посвящение, вы должны верить в то, что наставник, дарующий обеты, способен воодушевить вас, направить, помочь. Вы должны быть уверены, что он не даст вам неправильный совет и не приведет к пагубному положению дел. Поэтому следует выстроить хорошие взаимоотношения с наставником. В их основе должно лежать правильное понимание того, что именно он будет помогать вам, пока вы не достигнете освобождения. Не поддавайтесь своему сильному индивидуалистическому эго. Вместо этого развивайте правильные отношения с вашим учителем, братьями и сестрами по Дхарме. В них источник роста вашей дхармической мудрости. Лама Еше дает учения в монастыре Копан. Непал, 1974. Фото: www.lamayeshe.com. Что делать после посвящения?После посвящения вы должны всеми силами усердно следовать правилам Винаи. Ответственность лежит на вас. Получить посвящение легко, вся процедура занимает не более дня. Трудность в том, что продолжать быть монахом. В этом настоящее испытание. Вы должны изучить все тонкости Винаи. Например, как вы помните, у акта убийства есть четыре составляющих: мотивация, объект, действие и завершение. Для полного нарушения обета «воздерживаться от убийства» необходимо, чтобы были задействованы все четыре условия. Даже если вы совершаете нечто, нарушающее обет, но при этом отсутствует одно из перечисленных условий, ваше действие не будет полностью негативным, обет будет нарушен лишь частично. Очень важно знать такие подробности. Неоднократно западные ученики приезжали ко мне со слезами на глазах, раскаиваясь в нарушении обета. Но после беседы выяснялось, что обет не был ими нарушен. В случае моих учеников имело место частичное, но не полное нарушение обета. Обеты нарушаются поэтапно. Вам следует изучать все правила тщательно и подробно — тогда вы будете знать, как сохранить монашеские обеты. Поскольку мы — новички, то порой нарушаем обеты. Но в таких нарушениях можно раскаяться. Существуют разные степени и различные способы раскаяния. Обычно мы проводим формальную церемонию раскаяния [соджонг] дважды в месяц. Весьма полезно посещать эти ритуалы. Участия в соджонге достаточно для очищения большого накопления негатива, возникающего при нарушении заповедей. Правила Винаи могут менятьсяПомните, что правила Винаи со временем могут меняться. Поскольку культурные традиции непостоянны, правила Винаи также подвержены изменениям. Так сказал сам Владыка Будда. Но это не означает, что в наши дни можно убивать. Совсем не означает. Изучайте Винаю досконально. К примеру, пользоваться духами для западных женщин — обычное дело, в этом нет ничего особенного, ничего значимого. Но в Тибете и в других странах третьего мира, если женщина использует духи, то это особый случай — люди сразу решат, что у нее есть что-то на уме. На западе же этому не придают никакого значения — как мужчины, так и женщины используют парфюмерию. Это почти обязательно! Поэтому вам следует принимать во внимание подобные культурные различия. Медитация поможет сохранить обетыЗнать обеты не означает уметь их перечислить. На мой взгляд, хранить в восточном монастыре обеты несложно. Но жить на западе и блюсти обеты достаточно трудно, даже если вы знаете их наизусть в мельчайших подробностях. Западным монахам и монахиням нужно укреплять свое интеллектуальное понимание обетов с помощью медитации. Иначе невозможно остаться монахом. Окружение оказывает непреодолимое влияние. Оно велит тебе: «Делай так, делай эдак. А если ты так не поступаешь, то ты — глупец. Если не пьешь кока-колу, то ты — глупец». Я немного преувеличиваю, но воздействие этих факторов чрезвычайно могущественно. На самом деле я испытываю благодарность западным монахам, пытающимся хранить свои обеты в чистоте. Жить на западе и оставаться монахом — это требует огромной внутренней силы. А иначе ничего не получится. На западе многие полагают, что вы — практически преступник, если приняли обеты: «Этот парень по соседству какой-то странный. Живет в одиночестве, ни жены, ни детей. Должно быть, болен». Вот распространенное мнение, влияние вашей культуры. В результате западные монахи и монахини вынуждены прикладывать огромные усилия для соблюдения обетов. На западе им приходится нелегко. И тибетским монахам по той же причине на западе трудно сохранить обеты. Конечно, у нас есть центры по всему миру, и если вы живете один, то практически находитесь в монастыре. Такая жизнь имеет преимущества. В этом маленьком мире можно хранить обеты. Но когда вы покидаете центр, то встречаетесь с трудностями лицом к лицу. Поэтому, будучи монахом и монахиней, вы должны усердно медитировать каждый день. Благодаря медитации принесет вам определенное внутреннее удовлетворение, и это поможет вам не нарушать обеты. Без медитации соблюдение Винаи попросту невозможно. Создайте правильную средуСреда должна быть правильной. Мы прикладываем огромные усилия, чтобы защитить наших монахов и монахинь и помочь им сохранить обеты. Мы очень стараемся, на самом деле стараемся. В наших центрах мы пытались построить отдельные помещения для Сангхи. Мы искали разные пути, но доныне эта задача зачастую оставалась невыполнимой по экономическим причинам. Надеюсь, теперь в связи с открытием монастыря Наланда, у нас получится создать монастырский уклад жизни и таким образом быстро развивать свой внутренний потенциал. Я настоятельно советую всем вам всеми силами придерживаться монастырских правил, до тех пор пока вы не почувствуете в себе внутреннюю силу, необходимую для того, чтобы противостоять давлению внешнего мира. Иначе противостояние будет очень и очень трудным. Помните, что сказал Васубандху в своей «Абхидхармакоше»? Одним из факторов, вызывающих в вас взрыв омрачающих эмоций, служит сам объект. Именно он делает вас омраченным. Ваш ум подобен зеркалу — он отражает объекты. Возникают предрассудки, а затем омрачения, которые в свою очередь влекут за собой омраченные действия. Поэтому среда очень важна. Следовательно, мы должны принимать определенные меры. Мне бы хотелось, чтобы на благо большинства, вас самих и других существ, вы оставались монахами и монахинями. Отдайте предпочтение монашеской жизни, она действительно того стоит. Конечно, у всех нас разные способности — то, что под силу одним, другим не под силу — поэтому могут быть исключения. Например, некоторые могут жить в затворе, как аскеты. Но это случаи исключительные. Как минимум, монахи и монахини должны получить базовое образование; другими словами — они должны изучить ламрим. Без знания ламрима монахи и монахини окажутся в чудовищном положении. Для внутреннего роста необходимо медитировать по ламриму. Однако в западных странах, где высок уровень интеллектуального развития, одного знания ламрима недостаточно. Вам также нужно знать философские основы Дхармы, чтобы обосновать ее положения с опорой на логику и анализ. Второй курс по медитации в монастыре Копан. Непал, 1972. Фото: www.lamayeshe.com. Монастырские правилаКроме соблюдения правил Винаи, вам также следует изучать внутренние правила монастыря. Они относятся к Винае, но не являются обетами как таковыми. Например, если вы не посещаете утреннюю пуджу, вы не нарушаете обет, но нарушаете правила монашеской общины, что само по себе нехорошо. Если вы заболели, если у вас проблемы с ветром, можно сделать исключение. Вы можете прийти в гекё (ответственному за дисциплину) и объяснить, что плохо себя чувствуете, и спросить разрешения пропустить церемонию. Владыка Будда всегда заботился о больных, это особый случай. Но если у вас нет проблем с ветрами или какой-нибудь физической болезни, то не посетить службу — плохо, очень плохо. На самом деле, это значит, что у вас нет сострадания. Посмотрите на тханки с изображениями тех, кого мы называем «риг-сум гом-по»: Авалокитешвары, Манджушри и Ваджрапани. Иногда Авалокитешвара находится в центре, а ниже, словно слуги или ученики, — Манджушри и Ваджрапани. На других танках вы увидите Манджушри или Ваджрапани в центре, а ниже два других божества. В этом заключается огромный смысл. Манджушри является воплощением просветленной мудрости, но иногда он действует как ученик Авалокитешвары. Он поступает так не ради собственной выгоды, но ради блага других. Мы должны быть готовы поступать так же. Другой хороший пример — сам Будда Шакьямуни. В этот мир он, родившись в царской семье, пришел уже просветленным. Самсарическая царская власть или сотня жен не составляли для него препятствий. Как думаете, могло все это ему мешать? Конечно же, нет! Он уже преодолел все препятствия, но ради блага других создал видимость, будто это не так. Вот и вам нужно поступать так же: активно участвуйте в жизни общины на благо Сангхи и всех живых существ, даже если обладаете высшим знанием сутры и тантры, стали арьей или самим Манджушри. Можно сделать исключение, если вы заняты какой-либо работой на благо Дхармы или, как я упоминал ранее, болеете, но спросите разрешения. В этом случае не вините себя, все вас поймут. Теоретически монахи и монахини должны вставать рано утром, но у меня нет права заставлять вас поступать именно так, потому что я сам просыпаюсь достаточно поздно. Я плохой пример для подражания! На самом деле время пробуждения зависит от того, в котором часу вы заснули. По своей натуре я ложусь спать поздно, потому и просыпаюсь поздно. Не следуйте моему примеру, не подражайте мне. Это неправильно, но этому я научился у вас! Если говорить всерьез, то я настоятельно советую вам засыпать и просыпаться пораньше. Укладываться в постель лучше не в половине первого или в час ночи, а в десять-одиннадцать, то есть до полуночи. Так будет гораздо лучше. Утром можно проснуться в половине шестого, в шесть и выполнить практику, почитать молитвы и помедитировать. Многие в нашей общине похожи на тибетцев. Хотя я не знаю, откуда взялась эта тибетская тема. Точно не от меня. Не знаю, с кого эти ученики берут пример. По утрам они не читают молитвы, не выполняют своих обязательств, в течение всего дня бесцельно слоняются. Затем в полночь неожиданно приходят в возбуждение, достают книги и наконец-то приступают к своим обязанностям. Они кладут тексты на колени, но как только начинают читать молитвы, тут же отключаются. Затем просыпаются, и некоторое время продолжают свою практику, пока опять не заснут. Погодя опять просыпаются и обнаруживают, что книга валяется на полу. Тогда им приходится начинать все сначала. В итоге чтение трех страничек занимает у них два часа! В три часа утра они читают еще пару строк и вновь засыпают. И так продолжается до тех пор, пока не взойдет солнце. Тогда они сдаются и спят до обеда. Эта тибетская тема нам не подходит. Не знаю, кто научил моих учеников так поступать. Лучше хорошенько высыпаться, сон полезен. По крайней мере, во сне ум находится в уравновешенном и спокойном состоянии, так как в это время грубое сознание растворяется. Вы просыпаетесь посвежевшими, ваши тело и ум отдохнули, и вы полны сил. Начитывать молитвы следует с полным сосредоточением и правильной мотивацией, а не механически, без проникновения: «Бла, бла, бла… Уффф, готово!» Тогда и сон будет приятным и спокойным. Так куда лучше. Каждый день жизни важен. Жизнь состоит из дней — одного, другого. Поэтому необходимо упорядочить свое личное время: «Проснусь и сделаю это, затем то, а потом то…» Научитесь самоорганизации. Тогда ваша жизнь наполнится смыслом, и вы не будете попусту тратить время. Если вы станете планировать свою жизнь, то ясно увидите, насколько расточительно ваше отношение ко времени. Два часа вы провели в пустой болтовне с друзьями и не принесли пользы ни себе, ни другим. Без плана вы не сможете осознать, как много времени теряете. Поэтому составьте сначала общую программу, а внутри нее — более подробный распорядок. Все зависит от вас, проявляйте гибкость. Но вы должны расписывать каждый день своей жизни. Порядок принесет много пользы. Удостоверьтесь, что все ваши проявления — интеллект, эмоции и практика — гармонично уравновешены в составленном вами плане. Разработать сбалансированный распорядок дня очень важно. Если вы не составили план на день, то день развалился. А за ним и два дня, месяц, год — заканчивается тем, что вся ваша жизнь растрачена впустую. Поэтому нам нужно организовывать свою жизнь. В этом вопросе заметную роль играет монастырь. Вы еще этого не поняли, но монашеская жизнь упорядочивает каждый день. Будьте благодарны за это. Лично мне монастырские правила помогли стать дисциплинированным, самостоятельно я бы никогда не достиг такого результата. Монастыри очень и очень полезны. Вы не представляете себе, как много мы, люди, можем сделать, просто невероятно много. Можем, но зачастую не осознаем свои способности. Когда вы попадаете в ситуацию, где проявляются ваши лучшие качества, то удивляетесь сами себе: «Невероятно! Я на такое способен!» Спустя какое-то время, оглядываясь назад, вы чувствуете удовлетворение, испытываете гордость за себя. Можете сами проверить, какой губительный эффект оказывает на ваш ум место, где не существует правил. Это поможет вам по-новому осознать ценность монастырской дисциплины. Монастырские правила очень важны, чрезвычайно важны. Например, сейчас, здесь, на «Празднике просветленного опыта», вы живете по правилам монастыря. Как вы себя чувствуете? Полезно это или нет? Чувствуете ли вы происходящие внутри вас изменения? Сделалась ли ваша жизнь проще? Полагаю, что на все эти вопросы вы ответите утвердительно. И это правда: мы поддерживаем друг друга. Этому в точности учит ламрим: все наши знания, наша репутация, наша доброта берут начало в живых существах, которые когда-то были нам матерями, от других людей. В правдивости сказанного можно убедиться с помощью логических доказательств. Это не какая-то метафизическая абракадабра. Нам очень важно поддерживать друг друга. В монастыре вам предстоит встретиться с некоторыми правилами, о которых не упоминал Владыка Будда. Потребность в них возникла в силу местных условий. Эти правила надо принимать, а не отрицать: «Владыка Будда никогда такого не говорил. Почему это мне нельзя так поступать?» Во-первых, сами того не осознавая, вы в принципе уже признали существование подобных правил. Возьмем, к примеру, длинную тибетскую накидку «зен», которую мы носим. Владыка Будда не говорил, что монахам следует носить длинные накидки, но вы автоматически принимаете эту традицию. Эта одежда — часть тибетской культуры. Владыка Будда дал детальные объяснения, как носить накидку «чого» во время учений, но я никогда не встречал в Винае упоминания о длинной накидке зен. Но вы, не задумываясь, ее носите. Монастырские правила имеют смысл. Их единственной целью является ваше развитие. Иначе, чего ради мы бы их создавали? В них не было бы никакой нужды. Кто несет ответственность за соблюдением монастырских правил? Каждый ли человек имеет полномочия? Кто угодно может сказать: «Бла, бла, бла...»? Нет. Только настоятель и гекё имеют исключительное право на введение в монастыре определенных правил. Поэтому, принимая монашество, вам необходимо признать, что настоятель и гекё — ваши лучшие духовные друзья, ваши лидеры. У вас должно быть именно такое отношение, такая мотивация, а не предубеждение: «Я испанец, он — американец. Чего ради я должен обращать на него внимание?» или «Я итальянец, а этот тибетский монах не ест пиццу. Почему я должен прислушиваться к его словам? Он не поднесет мне ни пиццу, ни моцареллу». Нужно отказаться от таких мыслей. Он — добрый, усердно работает. Лидером быть нелегко, сострадайте ему. Лидеры стараются помочь вам, невзирая на множество трудностей. Не думайте, что ими движет стремление к власти, когда они велят вам поступать так или эдак. Поймите, правила существуют, чтобы приносить пользу большинству. Вы — всего лишь один человек. Если вы нарушите правила, то помешаете принести благо большинству, причините вред другим живым существам. Не думайте, что причинить вред другому — это вонзить в него нож или же совершить другой вопиющий поступок. Разрушая то, что приносит благо большинству в общине, вы тем самым вредите им. Таково неведение, оно заставляет нас стремиться только к собственной выгоде. Терпение поможет преодолеть трудностиВы даже представления не имеете, как протекала жизнь в тибетских монастырях. Она была полна трудностей. В сравнении с этим ваша жизнь здесь — почти существование в мире богов. При этом каждый день вы находите повод пожаловаться: «Нет воды… бла, бла, бла… нет удобных кроватей…» Спуститесь в индийскую деревушку и посмотрите, как живут бедные индусы, как они строят лачуги и спят на земле. В тибетских монастырях посреди зимы монахи порой вынуждены были всю ночь напролет сидеть на холодной земле. При необходимости мы мужественно сносили лишения. Мы не создавали трудности намеренно, дабы испытать на прочность свое терпение, — это неразумно. Но если речь идет о том, чтобы принести пользу другим, будьте готовы к борьбе, это не должно доставлять вам беспокойства. Необходимо выработать такое отношение: «Если эти испытания способствуют моему росту и приносят пользу всем живым существам, моим матерям, то я приложу все свои усилия, чтобы их преодолеть». Разумно, согласны? Я не призываю вас следовать экстремальным путем Миларепы, но вы должны уметь взглянуть трудностям в лицо с мыслью: «Пока это приносит пользу другим, я справлюсь с этой проблемой. Ничего страшного. В конце концов, я ведь для этого стал монахом/монахиней. Я перестал быть слугой одной личности, одной женщины, одного мужчины. Мое истинное желание — принести пользу большинству, служить на благо всех живых существ, отдавая все свои силы». Я вас не критикую. Если люди со всего мира собираются в одном месте, естественно, что двойственный ум даст о себе знать. Одни едят цампу, другие — пиццу, третьи любят гамбургеры. Есть множество культурных различий, которые влекут за собой проблемы. Я никого не виню. Понятно, что жизнь в многонациональном сообществе создает множество неудобств, мы не можем запросто смешать все наши отличия, словно ингредиенты в супе. Но, несмотря на эти отличия, мы стараемся не акцентировать внимание на особенностях той или иной культуры. Мы пытаемся сосредоточиться на существенных аспектах Учения Будды. Вот самая важная задача. Вот, что привело нас на этот Праздник Дхармы. Мудрость, заключенная в Учении Владыки Будды, — единственная причина, почему мы вместе. Иначе чего ради вы бы стали слушать монаха из Тибета, страны третьего мира? Дхарма живет в ваших сердцах, все вы приехали сюда, чтобы жить вместе в духе ламрима, осознавая, что все живые существа, наши матери, в равной мере стремятся к счастью и хотят избежать несчастий. Все мы разделяем это воззрение и потому можем считать себя чрезвычайно удачливыми. Перевод Дели Лиджи-Гаряевой Продолжение следует... Лама Еше. Советы монахам и монахиням. Первая беседа Лама Еше. Советы монахам и монахиням. Вторая беседа Лама Еше. Советы монахам и монахиням. Вторая беседа. Продолжение Смотрите также:Комментарии:ИнформацияЧтобы оставить комментарий к данной публикации, необходимо пройти регистрацию
|
|||
Фонд «Сохраним Тибет!» 2005-2024 | О сайте | Поддержать Адрес для писем: Сайт: savetibet.ru |